Члены Общественного совета при Главе Калязинского района и члены Калязинского совета ветеранов (пенсионеров) направили обращение Президенту России В.В. Путину, в Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, а также в комитет по просвещению ГД РФ, комитет по региональной политике и местному самоуправлению ГД РФ по вопросу планируемой передачи муниципальных образовательных учреждений в ведение администраций субъектов Федерации.
В обращении говорится о том, что в Государственную Думу Российской Федерации в настоящее время внесён законопроект о передаче муниципальных образовательных учреждений в ведение администраций субъектов Федерации. Его рассмотрение в первом чтении состоялось 6 декабря. Изменения предлагается внести в статью 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно тексту нового пункта нормы, органы государственной власти субъектов РФ получат право ставить в подчинение муниципальные образовательные организации.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан в целях совершенствования системы управления образованием и создания правовой основы для усиления роли и ответственности государственного управления в обеспечении качественной работы и качественных результатов современной российской школы, что, в свою очередь, будет способствовать созданию единого образовательного пространства в стране.
Калязинские общественники отмечают, что это не первая попытка исключить муниципальное звено из управления образовательными учреждениями. В 2017 году по инициативе Ольги Васильевой, на тот момент министра образования и науки, а сейчас президента Российской академии образования, в ряде регионов стартовал пилотный проект, предполагающий передачу наверх полномочий в управлении школами. Аргументация была та же, что и сейчас – сокращение цепочки принятия решений.
Вместе с тем, большинство регионов России имеют достаточно разветвлённую образовательную сеть с большим количеством сельских школ, школ и детских садов, расположенных в малых городах и посёлках. Региональная власть вряд ли сможет учесть все особенности каждой образовательной организации, найти оптимальные инструменты и механизмы для управления. Ведь школы и детские сады – это не только образование, но и питание, школьные автобусы, содержание зданий и коммунальной инфраструктуры, обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защищённости.
Для муниципальных образований сохранение и развитие сети образовательных организаций сегодня является важным и приоритетным направлением, требующим каждодневного внимания, принятия быстрых и адресных решений с учётом потребностей каждой конкретной школы или детского сада.
В настоящее время в муниципальных образованиях на условиях софинансирования с местными бюджетами успешно реализуются федеральные и региональные государственные программы по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций, укреплению материально-технической базы по различным направлениям: это замена оконных блоков и инженерных коммуникаций, ремонт кровель зданий, ремонт спортивных залов, обеспечение комплексной безопасности и другие. Действуют программы развития сельских территорий и малых городов, программа «Земский учитель». Из бюджетов регионов муниципалитетам выделяются средства субвенции на оплату труда и учебные расходы в образовательных организациях. Именно на уровне муниципального образования принимаются решения об участии в федеральных и государственных программах, выделяются финансовые средства и осуществляется контроль выполнения всех мероприятий и обязательств.
Принятие законопроекта о передаче муниципальных образовательных учреждений в ведение администраций субъектов Федерации может привести к ряду негативных последствий, таких как:
– дальнейшее укрупнение школ и детских садов в городах и оптимизация образовательных учреждений в сельской местности (массовое слияние или закрытие небольших сельских школ и детских садов), поскольку местное самоуправление уже не сможет влиять на данные процессы;
– вопросы от муниципальных образовательных учреждений, требующие экстренного принятия решений будут слабее доходить до регионального центра, а ответ на них - затягиваться;
– разрушение связей города (села) и школы, снижение участия учащихся в жизни города (села), утрата роли школы как социокультурного центра села;
– сохранение общего дефицита финансирования образовательных учреждений в регионах и действующей модели подушевого финансирования (исходя из численности учеников), при которой не учитываются в полной мере реальные потребности образовательных учреждений, сохраняется разрыв в размерах норматива и в уровне платы труда педагогов и не решается проблема недостатка педагогических кадров;
– снижение ответственности муниципалитетов по содержанию образовательных учреждений, подготовке к новому учебному году.
В целях дальнейшего сохранения системы местного самоуправления в России и развития муниципальных образовательных учреждений Общественный Совет при Главе Калязинского района Тверской области и Калязинский районный совет ветеранов предложил депутатам Государственной Думы Российской Федерации более продуманно и взвешенно отнестись к принятию данного законопроекта.
Яна Валерьевна Сонина, руководитель пресс-службы администрации Калязинского района
1. Статус госслужащих нужен педагогам, и врачам.
Никаких дополнительных казённых денег на оплату труда при этом не требуется, вроде бы.