В Казани объявлено о строительстве соборной мечети в честь 1100-летней годовщины принятия ислама Волжской Булгарией. С самого начала всё с этой идеей было, мягко скажем, не гладко. Так, часть общественности считает, что одна огромная соборная мечеть Кул Шариф, уже возведённая с середины девяностых в Казанском кремле, достаточна, и строить рядом в центре города ещё одну большую мечеть ни к чему. К тому же для подготовки места строительства предполагалось засыпать огромную часть поймы реки Казанка, о чём сразу же затрубили тревогу экологи.
Сейчас – новая проблема – прошла информация, что некие «общественные организации в поддержку инициативы татарских религиозных и научных кругов хотят присвоить этой мечети имя хана Улу Мухамеда, который считается основателем Казанского ханства, что у осведомлённых граждан Республики Татарстан вызывает, по меньшей мере, удивление. Ситуацию мы попросили прокомментировать постоянного автора РНЛ, председателя Общества русской культуры Республики Татарстан, председателя Казанского отдела «Русского Собрания» Михаила Юрьевича Щеглова.
Во-первых, вообще не понятно, при чём тут Улу Мухамед, считающийся основателем Казанского ханства? Эта соборная мечеть строится в рамках юбилея тысяча столетия принятия ислама Волжской Булгарией, но Улу Мухамед вообще не имеет никакого отношения ни к Волжской Булгарии, ни, тем более, к тысяча столетию принятия ею ислама. Если уж пытаться рассуждать со здравых адекватных логичных позиций, то вроде бы раз эта мечеть строится в рамках юбилея тысяча столетия принятия ислама Волжской Булгарией, то правильно было бы ее назвать не в честь Улу Мухамеда, а в честь правителя Волжской Булгарии, при котором ислам был принят как государственная религия, а это был Хан Алмуш, или Алмас-Хан. А так – нет тут разумной логики.
Во-вторых, изначально высказывалась идея назвать мечеть в честь Марьям, т.е. Девы Марии, матери Иисуса Христа, в исламе он почитается как пророк Исса. И это преподносилось так, что коль есть православный собор Казанской иконы Божьей Матери, то пусть будет соборная мечеть, которая названа в честь Марьям. Хорошая и здравая логика, да и сама идея – объединительная. Вообще, имя Мария упоминается в Коране, по-моему, 33 раза. Персонаж канонический для православия и ислама и исторический.
Но, очевидно, победила идея «давайте каким-то образом увековечим память о ханском периоде», это с одной стороны, определённая соревновательность с установкой памятника Сююмбике в Касимове Рязанской области. Ведь Касимов – вотчина Равиля Гайнутдина, его каноническая территория. И, вот, здесь в республике решили назвать эту мечеть в честь основателя Казанского ханства. Идею вроде бы выдвинул совет аксакалов духовного управления мусульман. Обращаю внимание, не муфтият Татарстана, не духовное управление мусульман, а, в какой-то степени, пожилые имамы. Видимо, расчёт на то, что в случае чего, духовное управление мусульман дистанцируется…
Как историческая фигура Улу Мухамед, можно сказать, разрушил ставки Золотой Орды, его очень сильно почитают, так сказать, в татарской национальной историографии. Он получается фактически отделил татар от Золотой Орды, которая к тому времени уже было слабым государством. И эти отдельные области, территории провозгласил как независимое государство. Некий такой сепаратист по отношению к Золотой Орде, можно так интерпретировать. И он воевал с Русью, с московским княжеством, и одерживал победы. Может в этом всём и кроется главная суть идеи – символически назвать мечеть его именем, в пику Москве и за отдельное татарское государство? Ведь именно так татарские националисты (включая многих представителей нынешней региональной власти) позиционируют Казанское ханство.
Там же ещё надо иметь в виду, что в Золотой Орде в середине XV в. была борьба за власть, и Улу Мухамед видел себя определённым образом. Орда была построена так, что Московия воспринималась как улус Орды, как данник. А ставшее самостоятельным Казанское ханство стремилось подчинить себе Московию. Мол, престол Чингизидов перенесли из Сарая в Казань, пусть сюда и платит дань Москва. Тем паче, что Улу Мухамед одержал победу над московским князем Василием Вторым.
Вот такая фигура этот Улу Мухамед, тут главное – политика и деньги, но никак не Волжская Булгария и не ислам.
Кстати, политика не очень умелая и дальновидная, ведь Касимовское ханство, появилось косвенно из-за Улу Мухамеда, когда часть татарской элиты и народа бежали к Московскому князю на его территории. Потом они сыграли ведущую роль в победе войск Иоанна Грозного при взятии Казани.
В целом Улу Мухамеда очень сложно привязать к исламу, ведь он – не религиозный деятель. Поэтому и ввозникает недоумение, зачем взяли эту фигуру, которая к Волжской Булгарии и к принятию ею ислама не имеет ровно никакого отношения. Хана Алмуша, по-моему, даже не рассматривали, Марьям – не хватило мужества, стремления к российскому единству. В результате победила идея назвать мечеть «в пику Москве и москалям», доминирующая в регионе в последние десятилетия. Против Марьям, скорее всего, развыступалась бы кучка отъявленных националистов, как они и по всей России «отменяют» памятники русским царям и первопроходцам: Ермаку в Сибири, Иоанну Грозному и даже Екатерине II, которая разрешила татарам строить каменные мечети и без ограничения высоты минаретов.
Но проигнорировать Хана Алмуша, который для татар мусульман, как для нас русских Владимир Креститель. Недаром первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, изображённый одним казанским художником в образе Алмуш-Хана, выглядит таким грустным.
Не исключаю, что, в конце концов, вообще никакого названия не будет, просто будет «Соборная мечеть в честь тысяча столетней годовщины принятия ислама Волжской Булгарией», и всё.
За что, а главное, против кого боролись, господа?
2. спасибо
1. Оскорбение, которое некоторые православные считают почитанием
Насчёт же принятия ислама в 922 году, по моему это сказка. О чём я уже писал.