Философ, мыслитель-энциклопедист, он впервые научно обосновал применение реактивного принципа движения для полётов в мировом пространстве и возможность достижения космических скоростей, создал теорию движения ракет, сделал математическую разработку идеи многоступенчатых ракет, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД).
«Отец» американской космической программы Вернер фон Браун писал: «Результаты его пионерских трудов очевидны для всех, кто сегодня работает в области космонавтики. Он оставил нам математические расчеты, которые необходимы для понимания проблем, связанных со строительством многоступенчатых ракет. В его исследованиях в области ЖРД были обозначены исходные позиции, с которых начинается конструирование современной ракетной техники... Это свидетельствует о том, что требования к конструкции ЖРД, сформулированные Циолковским много десятилетий назад, и сегодня не утратили своего значения. Его теории выдержали проверку временем».
Родился Циолковский 5 сентября (ст. стиля) 1857 года в селе Ижевское под Рязанью в мелкопоместной дворянской семье. Потеряв в детстве слух после перенесённой скарлатины и лишившись полноценного общения со своими сверстниками, он стал много читать, размышлять, мастерить своими руками. С 14-ти лет учился самостоятельно, в 22 года экстерном сдал экзамен на звание учителя и всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 года в Калуге), а свободное время посвящал научной работе. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.
Круг его интересов был необычайно широк. Однако из-за отсутствия систематического образования он часто приходил к результатам, уже известным в науке. Так произошло с его первой работой, посвященной проблемам газовой динамики. Но за вторую опубликованную работу «Механика животного организма» его избрали действительным членом Русского физико-химического общества.
Увлёкшись воздухоплаванием, он первым не только предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель, создал оригинальный прибор для автоматического управления полётом дирижабля, а также схему регулирования его подъёмной силы. После дирижабля Циолковский перешёл к исследованию аэродинамики самолёта. Он исследовал влияние формы крыла на величину подъёмной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолёта. Эти работы были использованы Н.Е. Жуковским при создании знаменитой теории расчёта крыла.
В начале ХХ века Константин Эдуардович переключился на исследования космического пространства. В этой области он и приобрёл всемирную славу.
Автору как коренному новосибирцу, конечно, льстит, что жившего в Новосибирске и написавшего там в 1929 году небольшую книжку «Завоевание межпланетных пространств» Ю.В. Кондратюка (Шаргея) некоторые считают наряду с Циолковским основоположником космонавтики. Но надо честно признать: вклад этих людей в теорию и практику космонавтики совершенно несоизмерим. Потому у монумента «Покорителям космоса» в Москве каменный Циолковский и находится в одиночестве – рядом с ним поместить некого.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
1.