Духовные скрепы России

Наше всё, или ценности Земли Русской

Царская Россия  Закон О культуре в России  Бывший СССР  Русская цивилизация 
0
3129
Время на чтение 23 минут
Фото: РНЛ

Ценности России формировались на протяжении веков — начиная с Древней Руси, во времена Царской России и Советского Союза. И сейчас они должны проявиться в нашей жизни как связующая и смысловая основа общества.

Исторически нашему народу свойственно считать, что жизнь человеческая оправдывается осознанным служением Богу и людям, а остальное прилагается. Это принцип нашего существования. Проявлялось это служение в «родном долготерпении», о котором Владимиром Малявиным написано две прекрасных статьи в 2016 году.

По сути, служение и долготерпение — это гены русской души.

Не всегда этому принципу удавалось следовать добросовестно и успешно, и не всегда это служение было осознанным. Представления о Боге тоже менялись, но интенция прослеживается сквозь века. Попробуем взглянуть со стороны и проследить закономерности.

ЭПОХА ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ. С древних времен наши предки почитали землю как матушку, а небо как отеческое начало, обитель всех духов и богов раннего — дохристианского — периода нашей истории.

Замечательный артефакт той эпохи, отражающей мировоззрение наших прародителей, дошёл до наших дней в виде матрёшки — одного из символов России. Этот символ пришел к нам в XVIII веке из Японии, которая, в свою очередь, видимо, позаимствовала его из китайской картины мира.

Матрёшка не случайно заинтересовала художников народных промыслов из Абрамцева несколько веков назад, в ней мастера увидели визуализированное родство с нашей древней картиной мира, которую матрёшка олицетворяет и сегодня. Это глубокий символ, роднящий нас с древними народными верованиями — дохристианскими идеями наших пращуров. К этому пониманию я пришёл после того, как на годы погрузился в традиции Китая, при этом всегда пытался понять суть родного русского наследия и его истоков.

Матрёшка отражала вертикальный символ семьи человека.

Горизонтальный общеизвестный символ, заложенный в семантику самого слова «семь-я» означает единение двух родовых ветвей — по отцу и матери — в трех поколениях: ребенок, его родители и родители его родителей — дедушки и бабушки, которых ребенок, как правило, застает в своей жизни и с ними всеми ассоциирует своё родство. Так образуется «семь-я».

Матрёшка же символизирует связь человека не только с семьей, но и родом (уже умершими и еще не родившимися членами семьи), народом (объединением родов), страной (соединяющей народы) и миром в целом — объединяющим разные страны. При этом самая маленькая матрёшка ассоциировалась с собой, то есть с «я». Раньше внутри она была пустая и обозначала первообраз человека, его духовную непроявленную основу, с которой и начиналось Творение. С учётом этой пустоты мы получаем семь уровней — тел человеческой семьи на Земле. Это древнее мировоззрение роднит нас с народными верованиями Китая, в которых также присутствует подобное представление — каждый человек, выправляя себя, структурирует и поддерживает баланс и гармонию во всём мире, оказывает благотворное влияние на свой род и систему в целом.

Если вдуматься в семантику понятия счастья (с-частья), то можно увидеть, что наши предки были счастливы, когда чувствовали себя частью великого общего целого, частью видимой и невидимой родовой системы, единого тела Человечества. Сегодня важно вспомнить об этом и войти в «со-стояние» — буквально — в совместное стояние, «со-прикосновение» со своим родом, народом, страной и всем миром.

Для более подробного описания мировоззрения дохристианской Руси стоит обратить внимание на раскрывающуюся картину мира при изучении древнеславянской Буквицы, состоящей из сорока девяти элементов. В настоящее время многие ученые и энтузиасты исследуют эту Буквицу. Если посмотреть на смысловой ряд, который открывается современному человеку после ее изучения, то можно прикоснуться к истокам мироощущения славянских народов и опереться на него сегодня, никак не умаляя христианского наследия. Сейчас время познавать, что нас объединяет и что придаёт нашему существованию глубинную осмысленность. Христос пришёл не для того, чтобы отменить все учения и законы, которые были до Него, в том числе Ветхий завет, а чтобы привести людей к подлинному пониманию и указать путь спасения.

Нам необходимо понять, насколько древним является наш народ и каковы его корни, какое генетическое наследие мы несем и как оно роднит нас с другими народами континента. Тема еще мало изучена и многим из нас не известно наше дохристианское наследие. Но именно это наследие может укрепить нас сегодня, сформировать целостное мировоззрение и создать новое «образо-ваяние» на основе переосмысления исторических традиций.

Мне, как православному человеку, много лет изучающему традиции и культуру Китая, познание дохристианского наследия помогает понять, насколько древние и глубокие корни у нашей истории и мировоззрения и насколько глубоко они сопоставимы с китайскими. И нет никакого конфликта с христианским мировоззрением, напротив, видится эволюция духовного развития взаимное духовное восхождение, условно говоря — от Ветхого завета к Новому.

ЭПОХА ХРИСТИАНСКОЙ РУСИ. Эпоха Русского царства пропитана христианским, православным мировоззрением, сформировался взгляд, что «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать».

В период царствования Николая I сформировалась государственная идеология Российской империи, или Великая русская триада, автором которой был граф С.С. Уваров, изложивший свои взгляды при вступлении в должность министра народного просвещения 19 ноября 1833 года: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность».

Солдаты и офицеры служили Богу, Царю и Отечеству. Дворяне превыше всего ценили честь и достоинство. Ценности русского купечества — богатство, набожность, родовая связь с предками, общественное положение, трудолюбие, прагматизм, иерархичность в межсословных отношениях, корпоративная мораль (деловая этику).

Простой люд старался жить по совести и утешался меткими и емкими пословицами и поговорками:

Жить — Богу служить. Человек ходит, Бог водит. Кто к Богу, к тому и Бог. Кто любит Бога, добра получит много. Бог не даст — нигде не возьмешь. Кто добро творит, тому Бог отплатит. Кто живёт в добре, тот ходит в серебре. Не хвались серебром, хвались добром. Скупу человеку убавит Бог веку. Не верба бьет — старый грех. Всё в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Кто сам собою не управит, то и других не наставит. Доброго держись, а от худого удались. Люби ближнего, как себя, люби брата, что себя. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди. Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. Всяк сам себе и друг и недруг (или ворог). Нужный путь Бог правит. Бог пути кажет. Каковы сами, таковы и сани. Дружбу помни, а зло забывай!

В царской России под влиянием православия сформировался вектор на добросовестное служение Богу и людям, но постепенно сошел на нет в процессе угасания искренности в вере и под влиянием раскола в православной церкви в XVII веке. Два с половиной столетия шло гонение на старообрядцев со стороны царской власти и официальной церкви, после Октябрьской революции была расстреляна царская семья, были гонения на церковь, многие священники погибли. На смену пришла новая эпоха.

ЭПОХА СССР. Настала эпоха СССР со своими лидерами, идеологией и верой в строительство коммунизма. В процессе построения социалистического общества был сформирован моральный кодекс строителей коммунизма.

Свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961): 1) Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; 2) Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; 3) Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; 4) Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; 5) Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; 6) Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат; 7) Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; 8) Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; 9) Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; 10) Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; 11) Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; 14) Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Сейчас, по прошествии многих лет после распада СССР, полезно вспомнить идеалы общества, которые вдохновляли наших предков на строительство не менее великой империи — двадцатого века, но которую мы не смогли сохранить.

Вот что об этом писал Ф.Н. Петров в своей статье Моральный Кодекс Строителя Коммунизма: «Моральный кодекс строителя коммунизма — совокупность нравственных принципов, раскрывающих основное содержание коммунистической морали. … Практика нравственного воспитания и перевоспитания людей на основе М.к.с.к. полностью опровергает утверждения идеологов буржуазии о "неизменной природе" человека. Враги коммунизма стремятся доказать, что такие отрицательные черты, как эгоизм, жестокость, стяжательство, стремление к наживе, жадность и др., присущи человеку от рождения и преодолеть их невозможно. В современной буржуазной этике широкое распространение получил этический релятивизм, сторонники которого проповедуют субъективизм и произвол в оценке поведения людей, отрицают такие понятия, как долг, честь, человеческое достоинство, стремятся разжечь в людях звериные инстинкты. В зарубежной реакционной литературе по вопросам этики можно встретить утверждения о том, что прогресс возможен лишь в материальной сфере, а в области морали человечество обречено вечно оставаться на одном месте, поскольку моральные качества людей якобы не поддаются изменению. С этих позиций враги коммунизма пытаются доказать, что осуществление нравственных принципов М.к.с.к. невозможно».

В этом и была основная ошибка строителей коммунизма. Они надеялись изменить падшую природу человека, вытаскивая себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен, но тщетно. Они пытались привить обществу принцип служения партии и народу, но со временем искренность намерений угасла, идеалы померкли и человеческий эгоизм снова возобладал.

Спустя много лет после развала Советского Союза можно сказать, что принцип служения (преданности делу коммунизма) был унаследован от царской России, но служение было посвящено уже партии и народу, без опоры на веру в Бога и Его содействие. Также не удалось сохранить искренность намерений членов КПСС. Постепенно происходила утрата веры в высокие идеалы и возможность построения коммунистического общества, а религиозное мировоззрение было уже практически утрачено и помочь ничем не могло. В результате деградации правящих кругов и возникновения других проблем, а также под влиянием извне в конце прошлого века произошел распад СССР и закат советской империи.

Жизнь социалистического общества и формирование нового человека — строителя коммунизма — в современном Китае убедительно доказывают, что М.к.с.к. — реальная, действенная программа коммунистического воспитания общества, если привнести в нее традиционное мировоззрение. Наряду с реабилитированным конфуцианством и философией даосизма эта программа приносит свои плоды в процессе построения социалистического общества с китайской спецификой, в которой коллективизм сочетается с сохранением индивидуальности по принципу «гармония в разнообразии и единство в гармонии и интеграции». Китай внимательно изучил причины развала СССР и сделал выводы.

Помимо несменяемости элит основополагающим является тот факт, что реализация такой максимы, как построение коммунизма, силами людей без воли Неба и его помощи невозможно, поэтому в этот процесс постепенно было интегрировано традиционное мировоззрение, которое со временем выразилось в построении социализма с китайской спецификой. Как мы видим, получены хорошие результаты.

В Китае смогли реализовать главный тезис Октябрьской революции «чтобы не было бедных», при этом продолжается строительство Сообщества Единой Судьбы человечества, что по сути и есть коммунизм — духовная цивилизация. Под руководством Си Цзиньпина и председателя ЦК КПК Ван Хунина, руководящего деятельностью в области укрепления духовной культуры Китая, продолжается работа по строительству нового общества — с опорой на свои истоки и положительный опыт других стран.

СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА. Ранний этап существования Российской Федерации характеризовался своего рода революционными изменениями — сменой политического строя, системы ценностей — под эгидой идей построения свободного общества, соблюдения прав человека, демократии, плюрализма и других.

В процессе реализации этих, казалось бы, благородных идей произошло заражение общества вирусом индивидуализма — от плотного взаимодействия с западными странами. В результате общество утратило традиционные духовно-нравственные ориентиры до такой степени, что в прошлом году Президенту России потребовалось издавать специальный Указ № 400 от 02.07.2021 года «О стратегии национальной безопасности РФ». Указ касался защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.

В нём, в частности, говорилось: «91. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну».

Таким образом, произошло осмысление губительной политики построения беспринципного общества потребления. На наших глазах развернулся полномасштабный кризис и государственный переворот на Украине. Подобной ситуации с трудом удалось избежать в Беларуси, на очереди, очевидно, стояла Россия.

К сожалению, Министерство Культуры в феврале этого года было вынуждено приостановить обсуждение проекта по традиционным ценностям, но есть надежда на возобновление процесса в обществе с учетом сложившейся ситуации.

30 сентября 2022 года в своем судьбоносном выступлении Президент В.В. Путин сказал, что ценностями России также являются: человеколюбие, милосердие, сострадание.

Сейчас для консолидации людей и построения общества созидателей как никогда важно всенародное переосмысление прожитого исторического пути, допущенных ошибок и вербализация всенародных духовных скреп в поддержку Указа президента. В Китае тезисы из подобного указа висели бы на каждом перекрестке для привлечения внимания населения, а указ нашего президента вообще мало кому известен…

Человеколюбием можно считать любовь к человеку, таким качествам, как человечность, доброта, отзывчивость, сердечность, гуманность, скромность, справедливость, честь и достоинство, мораль и нравственность.

Милосердие и сострадание относится к любимой на Руси общей категории — жизнь по совести, по голосу Бога в сердцах людей, по внутреннему закону, прописанному в каждом из нас от рождения. Недаром Милосердие особо почитается в христианской традиции, а сострадание в буддизме.

Известный китаист Андрей Девятов, ссылаясь на Ясу Чингисхана, предлагает в качестве духовных скреп современной России свод ценностей под своеобразным названием. Пять «выше», а именно: 1. Духовное выше материального (это вошло в Указ Президента РФ); 2. Справедливость выше закона; 3. Общее выше частного; 4. Служение выше владения; 5. Власть выше собственности.

Профессор Владимир Малявин, философ и востоковед, автор книги «Евразия и Всемирность», говорил о присущих евразийским народам общих ценностях и предложил три основных составляющих: 1. Смирение, кротость как выражение готовности к душевному общению, совместной жизни. Ибо сначала мы вместе, как в отношениях мать-дитя, отец-сын, учитель-ученик, а уже потом становимся «индивидами». Ложь западного либерализма в том, что он основывается на индивидуалистической философии. 2. Душевная искренность как преданность идеалу совместности (соборности) людей и основа нравственной дисциплины личности. Требует преодоления всего субъективного и частного в опыте. 3. Доброта и щедрость как выражение готовности жить вместе и даже вместо другого. Не предполагают нарочитого страдания и жертвенности, ибо тому, кто все оставляет, все останется. Принцип Христа «оставь все» имеет буквальные параллели в восточных учениях.

Способом воспитания и развития этих жизненных ценностей является ритуальное действие, которое не просто определяется обществом, но само определяет его. Социум в своем истоке ритуален. Суть ритуала в Китае во внутреннем «пред-стоянии» Небу и Земле и окружающим людям, вовне ритуал проявляется по-разному, а внутри всегда одинаков.

Актёр Пётр Мамонов незадолго до смерти, отвечая на мой вопрос о судьбе России, предложил для спасения считать в качестве ценностей и духовных скреп России семь нот спектра человеческой души общечеловеческого уровня до религиозного мировоззрения: Честь и Достоинство! (достоинство есть в Указе Президента и ценилось в царской России); Честность и Справедливость! (справедливость есть в Указе Президента, это очень ценили в СССР); Мораль и Нравственность! (высокие нравственные идеалы есть в Указе Президента, это особо ценится в современном обществе); Жизнь по совести! — это всенародно любимая формулировка достойного и правильного подхода к жизни в России во все времена.

Эти «семь нот» характеризуют свойства Человека с большой буквы, по китайским понятиям — благородного мужа, «семь нот» — семь граней личности, достойной уважения.

По духу эта формулировка является кратким изложением ценностей из указа президента с существенными и очень важными дополнениями: Честь, честность, мораль и жизнь по совести как покорность воле Бога и олицетворение человеколюбия, милосердия и сострадания.

Так идёт формирование ценностей в современной России в критический момент истории. И эти ценности призваны сплотить народ вокруг высоких идеалов существования, без которых люди России жить больше не могут, они задыхаются от бессмысленности существования, поэтому перестают рожать детей. Все устали жить в обществе потребления и жаждут критического переосмысления уроков истории.

Сейчас время прислушаться к словам русского историка В.О. Ключевского. Его мысли важны для понимания происходящих ныне процессов, они помогут нам осознать причины происходящего и увидеть возможные последствия, а также помогут нам избежать ошибок прошлого. Вот несколько постулатов русского историка, которые нам необходимо переосмыслить: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». «Историческая схема или формула, выражающая известный процесс, необходима, чтобы понять смысл этого процесса, найти его причины и указать его следствия. Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления».

Обобщающий взгляд на страницы нашей истории показывает, что мы ходим по кругу, наступая из поколения в поколение на одни и те же грабли, не обращая внимания на повторяющиеся негативные закономерности. Зачем мы пишем и сохраняем свою историю, если не делаем никаких выводов?

В Китае пишут историю и родовые книги из уважения к предкам и чтобы не повторять их ошибок, чтобы сохранять и приумножать то, что от них осталось, тем самым зарабатывая себе посмертное благополучие.

В.О. Ключевский предостерегает нас, но мы упорно не слышим и движемся к очередному саморазрушению через самопожертвование «своих не бросаем» и «за правду», которая субъективна. Увидеть печальные закономерности своей истории не хотим, в своем глазу бревна не замечаем.

Осознание этих процессов позволит разорвать этот порочный круг и перейти к движению по спирали во времени, по ступеням духовной эволюции, раскрывая при этом дремлющий потенциал каждого в отдельности и страны в целом.

Осознанное служение Богу и людям, счастливому будущему своих детей и всего мира может сплотить и вдохновить наш народ сегодня. И это служение будет закономерным продолжением наших исторических тенденций.

Служение отечеству отражено в Указе Президента, но вряд ли возможно указом заставить служить Родине. Нужна идея, мечта, цель, план. Нужно видеть свет в конце туннеля, чтобы люди могли найти в себе силы и захотели дойти до этого света и не впали в отчаяние, уныние, не опустили руки. Без идейного общества трудно выиграть в войне, трудно осуществить мобилизационную экономику и найти опору. Поэтому необходимо извлечение уроков из ошибок истории и проведение корректировки в соответствии с ними нынешнего курса развития общества.

Нам необходимо увидеть пагубную закономерность периодического самоуничтожения, разрушения старого мира до основания, принесения в жертву жизни людей, очередного возрождения из пепла и повторения ошибки прошлого.

Для самоопределения необходимо пробуждение национального самосознания, но «наш образ будущего еще всенародно не выношен и не сформулирован…». Так писал протоиерей Андрей Ткачёв.

Протоиерей Александр Авдюгин, делая акцент на отличии наших ценностей от европейских, сказал: «Пресловутые "европейские ценности" известны: это уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Они не плохие и не чужды нам. Проблема в том, что наши ценности гораздо больше этих. И в прокрустово ложе европейских ценностей мы просто не вмещаемся. Ведь Россия — это и суворовское "сам погибай, а товарища выручай", и народное "не рой другому яму", и христианское "не желай ближнему того, чего не желал бы себе", и кавказское "уважай старших". Где в европейских ценностях "милосердие выше справедливости"? А ведь всё это как раз то, что делает русского человека русским. Верность долгу, любовь к Родине, память о своих героях, стремление к справедливости и "милость к падшим"...

Мы стремились в Европу, но мы больше, чем Европа. Нельзя поместить большее в меньшее. Оказалось невозможным сузить наши ценности до рыночной экономики и верховенства права. И конкурентоспособность, какой бы хорошей сама по себе ни была, не может быть национальной идей. А в чем наша национальная идея, спросите вы. И я вам отвечу вопросом на вопрос - а в чем совесть? Разве её нужно как-то дополнительно формулировать? Быть русским — вот наша национальная идея. Русский — это больше, чем нация. Это больше, чем генетика. Это те самые ценности, которые наш народ хранил на протяжении веков и которые проверены веками.

Русский — это дагестанец Магомед Нурбагандов и поляк Константин Рокоссовский, украинец Иван Кожедуб и татарин Фатых Шарипов. Для того чтобы быть русским не нужно отрекаться от своей национальности или религии. Нужно лишь быть носителем идей справедливости, милосердия, взаимовыручки, любви к Родине и русской культуре.

Демократия и верховенство права — это, в принципе, и не ценности для русского человека. Это лишь формы существования социума. Я не готов отдать жизнь ни за то, ни за другое. Но я готов к этой жертве, если речь идет о моей стране и о моем народе. Потому что быть русским — это больше, чем жизнь».

Лидер движения «Богатырская Русь», православный деятель Сергей Забурниягин в своих выступлениях предлагает взять в качестве ориентиров сплочения вектор духовного развития России. Составляющие этого вектора следующие: «Святость как целеполагание; служение и справедливость как форма; солидарность и жертвенность как проявление; открытость и развитие как направление».

Один из высокопоставленных сотрудников ОВЦС РПЦ считает, что шкала ценностей современной России выглядит так: Бог, вера, смелость, милосердие, правда.

Изложенные ориентиры позволяют увидеть некое направление, запрос в обществе, который, видимо, самому обществу и придется сформулировать, поскольку руководство страны в соответствии с принятой конституцией не считает возможным навязывать новую идеологию.

На этом фоне интересно услышать мнение известного в России музыканта Найка Борзова, который в интервью для «Мосленты» высказался о ценностях русского народа. По его словам, стремлений и ценностей у большинства жителей России вовсе нет: «Они [россияне] думают только о выживании. Это касается и меня в очень большой степени. Разумеется, есть исключения. Как раз идиоты, наверное, вообще ни о чем не беспокоятся», — сказал артист». Музыкант сказал очень горькую, но правду, и если мы сейчас побоимся её признать, то вскоре может быть поздно.

В какие-то моменты история приобретает необратимый хаотический характер движения, как острое воспаление, во время которого человек просто не имеет возможности конструктивно думать, а лишь пытается выжить и бежит, будто за ним гонятся.

Пока еще есть возможность, необходимо понять, что именно для нас — как общества — сейчас свято, за что мы готовы жить дальше и преодолевать вместе надвигающиеся трудности и вновь строить общество творцов.

Возможно, есть и другие предложения по формированию ценностей, но из того, что сказано в выше, уже можно составить смысловой ориентир наших целей, некий неписаный закон нравственного воспитания молодого поколения, которому ради спасения страны взрослые также будут следовать и изменят свою жизнь добровольно, ради светлого будущего детей и страны в целом.

В объяснение происходящему уместно вспомнить слова А.И. Солженицына на вручении ему Темплтоновской премии за вклад в духовное развитие человечества: «Всё потому, что люди забыли Бога!»

Современный мир и Россия в том числе не живут по закону Божьему, не соблюдают заповеди Ветхого завета и тем более Нового. Мы слушаем заповеди блаженства во время литургии, но лучше не становимся. Видимо, поэтому Петр Николаевич Мамонов и предлагает нам, как говорят в народе, «начать от печки», начать с соблюдения высших идеалов человечности. По факту не доросли мы еще до христианства и даже Ветхого завета, к сожалению. Видимо, надо начинать всё с начала, с учетом ошибок прошлого и желания исправить свою жизнь. На востоке говорят: «Ошибка — путь к успеху». У нас есть выражение «не ошибается тот, кто ничего не делает». Эти выражения верны лишь тогда, когда мы осознаем свои ошибки и учимся, а не повторяем их бесконечно.

Чтобы выйти из замкнутого круга истории и перейти к развитию человека, важно перестать превозноситься, гордиться и находиться на высоте воображаемого превосходства, ибо «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Необходимо обратиться к подлинно православному мировоззрению, осознав себя ниже других, — это нам во многом дано, а мы никак не научимся.

Сейчас как никогда необходимо покаяние — индивидуальное — каждого из нас и народа в целом, в подлинном понимании покаяния как изменения сознания, разворота к Богу, Его заповедям Ветхого и Нового завета. Все мы знаем, в чём виноваты, в чём предали заветы Спасителя, в чём изменили Ему. Наше врождённое правдоискательство должно повернуть нас сначала лицом к себе, поставить перед зеркалом правды. Осознание своего богоотступничества и искреннее покаяние наделит нас Его силой в немощи проявляемой, без которой нам не одолеть восставшего на нас князя мира сего.

Именно покаяние позволит посвятить свою жизнь осознанному служению Богу и людям, общему делу — ради своего спасения и всего живого на Земле. «Ибо вся тварь стенает и мучается до ныне…» (Рим. 8:22) и ждёт обращения сынов человеческих.

Анатолий Феликсович Михайлов, китаист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Вера без дел.

Вместо прорывных дел громыхание "скрепами".
Неужели нам больше ничего не осталось, как спасаться иллюзиями и безвкусным пафосом? Миллионы га заросли бурьяном!

3. Антихристианство

В этом и была основная ошибка строителей коммунизма. Они надеялись изменить падшую природу человека, вытаскивая себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен, но тщетно.


Очевидная ангажированность - тогда и христианство в своих заповедях - одна "основная ошибка". Играя словами "падшая природа человека" уважаемый автор совсем не первый входит в принципиальное противоречие с христианскими заповедями. Зачем они нужны, если "человек не может изменить свою природу"? В том-то и дело, что человек преодолевает свою падшую природу, следуя христианским заповедям. Это же простой очевидный здравый смысл, но антисоветски заряженные теоретики в общем-то непонятно чего, в упор не хотят видеть очевидное.

2. Ответ на 1, Василий Алибабаевич:

Семья как "семь я" - это все-таки народная этимология. В этимологии научной за этим словом стоит праиндоевропейский корень, никак не связанный с числительным "семь"

Тем более, что "аз" подревнее будет, чем "я".

1. Семья

Семья как "семь я" - это все-таки народная этимология. В этимологии научной за этим словом стоит праиндоевропейский корень, никак не связанный с числительным "семь"
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Михайлов
Все статьи Анатолий Михайлов
Царская Россия
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Гессенские принцессы и Россия
К 160-летию со дня рождения преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны
12.11.2024
Все статьи темы
Закон О культуре в России
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
Триединый русский народ и русская культурная идентичность
В рамках II Всероссийского форума ВРНС в Санкт-Петербурге состоялась важная секция, посвящённая триединству русского народа в условиях СВО
21.10.2024
«Это тот же фронт!»: известный актёр призвал
биться за русскую культуру
03.10.2024
Пока идёт СВО, мы можем спасти культуру
На круглом столе «Культура и духовно-нравственный суверенитет России» представили предложения по изменению в «Закон о культуре»
30.09.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
День памяти боярина Б.И. Морозова
Также сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Москве Ю.П.Бартенева
14.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31