К югу от Москвы, почти на самой границе Тульской и Московской областей расположен современный наукоград Пущино. Городок возник недавно, на основе научно-исследовательских институтов биологического профиля и радиоастрономической станции физического института. Статус города он получил в 1966 году. Но места здесь древние, помнящие историю еще долетописных, древнейших времен. С юго-востока к городу примыкают садовые участки, поглотившие два старинных поселения – Митенки и Ново-Никольское.
По берегам речки Неглядейки, на склонах митинских оврагов, остались множественные свидетельства того, что эти места в доисторические времена были морем. Окаменелые ракушки и другие отпечатки былой фауны встречаются здесь чуть ли не на каждом шагу. В первой четверти XIХ века владелица Митинок Екатерина Алексеевна Ляхова вышла замуж за Андрея Михайловича Болотова, племянника великого русского ученого Андрея Тимофеевича Болотова, усадьба которого находится всего в 23 километрах. А.Т. Болотов не раз приезжал в гости к своему племяннику и давал полезные советы по благоустройству усадьбы. Посещал он и соседний погост Ново-Никольское, расположенный напротив Митинок.
Здесь, на высоких береговых склонах, возвышающихся над окрестными холмами, в начале XIХ века резвился обыкновенный деревенский мальчик, сын священника, которому выпала на долю судьба незаурядная.
Яков (Иаков) Сергеевич Никольский родился в семье сельского дьячка в один год с Пушкиным – в 1799-м. Более того, он появился на свет в день Покрова Пресвятой Богородицы, которому посвящен главный придел церкви в Никольском. В возрасте одного года его отец умер и Яков остался сиротой. Несмотря на тяжелое положение семьи Иаков, благодаря своим способностям, получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, и в 1807 году он поступил в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию, которую окончил в 1821 году. Как лучшему студенту ему была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Как раз в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. Закончив академию с отличием в 1825 году он стал одним из любимых учеников святителя Филарета (Дроздова). В том же году Иаков принял монашество с именем Исидора.
14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведён в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии.
Хиротония во епископа была совершена 11 ноября 1834 года в Чудовом монастыре святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Одновременно Исидор был назначен управляющим Звенигородским Саввино-Сторожевским монастырём.
В 1837-1840 годах был епископом Полоцким и Витебским, боролся с униатством. С 1840 по 1844 годы – архиепископ Могилевский и Мстиславский.
12 ноября 1844 года архиепископ Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую, со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии.
13 лет он прослужил экзархом Грузии, где восстанавливал древние храмы, налаживал приходскую жизнь, пришедшую к этому времени в Грузии в упадок.
За труды по преобразованию Грузии архиепископ Исидор в 1845 году был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, в 1850 году – орденом святого благоверного князя Александра Невского; а в 1853 году ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
В 1856 году возведён в сан митрополита и в 1858 году назначен митрополитом Киевским и Галицким. Там он отдал много сил для развития образования, во время его управления открылось большое количество церковноприходских школ. А в 1860 году владыка Исидор был поставлен митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским, Финляндским и Эстляндским. На этом посту он и оставался до самой своей смерти в 1892 году.
Именно под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлён перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями.
На время его управления Санкт-Петербургской епархией пришлись реформы Александра II-го, отмена крепостного права, зверское убийство Царя-освободителя, царствование Александра III. Митрополит Исидор участвовал в коронации двух Российских монархов: Александра II-го и Александра III-го. Опубликована его речь «произнесенная по совершении священнаго коронованія Их Императорских Величеств в Московском Большом Успенском соборѣ, 15 мая 1883 года».
Вот отрывок из нее: «В лицѣ Твоем, Избранник Божій, зрим того Царя по сердцу Божію, котораго Всевышній поставилъ над людьми Своими и облек видимыми знаками Высочайшей власти, чтобы врученные державѣ Твоей народы, под сѣнію скипетра Твоего, проводили тихое и безмолвное житіе во всякомъ благочестіи и честности, в довольствѣ и радости, и чтобы возлюбленная Его Церковь, искупленная цѣною дражайшей Крови Его, под Твоим покровительством, охраняемая от всѣх навѣтов вражіих, мудростію и силою Твоею восходила от силы в силу и достигала в мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4:13).
Подвиг великій, для котораго, можно сказать, не довлѣют никакія силы человѣческія, никакая мудрость, никакая любовь, как бы онѣ велики ни были! Но когда Самъ Вышній, владѣющій царством человѣческим, внушает Избранному Своему: Довлѣет ти благодать Моя (2 Кор. 12:9). Предо Мною еси присно (Ис. 49:16). Призови Мя в день скорби твоея и изму тя (Пс. 49:15): вѣруем и уповаем, что по царственной молитвѣ Твоей и соединенной с нею молитвѣ всѣх вѣрных Твоих подданных послетъ Тебѣ Господь обѣтованіе Отца Своего и облечет Тя силою свыше (Лк. 24:49)».
Митрополит Исидор был членом Святейшего Синода, учредил в Петербурге дом призрения для бедных, прозванный Исидоровским, был членом Академии наук, как уже упоминалось, руководил переводом Библии на русский язык, писал богословские труды, обличал обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А.Толстого за маловерие и равнодушие к вере.
В 1866 году митрополит Исидор, как член Святейшего Синода, приложил все усилия для того, чтобы была удовлетворена просьба святителя Феофана (в ту пору епископа Тамбовского) о его переводе для затвора в Вышенский монастырь. Митрополита Исидора и святителя Феофана связывала многолетняя духовная дружба. Понимая и всем сердцем сочувствуя стремлению епископа Феофана уйти в затвор, он смог сделать так, чтобы эта просьба была удовлетворена. Но перевести епископа простым монахом в монастырь было невозможно, поэтому святителя Феофана назначили настоятелем мужской Вышенской пустыни. По приезде в обитель старец сложил с себя эту должность, доверив управлять монастырем архимандриту Аркадию. Так митрополит Исидор поспособствовал тому, чтобы Православная Церковь обогатилась множеством трудов боговдохновенного святителя Феофана Затворника Вышенского, для духовной пользы и назидания всего человечества.
Сам митрополит Исидор, несмотря на постоянную занятость делами, вел внимательную и напряженную внутреннюю жизнь. В небольшой книжечке русского эмигранта С.Большакова «На высотах духа», изданной в 60-х годах ХХ века и посвящённой делателям Иисусовой молитвы, митрополит Исидор упоминается как высокий пример постнической и подвижнической жизни.
За свою жизнь митрополит Исидор рукоположил более ста епископов! Его служение Церкви в сане епископа продолжалось целых 58 лет, а в качестве первоиерарха русской церкви и первенствующего члена Св. Синода — 32 года. Нравственное влияние митрополита Исидора на архиереев Русской Православной церкви было огромное. К его мнению прислушивались и светские чиновники. С весны 1892 года здоровье митрополита значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября. Утром 7 сентября он приобщился Святых Тайн. К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. Около 10 часов вечера преосвященный Исидор скончался.
Преосвященный Исидор состоял членом (почетным или действительным) многих ученых обществ: Копенгагенского северного общества древностей, Императорского русского географического, Киевской Академической конференции, Московской Академической конференции, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии и других.
Так через судьбу митрополита Исидора протянулись невидимые нити, связывающие Грузию, Украину, Белоруссию, Петербург, и маленький погост на берегу притока Оки в одну великую Россию. Похоронен митрополит в Петербурге, в церкви преподобного Исидора Пелусиота Александро-Невской Лавры.
Всю свою жизнь митрополит не забывал свое родное село. В 1877 году на его средства, при участии московского купца Павла Григорьевича Цурикова, в Ново-Никольском был построен каменный храм Покрова Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и мучеников-бессребреников Космы и Дамиана. В дар новому храму митрополит Исидор преподнёс Боголюбскую икону Божьей Матери, которая прославилась как местно-чтимая чудотворная, икону Космы и Дамиана, ковчег с мощами бессребреников, старинную икону Николая Чудотворца и Казанскую икону Божьей Матери. Последние две иконы были подарены митрополиту еще в бытность его экзархом Грузии. Над могилой своих родителей преосвященный возвел каменную часовню. При церкви устроил земскую школу. В конце XIX – начале ХХ века Ново-Никольское и Митинки представляли райский уголок. Прекрасная природа, тишина, возможность учиться, трудиться и молиться.
Но не таким себе представляли прекрасное будущее творцы нового порядка. И сейчас нам в наследие как немой и горький укор остались лишь руины, возле которых по-хозяйски расположились дачки и садовые участки пущинцев. Некоторые огороды расположены прямо на старинном кладбище, а могильные плиты используются современными россиянами, не помнящими родства, для хозяйственных нужд.
Неподалеку в зарослях кустарника и крапивы – фундамент разрушенного храма. Сохранилась даже часть подвала со сводчатыми потолками, уходящими в глубину холма. Холма, образованного битым кирпичом, штукатуркой, другими обломками дома Божьего. Его закрыли в 1931 году, затем использовали под склад и окончательно разрушили во времена хрущевских гонений на церковь в 1959 году. Говорят, ломали трактором под самогон и песни коммуны. Рядом – древние могильные камни из местного известняка. Старинной вязью вырезанные имена, даты рождения и смерти. Некоторые уже стёрлись так, что нельзя разобрать слов. Древний погост Ново-Никольский (ранее Козмодемьянский) прекратил свое существование.
Это лишь маленький эпизод истории нашей необъятной Родины. Сколько таких эпизодов еще хранит наша многострадальная земля? Пора нам перестать быть Иванами, не помнящими родства, не знающими своих истоков, пора уважительно и трепетно относиться к земле, на которой мы живем. Земле, на которой жили многие поколения наших предков, и будут жить наши дети.
Жизнь митрополита Исидора – яркий пример беззаветного служения Церкви и Родине вознесшего бедного, незнатного мальчика из маленького сельца на самые высшие церковные должности Российской империи.
Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России