В основе книги повестей, рассказов, очерков «Хранители» Галины Чудиновой – подлинная Православная вера и её поиски, как автором, так и её героями – хранителями нравственных основ жизни нашей страны. Исповедальная лиричность глубокой женской души и драматизм событий, настигающих Россию в постсоветский период, понимание необходимости удержать человечность, верность традициям, делают труд Галины Чудиновой литературным свершением.
На многие вопросы к руководству России мы до сих пор не получили ответов, но писатель видит среди окружающих её людей – духовно сильных героев, противостоящих коррупции, мафиозности, алчности, находящих также словесное определение ситуации и рождённых ею задач. Они с риском для жизни отстаивают веру в справедливость, созидают, помогают себе и другим, участвуют в событиях в Чечне и на Донбассе.
Писатель встречает в жизни не только «Хранителей», но и разрушителей, раскрывая суть и причины этого с молчаливой грустью и душевным страданием из-за неразвившегося таланта её героев, или неосуществлённой любви, или необретённой веры, или неутолённой жажды бытия.
Мы не хотим, чтобы нам писали нашу историю так называемые «победители в холодной войне», лживые и корыстолюбивые, и одна из нас – писатель Галина Чудинова – говорит своим современникам и потомкам, как оставались честными её герои в 90-е годы, хотя это было очень нелегко – противостоять тем, кто откликнулся на призыв «обогащайтесь, кто может» и как может. В шоковых реформах сгорела очень быстро популярность борца с «партийной бюрократией», на месте которой выросла беспредельная – чиновничья.
Все герои книги социально активны со знаком плюс или минус. Они занимают разные ступеньки на общественной лестнице: Мамлюкаев – министр, «арбузный мальчик», ставший царьком поселения, криминалитет, возглавивший местное самоуправление, директор завода, разбитый болезнью. Обращаясь к актуальности, Галина Чудинова схватывает метафизическое дыхание бытия, указывая, кому противостоят её «Хранители»: «Украинские и русские либералы почти полностью сдались Западу: кто за кружевные трусики, кто за баварское пиво, кто за виллы и счета в Европе».
Книгу открывает повесть «Такова аспирантская жизнь», нелегкий марафон молодого учёного Анны к защите кандидатской диссертации на фоне жизни в Москве в 80-е годы ХХ века: в череде смертей генеральных секретарей КПСС, в пересказе анекдотов о лидерах Страны Советов, начиная с Хрущёва, коллекционировании белых мерседесов бывшим министром МВД Щёлоковым, укравшим люстру из Таврического дворца, а также сыном Кириленко, поместившим огромный вклад в Цюрихский банк. Бандитизм и мафиозность партийной верхушки 80-х годов разрослась раковой опухолью по стране в «лихие» 90-е годы, принесшие России превышение смерти над рождаемостью. Рождалась или возрождалась либеральная интеллигенция, мечтавшая о загранице и млевшая перед всем иностранным. А честные культурные люди страны умирали от инфарктов в истощающей борьбе между чувством и долгом, в поисках смысла в безвыходной ситуации, – извечная тема русского писательства, за которую смело взялась Галина Васильевна.
В повести «Дорога – подруга моя» Андрей Шадрин отправляется в путешествие по миру благодаря свалившемуся на него наследству от тёти. Перед этим, находясь в депрессии, он хотел покончить жизнь самоубийством, от которого спасла ангельской верой и молитвой любящая его девушка Ирина, учитель русского языка и литературы, интеллигентная, жертвенная, чуткая и умная. На фоне взаимоотношений и переписки Андрея и Ирины разворачивается нешуточная баталия между олигархом, директором «Уралкалия» Рыболовлем и его бывшей женой, судящейся во многих странах Европы за виллы, счета, машины, картины, приобретённые на награбленное на Урале.
Равнодушного путешественника по миру Андрея Ирина вовлекает в понимание России, нелегкой судьбы Православия на примере героев произведений Алексея К. Толстого, Аркадия Аверченко, Михаила Осоргина, помогает постичь, как страшно остаться без Родины.
Повесть «Творящие благо» – о том, как сложно нащупывается путь обычных людей к прекрасной, благородной, великой России, к её возрождению среди невзгод, хищений, смертей: «В сердце боль затаив, песню счастья пою», – повторяем эти слова известной песни, уходя от богоотступничества, принимая духовное единение, которым мы всегда обладали интуитивно.
«Хранителей» мы часто застаём за молитвой, за слушанием литургии в храме, за торжественным и неспешным церковным пением, причастием и исповедью. Цельная личность Александра Левицкого контрастирует с мятущимся и, как он говорит о себе, «живущим не своей жизнью» Николаем Коваленко. Он ищет себя то на Луганщине, то в Никарагуа, то в Аргентине, пока, наконец, не обретает «найденную жизнь» в строительстве Православного храма, собственной семьи.
Александр с женой Ольгой остались в осаждённом Луганске, поддерживая ополченцев. Убийство жены Ольги у цистерны с водой от рук украинских карателей, – невосполнимая утрата и горе привели Александра к храму. «Всё чаще вспоминались Левицкому слова отца Вячеслава: «Так какую же светлую жизнь хотим мы построить в Донбассе без Бога? А у меня в Городищах за всю войну не погиб ни один человек: все спасались молитвами».
«Нехристианин Паршек» – это повесть о судьбе Порфирия Иванова, автора оздоровительного учения «Детка», о котором так много говорили и писали в 80-е годы ХХ века, имевшего немало последователей, в том числе находятся они и в наше время. Порфирий Корнеевич Иванов умер в 1983 году в возрасте 85 лет. Старец ходил босиком по снегу, раздетый до пояса, проповедовал обливание холодной водой и голодание – один день в неделю. Это был небывалый в истории человечества эксперимент. «Сначала он снял шапку, потом отказался от одежды и обуви, и так стал ходить круглый год. И победил природу любовью, овладел целительными силами, возвращал зрение слепым, поднимал парализованных, лечил раковых больных». Он обращался в разные инстанции от ЦК КПСС до научных учреждений, чтобы его опыт можно было распространять среди молодежи, но не находил поддержки, лишь оказывался в психиатрической больнице. Сам же он в конце жизни признавался, что он мог исцелить лишь того, кто его об этом попросит, завещал обращаться к нему с просьбами и после его смерти. Сложный образ, созданный Галиной Чудиновой, предстает как человеческая душа, в которой борется божественное и бесовское.
В рассказе «Противостояние» Сергей Рогов, начальник тыловой части, морально сражается с нечистым на руку начальником оперативной группы отряда МВД Фёдоровым. Рогов возвратился домой со скромными заслугами, как он сказал на исповеди: «Грязная с тараканами столовая стала чистой. Описано имущество на складах, отреставрирован памятник погибшим воинам, отряд нормально питался, стирка, баня, снабжение – на должном уровне. Домой я вернулся с потраченными из своего кармана восьмьюдесятью тысячами рублей, с проседью в бороде, с расшатанными нервами да с кучей благодарностей от чеченцев и своих сослуживцев, от командования в Перми. Грешен я, чуть не убил человека (Фёдорова), да Господь отвёл от убийства, спас и меня, и мою семью». В полном молчании выслушал отец Александр эту необычную исповедь и допустил Сергея Рогова к причастию в светлый праздник Рождества Христова». Русская тоска и порыв, не однолинейный характер главного героя воспринимается читателем как нечто естественное, понятное, родное.
Неоднократно отправлялась Галина Чудинова на Донбасс после 2014 года, она делится своими выводами в очерке «Скорбь и надежды Донбасса»: «Всем понятно, что судьба его жителей напрямую зависит от коренного улучшения ситуации в России, а страна вновь находится в состоянии круговой обороны от сил объединенного Запада. Но главная опасность исходит от врагов внутренних. Для спасения и России, и Донбасса нам настоятельно нужен тип человека молитвенника, воина, героя, труженика, семьянина, патриота. Только такой – нацеленной на победу, – должна быть наша государственная идеология, только при таких условиях мы выстоим, победим!»
Автор «Хранителей» обращает внимание на актуальность творчества Владимира Голубева (книга «Выживание русских»), Алексея Ивакина («Донецкий исход»), Ивана Лепина («Марс над Полуденной»), Ивана Донецкого («Мама, если не я, то кто же», «Донецкий реквием»).
Герои книги Галины Чудиновой получили страшный опыт 90-х годов, Чеченской кампании, опыт отстаивания Русского мира в Новороссии. Большинство из них исполнены простоты и тихой душевной красоты, естественности, непосредственности в их любви к Отчизне, служении нравственному закону, что делает возможным восстановление связи времён, одухотворённую чуткость по отношению к предкам потомками, осуществление земных надежд на благоденствие Отечества. Надо, чтобы все прочли эту книгу и поняли «необходимость скорейшего строительства новой исторической эпохи, нравственной и социально справедливой России с её духовно зрелым, социально эффективным обществом, где каждому человеку найдётся дело…».
Галина Васильевна Чудинова – прозаик, литературовед, публицист. Автор нескольких книг. Кавалер ордена Достоевского III степени (2013). Член Пермской краевой организации Союза писателей России с 2015 года. Прихожанка пермского староверческого храма во имя Святителя Стефана Пермского. Живёт в посёлке Юго-Камский Пермского края. Публиковалась в журналах: «Берега», «Литературная Пермь», «Сибирский старообрядецъ» (Новосибирск), «День и ночь» (Красноярск), «Всерусский Собор» (Санкт-Петербург), «Крылья» (Луганск).
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук, Калининград