Патриотическое понимание Дня народного единства 17 сентября

Действительно ли пребывание примерно 40% белорусских земель и народа в составе второй Речи Посполитой было безусловным злом?

0
799
Время на чтение 3 минуты

В Беларуси второй год подряд отмечался государственный праздник Дня народного единства, связанный с освобождением Западной Белоруссии от польской оккупации и воссоединением её с Восточной Белоруссией и всей Советской Россией. Для патриота Белой Руси это событие, безусловно, радостное и великое. Однако требующее более глубокого осмысления: действительно ли пребывание примерно 40% белорусских земель и народа в составе второй Речи Посполитой было безусловным злом?

 

Оказывается, как раз здесь «не всё так однозначно»!

Действительно, во второй Речи Посполитой, по сути, фашистской, белорусский народ рассматривался как второсортный, подлежащий, во-первых, эксплуатации, во-вторых, этноциду. Не будем перечислять весь комплекс злодейств польского режима – от обнищания, порабощения и унижения белорусов до лишения их родного русского (и белорусского) языка, образования, культуры. Однако и революционно-большевистская Россия большую часть довоенного времени для белорусов отнюдь не была ласковой матерью. Если в социально-экономическом плане предпринимались меры, пусть и противоречивые, по улучшению жизни людей, то в духовном плане ситуация была во многом еще хуже, чем в Польше.

 

Главное зло, которое творилось в СССР, – это целенаправленная политика большевиков по уничтожению Православной Церкви, христианской веры, нравственности и культуры, в частности, в БССР. Уничтожались не только храмы, истреблялись целые династии священников. Одновременно насаждались воинственный атеизм и мракобесный материализм. Впереди «прогрессивной» Европы легализовывались однополые союзы, аборты, секспросвет молодежи, дарвинизм и классовая вражда, насаждалось революционное «искусство» пошлости и нигилизма. Более того, именно в это время проводилась и так называемая политика «беларусизации», которая, на деле, была ничем иным как «мягкой», «гибридной» дерусификацией, литвинизацией белорусов, насаждением той самой БЧБ-идеологии, которая дала обильные всходы уже в наше время. Точно тогда же политика «украинизации» малороссов запустила процесс нынешнего коллективного безумия южнее Беларуси. Во главе основных гуманитарно-идеологических институтов в БССР тогда были поставлены те самые «отцы БНР», которые в начале XX века активно и революционно змагались за «независимую европейскую Беларусь», «за демократию против авторитарной монархии», за «прогрессивные либеральные ценности против традиционных христианских» и пытались провозгласить «независимость» Белой Руси от России под кайзеровской оккупацией и БЧБ-символикой: Вацлав Ластовский, Язеп Лесик, Бронислав Тарашкевич, А.Смолич, А.Цвикевич. Все они были либо непосредственными представителями польско-кресовой католической интеллигенции, либо идеологически слитые с ней. А вот подлинные белорусские патриоты подвергались гонениям – во главе с академиком и отцом белорусоведения, профессором Петроградского университета Евфимием Карским.

 

Польская власть также отнюдь не намеревалась заботиться о сохранении православно-христианской духовности и исторического восточнославянского (русско-белорусского) самосознания белорусов. Напротив, они должны были быть постепенно уничтожены через традиционные в веках окатоличивание и ополячивание. Однако при этом не ставилась задача физического уничтожения священства и храмов, насаждения в умах атеизма, материализма, растления. А «полонизация» была настолько вульгарной, что, напротив, консолидировала православное русско-белорусское самосознание белорусов. Как следствие, именно пребывание западных белорусов за пределами раннего СССР во многом спасло православную веру в народе и не дало глубоко проникнуть в его душу БЧБ-литвинизму. И теперь достаточно взглянуть на карту белорусских храмов, на происхождение большинства священников, на уровень религиозности, на уровень гуманитарной образованности (в том числе доли «западников» в руководстве гуманитарной сферы), на демографические показатели многодетности и семейности, на внешний вид деревень, чтобы убедиться в благотворности того отчуждения.

Вместе с тем по мере движения от 1920-х – к 1930-м в Польше усиливался этноцид белорусов, а в Советском Союзе, напротив, происходил консервативный разворот, пик которого пришелся уже на военное время. Хотя, увы, и остановленный неотроцкистской реставрацией Хрущева, ближайшие сподвижники которого вскоре уничтожили само советское государство. Выводилась из гетто Православная Церковь, пресекалась деятельность «беларусизаторов» и псевдобелорусских НКО того времени. Поэтому освободительный поход Красной Армии и воссоединение белорусских земель произошли как нельзя вовремя – ни часом раньше (во время бойни 1936-1938 гг.), но и не часом позже (через гитлеровскую оккупацию). Подлинно патриотическая формула понимания тех событий, соответственно, такова: спасительными для белорусов оказались как временная оккупация Польшей западной Белоруссии в 1921 году, так и ее освобождение в году 1939-м. Для православных в этом явно видно действие высшего Промысла.

Дмитрий Куницкий, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Валерьевич Куницкий
Чем раньше, тем лучше
В Белоруссии назначены Президентские выборы
28.10.2024
Александр Лукашенко, граф Михаил Муравьёв-Виленский и орден Андрея Первозванного
Два государственных деятеля, которые в народе получили титул Батьки
14.10.2024
Все статьи Дмитрий Валерьевич Куницкий
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59