itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его»

Президентская библиотека об истории жизни отца Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский 
1 Евгений Х. 
389
Время на чтение 4 минуты

19 октября (по старому стилю) 1829 года в день памяти преп. Иоанна Рыльского в Архангельской губернии в семье сельского дьячка Ильи Сергиева родился мальчик. «За слабостью здоровья», как записали в метрической книге, был крещён в доме в день своего рождения и наречён в честь преп. Иоанна Рыльского. В 1990 году Иоанн Ильич Сергиев был канонизирован Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, войдя в историю Русской Православной Церкви как святой праведный Иоанн Кронштадский.

Фонд Президентской библиотеки хранит уникальные материалы, рассказывающие о жизни и делах этого необыкновенного человека, нашедшего вопреки многим обстоятельствам в себе силы к самоотверженному служению ближним, говорится в материале Президентской библиотеки, поступившем в редакцию «Русской народной линии».

«Суровая жизнь детства, страдания окружающих и безропотная, благочестивая жизнь родителей запечатлела на всю жизнь отца Иоанна сострадание и любовь к бедным и страждущим», писал Иван Логинов в книге «Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский протоиерей Андреевского собора» (1891).

Ребенок всем радовал родителей, кроме одного – мальчику трудно давалась грамота. Когда отец, собрав последние средства, отвёз его в Архангельское приходское училище, он, остро почувствовал там свое одиночество и беспомощность – на тот момент он едва мог различать буквы. Мальчик начал часто и пламенно молиться, прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги – и стал гораздо лучше читать и запоминать прочитанное.

С того дня отрок Иоанн начал отлично учиться: первым учеником окончил училище, вторым – Архангельскую духовную семинарию и был принят на казённый счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время его учёбы умер отец, и юноша, чтобы помогать матери, нашёл подработку в академической канцелярии.

По окончании учёбы Иоанн собирался отправиться миссионером в Северную Америку. Но и тут с ним случилось чудо. Однажды во сне он увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности никогда ещё не был. Вскоре сон сбылся. В 1855 году, когда юноша окончил курс Академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было принять сан священника, вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Константина Несвицкого Елизаветой и начать служение в том же соборе.

Войдя в Кронштадтский Андреевский собор, он замер на пороге – именно его он видел тогда во сне. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою, давай, посвятим себя на служение Богу», – сказал отец Иоанн своей молодой супруге после свадьбы. Так началась его самоотверженная до последнего дня служба в Кронштадте. Люди порой забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский».

Он посещал беднейшие дома, раздавая нуждающимся пожертвованные ему лично или заработанные преподаванием в школе Закона Божия деньги. Так что порой семье самого священника не на что было существовать.

День его был расписан по минутам. Отец Иоанн вставал в 3–4 часа утра, чтобы подготовиться к богослужению, до полудня служил, а потом отправлялся на требы до вечернего богослужения. Кронштадт в то время был не только военно-морской крепостью, но и местом ссылки бродяг и преступников из низшего сословия. Всем с радостью был готов помогать отец Иоанн – молитвой, советом, деньгами, даже помогал нянчить детей занятым хозяйством матерям. В Кронштадте он создал Дом Трудолюбия для нищих, где те могли остаться на какое-то время и выучиться профессии, получить медицинскую помощь. «Везде он один, со всеми одинаковый, обходительный, ласковый и приветливый», – говорится в книге «Отец Иоанн среди народа» (1896). Он поддерживал общество трезвости, организации ветеранов, пострадавших во время войны, сиротские приюты. С подачи батюшки государство активно занялось пропагандой трезвости, целомудрия, патриотизма и просветительства.

К нему потянулись жители Кронштадта, а затем и богатые столичные жители, жертвуя большие деньги на дела благотворительности. На его яркие проповеди ходили тысячи людей. Сохранилось множество свидетельств, что он исцелял молитвами больных.

Отца Иоанна ценили и верили в силу его молитв не только простые люди, но и вся Россия, начиная с Царской Семьи. Отец Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях и минутах жизни императора Александра III. Он был близок и с семьёй Николая II. Находились и те, кто по зависти или каким-то иным причинам критиковали отца Иоанна. Были и фанатически настроенные почитатели, которые создавали ему дурную репутацию тем, что интерпретировали его слова по-своему. Тем не менее, в Кронштадт тянулись тысячи людей, желая видеть о. Иоанна и получить от него помощь. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, – говорил отец Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём».

20 декабря 1908 года отец Иоанн Кронштадтский скончался, не оставив завещания и денежных сбережений. Мощи его покоятся в монастыре святого Иоанна Рыльского Санкт-Петербурге.

На портале Президентской библиотеки представлены книги «Моя жизнь во Христе» и «Уроки благодатной жизни», изданные ещё при жизни Иоанна Кронштадтского. В них собраны наставления, которые многие современники могли слышать от пастыря и которые по-прежнему могут поддержать, укрепить духовные силы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Иоанн Кронштадтский
«Образ Серафима Саровского»
В Песочном и Петергофе будет представлен духовно-краеведческий проект, приуроченный к 120-летию канонизации святого
14.01.2023
«Наполнить новым содержанием нашу жизнь»
По словам митрополита Варсонофия, нашей любви порой не хватает даже на родственников, мы с ними не общаемся, не встречаемся
03.01.2023
Апокалипсис – это не только книга, завершающая Библию
2 января — память святого праведного Иоанна Кронштадтского
02.01.2023
Вечность
Слово на Новый год
30.12.2022
Прирождённый миссионер
К 30-летию священнической хиротонии протоиерея Геннадия Беловолова
22.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
06.02.2023 03:48
Нерусские русские
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.02.2023 23:49
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Константин В.
05.02.2023 22:58
Наша брань
Новый комментарий от Денис Никонов
05.02.2023 22:17
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20