Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф

Мы выдаем желаемое за «очень желаемое»

1 Павел Тихомиров 
3315
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

В последнее время часто можно встретить призывы типа «пора возвращаться к традиционным семейным ценностям!..» А хотите, я на раз–два–три докажу, что сегодня это абсолютно нереально и все эти разговоры – демагогия чистой воды?

Во-первых, «традиционные семейные ценности» предполагают наличие семьи. Семья – традиционная семья – состоит из мужа, жены и детей. Она имеет пирамидальную структуру: муж / отец – вершина пирамиды, жена / мать – ее тело, дети – основание. Причем отношения супругов / родителей узаконены, никаких матерей-одиночек, никаких гражданских браков не предполагается. Мало того, ребенок мужского пола – это продолжатель рода. То есть воспитанием его, передачей ему родового опыта занимается родной отец – не очередной сожитель матери, даже не ее второй (третий и далее по списку) законный муж, а именно родной отец, как представитель того самого рода. Можете вы сегодня всё это представить? Как исключение – да, но не как правило, не как традицию, которая бы распространялась на все семьи. И в первую очередь, из-за отсутствия наличия в достаточном количестве мужей / отцов, которые были бы способны возглавить семью. Причины такого положения – это уже другой вопрос.

Во-вторых, традиционные семьи – это семьи самодостаточные, находящиеся вне бдительного ока государства и СМИ. С одной стороны, они сами решают свои проблемы, сами решают, как им жить и как воспитывать своих детей. Они не разбирают свои конфликты в студии ток-шоу, не рассказывают об интимных подробностях совместной жизни и любовных связях на стороне. С другой стороны, никто не вправе им указывать, что, когда и как делать, чем, сколько раз и в каком количестве кормить родных чад, как их наказывать за провинности. Никаким НКО, опекам, социальным службам и прочим структурам даже не придет в голову влиять на установленные в семье обычаи. Никто не подглядывает за семьей, не пишет доносы на родителей и не обвиняет их в «семейно-бытовом насилии» за каждый шлепок или даже подзатыльник. По той простой причине, что все – и в обществе, и во властных кабинетах прекрасно понимают, что только родители заинтересованы в том, чтобы их сын или дочь выросли крепкими, здоровыми, умными, продолжили род и стали надежной опорой в старости. Соответственно, никто не оспаривает традиционное утверждение, что только отец и мать – те люди, которым ребенок может безоговорочно доверять и чувствовать себя рядом с ними в полной безопасности – как физической, так и моральной. И даже если его наказывают, то он понимает, что наказание это – за дело, для его же блага и вразумления. В традиционной семье не существует никакого «верховенства прав ребенка», дети – это помощники старших, которые растут в труде и заботе о близких.

Казалось бы, простые истины, не нуждающиеся в подтверждении. К чему тут возвращаться, когда так оно всё и есть? Так – да не так. Дело-то именно в том, что за последние десять с лишним лет эти истины перестали быть бесспорными. Родители в глазах государства уже не воспринимаются как единственные защитники интересов собственных детей, мало того, они все чаще, наоборот, воспринимаются как их враги, а семья – как место, потенциально опасное для жизни ребенка. Поэтому возродить прежнее отношение к семье чрезвычайно сложно по многим причинам. Одна из самых важных из них – чиновники (в абсолютном большинстве – чиновницы, чаще всего – бездетные или матери-одиночки) почувствовали вкус к руководству чужими семейными, детско-родительскими отношениями. К власти над людьми привыкают быстро, а когда эта власть бесконтрольна, она нередко становится произволом. Под эгидой «благих намерений и побуждений», как известно, творятся самые страшные дела. Если же эти «побуждения» имеют под собой еще и материальную подоплеку, то трудно ожидать добровольного отказа от возможности влиять на судьбы родителей и детей. Раз чиновники не заинтересованы в упрочении положения семьи – а они в этом не заинтересованы, поскольку суммы, выделяемые на детей в семье и на детей, находящихся в казенных учреждениях, в замещающих и приемных семьях, несопоставимы, – значит, они сделают всё для того, чтобы традиционные семейные ценности не вернулись, а нынешнее, зависимое от них положение родителей было надежно закреплено соответствующими законами.

Ну, и последнее, как мне кажется, самое главное.

Для того чтобы рассуждать о «возвращении традиционных семейных ценностей», нужно хотя бы приблизительно представлять себе, что это такое. На сегодняшний день у нас нет достаточно четкого определения самого понятия «традиционные семейные ценности». Что в него вкладывается? Какая именно традиция?

Хотим мы того или нет, но история России (и, соответственно, российской семьи) разделена на две неравные части: до-революционная история и после-революционная. Первая – это история официально православного государства, где все его граждане если и не соблюдали на практике, то уж теоретически прекрасно знали, что семья – это малая церковь. То есть ее традиции и ценности были, в первую очередь, духовные и основывались на христианском учении, на учении апостолов и Святых отцов Церкви о роли и взаимоотношениях в семье супругов и детей.

После революции началась (и продолжается до сих пор) наша история как светского государства, в котором декларировалось, что семья – это ячейка общества. То бишь, в результате победы коммунистической (материалистической) идеологии, ее главными ценностями стали социальные достижения. И советская семья за 70 с лишним лет своего существования успела заложить свои традиции и сформировать свои ценности. При этом роль и место в семье жены и матери претерпели довольно серьезные, – даже кардинальные – изменения. Ее права стали выше прав мужа и отца, что не могло не отразиться в новой традиции. Она закрепила возникший статус-кво, но это не имело ничего общего с прежним, христианским воззрением на распределение ролей супругов.

Так какие же «традиционные семейные ценности» мы хотим сейчас возродить? Давайте не будем лукавить и назовем, наконец, вещи своими именами: естественно, большинство имеет в виду традиции советской семьи. Просто потому, что они нам ближе и по времени, и по социальному статусу, и по своему феминистическому духу. Не стоит забывать, что в дореволюционных семьях, при всей их духовной общности, был разный традиционный уклад, по причине разницы их социального (классового) положения: у дворянства – свой, у купечества – свой, у крестьянства и мещанства – свой. Вернуть их традиции уже в силу этого невозможно. Не говоря о том, что женщина – мать – жена если и работала (например, в крестьянских семьях), то далеко не столько и не в том качестве, как современная женщина.

Семейные традиции дореволюционной России мы знаем только по книгам, в то время как традиции советской семьи – это наше совсем недавнее прошлое, на них воспитывались наши дедушки-бабушки, родители, да и мы сами – на их основе мы воспитывали своих детей, тех, кому сейчас до и более тридцати лет. Но, как мы видим, эти семейные традиции, родившись в разное историческое время, в корне отличаются друг от друга как по приоритетам, так и по последствиям их соблюдения. Кроткая и смиренная жена в традиционной православной семье весьма далека от традиционной советской женщины с ее активной жизненной позицией, бодро совмещающей работу с семейными обязанностями и воспитанием детей.

Ну, так и что же, все-таки, мы должны возвращать или куда возвращаться? Что для нас семья: малая церковь или брачный союз, где «гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан» (Закон СССР от 27 июня 1968 г. № 2834-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье»)? От ответа на этот вопрос зависит, какими будут новые граждане России – наши дети и внуки в ближайшие годы. Какими будут их дети. Что для них будет приоритетно – духовные законы построения семейных отношений, основанные на многовековых религиозных традициях народов, населяющих Россию, или законы, созданные в СССР полвека тому назад, для регулирования «совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями»? Пока мы не поймем – хотя бы каждый сам для себя – что нам, действительно, важно и куда мы хотим вернуться, все наши рассуждения на тему «традиционных семейных ценностей» – прекраснодушная демагогия и откровенный блеф.

Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, директор Межрегионального правозащитного центра «Соотечественник», Новосибирск

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

174. Ответ на 171, Андрей Карпов:

Ох. занимались бы культурологи своим делом.

Обслуживание социального заказа правящего класса и есть "дело" культурологов.

Гм, у нас правящий класс, видимо, не курит, не пьёт, не матерится и в нетрадиционные сексуальные отношения не вступает. Поэтому оценка сих культурных практик как въевшегося греха, которого мы не замечаем, конечно же, есть выполнение социального заказа правящего класса…. Ну-ну. Ну и логика, однако

Вы извините за настойчивость, но не корысти ради, а истины для. Как раз про буржуазию Вы и молчите насмерть. У Вас вообще "спасаться" можно только "индивидуально", каждый сам за себя. По Вашему неоднократному утверждению спастись можно только при капитализме, а при социализме человек все "перекладывает" на государство и спастись не может. Если это не выполнение социального заказа буржуазии, то что это? И всё в унисон с "истинно православными" почитателями всяких русскокорпусников, беззаветно сражавшихся с "безбожным" большевизмом в рядах "христолюбивого" воинства Гитлера,"открывавшего храмы".

173. Пожалуй. верно. И примеры есть.

Андрей, да они просто потешаются. Есть тут небольшая туса на форуме, лайкают "шутки" друг дружки. Чем бы дети ни тешились.
Ответить
1
Павел Тихомиров / 12.08.2022 22:43
171. Ответ на 170, Потомок подданных Императора Николая II:

Ох. занимались бы культурологи своим делом.
Обслуживание социального заказа правящего класса и есть "дело" культурологов.
Гм, у нас правящий класс, видимо, не курит, не пьёт, не матерится и в нетрадиционные сексуальные отношения не вступает. Поэтому оценка сих культурных практик как въевшегося греха, которого мы не замечаем, конечно же, есть выполнение социального заказа правящего класса…. Ну-ну. Ну и логика, однако
Ответить
1
С. Югов / 12.08.2022, 23:24

172. Ответ на 171, Андрей Карпов:

Ну и логика, однако

Андрей, да они просто потешаются. Есть тут небольшая туса на форуме, лайкают "шутки" друг дружки. Чем бы дети ни тешились.
Павел Тихомиров / 12.08.2022, 19:43

171. Ответ на 170, Потомок подданных Императора Николая II:

Ох. занимались бы культурологи своим делом.

Обслуживание социального заказа правящего класса и есть "дело" культурологов.

Гм, у нас правящий класс, видимо, не курит, не пьёт, не матерится и в нетрадиционные сексуальные отношения не вступает. Поэтому оценка сих культурных практик как въевшегося греха, которого мы не замечаем, конечно же, есть выполнение социального заказа правящего класса…. Ну-ну. Ну и логика, однако
Андрей Карпов / 12.08.2022, 17:14

170. Ответ на 168, С. Югов:

Ох. занимались бы культурологи своим делом.

Обслуживание социального заказа правящего класса и есть "дело" культурологов.

169. Ответ на 143, Денис Никонов:

1. Во-первых "православный" он чисто в плане самоназвания. Большинство посетителей данного форума за своего его не признают.

Денис, православие человека вовсе не зависит от того, примут ли его на форуме. А примет его Церковь, если он верит православной верой и живёт церковной жизнью. И от его ИТ-специализации, да и вообще от профессии, это не зависит.

2. Если у него хватает денег обеспечивать много детей, это не значит, что он воспитает православных детей


Конечно, не значит. Но ничуть не значит и обратного.

3. Не назовете мне несколько облачных архитектур (прям название, ну типа там "имярек", аналог кубера и т.д), которые у нас в России разрабатывает пусть даже не православный программист?

Я и нероссийских-то Вам не назову, не моя сфера. А в чём разница для обсуждаемой нами темы? И житель России может быть сотрудником зарубежного разработчика, и облако - просто форма структурирования информационных ресурсов, техническая специфика. Пишет ли человек VBA-макрос, или модуль для 1С, или "архитектурит" облако - каким боком это повлияет на его веру и семейственность?
Сергей из НН / 12.08.2022, 09:39

168.

Ох. занимались бы культурологи своим делом.
С. Югов / 12.08.2022, 09:15

167. Ответ на 163, Андрей Карпов:

Андрей, если Вы говорите о вещах, которые Вы считаете грехом, но при этом они «прочно вошли в культуру» - то Ваш среднестатистический оппонент (или, скажем так, объект Вашей миссии) может не видеть в них ничего предосудительного.

Значит, чтобы он перестал это делать после Ваших слов, надо что-то из следующего:
- он душой ощутил греховность этого;
- он настолько доверяет Вам, что принимает Вашу точку зрения и готов отказаться от этого;
- он получил от Вас убедительную аргументацию того, что это – грех;
- он получил от Вас твердую ссылку на незыблемый авторитет (Писание, каноны и т.д.), где утверждается, что это – грех.

Вариант 1 – это близко к чуду; вариант 2 – маловероятен со случайным собеседником.
А варианты 3 и 4 не построишь на основе личного восприятия, к которому Вы часто апеллируете.
Сергей из НН / 12.08.2022, 07:18

166. Ответ на 160, Алина:

Я часто бываю в наших госорганах. Приходишь туда (особенно в последнее время) - сидит, простите, курица тупая, которая не только ни на один вопрос ответить не может, но и вообще, кажется, сама не понимает, что она там делает. А если отвечает... Лучше бы молчала.

А я часто попадал на толковых и стремящихся помочь. Где как вышло - из этого закона не составишь.
Сергей из НН / 12.08.2022, 06:36

165. Ответ на 158, александрович:

призванием женщины может быть только семья, дом, очаг, воспитание детей.

Александрович, а откуда взялось слово "только"?
Не из Писания или канонов, или согласия отцов - а из Вашего понимания оных.
Ведь к чему у человека, независимо от пола, возникает интерес, тяга - то и может быть его призванием. И если эта тяга не ко греху (например, к воровству или блудным "профессиям") - то ничего предосудительного в этом нет. И кто скажет, будто это не от Бога?
Сергей из НН / 12.08.2022, 06:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Анатольевна Пырх
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Все статьи Галина Анатольевна Пырх
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06