itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Суд уже состоялся

Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

1 Иван Демид 
1865
Время на чтение 3 минуты
Фото: Из личного архива автора

После слушания сегодняшнего Евангелия хотелось бы предложить вам еще одну притчу. Случилось так, что Россия и Америка обменялись серией ядерных ударов, и все люди, богатые и бедные, исчезли с лица земли и оказались перед вратами Царства Божия. Бедные были приглашены на вечный пир брака Агнца, а богатые остались вовне, у врат — там, где всегда пребывали умершие. Пусть каждый из вас закончит согласно сегодняшнему Евангелию эту притчу.

Притча Господня заканчивается плохо для богатого. Более всего, что в ней поражает и впечатляет, — это слова Авраама: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». В народе говорят, что жадные и ненасытные своими руками и зубами роют себе могилу. Можно сказать, что этот евангельский богач вырыл своим равнодушием великую пропасть между собой и нищим Лазарем. И одновременно он вырыл также, не ведая того, великую пропасть между собой и Царством Божиим. Притча показывает нам, что ничто и никто, даже Сам Бог, не могут закрыть эту великую пропасть. Именно здесь эта история обретает всю свою бесконечную остроту и страшную значимость.

Возможно ли, чтобы произошло совершенно непоправимое в человеческой жизни — то, что апостол Иоанн Богослов называет «грехом к смерти»? Христианская вера решительно говорит о существовании ада. Этот ад, если можно так выразиться, является гарантией свободы человека: человек не может быть спасен против его воли. А его воля имеет власть осудить самого себя на вечную смерть. Когда мы видим ужасные последствия тех или иных человеческих поступков, индивидуальных или коллективных — таких, например, как предание полуголодному существованию и даже голодной смерти тысяч и тысяч детей в мире, где крайняя нищета соседствует с поистине безумным богатством, мы начинаем невольно задумываться о смысле сегодняшнего Евангелия. Речь идет не только о беднейших странах Африки и Азии. Можно было бы назвать и другие, не менее яркие и более близкие нам примеры. Мы начинаем понимать безмерную меру зла по отношению к Царству Божию и глубину великой пропасти между теми, кто здесь, и теми, кто там, как это показано в притче.

Притча поражает тем, что в ней как будто нет прямых нравственных характеристик. Нигде не сказано, что богач был «плохой», а нищий — «хороший». Ни одного явного упрека не произносится в адрес богача, и нет ни одного слова в пользу нищего. Все происходит так, будто поведение одного и другого само определяет все. Счастье на земле для одного и несчастье для другого становятся вечными муками на том свете для первого и блаженством для второго. Смерть совершает абсолютный переворот. Есть только констатация этого, и нет суда. У богача на земле были возможности все изменить — он не сделал этого. В этом его вина, так он усугубил свою участь. И на нем одном лежит вся ответственность за это. Все происходит так, будто суд уже состоялся во время земной жизни одного и другого. Невольно вспоминается евангельская притча о Страшном Суде. Последний Суд — только констатация и возвещение о том, что уже было.

В завершение притча напоминает нам, что в этом почти бессознательном отношении к жизни, которое все более охватывает человечество, нельзя рассчитывать на внешнюю видимость, какой бы яркой она ни была. Если мы хотим открыть глаза и сердца людей на истину, мы должны показать им главное. Есть Моисей и пророки, есть Ветхий Завет и Христос, есть Евангелие, есть вера, о которой надо настоять «во время и не во время», как говорит апостол (2 Тим. 4, 2). Но наши призывы останутся «гласом вопиющего в пустыне», они не достигнут людей, если им не будет сопутствовать подлинное свидетельство. Мы должны подвизаться «добрым подвигом веры», сражаясь за Царство Божие в мире, который слишком часто поворачивается к нему спиной и слишком часто направляет свои лучшие силы на строительство ада. Но прежде всего мы призваны подвизаться против самих себя, потому что все мы отравлены грехом. От нас зависит, чтобы Слово Божие являло свою действенность, свою силу, преображало мир, приносило всем надежду и радость, умножало хлебы и претворяло воду в вино. Наш долг — свидетельствовать об этом. «Вы же свидетели сему», — говорит Господь (Лк. 24, 48). Бог явил Свою непостижимую любовь, когда доверил нам Евангелие, вложив его в наши руки. И мы призваны быть в этом мире теми, чье «жительство — на небесах» (Фил. 3, 20), чье служение — в противостоянии всем великим пропастям между миром, таким, каков он есть, каким он все увереннее утверждает себя, и миром, каким Бог желает видеть его, ожидая его обращения, чтобы восстановить в нем Свое Царство.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. † Можно ещё один рассказик?

Сидят двое в столовке, едят, разговаривают... Поели, поболтали и разошлись... Обычное дело... На этом всё и кончилось...
А теперь чуть иная модель... Снова сидят те же двое в той же самой столовке, опять разговаривают, кушают...
Вдруг один из них гововорит: - "Слушай, а давай прямо сейчас ВСПОМНИМ о присутствии Божием"!
*
Ведь разговор "ДО" и "ПОСЛЕ" оживления памяти Божией — это два принципиально разных разговора!
Сант / 06.11.2022, 08:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40