Евангелие об исцелении двух слепых и немого совпадает в этом году с памятью святых отцов шести Вселенских Соборов. Не слышим ли мы здесь напоминание о том, что Господь просвещает нашу духовную слепоту, чтобы мы могли видеть тайны нашей веры, и избавляет нас от немоты, чтобы мы могли донести эти тайны до других? Все мы призваны быть исповедниками единой спасительной веры Церкви. «Вы — свет мира», — обращается Господь к Своим ученикам всех времен (Мф. 5, 14). И среди тьмы всех заблуждений и греха Господь утешает верных: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).
История христианства двадцати с лишним веков свидетельствует о том, какое множество христиан веровали и жили согласно заповедям Христовым, соблюдали со всей тщательностью евангельский закон и стали маленькими солнцами, отражающими свет великого Солнца, Господа нашего Иисуса Христа. Среди тех, кто сотворил и научил — отцы Церкви, составившие Вселенские Соборы и определившие правила истинной веры и нравственности. Святые иерархи сражались против еретиков, ложно учивших о личности нашего Спасителя. Шесть Вселенских Соборов утвердили истину того, что Христос — Богочеловеческая Личность с двумя таинственно соединенными друг с другом естествами. Христос — совершенный человек и совершенный Бог — один и тот же Христос, в Котором эти два естества соединены «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно». В одном Лице и одной Ипостаси один и тот же Единородный Сын Божий, Бог Слово. Эту тайну они проповедовали, просвещенные благодатью Духа Святого, единосущного и равночестного Отцу и Сыну.
Учители Церкви, устроители Вселенских Соборов и все учители и отцы Церкви, жившие в разные времена, были примером христианской жизни. Они были духовными светилами, маяками для человечества. Они соединяли в своей жизни практику и теорию, осуществляя на деле то, чему учили. К каждому из них относятся слова Христовы: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Слыша эти Христовы слова, может быть, кто-нибудь из нас скажет с удивлением: «Христос заповедует Своим последователям две вещи — сотворить и научить. У учителей и отцов Церкви было то и другое — святая жизнь и просвещение. Но я не знаю многого. Я не изучал богословия. Я не могу проповедовать. Что же будет со мной и с такими, как я? Допустим, мы творим — но не учим. Следовательно, не будем приняты в Царство Небесное».
На это недоумение Церковь отвечает кратко и ясно. Когда Христос говорит, что Его верные ученики должны не только жить по-христиански, но и учить других, это не означает, что все верующие должны изучать богословие и быть способными проповедовать о чудесах Христовых с амвонов храмов. Такой труд — для немногих получивших от Господа дар проповедания. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательны к своей жизни. Если они не живут согласно тому, чему учат, они окажутся лицемерами, теми, к кому относится приговор Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13).
Кроме церковной проповеди с амвона есть иной род проповеди. Это — простое учительство. Это те немногие слова о Христе, которые самые некнижные христиане могут произнести. Это те немногие слова, которые исходят из сердца глубоко верующего во Христа и соединяющего Писание с каждодневной жизнью. Эти немногие слова могут сильно действовать на других людей. На тех, кто живет в грехе и обмане, но обретая веру во Христа, начинают меняться — не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Мы помним из жития преподобного Серафима Саровского, как приехал к нему из любопытства в обитель прославленный генерал и после продолжительной беседы вышел, рыдая, как ребенок, оставив в келье преподобного все свои ордена. Какие простые слова сказал ему святой, которые, как меч, рассекли его и проникли «до разделения души и духа, составов и мозгов», как говорит апостол (Евр. 4, 12)?
Всякий, кто верует во Христа, может быть учителем и проповедником Писания. К таким относится слово Господне: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Все мы без исключения обязаны исполнять заповеди Божии и каждый, по мере его дарований, просвещать наших ближних.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России