Ценности России формировались на протяжении веков — начиная с Древней Руси, во времена Царской России и Советского Союза. И сейчас они должны проявиться в нашей жизни как связующая и смысловая основа общества.
Исторически нашему народу свойственно считать, что жизнь человеческая оправдывается осознанным служением Богу и людям, а остальное прилагается. Это принцип нашего существования. Проявлялось это служение в «родном долготерпении», о котором Владимиром Малявиным написано две прекрасных статьи в 2016 году.
По сути, служение и долготерпение — это гены русской души.
Не всегда этому принципу удавалось следовать добросовестно и успешно, и не всегда это служение было осознанным. Представления о Боге тоже менялись, но интенция прослеживается сквозь века. Попробуем взглянуть со стороны и проследить закономерности.
ЭПОХА ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ. С древних времен наши предки почитали землю как матушку, а небо как отеческое начало, обитель всех духов и богов раннего — дохристианского — периода нашей истории.
Замечательный артефакт той эпохи, отражающей мировоззрение наших прародителей, дошёл до наших дней в виде матрёшки — одного из символов России. Этот символ пришел к нам в XVIII веке из Японии, которая, в свою очередь, видимо, позаимствовала его из китайской картины мира.
Матрёшка не случайно заинтересовала художников народных промыслов из Абрамцева несколько веков назад, в ней мастера увидели визуализированное родство с нашей древней картиной мира, которую матрёшка олицетворяет и сегодня. Это глубокий символ, роднящий нас с древними народными верованиями — дохристианскими идеями наших пращуров. К этому пониманию я пришёл после того, как на годы погрузился в традиции Китая, при этом всегда пытался понять суть родного русского наследия и его истоков.
Матрёшка отражала вертикальный символ семьи человека.
Горизонтальный общеизвестный символ, заложенный в семантику самого слова «семь-я» означает единение двух родовых ветвей — по отцу и матери — в трех поколениях: ребенок, его родители и родители его родителей — дедушки и бабушки, которых ребенок, как правило, застает в своей жизни и с ними всеми ассоциирует своё родство. Так образуется «семь-я».
Матрёшка же символизирует связь человека не только с семьей, но и родом (уже умершими и еще не родившимися членами семьи), народом (объединением родов), страной (соединяющей народы) и миром в целом — объединяющим разные страны. При этом самая маленькая матрёшка ассоциировалась с собой, то есть с «я». Раньше внутри она была пустая и обозначала первообраз человека, его духовную непроявленную основу, с которой и начиналось Творение. С учётом этой пустоты мы получаем семь уровней — тел человеческой семьи на Земле. Это древнее мировоззрение роднит нас с народными верованиями Китая, в которых также присутствует подобное представление — каждый человек, выправляя себя, структурирует и поддерживает баланс и гармонию во всём мире, оказывает благотворное влияние на свой род и систему в целом.
Если вдуматься в семантику понятия счастья (с-частья), то можно увидеть, что наши предки были счастливы, когда чувствовали себя частью великого общего целого, частью видимой и невидимой родовой системы, единого тела Человечества. Сегодня важно вспомнить об этом и войти в «со-стояние» — буквально — в совместное стояние, «со-прикосновение» со своим родом, народом, страной и всем миром.
Для более подробного описания мировоззрения дохристианской Руси стоит обратить внимание на раскрывающуюся картину мира при изучении древнеславянской Буквицы, состоящей из сорока девяти элементов. В настоящее время многие ученые и энтузиасты исследуют эту Буквицу. Если посмотреть на смысловой ряд, который открывается современному человеку после ее изучения, то можно прикоснуться к истокам мироощущения славянских народов и опереться на него сегодня, никак не умаляя христианского наследия. Сейчас время познавать, что нас объединяет и что придаёт нашему существованию глубинную осмысленность. Христос пришёл не для того, чтобы отменить все учения и законы, которые были до Него, в том числе Ветхий завет, а чтобы привести людей к подлинному пониманию и указать путь спасения.
Нам необходимо понять, насколько древним является наш народ и каковы его корни, какое генетическое наследие мы несем и как оно роднит нас с другими народами континента. Тема еще мало изучена и многим из нас не известно наше дохристианское наследие. Но именно это наследие может укрепить нас сегодня, сформировать целостное мировоззрение и создать новое «образо-ваяние» на основе переосмысления исторических традиций.
Мне, как православному человеку, много лет изучающему традиции и культуру Китая, познание дохристианского наследия помогает понять, насколько древние и глубокие корни у нашей истории и мировоззрения и насколько глубоко они сопоставимы с китайскими. И нет никакого конфликта с христианским мировоззрением, напротив, видится эволюция духовного развития взаимное духовное восхождение, условно говоря — от Ветхого завета к Новому.
ЭПОХА ХРИСТИАНСКОЙ РУСИ. Эпоха Русского царства пропитана христианским, православным мировоззрением, сформировался взгляд, что «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать».
В период царствования Николая I сформировалась государственная идеология Российской империи, или Великая русская триада, автором которой был граф С.С. Уваров, изложивший свои взгляды при вступлении в должность министра народного просвещения 19 ноября 1833 года: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность».
Солдаты и офицеры служили Богу, Царю и Отечеству. Дворяне превыше всего ценили честь и достоинство. Ценности русского купечества — богатство, набожность, родовая связь с предками, общественное положение, трудолюбие, прагматизм, иерархичность в межсословных отношениях, корпоративная мораль (деловая этику).
Простой люд старался жить по совести и утешался меткими и емкими пословицами и поговорками:
Жить — Богу служить. Человек ходит, Бог водит. Кто к Богу, к тому и Бог. Кто любит Бога, добра получит много. Бог не даст — нигде не возьмешь. Кто добро творит, тому Бог отплатит. Кто живёт в добре, тот ходит в серебре. Не хвались серебром, хвались добром. Скупу человеку убавит Бог веку. Не верба бьет — старый грех. Всё в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Кто сам собою не управит, то и других не наставит. Доброго держись, а от худого удались. Люби ближнего, как себя, люби брата, что себя. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди. Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. Всяк сам себе и друг и недруг (или ворог). Нужный путь Бог правит. Бог пути кажет. Каковы сами, таковы и сани. Дружбу помни, а зло забывай!
В царской России под влиянием православия сформировался вектор на добросовестное служение Богу и людям, но постепенно сошел на нет в процессе угасания искренности в вере и под влиянием раскола в православной церкви в XVII веке. Два с половиной столетия шло гонение на старообрядцев со стороны царской власти и официальной церкви, после Октябрьской революции была расстреляна царская семья, были гонения на церковь, многие священники погибли. На смену пришла новая эпоха.
ЭПОХА СССР. Настала эпоха СССР со своими лидерами, идеологией и верой в строительство коммунизма. В процессе построения социалистического общества был сформирован моральный кодекс строителей коммунизма.
Свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961): 1) Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; 2) Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; 3) Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; 4) Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; 5) Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; 6) Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат; 7) Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; 8) Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; 9) Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; 10) Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; 11) Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; 14) Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Сейчас, по прошествии многих лет после распада СССР, полезно вспомнить идеалы общества, которые вдохновляли наших предков на строительство не менее великой империи — двадцатого века, но которую мы не смогли сохранить.
Вот что об этом писал Ф.Н. Петров в своей статье Моральный Кодекс Строителя Коммунизма: «Моральный кодекс строителя коммунизма — совокупность нравственных принципов, раскрывающих основное содержание коммунистической морали. … Практика нравственного воспитания и перевоспитания людей на основе М.к.с.к. полностью опровергает утверждения идеологов буржуазии о "неизменной природе" человека. Враги коммунизма стремятся доказать, что такие отрицательные черты, как эгоизм, жестокость, стяжательство, стремление к наживе, жадность и др., присущи человеку от рождения и преодолеть их невозможно. В современной буржуазной этике широкое распространение получил этический релятивизм, сторонники которого проповедуют субъективизм и произвол в оценке поведения людей, отрицают такие понятия, как долг, честь, человеческое достоинство, стремятся разжечь в людях звериные инстинкты. В зарубежной реакционной литературе по вопросам этики можно встретить утверждения о том, что прогресс возможен лишь в материальной сфере, а в области морали человечество обречено вечно оставаться на одном месте, поскольку моральные качества людей якобы не поддаются изменению. С этих позиций враги коммунизма пытаются доказать, что осуществление нравственных принципов М.к.с.к. невозможно».
В этом и была основная ошибка строителей коммунизма. Они надеялись изменить падшую природу человека, вытаскивая себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен, но тщетно. Они пытались привить обществу принцип служения партии и народу, но со временем искренность намерений угасла, идеалы померкли и человеческий эгоизм снова возобладал.
Спустя много лет после развала Советского Союза можно сказать, что принцип служения (преданности делу коммунизма) был унаследован от царской России, но служение было посвящено уже партии и народу, без опоры на веру в Бога и Его содействие. Также не удалось сохранить искренность намерений членов КПСС. Постепенно происходила утрата веры в высокие идеалы и возможность построения коммунистического общества, а религиозное мировоззрение было уже практически утрачено и помочь ничем не могло. В результате деградации правящих кругов и возникновения других проблем, а также под влиянием извне в конце прошлого века произошел распад СССР и закат советской империи.
Жизнь социалистического общества и формирование нового человека — строителя коммунизма — в современном Китае убедительно доказывают, что М.к.с.к. — реальная, действенная программа коммунистического воспитания общества, если привнести в нее традиционное мировоззрение. Наряду с реабилитированным конфуцианством и философией даосизма эта программа приносит свои плоды в процессе построения социалистического общества с китайской спецификой, в которой коллективизм сочетается с сохранением индивидуальности по принципу «гармония в разнообразии и единство в гармонии и интеграции». Китай внимательно изучил причины развала СССР и сделал выводы.
Помимо несменяемости элит основополагающим является тот факт, что реализация такой максимы, как построение коммунизма, силами людей без воли Неба и его помощи невозможно, поэтому в этот процесс постепенно было интегрировано традиционное мировоззрение, которое со временем выразилось в построении социализма с китайской спецификой. Как мы видим, получены хорошие результаты.
В Китае смогли реализовать главный тезис Октябрьской революции «чтобы не было бедных», при этом продолжается строительство Сообщества Единой Судьбы человечества, что по сути и есть коммунизм — духовная цивилизация. Под руководством Си Цзиньпина и председателя ЦК КПК Ван Хунина, руководящего деятельностью в области укрепления духовной культуры Китая, продолжается работа по строительству нового общества — с опорой на свои истоки и положительный опыт других стран.
СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА. Ранний этап существования Российской Федерации характеризовался своего рода революционными изменениями — сменой политического строя, системы ценностей — под эгидой идей построения свободного общества, соблюдения прав человека, демократии, плюрализма и других.
В процессе реализации этих, казалось бы, благородных идей произошло заражение общества вирусом индивидуализма — от плотного взаимодействия с западными странами. В результате общество утратило традиционные духовно-нравственные ориентиры до такой степени, что в прошлом году Президенту России потребовалось издавать специальный Указ № 400 от 02.07.2021 года «О стратегии национальной безопасности РФ». Указ касался защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
В нём, в частности, говорилось: «91. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну».
Таким образом, произошло осмысление губительной политики построения беспринципного общества потребления. На наших глазах развернулся полномасштабный кризис и государственный переворот на Украине. Подобной ситуации с трудом удалось избежать в Беларуси, на очереди, очевидно, стояла Россия.
К сожалению, Министерство Культуры в феврале этого года было вынуждено приостановить обсуждение проекта по традиционным ценностям, но есть надежда на возобновление процесса в обществе с учетом сложившейся ситуации.
30 сентября 2022 года в своем судьбоносном выступлении Президент В.В. Путин сказал, что ценностями России также являются: человеколюбие, милосердие, сострадание.
Сейчас для консолидации людей и построения общества созидателей как никогда важно всенародное переосмысление прожитого исторического пути, допущенных ошибок и вербализация всенародных духовных скреп в поддержку Указа президента. В Китае тезисы из подобного указа висели бы на каждом перекрестке для привлечения внимания населения, а указ нашего президента вообще мало кому известен…
Человеколюбием можно считать любовь к человеку, таким качествам, как человечность, доброта, отзывчивость, сердечность, гуманность, скромность, справедливость, честь и достоинство, мораль и нравственность.
Милосердие и сострадание относится к любимой на Руси общей категории — жизнь по совести, по голосу Бога в сердцах людей, по внутреннему закону, прописанному в каждом из нас от рождения. Недаром Милосердие особо почитается в христианской традиции, а сострадание в буддизме.
Известный китаист Андрей Девятов, ссылаясь на Ясу Чингисхана, предлагает в качестве духовных скреп современной России свод ценностей под своеобразным названием. Пять «выше», а именно: 1. Духовное выше материального (это вошло в Указ Президента РФ); 2. Справедливость выше закона; 3. Общее выше частного; 4. Служение выше владения; 5. Власть выше собственности.
Профессор Владимир Малявин, философ и востоковед, автор книги «Евразия и Всемирность», говорил о присущих евразийским народам общих ценностях и предложил три основных составляющих: 1. Смирение, кротость как выражение готовности к душевному общению, совместной жизни. Ибо сначала мы вместе, как в отношениях мать-дитя, отец-сын, учитель-ученик, а уже потом становимся «индивидами». Ложь западного либерализма в том, что он основывается на индивидуалистической философии. 2. Душевная искренность как преданность идеалу совместности (соборности) людей и основа нравственной дисциплины личности. Требует преодоления всего субъективного и частного в опыте. 3. Доброта и щедрость как выражение готовности жить вместе и даже вместо другого. Не предполагают нарочитого страдания и жертвенности, ибо тому, кто все оставляет, все останется. Принцип Христа «оставь все» имеет буквальные параллели в восточных учениях.
Способом воспитания и развития этих жизненных ценностей является ритуальное действие, которое не просто определяется обществом, но само определяет его. Социум в своем истоке ритуален. Суть ритуала в Китае во внутреннем «пред-стоянии» Небу и Земле и окружающим людям, вовне ритуал проявляется по-разному, а внутри всегда одинаков.
Актёр Пётр Мамонов незадолго до смерти, отвечая на мой вопрос о судьбе России, предложил для спасения считать в качестве ценностей и духовных скреп России семь нот спектра человеческой души общечеловеческого уровня до религиозного мировоззрения: Честь и Достоинство! (достоинство есть в Указе Президента и ценилось в царской России); Честность и Справедливость! (справедливость есть в Указе Президента, это очень ценили в СССР); Мораль и Нравственность! (высокие нравственные идеалы есть в Указе Президента, это особо ценится в современном обществе); Жизнь по совести! — это всенародно любимая формулировка достойного и правильного подхода к жизни в России во все времена.
Эти «семь нот» характеризуют свойства Человека с большой буквы, по китайским понятиям — благородного мужа, «семь нот» — семь граней личности, достойной уважения.
По духу эта формулировка является кратким изложением ценностей из указа президента с существенными и очень важными дополнениями: Честь, честность, мораль и жизнь по совести как покорность воле Бога и олицетворение человеколюбия, милосердия и сострадания.
Так идёт формирование ценностей в современной России в критический момент истории. И эти ценности призваны сплотить народ вокруг высоких идеалов существования, без которых люди России жить больше не могут, они задыхаются от бессмысленности существования, поэтому перестают рожать детей. Все устали жить в обществе потребления и жаждут критического переосмысления уроков истории.
Сейчас время прислушаться к словам русского историка В.О. Ключевского. Его мысли важны для понимания происходящих ныне процессов, они помогут нам осознать причины происходящего и увидеть возможные последствия, а также помогут нам избежать ошибок прошлого. Вот несколько постулатов русского историка, которые нам необходимо переосмыслить: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». «Историческая схема или формула, выражающая известный процесс, необходима, чтобы понять смысл этого процесса, найти его причины и указать его следствия. Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления».
Обобщающий взгляд на страницы нашей истории показывает, что мы ходим по кругу, наступая из поколения в поколение на одни и те же грабли, не обращая внимания на повторяющиеся негативные закономерности. Зачем мы пишем и сохраняем свою историю, если не делаем никаких выводов?
В Китае пишут историю и родовые книги из уважения к предкам и чтобы не повторять их ошибок, чтобы сохранять и приумножать то, что от них осталось, тем самым зарабатывая себе посмертное благополучие.
В.О. Ключевский предостерегает нас, но мы упорно не слышим и движемся к очередному саморазрушению через самопожертвование «своих не бросаем» и «за правду», которая субъективна. Увидеть печальные закономерности своей истории не хотим, в своем глазу бревна не замечаем.
Осознание этих процессов позволит разорвать этот порочный круг и перейти к движению по спирали во времени, по ступеням духовной эволюции, раскрывая при этом дремлющий потенциал каждого в отдельности и страны в целом.
Осознанное служение Богу и людям, счастливому будущему своих детей и всего мира может сплотить и вдохновить наш народ сегодня. И это служение будет закономерным продолжением наших исторических тенденций.
Служение отечеству отражено в Указе Президента, но вряд ли возможно указом заставить служить Родине. Нужна идея, мечта, цель, план. Нужно видеть свет в конце туннеля, чтобы люди могли найти в себе силы и захотели дойти до этого света и не впали в отчаяние, уныние, не опустили руки. Без идейного общества трудно выиграть в войне, трудно осуществить мобилизационную экономику и найти опору. Поэтому необходимо извлечение уроков из ошибок истории и проведение корректировки в соответствии с ними нынешнего курса развития общества.
Нам необходимо увидеть пагубную закономерность периодического самоуничтожения, разрушения старого мира до основания, принесения в жертву жизни людей, очередного возрождения из пепла и повторения ошибки прошлого.
Для самоопределения необходимо пробуждение национального самосознания, но «наш образ будущего еще всенародно не выношен и не сформулирован…». Так писал протоиерей Андрей Ткачёв.
Протоиерей Александр Авдюгин, делая акцент на отличии наших ценностей от европейских, сказал: «Пресловутые "европейские ценности" известны: это уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Они не плохие и не чужды нам. Проблема в том, что наши ценности гораздо больше этих. И в прокрустово ложе европейских ценностей мы просто не вмещаемся. Ведь Россия — это и суворовское "сам погибай, а товарища выручай", и народное "не рой другому яму", и христианское "не желай ближнему того, чего не желал бы себе", и кавказское "уважай старших". Где в европейских ценностях "милосердие выше справедливости"? А ведь всё это как раз то, что делает русского человека русским. Верность долгу, любовь к Родине, память о своих героях, стремление к справедливости и "милость к падшим"...
Мы стремились в Европу, но мы больше, чем Европа. Нельзя поместить большее в меньшее. Оказалось невозможным сузить наши ценности до рыночной экономики и верховенства права. И конкурентоспособность, какой бы хорошей сама по себе ни была, не может быть национальной идей. А в чем наша национальная идея, спросите вы. И я вам отвечу вопросом на вопрос - а в чем совесть? Разве её нужно как-то дополнительно формулировать? Быть русским — вот наша национальная идея. Русский — это больше, чем нация. Это больше, чем генетика. Это те самые ценности, которые наш народ хранил на протяжении веков и которые проверены веками.
Русский — это дагестанец Магомед Нурбагандов и поляк Константин Рокоссовский, украинец Иван Кожедуб и татарин Фатых Шарипов. Для того чтобы быть русским не нужно отрекаться от своей национальности или религии. Нужно лишь быть носителем идей справедливости, милосердия, взаимовыручки, любви к Родине и русской культуре.
Демократия и верховенство права — это, в принципе, и не ценности для русского человека. Это лишь формы существования социума. Я не готов отдать жизнь ни за то, ни за другое. Но я готов к этой жертве, если речь идет о моей стране и о моем народе. Потому что быть русским — это больше, чем жизнь».
Лидер движения «Богатырская Русь», православный деятель Сергей Забурниягин в своих выступлениях предлагает взять в качестве ориентиров сплочения вектор духовного развития России. Составляющие этого вектора следующие: «Святость как целеполагание; служение и справедливость как форма; солидарность и жертвенность как проявление; открытость и развитие как направление».
Один из высокопоставленных сотрудников ОВЦС РПЦ считает, что шкала ценностей современной России выглядит так: Бог, вера, смелость, милосердие, правда.
Изложенные ориентиры позволяют увидеть некое направление, запрос в обществе, который, видимо, самому обществу и придется сформулировать, поскольку руководство страны в соответствии с принятой конституцией не считает возможным навязывать новую идеологию.
На этом фоне интересно услышать мнение известного в России музыканта Найка Борзова, который в интервью для «Мосленты» высказался о ценностях русского народа. По его словам, стремлений и ценностей у большинства жителей России вовсе нет: «Они [россияне] думают только о выживании. Это касается и меня в очень большой степени. Разумеется, есть исключения. Как раз идиоты, наверное, вообще ни о чем не беспокоятся», — сказал артист». Музыкант сказал очень горькую, но правду, и если мы сейчас побоимся её признать, то вскоре может быть поздно.
В какие-то моменты история приобретает необратимый хаотический характер движения, как острое воспаление, во время которого человек просто не имеет возможности конструктивно думать, а лишь пытается выжить и бежит, будто за ним гонятся.
Пока еще есть возможность, необходимо понять, что именно для нас — как общества — сейчас свято, за что мы готовы жить дальше и преодолевать вместе надвигающиеся трудности и вновь строить общество творцов.
Возможно, есть и другие предложения по формированию ценностей, но из того, что сказано в выше, уже можно составить смысловой ориентир наших целей, некий неписаный закон нравственного воспитания молодого поколения, которому ради спасения страны взрослые также будут следовать и изменят свою жизнь добровольно, ради светлого будущего детей и страны в целом.
В объяснение происходящему уместно вспомнить слова А.И. Солженицына на вручении ему Темплтоновской премии за вклад в духовное развитие человечества: «Всё потому, что люди забыли Бога!»
Современный мир и Россия в том числе не живут по закону Божьему, не соблюдают заповеди Ветхого завета и тем более Нового. Мы слушаем заповеди блаженства во время литургии, но лучше не становимся. Видимо, поэтому Петр Николаевич Мамонов и предлагает нам, как говорят в народе, «начать от печки», начать с соблюдения высших идеалов человечности. По факту не доросли мы еще до христианства и даже Ветхого завета, к сожалению. Видимо, надо начинать всё с начала, с учетом ошибок прошлого и желания исправить свою жизнь. На востоке говорят: «Ошибка — путь к успеху». У нас есть выражение «не ошибается тот, кто ничего не делает». Эти выражения верны лишь тогда, когда мы осознаем свои ошибки и учимся, а не повторяем их бесконечно.
Чтобы выйти из замкнутого круга истории и перейти к развитию человека, важно перестать превозноситься, гордиться и находиться на высоте воображаемого превосходства, ибо «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Необходимо обратиться к подлинно православному мировоззрению, осознав себя ниже других, — это нам во многом дано, а мы никак не научимся.
Сейчас как никогда необходимо покаяние — индивидуальное — каждого из нас и народа в целом, в подлинном понимании покаяния как изменения сознания, разворота к Богу, Его заповедям Ветхого и Нового завета. Все мы знаем, в чём виноваты, в чём предали заветы Спасителя, в чём изменили Ему. Наше врождённое правдоискательство должно повернуть нас сначала лицом к себе, поставить перед зеркалом правды. Осознание своего богоотступничества и искреннее покаяние наделит нас Его силой в немощи проявляемой, без которой нам не одолеть восставшего на нас князя мира сего.
Именно покаяние позволит посвятить свою жизнь осознанному служению Богу и людям, общему делу — ради своего спасения и всего живого на Земле. «Ибо вся тварь стенает и мучается до ныне…» (Рим. 8:22) и ждёт обращения сынов человеческих.
Анатолий Феликсович Михайлов, китаист
4. Вера без дел.
Неужели нам больше ничего не осталось, как спасаться иллюзиями и безвкусным пафосом? Миллионы га заросли бурьяном!
3. Антихристианство
Очевидная ангажированность - тогда и христианство в своих заповедях - одна "основная ошибка". Играя словами "падшая природа человека" уважаемый автор совсем не первый входит в принципиальное противоречие с христианскими заповедями. Зачем они нужны, если "человек не может изменить свою природу"? В том-то и дело, что человек преодолевает свою падшую природу, следуя христианским заповедям. Это же простой очевидный здравый смысл, но антисоветски заряженные теоретики в общем-то непонятно чего, в упор не хотят видеть очевидное.
2. Ответ на 1, Василий Алибабаевич:
1. Семья