Забытое село

Памяти выдающегося церковного иерарха и молитвенника митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского)

0
377
Время на чтение 8 минут
Фото: orthodox-europe.org

К югу от Москвы, почти на самой границе Тульской и Московской областей расположен современный наукоград Пущино. Городок возник недавно, на основе научно-исследовательских институтов биологического профиля и радиоастрономической станции физического института. Статус города он получил в 1966 году. Но места здесь древние, помнящие историю еще долетописных, древнейших времен. С юго-востока к городу примыкают садовые участки, поглотившие два старинных поселения – Митенки и Ново-Никольское.

По берегам речки Неглядейки, на склонах митинских оврагов, остались множественные свидетельства того, что эти места в доисторические времена были морем. Окаменелые ракушки и другие отпечатки былой фауны встречаются здесь чуть ли не на каждом шагу. В первой четверти XIХ века владелица Митинок Екатерина Алексеевна Ляхова вышла замуж за Андрея Михайловича Болотова, племянника великого русского ученого Андрея Тимофеевича Болотова, усадьба которого находится всего в 23 километрах. А.Т. Болотов не раз приезжал в гости к своему племяннику и давал полезные советы по благоустройству усадьбы. Посещал он и соседний погост Ново-Никольское, расположенный напротив Митинок.

Здесь, на высоких береговых склонах, возвышающихся над окрестными холмами, в начале XIХ века резвился обыкновенный деревенский мальчик, сын священника, которому выпала на долю судьба незаурядная.

Яков (Иаков) Сергеевич Никольский родился в семье сельского дьячка в один год с Пушкиным – в 1799-м. Более того, он появился на свет в день Покрова Пресвятой Богородицы, которому посвящен главный придел церкви в Никольском. В возрасте одного года его отец умер и Яков остался сиротой. Несмотря на тяжелое положение семьи Иаков, благодаря своим способностям, получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, и в 1807 году он поступил в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию, которую окончил в 1821 году. Как лучшему студенту ему была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Как раз в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. Закончив академию с отличием в 1825 году он стал одним из любимых учеников святителя Филарета (Дроздова). В том же году Иаков принял монашество с именем Исидора.

14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведён в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии.

Хиротония во епископа была совершена 11 ноября 1834 года в Чудовом монастыре святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Одновременно Исидор был назначен управляющим Звенигородским Саввино-Сторожевским монастырём.

В 1837-1840 годах был епископом Полоцким и Витебским, боролся с униатством. С 1840 по 1844 годы – архиепископ Могилевский и Мстиславский.

12 ноября 1844 года архиепископ Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую, со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии.

13 лет он прослужил экзархом Грузии, где восстанавливал древние храмы, налаживал приходскую жизнь, пришедшую к этому времени в Грузии в упадок.

За труды по преобразованию Грузии архиепископ Исидор в 1845 году был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, в 1850 году – орденом святого благоверного князя Александра Невского; а в 1853 году ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

В 1856 году возведён в сан митрополита и в 1858 году назначен митрополитом Киевским и Галицким. Там он отдал много сил для развития образования, во время его управления открылось большое количество церковноприходских школ. А в 1860 году владыка Исидор был поставлен митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским, Финляндским и Эстляндским. На этом посту он и оставался до самой своей смерти в 1892 году.

Именно под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлён перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями.

На время его управления Санкт-Петербургской епархией пришлись реформы Александра II-го, отмена крепостного права, зверское убийство Царя-освободителя, царствование Александра III. Митрополит Исидор участвовал в коронации двух Российских монархов: Александра II-го и Александра III-го. Опубликована его речь «произнесенная по совершении священнаго коронованія Их Императорских Величеств в Московском Большом Успенском соборѣ, 15 мая 1883 года».

Вот отрывок из нее: «В лицѣ Твоем, Избранник Божій, зрим того Царя по сердцу Божію, котораго Всевышній поставилъ над людьми Своими и облек видимыми знаками Высочайшей власти, чтобы врученные державѣ Твоей народы, под сѣнію скипетра Твоего, проводили тихое и безмолвное житіе во всякомъ благочестіи и честности, в довольствѣ и радости, и чтобы возлюбленная Его Церковь, искупленная цѣною дражайшей Крови Его, под Твоим покровительством, охраняемая от всѣх навѣтов вражіих, мудростію и силою Твоею восходила от силы в силу и достигала в мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4:13).

Подвиг великій, для котораго, можно сказать, не довлѣют никакія силы человѣческія, никакая мудрость, никакая любовь, как бы онѣ велики ни были! Но когда Самъ Вышній, владѣющій царством человѣческим, внушает Избранному Своему: Довлѣет ти благодать Моя (2 Кор. 12:9). Предо Мною еси присно (Ис. 49:16). Призови Мя в день скорби твоея и изму тя (Пс. 49:15): вѣруем и уповаем, что по царственной молитвѣ Твоей и соединенной с нею молитвѣ всѣх вѣрных Твоих подданных послетъ Тебѣ Господь обѣтованіе Отца Своего и облечет Тя силою свыше (Лк. 24:49)».

Митрополит Исидор был членом Святейшего Синода, учредил в Петербурге дом призрения для бедных, прозванный Исидоровским, был членом Академии наук, как уже упоминалось, руководил переводом Библии на русский язык, писал богословские труды, обличал обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А.Толстого за маловерие и равнодушие к вере.

В 1866 году митрополит Исидор, как член Святейшего Синода, приложил все усилия для того, чтобы была удовлетворена просьба святителя Феофана (в ту пору епископа Тамбовского) о его переводе для затвора в Вышенский монастырь. Митрополита Исидора и святителя Феофана связывала многолетняя духовная дружба. Понимая и всем сердцем сочувствуя стремлению епископа Феофана уйти в затвор, он смог сделать так, чтобы эта просьба была удовлетворена. Но перевести епископа простым монахом в монастырь было невозможно, поэтому святителя Феофана назначили настоятелем мужской Вышенской пустыни. По приезде в обитель старец сложил с себя эту должность, доверив управлять монастырем архимандриту Аркадию. Так митрополит Исидор поспособствовал тому, чтобы Православная Церковь обогатилась множеством трудов боговдохновенного святителя Феофана Затворника Вышенского, для духовной пользы и назидания всего человечества.

Сам митрополит Исидор, несмотря на постоянную занятость делами, вел внимательную и напряженную внутреннюю жизнь. В небольшой книжечке русского эмигранта С.Большакова «На высотах духа», изданной в 60-х годах ХХ века и посвящённой делателям Иисусовой молитвы, митрополит Исидор упоминается как высокий пример постнической и подвижнической жизни.

За свою жизнь митрополит Исидор рукоположил более ста епископов! Его служение Церкви в сане епископа продолжалось целых 58 лет, а в качестве первоиерарха русской церкви и первенствующего члена Св. Синода — 32 года. Нравственное влияние митрополита Исидора на архиереев Русской Православной церкви было огромное. К его мнению прислушивались и светские чиновники. С весны 1892 года здоровье митрополита значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября. Утром 7 сентября он приобщился Святых Тайн. К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. Около 10 часов вечера преосвященный Исидор скончался.

Преосвященный Исидор состоял членом (почетным или действительным) многих ученых обществ: Копенгагенского северного общества древностей, Императорского русского географического, Киевской Академической конференции, Московской Академической конференции, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии и других.

Так через судьбу митрополита Исидора протянулись невидимые нити, связывающие Грузию, Украину, Белоруссию, Петербург, и маленький погост на берегу притока Оки в одну великую Россию. Похоронен митрополит в Петербурге, в церкви преподобного Исидора Пелусиота Александро-Невской Лавры.

Всю свою жизнь митрополит не забывал свое родное село. В 1877 году на его средства, при участии московского купца Павла Григорьевича Цурикова, в Ново-Никольском был построен каменный храм Покрова Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и мучеников-бессребреников Космы и Дамиана. В дар новому храму митрополит Исидор преподнёс Боголюбскую икону Божьей Матери, которая прославилась как местно-чтимая чудотворная, икону Космы и Дамиана, ковчег с мощами бессребреников, старинную икону Николая Чудотворца и Казанскую икону Божьей Матери. Последние две иконы были подарены митрополиту еще в бытность его экзархом Грузии. Над могилой своих родителей преосвященный возвел каменную часовню. При церкви устроил земскую школу. В конце XIX – начале ХХ века Ново-Никольское и Митинки представляли райский уголок. Прекрасная природа, тишина, возможность учиться, трудиться и молиться.

Но не таким себе представляли прекрасное будущее творцы нового порядка. И сейчас нам в наследие как немой и горький укор остались лишь руины, возле которых по-хозяйски расположились дачки и садовые участки пущинцев. Некоторые огороды расположены прямо на старинном кладбище, а могильные плиты используются современными россиянами, не помнящими родства, для хозяйственных нужд.

Неподалеку в зарослях кустарника и крапивы – фундамент разрушенного храма. Сохранилась даже часть подвала со сводчатыми потолками, уходящими в глубину холма. Холма, образованного битым кирпичом, штукатуркой, другими обломками дома Божьего. Его закрыли в 1931 году, затем использовали под склад и окончательно разрушили во времена хрущевских гонений на церковь в 1959 году. Говорят, ломали трактором под самогон и песни коммуны. Рядом – древние могильные камни из местного известняка. Старинной вязью вырезанные имена, даты рождения и смерти. Некоторые уже стёрлись так, что нельзя разобрать слов. Древний погост Ново-Никольский (ранее Козмодемьянский) прекратил свое существование.

Это лишь маленький эпизод истории нашей необъятной Родины. Сколько таких эпизодов еще хранит наша многострадальная земля? Пора нам перестать быть Иванами, не помнящими родства, не знающими своих истоков, пора уважительно и трепетно относиться к земле, на которой мы живем. Земле, на которой жили многие поколения наших предков, и будут жить наши дети.

Жизнь митрополита Исидора – яркий пример беззаветного служения Церкви и Родине вознесшего бедного, незнатного мальчика из маленького сельца на самые высшие церковные должности Российской империи.

Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Воробьев
Шавки Запада
О российской оппозиции и либеральной интеллигенции
17.04.2024
Жалость к террористам, ботокс и толерантность
Если убили не твоих близких, ты не имеешь нравственного права на жалость к убийце
01.04.2024
Третья мировая уже идёт
Возложив упование на Бога, мы будем неодолимы
13.03.2024
Пророчество о Третьем Риме
Судьба России и судьба мира
09.03.2024
Инвалиды ментального фронта
Постоянная агрессивная атака на наш разум стала реальностью наших дней
06.03.2024
Все статьи Максим Воробьев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39