Президент России Владимир Путин приедет в Новгород 21 сентября, в День зарождения российской государственности, сообщает в телеграм-канале «Октагон. Северо-Запад».
В этом году дата юбилейная – 1160 лет. Точкой отсчета отечественной истории считается 21 сентября 862 года.
Как сообщают источники «Октагон. Северо-Запад», торжества пройдут в новгородском Кремле.
Проход туда будет осуществляться только по пропускам.
В этот день Святая Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Также в этот день празднуется годовщина Куликовской битвы.
О юбилее Российской государственности рассуждает в интервью «Русской народной линии» директор Мемориального Музея-Квартиры св. прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Год основания Русской государственности точно указан в летописи «Повесть временных лет» - 862 г., и мы являемся редкими обладателями точной даты рождения своего государства. Хотя Россия уступает в древности некоторым другим странам, но при этом ни Греция, ни Персия, ни Индия не могут назвать точный год своего возникновения.
Этот факт придаёт конкретные и осязаемые черты нашему историческому менталитету. Мы имеем возможность праздновать юбилей государства и поздравлять его с днём рождения (чего лишены многие народы!). Это одна из причин акцентированной важности института государственности для русского патриотизма. Государство наряду с верой, народом, землей является для нас частью понятия Родины. Неудивительно, что этот исторический юбилей столь значим.
Что касается конкретного дня, то, естественно, летописец Нестор не указывает, в какой день были призваны Рюриковичи на русское княжение. Эта проблема возникла в связи с празднованием 1000-летия Российского государства в 1862 году, когда в царствование Императора Александра Николаевича эта дата отмечалась как общенациональный юбилей. Именно тогда для празднования был утвержден конкретный день: праздник Рождества Божией Матери – 8/21 сентября. Конечно, выбор носил не случайный, а глубоко концептуальный характер, и нужно сказать, что выбор оказался весьма удачным. Не знаю, кому принадлежит авторство идеи, но очевидно, что она была рассмотрена и высочайше утверждена лично Императором Александром II, которого вполне можно считать ее автором либо соавтором.
Смысл этой идеологемы вполне очевиден: судьба России изначально связывалась с именем Божией Матери. Россия рождается вместе с Богородицей, у них один день рождения. Россия от первого дня своего государственного бытия соединена с Божией Матерью, посвящена Ей, и, стало быть, пребывает под Ее покровом. Россия – чадо Божией Матери.
Может быть, поэтому Россия всегда представлялась в женском образе, как она и представлена на памятнике «Тясячелетие России». Отсюда и обращение «Матушка-Россия».
В этой дате заложена другая фундаментальная историческая идея о том, что Россия – Дом Пресвятой Богородицы, идея, которая много раз спасала Россию, вдохновляла русских людей «жить и дышать», сражаться и полагать душу свою за Отечество. Мы празднуем и всегда будем праздновать эти два рождества — Рождество Божией Матери и день рождения России – вместе. Образ Божией Матери стал краеугольным камнем Российского государства. Мы можем уверенно сказать, что Россия – это страна Божией Матери.
В нынешнем судьбоносном году 1160-летие Российского государства празднуется на самом высоком уровне. Планка праздника повышена как никогда. Должен сказать, что Россия давно заслужила такой праздник, а в контексте современных событий он приобретает особое значение. У военной операции появляется историческая ретроспектива.
Символично, что центром празднования стал Великий Новгород, что является прямым указанием на то, откуда «есть пошла Земля Русская». Именно Великий Новгород – колыбель Русской государственности. Потом ее центр переместился в Киев, потом - во Владимир, далее - в Москву, и наконец – в Петербург. Как видим, это движение представляет собой полный круг с севера на юг, с юга на восток, потом на запад и на север. В Санкт-Петербурге круг замкнулся, Русская государственность вернулась «на круги своя». Санкт-Петербург (по замыслу Императора Петра — наследник Рима) стал наследником Москвы, Владимира, Киева, Великого Новгорода. Удивительное перемещение русской столицы в течение 1000-летия образует своеобразное «государственное кольцо» России. Учитывая, что государственный центр одновременно всегда был и центром церковным, этот круг вполне можно назвать крестным ходом центра государственности по лицу Русской земли.
Эта концепция подвижного центра, неизвестная в таком масштабе у других народов, в критические моменты истории спасала саму Русскую государственность. Когда в какой-то исторический период ослабевал или захватывался один центр, тут же возникал другой. Очевидно, что русские держались не за столицу, а за всю землю Русскую. Это тоже один из секретов русской непобедимости.
Вопрос истока Русской государственности стал в наше время предметом исторической и политической полемики. Его празднование в Великом Новгороде оказывается очень актуальным и напоминает о ее первоисточнике: Киев наследовал русскую государственность от Новгорода, а также напоминает о единстве Русской земли.
В свете этого концепта считаю необходимым повысить не только уровень, но и масштаб праздника. Его следует совершать во всех исторических столицах России: Владимире, Москве, Петербурге, а также в тех городах, которые в какой-то период фактически выполняли функции столичного центра, например: Старая Ладога, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда… Безусловно, нужно включить в это празднование и Минск как столицу Белой Руси. А впоследствии распространить праздник и на Киев. Одновременное празднование Российской государственности во всех этих городах было бы зримым мощным выражением единства России и ее истории.
Празднование 1000-летия России в 1862 году было ознаменовано сооружением величественного памятника в Великом Новгороде по проекту М.О.Микешина, уникальность которого состоит в том, что он посвящен не одному конкретному деятелю или одному какому-то событию, но всей России в ее историческом бытии. Очевидно, что этот символический памятник – живой, в истории происходят новые события и новые победы. Подобные памятники, дополненные новыми реалиями, очевидно, нужны и в других исторических столицах России.
Праздник Российского государства должен быть одним из самых главных праздником России. Это требование нашего времени.
Однако если мы заглянем в календарь, то ничего там в этот день не увидим. Возникает диссонанс: праздник фактически есть, а в календаре такого праздника нет. 8 марта, 1 мая, День Конституции – это государственные праздники и выходные дни, а день рождения самого Российского государства – не государственный праздник, а обычный рабочий день. Парадокс: государство не празднует свою собственную государственность!
В связи с этим возникает и другой вопрос о Дне России: почему мы его празднуем 12 июня, что такое важное случилось в этот день, какие исторические события и победы совершились в этот день? Никто толком не может сказать, и даже не спрашивают об этом. А если кто попытается разобраться, в чем тут секрет, его ждет неприятное открытие, которое может повергнуть в ужас. У нас есть возможность исправить эту историческую ошибку и перенести праздник День России на 8/21 сентября. Уверен, праздник сразу же стал бы всенародным и любимым торжеством. В этот день соединилось бы и празднество Рождества Божией Матери, и зарождение Российской государственности, и воспоминание о судьбоносной Куликовской битве. Воссияла бы полнота исторической правды: наше прошлое, настоящее и будущее в одном дне.
Присутствие Первого лица на празднике Российской государственности в Великом Новгороде вселяет уверенность, что праздник будет иметь продолжение и получит статус всенародного торжества, а мы будем без зазрения совести праздновать День России 8/21 сентября.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ТЕБЯ, НАША ДОРОГАЯ И ЛЮБИМАЯ МАТУШКА РОССИЯ!
3. Во-первых.
2. Родина - канон.
Вопрос - каковы законы этого. Каковы законы государственности и культуры, вообще? Где, в чем обоснованы эти законы в мире? Что отличает правду от правды в правде следования в истину? Какое правило, закон надо соблюдать? Вообще, в чем состоит сущность закона, отличающего государство от культуры так, что приводит к Родине? Вот рациональные вопросы, на которые надо отвечать рационально. И, если получается правильно, то это ведет к понятиям Духа, таким как Родина.
Напомню Гегеля, что истина должна искать вопрос в самой себе, и отвечать на него так же. В себе и для себя.
Что-то подсказывает, что закона государства, вообще, мы не знаем. Потому, что это - универсальные законы. И очень, очень конкретные.
1.
«Однако если мы заглянем в календарь, то ничего там в этот день не увидим. Возникает диссонанс: праздник фактически есть, а в календаре такого праздника нет. 8 марта, 1 мая, День Конституции – это государственные праздники и выходные дни, а день рождения самого Российского государства – не государственный праздник, а обычный рабочий день. Парадокс: государство не празднует свою собственную государственность!»
////////////////////////////
Так случайного ничего не бывает… А как вот такой, например, «парадокс»: был Комитет ГОСУДАРСТВЕННОЙ Безопасности, а ныне – ФСБ? Если первое четко идентифицировалось с ГОСУДАРСТВОМ, то второе…
Потому, не логичнее ли будет сместить акцент с дней Рюриковичей – в нынешние и задаться тривиальным вопросом – на чем все же «зиждется» нынешняя российская государственность – в метафизике, разумеется?
Читая рассуждения уважаемого батюшки недолго и подумать, что именно Божия Матерь управляла в известные исторические времена и являлась едва ли не Источником нашей государственности, однако… отчего это государство временами «рыкало яко лев» - это же факт?
Политический подтекст материала - налицо, однако это не приблизит нас к пониманию сути, правде… А последнее, по выражению автор – действительно может повергнуть в ужас? Достаточным окажется посетить Третьяковскую галерею – точнее, одно из мест…