В среду, 1 февраля, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви, в Трапезных палатах соборного храма состоялся торжественный прием по случаю четырнадцатой годовщины интронизации Первосвятителя, сообщает Патриархия.ru.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам приема со словом:
«Сегодня Русская Церковь — на переднем крае борьбы за сохранение веры Христовой и христианских ценностей, за сохранение той системы нравственных ориентиров, которые были предопределены словом Божиим, Священным Преданием, великой традицией христианства и которые сегодня просто уничтожаются, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Причем удивительно — уничтожаются в странах, где христианство, казалось бы, достигло очень большого влияния на жизнь общества и государства. Ведь влияние католического епископата на жизнь западного общества было несравнимо с влиянием православных архиереев на христианском Востоке. Но сила, с которой западное христианство пыталось установить свой контроль над обществом, обернулась, как мы знаем, таким страшным явлением, как антиклерикализм. Последний подпитывал и все революционные идеи, которые были направлены не только на борьбу с абсолютизмом, но и на борьбу с Церковью».
«У нас ничего подобного не было, потому что Церковь никогда не стремилась к власти, — подчеркнул Предстоятель. — Идеалами в церковной жизни были не политики типа Феофана (Прокоповича), а старцы, такие как преподобный Серафим Саровский. И эта отрешенность Церкви от политической борьбы, при том, что Церковь воспитывала в народе любовь к Отечеству, готовность душу положить за ближних своих, и заложила основы совершенно особой системы отношений Церкви и государства в России».
«Однако наша Церковь выдержала такие испытания, как ни одна другая в мире, — продолжил Патриарх. — Гонения, притеснения, репрессии, физическое уничтожение епископата, духовенства, верующих людей — наша Церковь через все это прошла, и поэтому наше ви́дение истории и наше самопонимание очень отличаются сегодня от ви́дения истории нашими христианскими братьями на Западе. Мы никого не осуждаем, мы сочувствуем всем, кого сегодня притесняют, угнетают за веру Христову. Но мы удивляемся тому, что со стороны христианских институций на Западе нет должного отпора антихристианской и антирелигиозной пропаганде, которая обрушивается на людей в западном мире. Не нам судить — это их дело, их выбор. Но на фоне упадка самой способности жителей Запада отстаивать свою идентичность, свою христианскую подлинность мы с вами должны сознавать, что на нас возложена особая ответственность за судьбу страны, судьбу народа, судьбу нашей Церкви».
«А ведь на Россию смотрят очень внимательно и с Востока, и с Запада. И если нам удастся сохранить нынешний уровень взаимодействия Церкви и государства, сохранить достигнутое сейчас положение Церкви в обществе, если нам удастся сохранить и развить соработничество Церкви и органов власти, то и страна наша, и народ наш будут действительно непобедимы. И народ наш, сохраняя веру православную, одновременно сохранит и силу воздействия на весь мир, который сегодня, к сожалению, отступает от всякой веры и поглощается безбожными и антихристианскими силами», — подытожил Патриарх Кирилл.
В зале собрались Преосвященные викарии, благочинные церковных округов, наместники и игумении ставропигиальных монастырей, а также представили Государственной власти.
От лица собравшихся Предстоятеля приветствовал первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря митрополит Воскресенский Дионисий.
С приветственными речами на приеме выступили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов.
Прозвучали слова представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии архимандрита Серафима (Шемятовского) и руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучкова.
В дар Его Святейшеству собравшиеся передали набор подлинных эстампов XVIII века «Церковные праздники Московии».
В ответ Патриарх Кирилл обратился к участникам приема со словом, в котором поделился мыслями о событиях новейшей истории Русской Православной Церкви.
«Когда Поместный Собор избрал меня на Патриарший престол, я воспринял эту весть с полным смирением, без всякого чувства триумфализма, — отметил Святейший Патриарх. — И сегодня, по прошествии четырнадцати лет, могу сказать: если что и удавалось сделать, то лишь потому, что епископат всегда меня поддерживал».
«Не было никакой оппозиции, народ реально поддерживал все те перемены, которые предлагались, хотя некоторые из владык сомневались, когда настало время создавать епархии, — подчеркнул Предстоятель. — И я хотел бы поблагодарить всех, кто, может быть, тогда не в полной мере был согласен, но не выступил против Патриарха».
«А к чему это привело? К многократному увеличению приходов, к активизации приходской жизни в такой степени, о какой мы и помыслить не могли, — продолжил Первосвятитель. — По милости Божией появление новых епархий несомненно привело к активизации церковной жизни, столь необходимой в совершенно изменившихся условиях».
«Задуманное было бы невозможно осуществить без поддержки епископата, а его абсолютное большинство поддержало меня в то судьбоносное время, — констатировал Святейший Патриарх. — Я всегда избегал слова “реформа”, но теперь могу прямо сказать: это была историческая реформа в жизни Русской Православной Церкви. А в результате многократное, фантастическое увеличение количества приходов».
«Каждый вновь поставленный архиерей поставил перед собой задачу открывать новые приходы в районах своей епархии, потому что их было совершенно недостаточно, — пояснил Первосвятитель. — Благодаря этому мы сегодня имеем совсем иное количество приходов и намного более активную церковную жизнь».
«Конечно, еще раз хотел бы сказать, что это было бы невозможно без поддержки нашего епископата, без добрых отношений, которые сложились между Церковью и государством в Российской Федерации».
Говоря об отношениях меду Церковью и Государством, Патриарх Кирилл добавил: «Такого не было никогда — ни при государе императоре, ни при Временном правительстве, тем более при советской власти, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. — Никакого вмешательства, только поддержка! У нас действительно сложилась уникальная форма церковно-государственных отношений, и надо благодарить Господа за тот исторический путь, которым мы прошли, и за ту систему церковно-государственных отношений, которая характеризуется полным единомыслием Церкви и государства по самым важным, судьбоносным вопросам, связанным с жизнью нашей страны и нашего общества».
«Конечно, не могу не отметить роль нашего Президента — православного человека, — продолжил Святейший Патриарх. — Православного не ради того, чтобы стяжать некую популярность, не ради того, чтобы за него голосовали, а по-настоящему православного, который приобщается Святых Христовых Таин, который живет церковной жизнью. Действительно, во главе Российского государства — православный христианин. Не всегда цари были такими православными, как сейчас наш Президент».
«Говорю так, потому что нас не ждут впереди легкие времена, — добавил Предстоятель. — И самая главная наша борьба — это борьба за нашу независимость, действительно полную независимость от влияния мировых центров политической власти, под которыми находится большая часть мира. А Россия остается, как я уже сегодня сказал, островом свободы, и Церковь наша наслаждается этой свободой и сама определяет свой курс».
«Хотел бы искренне, от всего сердца выразить благодарность нашему Президенту, нашим властям и политическим силам, которые содействовали формированию такой модели взаимоотношений Церкви и государства», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси.