В обители святого Георгия

В покое от гама и суеты в новогодние дни рядом с Богом в молитве

0
516
Время на чтение 10 минут
Фото: Предоставлено автором

Вместе с 2022 годом ушли в прошлое и 9-дневные новогодние каникулы, которые обычно вызывают нарекания у тех сограждан, которые загодя не обзавелись путёвками в санатории и потому не знающих, чем себя занять в эти дни. У меня такая проблема не стояла. Милостью Божией я их провёл в замечательном месте, о чём хочу рассказать читателям.

Неделю с плюсом отдыха – это долгожданный подарок для человека, решившего отрешиться от гама и суеты, в котором проходит большая часть времени жизни для горожан. Лично мне давно приелись коммерцизированные, похожие один на другой «новые годы», всё больше стилизованные под западный стандарт. Когда, например, везде звучит «Jinglе Bells», мелькают люди в красных в санта-клаусовских колпаках, а реклама навязчиво зазывает в магазины и ловить скидки, чтоб дарить друг-другу красивые, но бестолковые и подчас ненужные вещи, поддерживая китайского производителя. Если бы не внуки, которые нуждаются в сказке, ёлке и дедушке, я бы уезжал из Москвы ещё 30 декабря, ловя драгоценные дни, чтоб провести предрождественские дни наедине с собой и Богом.

Лучшее место для этого – монастыри, в которых сегодня нет недостатка. Это милость к нам Божия, шанс, которым нужно пользоваться в эти драгоценные, но бестолково и бессмысленно, проведённые в отрыве от Бога дни. В этом году по договоренности с товарищем мы отправились в Мещовский мужской Свято-Георгиевский монастырь Калужской митрополии. Я не был до этого здесь ни разу, да и города такого, признаться не слышал. Название, какое-то уж слишком провинциальное, не на слуху. Однако, душа и искала некий медвежий угол в пределах дневного пути от столицы.

Электричка до Калуги – трёхчасовое (в ожидании автобуса) знакомство с городом, который на мой взгляд заслуживает большего к себе внимания со стороны властей - ещё полтора часа езды на пазике и мы на месте. Заметив, что, два мужика совещаясь, где найти такси, не торопятся уйти, водитель, участливо подсказывает подходящие нам варианты и желает «приятно провести время». Здорово! Как оказалось позже – вежливость и учтивость – визитная карточка мещовцев. Разве уже ради этого не стоило сюда ехать?

И вот мы у ворот монастыря, где к нам выходит сторож. Ну такой, каким он и должен быть: непременно бородатый, в валенках, шапке-ушанке и тулупе. Узнав цель нашего прибытия, он широко улыбается и предлагает пройти в собор, где идет богослужение. Мой товарищ, который бывал здесь не раз и заранее созвонился с настоятелем, уверенно ведёт меня по обширной монастырской территории. В темноте видны стены, за которыми выситься светящий окнами пятиглавый собор. На пути к нему из темноты появляется памятник: женщина со стоящим впереди ребёнком. Явно не Богородица. Сергей объясняет, что это родоначальница дома Романовых – супруга Михаила Фёдоровича, Евдокия Стрешнева – уроженка Мещовска. Ого! Вот тебе и провинция! Как оказалось позже, городок подарил русскому престолу еще одну царицу – Евдокию Лопухину – первую супругу царя Петра Алексеевича. Получается, Мещовск – некоронованная столица дома Романовых!

Монах Елисей – ответственный за размещение паломников был к нам удивительно ласков. Расспросив, как доехали и узнав, что я здесь впервые, вызвался по пути к нашей кельи, провести обзорную экскурсию. Это было так утешительно и приятно! Мещовск всё более входил в моё сердце!

Разместили нас в местной гостинице – архондарике, в мансарде: три койки, расставленные буквой «П» впритык, два стула – вот и вся мебель. Небольшое окошко с видом на монастырский лесок. На стене – икона Николая Чудотворца. Нам сразу выдали комплект постельного белья и показали расположенный на этаже санузел. Признаюсь, как человек невзыскательный, я сразу полюбил свою келью, ведь в ней было именно то, зачем я приехал: мир, покой и тишина. Вскоре колокол возвестил о начале трапезы, которая, как человека готового к монастырскому постному уставу, не разочаровала.

В 5 утра мы проснулись от звука деревянной колотушки, будившей всех насельников монастыря для «пения, бдения, молитвы». Не назову это приятной неожиданностью, хотя Сергей меня об этом и предупредил. Но вскоре пришло понимание, где я нахожусь и зачем приехал. Сам братский молебен начнётся в храме в 6 утра, а значит по большому счёту ранняя побудка нас не касается. Однако, это время, как утверждают опытные монахи – лучшее для молитвы. Выбрав вариант молитвы «лёжа под одеялом», начинаю благодарить и просить Бога о милости ко мне, моим родным, главе государства, его воеводам, воинству российскому с перечислением моих друзей и знакомых, находящихся в зоне проведения СВО.

К 6.00 умытые и приведенные в чувство лёгким морозцем, мы стоим в просторном Петропавловском храме, где царит сумрак, оттеняемый мерцающими лампадами. Вдоль стен замечаю стасидии – специальные кресла, где молятся монахи, широко распространённые в Греции. Братия беззвучно и постепенно занимают их, а мы начинаем обход святынь монастыря, сосредоточенных в этом храме. Это прежде всего большая икона покровителя обители: святого великомученника и победоносца Георгия с частицей мощей; при жизни - начальника императорской гвардии самого лютого гонителя христиан Диоклетиана, исповедавшего перед его лицом свою веру, за что и был им лишён жизни. Рядом – частица мощей градоначальника и военного коменданта Салоник – Дмитрия Солунского, отказавшего выполнять приказ Императора Максимиана по преследованию в своем городе христиан. Итог отказа – смерть, переходящая в вечную жизнь.

Есть иконы с частицами мощей любимого всеми Николя Угодника и врача Пантелеймона Целителя, у которого сразу попросил здоровья нуждающемся в нём моим знакомым. Отдельно в специальной раке под сенью находятся мощи местночтимого святого – блаженного Андрея Мещовского, брошюрку о житии которого позже приобрёл в монастырской лавке. Жизнь юродивых, добровольно избравших путь, усыпанный терниями, почему-то особо привлекает меня. Андрей, умерший в 1812 году предсказал нашествие Наполеона и после своей кончины продолжал помогать землякам, исцеляя от болезней. Мещовцы, как выяснилось, до сих пор чтут его и не стыдятся обращаться к помощи блаженного. Рядом с его ракой оказался ковчег с частицей мощей и мантии известного мне по московскому Свято-Даниловскому монастырю преподобноисповедника Георгия (Лаврова). Как выяснилось, он с 1915-го по 1918-й годы был настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря, откуда его увезли в первую ссылку.

Братский молебен сменяется Литургией – главным богослужением православной Церкви, когда и совершается Евхаристия – чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову, которая и предлагается верным христианам. Народу в нерабочий день немного, что вполне отражает общую картину упадка интереса к своей вере русских людей. Два-три причастника – уже здорово! Но где же остальные? Где те, кто сам или чьи родственники нуждаются в защите и помощи Божией? Где жёны, матери и сёстры наших воинов, воюющих сейчас за Родину? Ведь помимо прямого общения с Христом (!), когда Его кровь вливается в нашу, здесь и сейчас возносятся ектинии – молитвенные прошения «О властях и воинстве», читается, благословлённая Патриархом молитва о даровании нам Победы над супостатом: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея. Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу…». За всех нас и отдуваются, увы, братия и сестры монастырей – низкий поклон им за это!

После такой же постной трапезы: густой манной каше на воде и крепкого чая с обилием белого хлеба, идём искать отца Агапита, который отвечает в монастыре за послушания – так называется здесь работа на благо обители. Этот элемент необходим для монашествующих и трудников и весьма желателен для таких как мы паломников. Труд в сочетании с постом и молитвой - известный путь к спасению. А мы сюда, собственно, зачем приехали? Я не смотрел, вышедшие подряд один за другим сериалы и фильмы: «Монастырь», «Непослушник» и «Непослушник-2», которые словно по чьему-то заказу взялись вдруг освещать эту довольно закрытую сферу церковной жизни. Я слышал не самые лестные об них отзывы уважаемых мной людей, что для меня является критерием для принятия решения. Да и зачем тратить время и деньги на просмотр того, что проще увидеть в реальной жизни?

Вопреки страшилкам, будоражащим головы нецерковных или околоцерковных людей о непосильном труде, безжалостной эксплуатации монахами забитых и бесправных трудников, на практике всё выглядит довольно буднично и вполне полюбовно. Отец Агапит предложил нам с Сергеем с помощью метлы, лопаты и ведра заняться мелиорацией монастырской площади, что соответствует реалиям этой зимы – новогоднему потеплению. Под моросящим дождем это не самое благодатное занятие, но мы всё таки до вечернего богослужения, за 2 часа несколько уменьшили количество воды. К слову на другой день, когда стукнул морозец, ту же площадь, заодно с дорожками внутри монастыря мы теперь посыпали песком и реагентами. Ну а на третий день нашего послушничества, когда повалил обильно снег, мы банально расчищали те же места от снежного покрова, орудуя вместе с другими трудниками всё теми же лопатами. Все предельно просто и прозрачно и главное с пользой для души, если при этом творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного…».

После сытного ужина из двух-трёх блюд и густого крепкого чая спешим на вечернее богослужение в полюбившийся храм. Своим чередом идет постовая служба, мерцают лампадки и свечи. Пытаешься, теряя смысл читаемого, молиться своими словами, перечисляя родных, близких и знакомых, главу государства, мобилизованных воинов; вспоминаешь ушедших в мир иной. В полумраке очень хорошо молиться, опустившись на колени и уронив голову на распростёртые на полу ладони. Спохватываешься, порой, только, когда слышишь звон кадила, приближающегося дьякона…

Такой простой и понятный распорядок дня, когда труд чередуется с молитвой, а сытная без излишества трапеза с крепким сном и дарит мир, покой и тихую радость на сердце – то состояние которого очень трудно достигнуть, живя вне монастырской ограды. Разве не утешение видеть вокруг столько благообразных русских мужчин в монашеской одежде и без: трезвых, доброжелательных, несквернословящих, с которыми, сам оставив свои прежние вредные привычки, ты находишься на одной резонансной волне, что позволяет считать их братьями во Христе?!

С такими чувствами мы и вошли в сам праздник Его Рождества. Не скрою, одним из главных волнующих меня вопросов, был вопрос гастрономический. Судя по доходившим из трапезной слухам и запахам, готовилась неслыханное угощение! Ожидались гости. Накануне, отец Агапит попросил нас помочь в трапезной протирать стаканы после мойки. Разыгравшееся воображение предположило не только обильную пищу, но и соответствующее праздненству питиё, которое по воспоминаниям старожилов благословлялось в святые дни.

Получив возможность подготовиться к Причастию и хорошо отдохнуть перед всенощной, мы в 23:30 явились в собор. К моей радости он в этот раз оказался наполнен людьми. Ещё больше обрадовало, что среди пришедших в храм было много мужчин! Так и захотелось воскликнуть: «Нет, не перевелись ещё богатыри на земле Русской!». Хор слажено и торжественно пел, особенно выделяя рождественские тропари и стихиры праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе». Я был горд от того, что вполне понимаю смысл этого довольно сложного текста, посвятив его разбору вечерок – дело вполне по плечу каждому, кто хочет хоть немножко войти в радость Церкви, осмысливая значения Всемирного Евангельского события. Мне показалось, что в этой своей радости я был не одинок. Люди внимали пению, клали поклоны и молились. Они делали именно то, что должны были делать все православные русские люди и то, что я сейчас находился вместе с лучшей частью своего народа придавало мне дополнительные силы.

В конце службы, к собравшимся в храме обратился настоятель монастыря игумен Георгий. Поздравив молящихся с Рождеством Христовым, он напомнил о ведущейся совсем недалеко от обители СВО – настоящей войне и призвал всех к всеобщей духовной мобилизации. Священнослужитель поставил вопрос ребром: «Всегда в трудные времена народ наполнял храмы, молился. Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда советская власть разрушила и позакрывала многие храмы, а в оставшиеся народ повалил и заполнил их до отказа, как свидетельствуют кинохроника и очевидцы. Вместе молились и женщины, и дети, и старики и военные. Власть тогда пошла на попятную, сделав для верующих послабление. На Пасху 1942 года разрешено было святить куличи и провести Крестные ходы. А на фронт вместо фактически уничтоженной кадровой армии пошли мобилизованные – поколения, рожденных до революции людей, которые в своей основной массе были верующие. Именно эти обстоятельства и умилостивили Бога, который и даровал нам Победу. И в нынешних условиях, когда ситуация складывается очень непростая и против нас воюет всё НАТО, олицетворяющее силы зла, крайне важно зафиксировать свой выбор на стороне добра – с Богом! И для этого надо прежде всего наладить с ним связь посредством молитвы!»

Позже уже в трапезной, куда были приглашены все без исключения участники рождественского богослужения, за богато накрытыми столами, украшенными, на мой взгляд, самыми изысканными кулинарными изделиями и блюдами, а каждый получил ещё и индивидуальный подарок, тема СВО получила развитие. Среди гостей оказался глава Мещовского района, который огласил удивительный факт. Из 70 мобилизованных и отправленных в зону боевых действий только один получил ранение, что выделяет мещовцев в лучшую сторону в сравнении с другими калужанами, понёсшими увы куда более серьёзные потери. Одну из причин он видит в том, что на сборный пункт, где были собраны мужчины, игумен монастыря привёз необычную святыню, хранящуюся в Алтаре главного храма обители – крест с мощами Святого Георгия, который передал в монастырь почивший недавно известный на всю Россию духовник Боровского монастыря схиархимандрит Власий. Им и благословил игумен Георгий всех убывающих в зону боевых действий защитников Отечества!

Помог святой Георгий и нам. За день до отъезда в Москву, обозначилась проблема. Городские таксисты, на которых мы рассчитывали, получили более выгодные заказы и вежливо отказали нам. Узнав об этом, ставший по сути нашим духовным наставником любвеобильный отец Агапит, посоветовал прямо сейчас пойти к мощам святого Георгия и попросить помочь разрешить ситуацию, обращаясь, как к живому: мол, «мы ж к тебе приехали, так ты уж выручай». В тот же день, в храме на вечернем Богослужении мой напарник неожиданно для себя встретил родственника из Москвы, который с радостью согласился выполнить нашу просьбу!

Мы простились с монастырём, его насельниками, ставшей почти родной мансардной кельей, с горячим желанием при первой же возможности вернуться сюда снова! Слава тебе Боже за великолепную возможность встретить Рождество в таком удивительном месте!

Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий

Фото автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Сильно... Помогай, вам, Господи.
Смыслов М. Д. / 13.01.2023, 10:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Илющенко
Не женское дело
Государство не много потеряет, если откажется от опасного эксперимента по феминизации силовых структур и выдвижении на руководящие должности женщин
02.04.2024
Трагедия или промысл Божий?
Нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ
29.03.2024
Под крылами Ангела-хранителя
Пора начать систематизировать примеры Божией помощи нашим воинам
21.03.2024
Всё для Фронта! Всё для Победы!
О форуме ветеранов и молодёжи, посвящённом Спецоперации
13.03.2024
Мужество для «галочки», или Куда зовёт Родина-Мать?
​​​​​​​Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев?
19.02.2024
Все статьи Роман Илющенко
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35