13 августа, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, день своего тезоименитства отмечал не только светильник крайнего востока большой Руси, Вениамин митрополит Владивостокский на покое, но и близкий к нему по духу блюститель крайнего запада большой Руси, митрополит Минский и Заславский Вениамин, патриарший экзарх всея Беларуси.
Заняв стол минских митрополитов в тяжелейшие для страны революционные дни, подвергаясь уничижительным нападкам со стороны не только секулярной прозападной части общества, но и прозападной, либеральной части самих церковных кругов, застав Белорусский Экзархат в достаточно тяжелом духовном состоянии с сильным влиянием в нем того самого прозападно-экуменически и либерально-модернистски настроенного священства, владыка своим мудрым, кротким и одновременно целеустремленным правлением сумел коренным образом изменить положение дел на всех уровнях церковного руководства и значительно оживить как внутреннюю церковную жизнь, ее благочестие и молитвенный дух, так и внешнее церковное служение, включая строительство церковно-государственной симфонии.
Лучшим панегириком митрополиту Вениамину может служить пасквильная статья его противников на главном рупоре «церковного революционного фронта» в Белоруссии под названием «Как в БПЦ убивают богословское образование», которой убедительно доказываются успехи владыки в возрождении Православия в белорусских духовных школах с выведением их из обновленческо-вольнодумного кризиса.
Символично, что поставлен митрополит Вениамин в чин духовного предстоятеля белорусской земли и народа был в день памяти первого Московского первосвятителя Петра, уроженца Западной Руси, Волыни, недалеко от родных мест которого родился и сам митрополит Вениамин.
Дмитрий Валерьевич Куницкий, магистр философских наук, редактор духовно-просветительского блока электронной газеты «Союзное слово»