Среди множества памятных современникам и их наследникам эпизодов взятия штурмом турецкой крепости Измаил 11 декабря 1790 года есть эпизод особый. О нём передавалось из уст в уста. Стало легендой. Запечатлён случай и в официальных документах, и в мемуарах, а впоследствии и в военной энциклопедии… Это, кстати, повод ещё раз понять, «когда правильно праздновать дни Измаила и Бородина». А то на иных русофобских ресурсах о Дне русской славы 24 декабря, установленном в 1995 году, пишут, что это нелепость.
Финал несравненного по скорости штурма (начат в полной темноте, за два часа до рассвета) пришёлся на 4 часа пополудни. В наших церквах в это время начинаются службы следующего дня, и это был день чудотворца Спиридона Тримифунтского. Суворов, конечно, знал, что на Корфу (остров никогда не был завоёван мусульманами), где почивают святые мощи Спиридония, в его память совершается трёхдневное торжественное празднование: раку с мощами, с навечерия 11 (24) декабря до вечерни 13 (26) декабря), выносят из придела древнего храма на особое место для поклонения и молебных пений.
В родной Суворову Москве также был старинный храм святого Спиридона. Названия московских улиц Спиродоновка и Спиридоньевский переулок тому память. Одну из измаильских мечетей Суворов распорядился освятить в память Спиридония и в ней петь благодарственный молебен за дарованную Богом победу. Благодарственный молебен поручил служить иерею, священнику Полоцкого пехотного полка о. Трофиму Егоровичу Куцынскому.
Служивший в нескольких кампаниях под началом А.В. Суворова генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт, в своих «Записки» через годы вспоминает: «При штурме отличил себя Полоцкого полка священник; подполковник Яцунский, командир сего полка, был убит, полк побежал; тогда тот поп с крестом в руках закричал: «Стой, ребята, вот ваш командир» (указывая на крест) — и сам бросился пред полком к крепости; полк пошёл за ним, и из числа первых взошёл на стену, за что награжден был наперсным золотым крестом на георгиевской ленте». Н.А. Полевой в своей «Истории князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск», первое издание 1843, передаёт событие так: «…Победители сами изумлялись, когда днем осматривали рвы и валы, по которым перешли ночью под губительным огнем неприятелей… В одном месте русские дрогнули, – среди них явился священник и именем Бога Победодавца, держа в руке крест, повёл их вперед…».
13 декабря 1790 года, на третий день после штурма, когда ещё не развеялась пороховая гарь и улицы были завалены окровавленными трупами турок, Суворов диктует письмо командующему Г.А. Потемкину-Таврическому в Бендеры: «Светлейший князь, милостивый государь! Простите, что сам не пишу; глаза от дыму болят. Благодарю, светлейший князь, за милостивое ободрительное письмо; благодарю за гостинцы… я ими разговеюсь… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со крестом, пред сим храбрым полком». Потёмкин, как видим, уже был наслышан о «Полоцком попе». Он отправляет в Петербург императрице Екатерине Алексеевне ходатайство: «Полоцкого пехотного полка священник Трофим Куцынский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жесточайшем сражении. Крест Господень, который он яко Знамение для воинов носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею».
В Военной энциклопедии И. Сытина, 1911-1915, т. 18., в статье ПОЛОЦКИЙ, 28-й пех. полк читаем: «Приняв участие во 2-ой Тур. войне, Полоцкий полк получил боевое крещение при штурме Очакова и затем находился при взятии Бендер, Килии и при штурме Измаила. Во время этого штурма Полоцкий полк входил в состав колонны генерал-майора Безбородко и потерял своего командира полковника Ясунского. В критический момент штурма во главе полка стал полковой священник о. Трофим Куцынский, с крестом в руке, и увлек полк за собою. За этот подвиг о. Трофим был награждён Георгиевской лентой к наперсному кресту, 500 р. ассигнациями единовременно и 300 р. асс. пенсии в год пожизненно».
Конечно, «командовал» полком о. Трофим недолго. Суворов контролировал ситуацию и в мелочах. А полк без командира – не мелочь. Новым командиром полка в разгар боя был назначен майор Фёдор Иванович Миллер (1750—1814, в будущем генерал-майор), герой штурма Очакова. Хроники сообщают: «Согласно рапорту Суворова Потёмкину о взятии крепости Измаил, Миллер командовал 4-м батальоном Лифляндского егерского корпуса в 3-й штурмовой колонне генерала Мекноба. Первым взойдя на стену по штурмовой лестнице и получив ранение в шею прямо в амбразуре крепости (очень распространённое ранение той поры), после перевязки возглавил атаку резерва 4-й колонны — Полоцкого пехотного полка, командир которого — подполковник Яцунский, был убит при атаке на контратаковавших с тылу турок…».
Измаил в Потёмкинскую войну 1787-1791 годов, «времён Очакова и покоренья Крыма» (точнее «удержания Крыма», так как присоединён полуостров был по итогам предыдущей русско-турецкой войны, в 1783 году), – являлся главной и особой даже и по названию турецкой крепостью на Дунае, контролирующей выход в Чёрное море. Неприступной, как считали европейские консультанты, годами укреплявшие её. Укрепрайон на момент штурма удерживала 35-тысячная турецкая армия, в состав которой входили гарнизоны нескольких крепостей, уже взятых армиями Потёмкина. В крепости, вместе с семьями чиновников, были сосредоточены огромные богатства. Командовал крепостью сераскир Мегмет-паша Айдозле (так его в документах именует Суворов), высокий чин в чиновничьей иерархии Порты.
Событие имело мирового значение и явилось значительным шагом к сланному завершению войны на условиях России.
Суворов и его славные наследники знали, когда праздновать день Измаила – накануне Спиридония! Какие бы календари ни придумывали в западной Европе, чтобы «соответствовать астрономическому календарю». Накануне Спиридония – это ныне 24 декабря, по календарю, введённому папой римским, по которому лишь сто лет живёт Россия. Кажется, самое время сейчас вновь поднять вопрос о возвращении государства на церковный календарь, чтобы не было у нас и у государства раздвоения. Пора отменить по сути декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 года как и введение «нового календаря» Совнарком. Нам с Западом точно не по пути. А Китай с Ираном и Индией, возможно, подтянутся в этом вопросе!..
Впоследствии о. отец Трофим Куцинский, пройдя огонь и воду, не выдержал грома медных труб. Такое случается с героями. Но его подвиг в русской истории – навсегда. Возглас «Ребята, вот ваш командир!» и воздетый Знаменем крест соеди огня и дыма, пробиваемый полями, – навсегда.
Михаил Одесский, публицист
1. Крест был пробит пулями, но священника Бог сберёг Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/krest_byl_probit_pulyami_no_svyawennika_bog_sbereg