Уходит традиция чтения литературы, т.к. телефон пожирает всё время

Родителям и педагогам легче отфутболить детей в интернет, чем что-то объяснять

0
849
Время на чтение 4 минуты
Фото: dzen.ru

«По результатам опроса ВЦИОМ, молодёжь не знает современных литературных авторов, предпочитает тексты в интернете. Во время летних каникул 29% опрошенных школьников прочитали одну книгу, 22% - три или четыре книги. На вопрос, какие книги произвели на вас наибольшее впечатление, большинство ответило, что Гарри Поттер», — пишет в своём блоге российский политолог Сергей Михеев.  

Автор блога считает, что это общее падение уровня образования. «Другой вопрос, — говорит он, — что это общемировая тенденция. При всех претензиях к советскому прошлому надо признать, что Советский Союз научил читать огромное количество людей. Стали ли они от этого более счастливыми, это вопрос, но лозунг о том, что Советский Союз, это самая читающая страна в мире, было правдой».

По мнению Михеева в определённой степени мы сейчас опускаемся на общемировой уровень, потому что средний европеец или американец, не говоря уже о среднем азиате или латиноамериканце, вообще ничего не читает. «Всё то, что было принято читать у нас, в Советском Союзе, — продолжает он, — русскую и зарубежную классику, философию, средний западный человек вообще никогда не читал. Знание русских и общемировых классиков литературы является привилегией очень нежирной прослойки западной, в первую очередь европейской, интеллигенции. А какой-нибудь средний выпускник public school в Америке вообще ни хрена не знает».

«Здесь сказывается наше маниакальное стремление стать такими же, как весь цивилизованный мир. Примерно такими и становимся. Чтение западной литературы, это, как правило, чтение фэнтези. Наше стремление стать такими же, как весь цивилизованный мир, оно, к сожалению, привело к снижению планки образования, потому что весь так называемый цивилизованный мир вообще не сильно образован. Там хорошие узкие специалисты, но если говорить об энциклопедическом образовании, или широком кругозоре, как это называлось в советское время, там были проблемы всегда, есть они и сейчас.

К тому же весь мир вошёл в новую технологическую эпоху, связанную с интернетом, с мобильной связью, и в целом, вся структура потребления информации съехала в сторону потребления коротких сообщений, коротких картинок, коротких видеороликов. Это технологически завязано на сам характер тех устройств, которыми мы пользуемся, потому что читать все тома Достоевского или все тома «Войны и мира» в телефоне просто невозможно», — отмечает Михеев.

По словам политолога уходит сама традиция чтения литературы, потому что телефон, интернет и видео пожирают всё время. «Более того, — отмечает автор, — сама система образования, и наша в том числе, фактически пересаживает, переориентирует школьника на интернет. В интернете сжатая подача, комиксовые форматы, такие тезисные вещи. Детям в школе говорят, что задания найдёте в интернете. Журнал в интернете, доклад написать – в интернете. Мы с одной стороны плачемся, что они перестали читать, а с другой стороны, вся школьная и вузовская программа направлена только туда, в интернет. Насколько данные в интернете верифицированы, насколько они истинны, это никого не волнует, потому что системе образования удобнее технически перенаправить детей туда, чтобы меньше было заботы самим. Почему многие родители покупают мобильные телефоны, игры? Чтобы дети к ним не приставали. К сожалению, наши педагоги поступают ровно точно так же. Им легче отфутболить в интернет, чем самим что-то объяснять, сидеть, заниматься и прочее».

Ещё одна причина, по мнению политолога,  кроется в самом характере массовой культуры: «Вся современная массовая культура, формируемая Западом, она вообще не про поиски смыслов. А литература, глубокая, хорошая, она всегда про поиски смыслов. Массовая культура, это про форму, про яркую обёртку, про обложку, про сиюминутные страдания или удовольствия, про то, над чем не надо сильно думать. Это легче продаётся, и потому что, на мой взгляд, как верующего человека, уводит от раздумий, а зачем мы вообще живём. А чтобы человек не думал о смыслах жизни, надо потреблять всякую белиберду, а действительно глубокая литература, она не про белиберду. Она про то, зачем человек живёт, что есть добро и что есть зло. Вот чтобы ты не думал об этом, тебе надо всё время забивать мозги бесконечной кашей всяких разных новостей, ненужных картинок, идиотских роликов.

Опять же, это всё про эсхатологию, про движение к концу света. Чем меньше человек разбирается в себе и окружающих, чем меньше он задумывается о добре и зле, тем легче его охмурять. А средством является эта бесконечная цветная каша, которая льётся тебе в башку, и чтобы у тебя секунды не было подумать, что такое я, зачем я живу, что хорошо, а что плохо.

К тому же массовая культура целенаправленно работает над опошлением и превращением в комикс литературных произведений, опуская всё на уровень внешней канвы».

Михеев утверждает, что согласно опросам, средний американец «не читал никакого Хемингуэя, никакого Сэлинджера он не знает, и Джека Лондона они не знают. Даже это им не известно. Если и знают, то только по кино, а как Голливуд снимает, это отдельная песня. Если в 40е, 50е и 60е годы и были попытки осмысления чего-то, то сейчас этого нет даже близко. Сейчас это компьютерная графика, бесконечные гэги, шутки, трюки и больше ничего. А кино, претендующее на смыслы, это обычно кино про каких-нибудь маньяков, извращенцев, и это подаётся как артхаус, как что-то глубокомысленное, а в реальности это просто помойка».

«Классическая литература может быть забыта, так же как когда-то были забыты древние языки. Они как бы есть, но на них никто не говорит. Это останется уделом очень небольшой кучки людей. В конце концов, это ведь не мы с вами написали, и не Политуправление Минобороны, рассказ Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Это же он написал ещё в 60е годы. Он писал о том, что никто ничего не хочет, и не будет читать. Он описывал действительность, при которой в комнате на полу, на потолке, на всех четырёх стенах установлены телевизионные экраны. Сейчас они заменены другими экранами и экранчиками, один у вас в кармане, сто экранов вокруг нас. Это он написал, потому что чувствовал тенденцию западного мира. Мы в те годы этого не понимали, потому что в Советском Союзе литературное чтение в значительной степени насаждалось умышленно», — заключает Сергей Михеев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 13, Потомок подданных Императора Николая II: PS

А ведь прав тот китайский мудрец - чтение китайской литературы (русской тогда не существовало) в Императоры не произведет. Ну, разве что... ))

15. Ответ на 14, Советский недобиток:

А я про "Речные заводи". Этот древнекитайский роман XIV века, когда русской литературы практически не существовало. На этот роман несколько раз ссылался Мао Цзэдун.
У Вас "Сон в Красном тереме"? )

О, я не настолько широк, чтобы вместить и китайскую классику на языке оригинала...Русский ли я человек после этого? ))

Русский, глаз узкий. )

14. Ответ на 13, Потомок подданных Императора Николая II:

А я про "Речные заводи". Этот древнекитайский роман XIV века, когда русской литературы практически не существовало. На этот роман несколько раз ссылался Мао Цзэдун.
У Вас "Сон в Красном тереме"? )

О, я не настолько широк, чтобы вместить и китайскую классику на языке оригинала...Русский ли я человек после этого? ))

13. Ответ на 11, Советский недобиток:

И я про то... ))

А я про "Речные заводи". Этот древнекитайский роман XIV века, когда русской литературы практически не существовало. На этот роман несколько раз ссылался Мао Цзэдун.
У Вас "Сон в Красном тереме"? )

12. Ответ на 2, Русский Сталинист:

Невозможно стать читающей страной, когда большинство населения неграмотное. Тот же Пушкин до 17-го года был доступен только небольшому слою тогдашней образованной элиты.

Процент грамотных в России:
1880 - 10%
1897 - 21%
1917 - 30-35%
1926 - 41%
1939 - 87%.

Конечно, "прыжок" с 1926 по 1939 - прорывной. Но нельзя не видеть ровной положительной динамики в дореволюционной России.
Сергей / 20.09.2022, 08:57

11. Ответ на 8, Потомок подданных Императора Николая II:

И я про то... ))

10. Почему отвергают Шолохова?

"Судьба Мелехова показывает, что народ воевал и на стороне красных и на стороне белых... но точку зрения народа как целого, формировавшегося нового единства, взамен распавшегося - отчего и шла гражданская война, - вынесли, доказали и объединили собой красные <...>

У Шолохова впервые явилась сама масса, поднимающая других. Как будто литература, достигнув "дна", качнулась и пошла наверх, увлекая за собой то, чего не видели и вседостигающие пушкинские лучи. <...> Шолохов сумел поднять проблему централизующей связи прямо от необразованной, известной только по пересказам сверху массы и вымерять ею всех, никого не обойдя этой неожиданной проверкой. Может быть, в других видах искусств в России и были прорывы, например, у Глинки в загадочном создании Сусанина, но в литературе это произошло впервые <...>


С неоспоримым знанием народа он увидел бунт самый беспощадный, но не в бессмыслице, а в ясно различимом мировом смысле".


(Палиевский П.В. Мировое значение М. Шолохова // Наш современник. 1973. №12.)

Константин В. / 19.09.2022, 17:00

9. Ответ на 1, Павел Тихомиров:

Конечно. Луначарский много хорошего сделал, но если бы не было Русской литературы 19 века, то что бы читал советский народ? Ильфом/Петровым и даже Нагибиным сыт не будешь. А "деревенщики" - это как раз продолжение традиций именно Русской литературы 19 века.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
.Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всем разнообразьи поз,
Читали дети и подростки,
Как заведенные, взасос.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,дети
Борис Пастернак
На ранних поездах

А что читали дети и подростки в СССР? Гайдар,Н.Носов, Крапивин, Кассиль, Воронкова, Барто, Чуковский, Михалков, Катаев, А.Н.Толстой, С.Алексеев, Олеша...
Пушкин - само-собой. 1937 год, столетие гибели поэта, массовые издания его стихов и прозы.

8. Ответ на 5, Советский недобиток:

"Сколько книг ни читай, а императором не станешь." (c) Мао Цзэдун. Цитата не фейк. И знаете, в чем-то он вероятно прав.

Зато "великая китайская литература" - фейк.

Рассказы Ляо Чжая о чудесах.
Популярный герой - студент-гуляка, с перепоя попавший под власть лисы-оборотня.

7. Ответ на 2, Русский Сталинист:

Невозможно стать читающей страной, когда большинство населения неграмотное. Тот же Пушкин до 17-го года был доступен только небольшому слою тогдашней образованной элиты, а поистине всенародным поэтом он стал только благодаря Сталину, который в 1937 году организовал на государственном уровне 100-летний юбилей со дня смерти поэта, когда произведения Пушкина пришли в каждую школу и в каждую библиотеку. Советская литература- это не только Ильф и Петров. Это и Шолохов, и Фадеев, и Твардовский, и Симонов, и Горький, и Толстой, и Новиков-Прибой, и Шишков, и Сергеев-Ценский, и Антоновская... Некоторые из них (Горький, Толстой, Шишков, Ценский) стали мастерами литературного слова ещё до революции, а другие (Шолохов, Симонов, Фадеев, Твардовский) раскрыли свой талант уже в Советскую эпоху, но в любом случае очевидно, что сводить всю Русскую литературу советской эпохи только к Ильфу и Петрову с Нагибиным- это очень большое упрощение и передёргивание. А что касается связи советской литературы с дореволюционной- так ведь уже с 30-х годов портреты классиков "золотого века русской литературы" висели в советских школах, так что никто из этого никакого секрета не делал, наоборот, всячески подчёркивалась связь эпох.

На замечание уважаемого Павла Тихомирова я посмотрел бы с более глубокой точки зрения. Мне кажется, очевидно, что здесь в очередной раз "доказывается", что в Новороссию нужно идти с Ильиным, а не с Шолоховым (для уважаемого П. Тихомирова он попросту не существует, почему, вопреки логике, даже не упомянут). Ваше возражение о роли литературы в Российской Империи и в СССР не будет услышано или будет "опровергнуто", несмотря на несравнимое состояние грамотности народа в Российской Империи и в СССР. Самое тревожное здесь то, что Русский Корпус так и продолжает двигаться в Новороссию благодаря усилиям определённой группы "патриотов". Таких, как Елена Чавчавадзе. Мне кажется, именно это главное, почва, на которой обсуждается и вопрос отношения к литературе. Да, я считаю, что Ильин в Новороссии приведёт к сдаче Западу, отказу от русской литературы, а Шолохов и Красное Знамя бабушки дают надежду на возрождение и литературы, и России. Вопрос, дадут ли? Если даже здесь, на РНЛ, преобладающее влияние имеет Ильин с его "сложным фашизмом".
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Михеев
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Россия: геополитические вызовы и перспективы»
Встреча со студентами и преподавателями МЭИ
22.04.2024
«На этом создали бизнес»
Мы сначала разрешили полную вольницу для самокатов, организовали прокаты, а теперь говорим, что надо их ограничивать
20.04.2024
«Израиль и союзники в лёгком шоке»
Иран показал, что эпоха неприкосновенности Израиля закончилась
18.04.2024
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
В Москве состоялась премьера сатанинского шоу Taboo в «театре-кабаре» Crave
17.04.2024
Все статьи Сергей Михеев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07