Святая Русь как фундамент русской государственности

Как духу вечно живого Слова и Смысла поддержать государственно-созидательное сознание грядущего поколения?

Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
615
Время на чтение 13 минут
Фото: Предоставлено автором

«Русская идея – в воцерковлении. Потому что без возрождения души Родина не возродится. Не коттеджи и иномарки принесли славу России, а русская православная душа, собравшая раздробленные земли, создавшая величайшее духовное богатство. А без души любое тело мертво. Как его ни румянь, как ни забрасывай цветами – покойник есть покойник» Иеромонах Роман (Матюшин)

Научная и богословская методология анализа социальных процессов часто находятся в конфликте, между ними существует некая пропасть, которую трудно преодолеть. Исходя из этого, я попытаюсь направить дискуссию в сторону некоторых социальных закономерностей, не противоречащих христианскому пониманию открытости Истории. Так, на это указывает Ранко Гойкович в связи с исторической судьбой святого царя Николая II Романова и царевича Алексея: «Мы знаем из Библии о примерах, когда искреннее покаяние отвращает гнев Господень, и что если бы в русском народе укоренилось покаяние, к которому призывали святитель Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский, то и от болезни царевича было бы найдено лекарство, и истории мученичества русского народа в ХХ веке удалось бы избежать» («Свети цар» // предговор Р. Гојковић «Препород Русије почео је канонизацијом светих царских мученика», с. 9). Поэтому я попытаюсь указать на возможные решения в рамках опыта священной истории, а именно восточно-христианского дискурса, так, как это отражается на землях так называемого византийского содружества, ибо, следуя Аристотелю, ясно, что методология должна соответствовать объекту исследования. История России – особая, и к ней неприменимы западные критерии, которые по инерции выставляют ее в виде некоей автократии, восточной деспотии и тому подобных обвинительных оценок, упуская из виду бессознательный естественный ход централизации ее власти и защиту государства как высшего духовного смысла, к которому стремится большинство русских правителей.

С сербской церковно-правовой точки зрения основу православной мысли о государственном строительстве составляют греческие номоканоны, получившие свою «очищенную» версию в Законоправиле святого Саввы, а окончательный вид – в Законнике Стефана Душана. В русской истории эти два кодекса послужат одной из основ законов Русской Православной Церкви, а через Церковь к государству и народу как проводнику идеи высшего Царства, к которому следует стремиться и которому служить. «Сравнительный анализ некоторых постановлений Законника Стефана Душана с постановлениями Судебника 1497 г., Судебника 1550 г. и Соборного уложения 1649 г. показывает, что между сербским и русским средневековым правом имеется значительное сходство, хотя они и являются правовыми памятниками, отдаленными друг от друга во времени, созданными в государствах, развившихся в разных исторических условиях» (Чворовић З. Душанов законик у руском огледалу, с. 145). Причину этого проф. д-р Зоран Чворович находит в общей правовой модели – византийской, и в общем славянском обычно-правовом наследии. Особенно интересно рассмотрение Чворовичем защиты государства в Сербском и Российском государствах в связи с присягой на верность князю и царю: «Византийская идея равенства перед законом, независимого от социального положения человека, настолько укоренилась в Московской Руси, что даже под давлением оккупации феодальной Польши судебная юрисдикция Боярской думы за политические правонарушения не могла превратиться в исключительную сословную привилегию боярского сословия» (там же, с. 57).

Поскольку церковное право не является моей основной деятельностью, при осмыслении возможного проекта консолидации российского общества я обращусь в направлении деятельности святого Саввы, а также по следам духовно-социальных исследований русских и сербских общественных мыслителей в рамках тем, которые я рассматриваю в готовящейся книге «Русский вопрос на рубеже эпох».

Россия уязвима и неустойчива только тогда, когда она теряет смысл своего существования, когда она отрывается от своего изначального вневременного предназначения быть тем, кто удерживает мир (катехон) от погружения в бездну и бессмысленность, а это значит, что в момент ее выхода из своего культурно-цивилизационного кода неизбежно рушатся основы ее государственности: «Начала, лежащие в народе одного культурно-исторического типа, могут быть искажены, уничтожены, но не могут быть заменены другими началами, составляющими принадлежность другого культурно-исторического типа, иначе как с уничтожением самого народа, то есть с обращением его из самостоятельного исторического деятеля в этнографический материал, имеющий войти в состав новой образующейся народности» (Данилевский Н.Я. Россия и Европа, с. 111).

Это основной тезис моей работы – установить, каким способом в нынешних условиях можно создать государственную модель/проект/стратегию, которая сможет вернуть Россию в «естественное русло» и нейтрализовать влияние концептуальных вирусов западной матрицы, аннулирующих, или, в конечном счете, подобно червям, разрушающих русский цивилизационный код. И в качестве второго тезиса напрашивается выявление внутренних процессов, приведших Россию к принятию политонимов и проецируемой противником политической реальности. «"Украина" рождалась, но никогда бы не возникла в Киеве, если бы не Варшава и не Москва» (Дарко Р. Ђого. Русь, с. 317). В связи с этим далее возникает вопрос о том, в какой степени процессы вестернизации мира затронули российское бытие. Проникла ли она в более глубокие сферы духа и подточила корень? Привёл ли распад СССР к вестернизации огромной территории или СССР был неудачным оборонным проектом, не военным, а культурно и цивилизационно несостоятельным проектом?

Теперь, с этой метаисторической точки зрения, ясно, что можно было перенаправить внутренние силы и дух красной империи на старую/новую форму государственного устройства, используя созданный социальный потенциал, но геополитическая катастрофа произошла и урок развала СССР надо внимательно изучить, а его вклад в российскую государственность оценить по достоинству.

Вернусь к основной мысли о «естественном русле» российской государственности, одной из основ которой является образование. Принципиально важным представляется отделение псевдонауки от подлинно научного знания, поэтому западных мыслителей (и западно-центричных мыслителей в пределах российской мысли) и их труды необходимо переводить на язык фактов, способный отличать пропаганду от реальности, начиная с Хаксли, к Оруэллу и вплоть до Хантингтона и Бжезинского. Поэтому в качестве первого элемента создания нового/старого образовательного процесса, составляющего базисную основу всякого сильного государства, наряду с отходом от болонизации науки выступает и отход от пропагандистской ноты западной общественной мысли и навязывания мышления, не имманентного русской мысли. Однако ни в коем случае нельзя прибегать к запрещению изучения этих трудов (что оказалось контрпродуктивным на всех этапах российской государственности), а нужно формировать некую модель, в которой бы точно читались и толковались мыслители и стратеги западной мысли, ранжируя их от истинно научных до квазинаучных, ибо, как гласит старая истина, врага надо изучать, чтобы победить его.

В связи с этим в качестве еще одной деятельности возникает необходимость создания новой науки, которая будет способна ответить на вызовы новой эпохи. «Россия обязывает политическую теорию в корне преобразовать свою методологию, потому что не может объяснить и понять свою политическую историю. Недавний опыт показывает, что западные институты и понятийные модели не могут быть механически перенесены на российскую почву. Методологическая основа современной западной политической теории обмена с просветительской фигурой «разумного эгоиста», которая рационалистически упрощает, сводит сложную человеческую личность к существу, сознательно реализующему свои материальные и иные интересы. Политическое понимается как столкновение личных и групповых интересов» (Куљанин Б. Русија и евроазијска идеја, с. 110). Таким образом, интерес навязывается как некий культ, к которому все должны стремиться и ради которого необходимо пожертвовать вековыми ценностями и постулатами, а это противоречит основным созидательным принципам российской государственности – соборности, заветности и «монархическому сознанию народа» (Иван Солоневич).

По оценке А.И. Фурсова, мы сейчас находимся в точке полифуркации и нам нужна новая наука об обществе, потому что старая наука, сформировавшаяся в середине XIX века, уходит в прошлое. Она отражала реальность буржуазного общества, а теперь объекты, формировавшие социологию и политологию, исчезают. Необходимо создать принципиально новую науку, «потому что у того, кто первым создаст эту науку, будет шанс завоевать XXI век». Эту науку нельзя отделять от того, что было в ее основе еще со времён восточно-римской традиции, – укоренение ее стремления в эсхатоне, в осознании того, что жизнь есть служение Богу и отчизне, – что «есть вневременная вечность и повседневность, и что история становится реальной, потому что соединяется с эсхатологией» (Мандзаридис).

Во всех средневековых писаниях восточно-римской христианской традиции служение Богу и правителю считалось привилегией и честью, а измена считалась величайшим преступлением. Поэтому необходимо вернуться к вертикали мысли, связывающей все фазы российской государственности, которая является созданным на Руси духовным фундаментом, на котором создавалась централизованная власть Москвы, или, говоря в библейском духе, – во время оно, когда был принят сборник законов «Судебник», символ двуглавого орла на государственной печати и когда сформировалось осознание Москвы как Третьего Рима. При составлении «Русского Хронографа» (архива всемирной истории) московский царь «через несколько символических уровней принял на себя роль наследника Византии» (Јовановић М. Срби и Руси 12-21 век (историја односа), с.50).

Как сделать вековую науку/мысль/смысл пригодными для восприятия и привлекательными для молодежи? Как духу вечно живого Слова и Смысла найти путь к молодому человеку и поддержать государственно-созидательное сознание молодого поколения как залог российской государственности?

Нужны новые интерпретационные модели, в которые будет «переливаться» старое сознание; современные по выражению и древние по духу. Эти формы должны соответствовать духу времени, быть в состоянии справиться с вызовами биоэкотехнофашизма (термин А.И. Фурсова), идеологией прогресса, либерального гедонизма и консумеризма, но они должны встать на путь Руси, предлагающий преображение и просветление, осознание того, что каждое поколение является частью одной и той же последовательности, продолжателем дела предков, отцов истинной Отчизны: «Идеал Православия есть преображение, а не прогресс» (сщмч. Иларион (Троицкий). Преображение души. М., 2012, с. 12).

Осознание принадлежности к особой цивилизации, особому культурному коду и миссии должно передаваться детям соответствующим образом в раннем возрасте, но не путём пропаганды, а путём наставления, научения блюсти себя (дети учатся в основном на примере). Особенно важно развивать осознание значимости родного языка и языка, на котором говорили предки, который затихает как эхо, соединяет века и несёт с собой более глубокий смысл облагороженного слова. Поскольку и в русском, и в сербском случае имело место сначала религиозное, а затем языковое обособление некогда общего национального бытия, необходимо вернуться к истоку проблемы, к причине обособления, тщательно различая то, что было навязано извне, а что является продуктом отречения от инаковости некогда общего рода, собранного на объединяющей, в первую очередь духовно, территории прежней Руси.

Ясно, что всякое установление целостности исторической русской земли и государственности, т.е. решение русского вопроса, будет иметь своим основным постулатом преодоление исторического редукционизма и постоянное обновление «общего языка» с обычным народом. Основной принцип стабильного государственного проекта состоит в том, что он всегда твердо пребывает в реальности. В российской истории не раз случалось отчуждение правящего класса от народа через язык (пушкинская Татьяна с трудом изъяснялась на родном языке), культуру и даже гардероб, и это явление необходимо анализировать и предотвращать.

Вопрос русского языка, как и сербского языка, вопрос выбора кириллицы или латиницы, способа их употребления – это не просто попутная проблема. В контексте всех событий XIX, XX и XXI веков становится очевидно, что борьба за исконный сербский/русский язык (ситуация одинакова и в сербском, и в русском корпусе) и кириллицу как письменность нашей идентичности, представляет собой основу борьбы за выживание автохтонной культуры и традиций. «Поэтому борьба за целостность сербского (русского) языка – это еще и борьба за пространство, за территорию».

Во всемирно-историческом конфликте между Востоком и Западом русская мессианская идея о защитнице Православия сегодня расширена осознанием подавляющим большинством мира того, что Россия стоит на позиции защитницы мирового культурного разнообразия, защитницы бесправных, но духовно богатых восточных цивилизаций. Запад в своем атлантистском глобалистском проекте низвёл их до объекта уничтожения. Сегодня говорить об идеологии – значит говорить о древнем русском пути, заявленном в мировом масштабе, когда в начале ноября 2022 года Владимир Владимирович Путин подписал указ об утверждении государственной политики, направленной на сохранение и упрочение российских духовно-нравственных ценностей. Все ценности и идеалы, представленные в этом документе (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Родине и ответственность за ее судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и уважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России) также заложены в устоях Древней Руси и являются частью русского цивилизационного кода и, как отмечает Ранко Гойкович, частью промыслительной роли православия как созидательного элемента российской государственности.

Для того, чтобы эти идеи вновь, в больших масштабах, начали жить в русской цивилизации-государстве, необходимо включить их как в социальные, так и в культурные процессы, с осознанием достижений древней Руси и величественного наследия великих славянофилов, именно Православие определявших стержнем русской цивилизации и русской идеологии. Как история не знает более святой династии, чем Неманичи, изображенные на стенах русских храмов внутри Кремля, так же не помнит мир такой мудрости, как у русских продолжателей древней мысли Руси времён славянофилов – за каких-то полвека произошел такой «взрыв» громадного интеллектуального и духовного потенциала. На практике к «идейным славянофилам» относят и Данилевского, создателя теории цивилизаций, и идеологов русского монархизма Победоносцева, Леонтьева и Тихомирова, а также великих творцов золотого века русской литературы Пушкина, Гоголя и Достоевского. Особое место принадлежит незаслуженно забытому мыслителю Николаю Федоровичу Федорову, представившему обзор борьбы Востока и Запада еще со времен персидских войн и уже тогда ясно наблюдавшему всемирно-историческое движение русского народа, «преобразующего кочевые народы в мирных земледельцев» (Куљанин Б. Источно питање у руској мисли 2, с. 169).

Здесь собрано столько мудрости и духовности, и превосходной научной, литературной и религиозной работы поистине мыслителей-гигантов, что невозможно вне этого искать никакой другой идеологии России. Евразийство заслуживает уважения и основательного рассмотрения, но оно все же находится на более низком духовном уровне по сравнению со славянофилами и несёт в себе семя своеобразной духовной опасности для дальнейшей судьбы России.

В заключение статьи я повторю один из вопросов, содержащихся в тексте, учитывая, что форму, в которой эти идеи воплотятся в жизнь, еще только предстоит произвести на свет, и что полный ответ на этот вопрос еще последует: Как духу вечно живого Слова и Смысла найти путь к молодому человеку и поддержать государственно-созидательное сознание грядущего поколения, являющееся залогом российской государственности?

Милана Бабич, профессор сербского языка, теолог, организатор «Бессмертных полков» в Сербии

Выступление на научной конференции «Традиционные духовно-нравственные ценности» Традиционалне духовно-моралне вриједности у руској философији права и домаћој правној науци») 12.01.2023 г. Конференция была организована кафедрой государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии совместно с кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета. Цель мероприятия заключается в концептуальном и научно-теоретическом осмыслении преемственности современной отечественной юриспруденции с позиции отражения в законодательстве традиционных духовно-нравственных ценностей, зафиксированных в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», поиске консолидирующих общество правовых принципов и приоритетов правовой политики, позволяющих создать условия для духовного, культурного и социально-экономического единения российского общества в контексте современных геополитических угроз и вызовов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Милана Бабич
Экуменизм умер раньше глобализма
Интервью главного редактора «Русской народной линии» сербскому журналу «Печат»
03.12.2021
Все статьи Милана Бабич
Русская цивилизация и Запад
Впечатление от недавнего выступления Президента
на дискуссионном клубе «Валдай»
11.11.2024
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Общественники просят главу СК А.И. Бастрыкина пресечь преступную ситуацию
11.11.2024
Когда наступит мир? О столетней войне с США,
сроках СВО, мобилизации и будущем России
11.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Должен ли философ Александр Дугин формули-
ровать практическую реализацию своих идей или его дело только теория?
09.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Эксперты обсудят актуальность наследия русской мысли Древней Руси
В Москве начинается цикл конференций «Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
11.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Октябрьская революция была «мертвой водой», но окропить Россию «живой водой» – всё еще нерешенная задача
08.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 19:39
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Фиалковский
11.11.2024 18:57
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.11.2024 17:39
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Новый комментарий от прот. Владимир Сахаров
11.11.2024 17:30
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от Виктор
11.11.2024 17:29
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.11.2024 16:48