Я хотел бы порассуждать о том, на каких базовых идеологемах или постулатах должна строиться наша национальная идеология.
Трудность обсуждения темы идеологии заключается в том, что долгое время само понятие «идеология» было изгнано из актуального политического лексикона. На то были и объективные и субъективные причины. Останавливаться на причинах нет времени, хотя бытование понятия «идеология» в философском и политологическим дискурсе – очень интересная и показательная история.
Наконец, в 2013 году, выступая на Валдайском форуме, Президент России Владимир Путин впервые заявил о необходимости идеологии для государства. Сказано было в общих чертах, без конкретики, но и в таком виде это был прорыв.
Позднее Путин пояснил, что, на его взгляд, идеологией России должен быть патриотизм.
Через 8 лет, в октябре 2021 года, снова на Валдайском форуме Глава государства вновь заговорил об идеологии, уже более уверенно и чётко, он определил идеологию яснее и предметнее как «здоровый или разумный консерватизм».
Наконец, 30 сентября 2022 года на церемонии принятия в состав России четырех новых русских регионов Владимир Путин произнёс, по сути, идеологическую речь, в которой в полном согласии с традициями русской славянофильской (в широком смысле этого слова) мысли сформулировал ряд постулатов национальной идеологии. Опираясь на эти мысли нашего Президента, и обращаясь к наследию классиков русской национальной мысли, я и попытаюсь сформулировать некоторые базовые постулаты.
Постулат первый. «Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация» (Путин). Это – базовое положение для национальной идеологии: понимание России себя как особой Русской евразийской цивилизации, а вовсе не «недоразвитого Запада», части проекта «Европа от Лиссабона до Владивостока», «моста между Европой и Азией», «новой Орды» и т.п. Это открытие, что Россия является самобытной цивилизацией, сделали в первой половине XIX века основоположники самостоятельной русской философской и политологической мысли славянофилы Иван Киреевский и Алексей Хомяков. В дальнейшем развили и обосновали учение о русской цивилизации Николай Данилевский, Константин Леонтьев, Иван Ильин, Александр Панарин.
Иван Васильевич Киреевский в своём главном труде «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» сформулировал особенности русской цивилизации в отличие от западной, это – иной тип духовной традиции; иные традиции государственности; иной психо-этнический субстрат нашей цивилизации.
Отличия, как видим, носят фундаментальный характер. Отсюда и противоречия, отсюда и непонимание Западом России. Остроумно высказался об этом известный славянофил Иван Аксаков: «Попробуйте вразумить просвещенную и доступную логическому вразумлению Западную Европу на счет России, ее бескорыстия и миролюбия!.. Не вразумите. У нее нет даже органа для понимания России».
Второй постулат национальной идеологии: Россия является исторической наследницей Византии, Третьим Римом. Об этом Президент не сказал, но, надо полагать, говоря о предназначении, о миссии России, подразумевал.
Вечная Римская Империя, как известно, понималась многими Святыми Отцами как тот самый таинственный Катехон (Удерживающий), о котором пророчествовал Апостол Павел (2 Фес. 2:7).
Учение о «Москве как Третьем Риме» появилось, как мы знаем, вскоре после падения Константинополя на рубеже XV-XVI веков. Оно реализовывалось по-разному. На языке эсхатологических пророчеств (у инока Филофея: «два Рима в ересях падоша, третий Москва, а четвертому не быть»); на языке политики (создание Петром Великим Империи, как соответствующей предназначению России государственной формы; «Константиновский проект» Екатерины); на языке публицистики (слова Федора Тютчева: «В мире есть только две силы Революция и Россия»).
Быть Третьим Римом – это также значит, что Россия обречена быть только империей. Поэтому крайне важно реабилитировать в общественном сознании изрядно демонизированное понятие «империя». Много сделал для этого К.В. Малофеев своей фундаментальной книгой «Империя». Нам нужно осознать, что есть два типа империй:
- Империя истинная, наследницей которой являлись и Российская и, во многом, советская империи, построенные на принципе «единства во многообразии»;
- и империи западные, возникшие, когда варварские народы Запада похитили идею империи, принципиально исказив ее смысл – ведь все западные империи построены на принципе экономического и правового неравенства метрополии и колоний, что заложило основы для грабежа колоний и истребление народов для захвата населенных ими земель, что произошло с индейцами Америки и другими автохтонными народами.
Постулат третий. Без сильной централизованной и даже автократической по своей модели власти России не выжить. Цитирую речь Владимира Путина 30 сентября: гарантией против колониализма стало «сильное централизованное государство, которое развивалось, укреплялось на великих нравственных ценностях православия, ислама, иудаизма и буддизма, на открытых для всех русской культуре и русском слове».
Как тут не вспомнить слова выдающегося русского мыслителя и публициста Михаила Каткова, который более 150 лет назад писал, что в России есть господствующая русская народность и множество других племён, порой враждующих между собой; есть господствующая церковь и множество разных верований, порой конфликтующих друг с другом, но «всё разнородное в общем составе России, всё, что может быть исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства». Путин в тон Каткову говорит об определяющей роли государства в защите и сохранении единства общества. Только сильная Верховная власть, опирающаяся на народ, может ограничить бесчинства бюрократии и олигархата, положить предел их стремлению грабить и эксплуатировать народ.
Постулат четвёртый. Залог социальной стабильности России – симфония властей, власти духовной и власти светской.
Идея симфонии была сформулирована еще в VI веке св. блгв. императором Византии Юстинианом в знаменитой 6-й новелле Юстинианова Кодекса. В нынешних реалиях степень симфоничности отношений двух властей зависит от того, насколько государственные законы основываются или хотя бы не противоречат церковным канонам.
В нашей истории есть немало примеров сложностей в отношениях между светской и духовной властью. Все это приводило к дестабилизации в жизни общества. Поэтому сегодня жизненно необходимо выстраивание церковно-государственных отношений.
Весьма показательно, что идеалом Западной цивилизации является не симфония, а разделение властей. У истоков этой концепции стояли английский философ Джон Локк и французский просветитель барон Шарль Монтескье, разработавший учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной власти, ставшее с тех пор неотъемлемой частью политической культуры Запада. Примечательно, что здесь даже не рассматривается власть духовная, она выведена за скобки политического процесса в Западной цивилизации, в сферу частной жизни человека. Это, конечно, связано с кровавыми религиозными войнами и разделением Европы на католическую и протестантскую. Россия не знала религиозных войн, уподобление им Раскола – недопустимое упрощение событий XVII века.
Постулат пятый. Русские – это суперэтническая общность, а русский этнический национализм может стать могильщиком России. Это прекрасно понимали великие государственники: император Николай Павлович, объяснявший русофобу французу А. де Кюстину, что малоросс, остзейский немец, молдаванин, грузин и татарин, которых он видит на балу, и есть русские; и Иосиф Сталин, называвший себя не грузином, а русским грузинского происхождения.
Такое понимание русскости выковывается сейчас на полях сражений на Украине. И два символа позволяют понять это наилучшим образом. Бабушка с красным флагом, которая, услышав русскую речь, вышла к русским, а это оказались не русские, которые ее унизили, оскорбили, растоптали флаг Победы. И рассказ о том, как люди в подвалах в Мариуполе, услышав наверху «Аллах акбар» крестились и говорили: «Слава Богу, русские пришли».
Русский народ всегда был открыт для вхождения в него представителей любых других этносов, для кого русский язык и русская культура становится родными, а тем паче для тех, кто принимает православие. Наша история знает множество примеров, когда настоящими русскими становились этнические немцы, французы, англичане, греки, поляки, шведы, представители многочисленных малых народов Евразии. Среди них есть те, кого мы почитаем в сонме русских святых, кто проливал кровь за Россию, кем мы по праву гордимся, как выдающимися русскими полководцами, русскими учеными, русскими деятелями культуры.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания
25. Ответ на 24, Александр Волков:
Да все уже есть, было и будет.
24. Ответ на 23, Игорь Бондарев:
"То есть Кант и Гегель - пролегомены (введение) к пониманию не только текста Шестоднева, но и, разумеется, новой парадигмы мировоззрения. Тот же двадцатый век без коперниканского переворота Канта и диалектики Гегеля - немыслимо понять как особенное всеобщего Истории."
///////////////////////
Стоит ли так усложнять-то? Слово Божие "сошло" в понимании для сердца простого , а не избранно-философствующего… Порукой - да те же евангельские притчи, в коих Господь в пояснениях "опирается" вовсе не на "сократов", а заурядно-бытийные образы доступные рядовому грешнику - какая там мудреная "диалектика"? И вместе с тем, текст Слова позволяет ответить практически на любой полезный для грешника вопрос без "привлечения" "гегелей и кантов" - "наворотов" на сознание человека?
И уж коль - как утверждается, "Кант и Гегель", якобы "- пролегомены (введение) к пониманию не только текста Шестоднева", то отчего же бы им было не "явиться" в мир до Христа? Но получалось, увы - как получилось… Почему? Да они такие же, по сути, спасающиеся грешники как и "мы"… Только с некоторыми "особенностями" мышления.
23. Ответ на 21, Александр Волков:
Да. Пути Господни неисповедимы... Насчет текста Библии о сотворении мира и Канте с Гегелем.
Сам текст Шестоднева -простой-непростой. Написано элементарно и минимально. Но при этом это не все: чувствуется что текст не так прост в тексте, а зашифрован в самом себе. Даже не так, не зашифрован, а задуман в себе самом. Текст задуман в тексте. И следующие три главы дают связь не только с первым текстом первой главы, но и с задумкой в первой главе.
Вообще, здесь задумана единая схема для человека, мира и Истории. Но без Канта и Гегеля, без понимания того, что они говорили, - думается эту задумку текста Библии не опознать.
То есть Кант и Гегель - пролегомены (введение) к пониманию не только текста Шестоднева, но и, разумеется, новой парадигмы мировоззрения. Тот же двадцатый век без коперниканского переворота Канта и диалектики Гегеля - немыслимо понять как особенное всеобщего Истории.
22. Ответ на 20, Советский недобиток:
21. Ответ на 18, Игорь Бондарев:
"Гегелю доверяете? "Науке логики". У меня есть работа, в которой я провел термин канона и его функцию в "Науке логики". Так что есть авторитетная опора. И не только опора на авторитет Гегеля. Есть еще работы... Это я про то, что система, в принципе существует и работает."
///////////////////////////
"Что" такое, представляется, Гегель, Кант как "явление"? "Наверное", можно сказать так: - по большому счету это грешники, работавшие в направлении выстраивания целостной мировоззренческой картинки? Тем же занимался и Альберт Эйнштейн пытаясь "склеить-собрать" ее посредством "Общей теории поля" (?) и даже сексологи, противопоставившие свои взгляды - религиозным, вдохновленные "отцом-стариной" (с пороками?) Зигмундом Фрейдом и пришедшие в итоге к "неутешительному" выводу, что универсальной формулы любви и счастья не существует? И у тех же сексологов "теория" работала - - "фрагментарно", разумеется… Тем и "утешались"? А вот на "что" в действительности - ответ на вопрос был НЕВПОДЪЕМ да и вряд ли им задавались ибо такое узревается в рамках действительно ЦЕЛОСТНОЙ мировоззренческой картинки как и ответы на СУЩНОСТНЫЕ вопросы бытия - высшей цели жизни человека, например? У Гегеля и Канта таковое разве представлено в практическом приложении к жизни? Только в Слове Божием, содержащем, скажем так - глаголы спасения души! Христос - вот на Кого грешнику действительно необходимо полагаться! Но!
Если те же Гегель и Кант ВНИМАТЕЛЬНОГО и КРИТИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ грешника "смогут" "подвигнуть" в итоге ко Христу - отчего бы ими не заниматься и… даже, скажем так - не "совершенствовать"?
В "контексте" сказанного "вспомнилась" картинка, "подсмотренная", кажется, у самого же Николая Бердяева, о коей не единожды сказывалось… Это о показанном ему во сне, когда философ раздирая колени-руки в кровь, продираясь ползет (?) к восседающим за столом за дружеской беседой (?) Булгаковым (?) со (!) Христом… Смысл "рисуется" довольно простым - наличие ВЕРЫ прямой путь к соединению с Богом, а вот чрез "умствования" - в лучшем случае глубоко окольный путь и еще неизвестно - "доползешь" ли? Выходит Бердяев бился "понапрасну" сжигая усилия? Да вовсе нет! Он тоже работал на Бога! И "порукой" - кажется там же приводимые слова священника, к коему философ пришел (?) испросить благословления на отъезд на "известном" пароходе при том, что несомненно Господь сохранял до того земную жизнь человека действительно ищущего Истину? "Езжайте! Пусть Запад узнает о русской философской мысли!" - "помнится", таков был ответ… Т.е. все имеет смысл и… может представить в созревше-подошедших обстоятельствах несомненную пользу? Сегодня, например, автор публикации А. Д. Степанов излагает "Постулаты национальной идеологии", а завтра иной ищущий философ "выдаст" работающую УНИВЕРСАЛЬНУЮ мировоззренческую картинку - как говорится, пути Господни неисповедимы?
Весь вопрос - в ЦЕЛИ, а Бог ведет к Себе человеков по-разному - порой настолько тернистым путем, что….
20. Ответ на 14, Александр Волков:
19. Ответ на 16, Валерий:
У каждого человека есть Я и я. У каждого нормального человека. Я в счастье и я в грехе - тот же я, но здесь нет противоречия. Однако, когда я понимаю себя несчастным, я вижу противоречие в этом моему счастью. Православие высшего своего идеала достигает... а не достигло и покоится. Значит есть православная работа с грехом. Идеал же не может работать с грехом просто потому, что эту работу делают в стремлении к идеалу, а не сам идеал. Иначе бы нашему Патриарху пришлось бы работать только одному. А всем остальным было бы дано право достигать идеала. Но работать тогда должен только один Патриарх, как идеал.
Все эти рассуждения имеют смысл шутки. Но в них я пытаюсь рассуждать вполне обоснованно: идеал оторванный от реальности - противоречив себе. И реальность оторванная от идеала - бессмысленна. Поэтому идеал Православия должен совпадать с реальностью православия. Но не буквально. Нельзя требовать тождества без диалектики. Буквальное отождествление идеала Православия с реальностью православия ведет к антиномии. Потому, что ноумен и феномен совпадают только в диалектике. Только и только в диалектике. Поэтому всегда есть разница между высшим и служащим ему, хотя вместе и только вместе они едины.
18. Ответ на 14, Александр Волков:
Сами представьте, что бы сказал Гегель, если бы говорил языком Порядка канона двух правд истины. По сути, это его термин. Он только не называет это двумя правдами. Но зато Кант вполне называет: ноумен и феномен. Это правда в своих состояниях. Она одна. Но как ноумен и как феномен.
17. Ответ на 9, Александр Волков:
////////////////////
Вопрос… Двигать-то ныне как и чем - кулаком, что ли? А может быть, теми банальностями, прозвучавшими на только что прошедшем Соборе, в который раз "обошедшем" фундаментально-кричащую проблему возрождения ВЕРЫ?
Хороший вопрос, уважаемый Александр. Некоторым нашим архиереям сегодня ох как бы не помещал такой раскидистый кулачок, чтобы выбить из них спесь,надменность, фарисейство, экуменизм, властолюбие в перемежку с алчностью и ересью. Ох как бы не помешал. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
16. Ответ на 12, Игорь Бондарев:
Есть Православие и православие. Первое Православие - истина. Второе православие - которое должно привести мир к истине. То есть Православие должно привести мир к себе. Посредством православия.Знаю только одно Православие, прописанное в Евангельских заповедях, нашим Господом Иисусом Христом. И это есть Сам Христос! "Я есть - Путь, Истина и Жизнь!" (Ин.14.16) О каком православии говорите Вы, которое должно привести к Православию? Мой мозг начинает дымиться:) С НАМИ БОГ! (Ис.8)