В условиях, когда международные санкции и коронавирусная пандемия ограничили возможность отдыха россиян за рубежом, сам собой встал вопрос о необходимости развития туристической инфраструктуры в России, о развитии наших, родных культурно-исторических и природных достопримечательностей. И в этом несомненный плюс санкций и пандемии – вместо загулов по Европам, откуда наши соотечественники возвращаются откровенными русофобами, начиная ссылаться «как у них там, а у нас тут», россияне наконец-таки стал ездить по родной стране, – узнавать её и оставлять в ней свои деньги. Пусть и незначительно, но выросли туристические потоки во все концы нашего Отечества, – люди стали созерцать уникальность Байкала и бескрайние просторы Сибири, осознавать величие реки Волги и особость городов золотого кольца – Ярославля, Углича, Рыбинска, Ростова Великого, Владимира, Суздаля. Всё это несомненное благо, ибо туризм это не только экономическое развитие тех мест, где ждут гостей, это ещё и воспитание патриотизма, это живые уроки истории и географии, это развитие сельского хозяйства и решение экологических проблем, это возрождение, спасение культурно-исторических ценностей, и прежде всего памятников русской старины.
Внутренний туризм призван быть источником патриотического воспитания народа.
Это в советское время каждый школьник знал, где находится Сахалин и мог про него рассказать многое – от истории края до особенностей национальных традиций. Этому способствовала мощь школьного образования, чтение запоями научной и художественной литературы. Наши люди в советские годы непрестанно колесили по стране – отдыхали в Краснодарском крае или навещали родственников на Урале или Дальнем Востоке. Теперь не только школьники, но даже их родители мало чего знают о своей родной стране. Не раз мне приходилось слышать, как взрослые, казалось бы образованные люди, рассуждают о гостиницах в Тунисе или пив-барах Германии, а вот где находится Суздаль или Псков, увы, не знают. А ведь со знания городов и сёл родной страны, со знания географии и истории Отечества начинается Родина, начинается патриотизм. Ибо без этого знания нет любви, а без любви к Отечеству нет и не может быть будущего. Если человек ненавидит свою страну, значит он ненавидит и память о своих отцах и дедах, ненавидит родную культуру и язык, а значит такой человек способен к предательству, продажности. Вот где корни многих наших бед. За те годы, что русский народ наездился по Турциям, Египтам и Европам он набрался тамошней культуры, нахлебался чуждого национального духа и теперь – чуть ли не каждый пятый школьник считает, что из России «нужно быстрее валить». Такие люди в случае захватнической войны первыми сдадут Отечество врагу. И сдают – мы знаем какое количество молодёжи, да и не только молодёжи, выстроилось в очереди у границ после объявления частичной мобилизации.
Не зная своей страны, её духа и истории человек скажет: «пошто мне этот Сахалин – пусть его японцы купят», «пошто мне это Приморье, да пусть его китайцы заберут». Поэтому воспитание национального духа, любви к Родине, к родной культуре, языку, традициям должно начинаться с познания своего Отечества, то есть с туризма – полноценного путешествия по родной земле, насыщенного культурной, образовательной и духовной программами.
Кроме того, внутренний туризм это прямая поддержка национальной культуры.
Культура, как известно, сегодня переживает не самые лучшие времена. Недостаточное финансирование учреждений культуры и низкая заинтересованность граждан к культурным программам ставят саму по себе традиционную, духовно-значимую культуру России не в лучшее положение. В условиях позорных дотаций, учреждениям культуры ничего не остаётся как банально зарабатывать на собственное существование – на зарплаты, ремонты, закупы оборудований. Единственным источником свободных денег являются туристы. Это на их деньги можно восстанавливать разрушающиеся памятники старины; это на их деньги можно расширять экспозиции всех местных музеев и открывать новые точки культурного притяжения, а значит можно создать новые рабочие места. В России масса мест которые необходимо оживить, а сделать это возможно лишь с помощью привлечения туристов, где в сфере экскурсионного, гостиничного и ресторанного обслуживания, торговли будут работать местные жители.
Также, туризм это фактор развития мелких форм сельского хозяйства.
ХХ век больно ударил по русской деревне. ХХ1 век добивает деревню окончательно. Крестьянским трудом и фермерством сегодня занимаются энтузиасты, люди горячо любящие землю и немогущие жить в человейниках. Этих людей по праву можно назвать героями, поскольку только у них осталось качественное продовольствие, и при этом им приходится постоянно бороться за свои права – за сбыт своей продукции, за землю, которую у них отбирают агрохолдинги, за право жить на земле и пользоваться ею по хозяйски рачительно. Поэтому реальной поддержкой для фермеров и крестьян может стать туризм, который обеспечит селянам сбыт своей продукции гостям и хоть сколько-нибудь популяризирует сельское хозяйство и жизнь в деревне через экологический и аграрный туризм, к слову сказать, активно набирающие обороты.
Культурная туристическая программа это не только привычные и скучные музеи, это могут быть фермы, где любой желающий может познакомиться с живой коровой или козой, покормить её, подоить и попробовать деревенского парного молока. Это ли не приобщение горожан к здоровой пище и сельской культуре, от которой нас отучили супермаркеты, втюхивающие отраву и агрохолдинги производящие химию? Это лучший урок для всех поколений.
Вместе с развитием сельского хозяйства, туризм экологический, это приобщение заскорузлого горожанина к живой природе – лесам, полям и рекам. А, значит, воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Туризм во всех отношениях нужен и полезен России. Это отрасль государственной важности. Поэтому отношение государства и общества к туризму должно быть не меньшим, чем к промышленности, освоению космоса, образованию и здравоохранению. Особенно в это непростое для России время.
Дмитрий Михайлович Коновалов, магистр юриспруденции, публицист