В последнее время часто можно встретить призывы типа «пора возвращаться к традиционным семейным ценностям!..» А хотите, я на раз–два–три докажу, что сегодня это абсолютно нереально и все эти разговоры – демагогия чистой воды?
Во-первых, «традиционные семейные ценности» предполагают наличие семьи. Семья – традиционная семья – состоит из мужа, жены и детей. Она имеет пирамидальную структуру: муж / отец – вершина пирамиды, жена / мать – ее тело, дети – основание. Причем отношения супругов / родителей узаконены, никаких матерей-одиночек, никаких гражданских браков не предполагается. Мало того, ребенок мужского пола – это продолжатель рода. То есть воспитанием его, передачей ему родового опыта занимается родной отец – не очередной сожитель матери, даже не ее второй (третий и далее по списку) законный муж, а именно родной отец, как представитель того самого рода. Можете вы сегодня всё это представить? Как исключение – да, но не как правило, не как традицию, которая бы распространялась на все семьи. И в первую очередь, из-за отсутствия наличия в достаточном количестве мужей / отцов, которые были бы способны возглавить семью. Причины такого положения – это уже другой вопрос.
Во-вторых, традиционные семьи – это семьи самодостаточные, находящиеся вне бдительного ока государства и СМИ. С одной стороны, они сами решают свои проблемы, сами решают, как им жить и как воспитывать своих детей. Они не разбирают свои конфликты в студии ток-шоу, не рассказывают об интимных подробностях совместной жизни и любовных связях на стороне. С другой стороны, никто не вправе им указывать, что, когда и как делать, чем, сколько раз и в каком количестве кормить родных чад, как их наказывать за провинности. Никаким НКО, опекам, социальным службам и прочим структурам даже не придет в голову влиять на установленные в семье обычаи. Никто не подглядывает за семьей, не пишет доносы на родителей и не обвиняет их в «семейно-бытовом насилии» за каждый шлепок или даже подзатыльник. По той простой причине, что все – и в обществе, и во властных кабинетах прекрасно понимают, что только родители заинтересованы в том, чтобы их сын или дочь выросли крепкими, здоровыми, умными, продолжили род и стали надежной опорой в старости. Соответственно, никто не оспаривает традиционное утверждение, что только отец и мать – те люди, которым ребенок может безоговорочно доверять и чувствовать себя рядом с ними в полной безопасности – как физической, так и моральной. И даже если его наказывают, то он понимает, что наказание это – за дело, для его же блага и вразумления. В традиционной семье не существует никакого «верховенства прав ребенка», дети – это помощники старших, которые растут в труде и заботе о близких.
Казалось бы, простые истины, не нуждающиеся в подтверждении. К чему тут возвращаться, когда так оно всё и есть? Так – да не так. Дело-то именно в том, что за последние десять с лишним лет эти истины перестали быть бесспорными. Родители в глазах государства уже не воспринимаются как единственные защитники интересов собственных детей, мало того, они все чаще, наоборот, воспринимаются как их враги, а семья – как место, потенциально опасное для жизни ребенка. Поэтому возродить прежнее отношение к семье чрезвычайно сложно по многим причинам. Одна из самых важных из них – чиновники (в абсолютном большинстве – чиновницы, чаще всего – бездетные или матери-одиночки) почувствовали вкус к руководству чужими семейными, детско-родительскими отношениями. К власти над людьми привыкают быстро, а когда эта власть бесконтрольна, она нередко становится произволом. Под эгидой «благих намерений и побуждений», как известно, творятся самые страшные дела. Если же эти «побуждения» имеют под собой еще и материальную подоплеку, то трудно ожидать добровольного отказа от возможности влиять на судьбы родителей и детей. Раз чиновники не заинтересованы в упрочении положения семьи – а они в этом не заинтересованы, поскольку суммы, выделяемые на детей в семье и на детей, находящихся в казенных учреждениях, в замещающих и приемных семьях, несопоставимы, – значит, они сделают всё для того, чтобы традиционные семейные ценности не вернулись, а нынешнее, зависимое от них положение родителей было надежно закреплено соответствующими законами.
Ну, и последнее, как мне кажется, самое главное.
Для того чтобы рассуждать о «возвращении традиционных семейных ценностей», нужно хотя бы приблизительно представлять себе, что это такое. На сегодняшний день у нас нет достаточно четкого определения самого понятия «традиционные семейные ценности». Что в него вкладывается? Какая именно традиция?
Хотим мы того или нет, но история России (и, соответственно, российской семьи) разделена на две неравные части: до-революционная история и после-революционная. Первая – это история официально православного государства, где все его граждане если и не соблюдали на практике, то уж теоретически прекрасно знали, что семья – это малая церковь. То есть ее традиции и ценности были, в первую очередь, духовные и основывались на христианском учении, на учении апостолов и Святых отцов Церкви о роли и взаимоотношениях в семье супругов и детей.
После революции началась (и продолжается до сих пор) наша история как светского государства, в котором декларировалось, что семья – это ячейка общества. То бишь, в результате победы коммунистической (материалистической) идеологии, ее главными ценностями стали социальные достижения. И советская семья за 70 с лишним лет своего существования успела заложить свои традиции и сформировать свои ценности. При этом роль и место в семье жены и матери претерпели довольно серьезные, – даже кардинальные – изменения. Ее права стали выше прав мужа и отца, что не могло не отразиться в новой традиции. Она закрепила возникший статус-кво, но это не имело ничего общего с прежним, христианским воззрением на распределение ролей супругов.
Так какие же «традиционные семейные ценности» мы хотим сейчас возродить? Давайте не будем лукавить и назовем, наконец, вещи своими именами: естественно, большинство имеет в виду традиции советской семьи. Просто потому, что они нам ближе и по времени, и по социальному статусу, и по своему феминистическому духу. Не стоит забывать, что в дореволюционных семьях, при всей их духовной общности, был разный традиционный уклад, по причине разницы их социального (классового) положения: у дворянства – свой, у купечества – свой, у крестьянства и мещанства – свой. Вернуть их традиции уже в силу этого невозможно. Не говоря о том, что женщина – мать – жена если и работала (например, в крестьянских семьях), то далеко не столько и не в том качестве, как современная женщина.
Семейные традиции дореволюционной России мы знаем только по книгам, в то время как традиции советской семьи – это наше совсем недавнее прошлое, на них воспитывались наши дедушки-бабушки, родители, да и мы сами – на их основе мы воспитывали своих детей, тех, кому сейчас до и более тридцати лет. Но, как мы видим, эти семейные традиции, родившись в разное историческое время, в корне отличаются друг от друга как по приоритетам, так и по последствиям их соблюдения. Кроткая и смиренная жена в традиционной православной семье весьма далека от традиционной советской женщины с ее активной жизненной позицией, бодро совмещающей работу с семейными обязанностями и воспитанием детей.
Ну, так и что же, все-таки, мы должны возвращать или куда возвращаться? Что для нас семья: малая церковь или брачный союз, где «гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан» (Закон СССР от 27 июня 1968 г. № 2834-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье»)? От ответа на этот вопрос зависит, какими будут новые граждане России – наши дети и внуки в ближайшие годы. Какими будут их дети. Что для них будет приоритетно – духовные законы построения семейных отношений, основанные на многовековых религиозных традициях народов, населяющих Россию, или законы, созданные в СССР полвека тому назад, для регулирования «совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями»? Пока мы не поймем – хотя бы каждый сам для себя – что нам, действительно, важно и куда мы хотим вернуться, все наши рассуждения на тему «традиционных семейных ценностей» – прекраснодушная демагогия и откровенный блеф.
Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, директор Межрегионального правозащитного центра «Соотечественник», Новосибирск
174. Ответ на 171, Андрей Карпов:
173. Пожалуй. верно. И примеры есть.
Ответить
1
Павел Тихомиров / 12.08.2022 22:43
171. Ответ на 170, Потомок подданных Императора Николая II:
Ох. занимались бы культурологи своим делом.
Обслуживание социального заказа правящего класса и есть "дело" культурологов.
Гм, у нас правящий класс, видимо, не курит, не пьёт, не матерится и в нетрадиционные сексуальные отношения не вступает. Поэтому оценка сих культурных практик как въевшегося греха, которого мы не замечаем, конечно же, есть выполнение социального заказа правящего класса…. Ну-ну. Ну и логика, однако
Ответить
1
172. Ответ на 171, Андрей Карпов:
171. Ответ на 170, Потомок подданных Императора Николая II:
170. Ответ на 168, С. Югов:
169. Ответ на 143, Денис Никонов:
2. Если у него хватает денег обеспечивать много детей, это не значит, что он воспитает православных детей
Конечно, не значит. Но ничуть не значит и обратного.
3. Не назовете мне несколько облачных архитектур (прям название, ну типа там "имярек", аналог кубера и т.д), которые у нас в России разрабатывает пусть даже не православный программист? Я и нероссийских-то Вам не назову, не моя сфера. А в чём разница для обсуждаемой нами темы? И житель России может быть сотрудником зарубежного разработчика, и облако - просто форма структурирования информационных ресурсов, техническая специфика. Пишет ли человек VBA-макрос, или модуль для 1С, или "архитектурит" облако - каким боком это повлияет на его веру и семейственность?
168.
167. Ответ на 163, Андрей Карпов:
Значит, чтобы он перестал это делать после Ваших слов, надо что-то из следующего:
- он душой ощутил греховность этого;
- он настолько доверяет Вам, что принимает Вашу точку зрения и готов отказаться от этого;
- он получил от Вас убедительную аргументацию того, что это – грех;
- он получил от Вас твердую ссылку на незыблемый авторитет (Писание, каноны и т.д.), где утверждается, что это – грех.
Вариант 1 – это близко к чуду; вариант 2 – маловероятен со случайным собеседником.
А варианты 3 и 4 не построишь на основе личного восприятия, к которому Вы часто апеллируете.
166. Ответ на 160, Алина:
165. Ответ на 158, александрович:
Не из Писания или канонов, или согласия отцов - а из Вашего понимания оных.
Ведь к чему у человека, независимо от пола, возникает интерес, тяга - то и может быть его призванием. И если эта тяга не ко греху (например, к воровству или блудным "профессиям") - то ничего предосудительного в этом нет. И кто скажет, будто это не от Бога?