itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новая соборная мечеть в Казани: имя преткновения

Почему первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев в образе Алмуш-Хана, принёсшего татарам ислам, выглядит таким грустным?

0
2023
Время на чтение 4 минуты
Фото: Фото с сайта Казань-АиФ

В Казани объявлено о строительстве соборной мечети в честь 1100-летней годовщины принятия ислама Волжской Булгарией. С самого начала всё с этой идеей было, мягко скажем, не гладко. Так, часть общественности считает, что одна огромная соборная мечеть Кул Шариф, уже возведённая с середины девяностых в Казанском кремле, достаточна, и строить рядом в центре города ещё одну большую мечеть ни к чему. К тому же для подготовки места строительства предполагалось засыпать огромную часть поймы реки Казанка, о чём сразу же затрубили тревогу экологи.

Сейчас – новая проблема – прошла информация, что некие «общественные организации в поддержку инициативы татарских религиозных и научных кругов хотят присвоить этой мечети имя хана Улу Мухамеда, который считается основателем Казанского ханства, что у осведомлённых граждан Республики Татарстан вызывает, по меньшей мере, удивление. Ситуацию мы попросили прокомментировать постоянного автора РНЛ, председателя Общества русской культуры Республики Татарстан, председателя Казанского отдела «Русского Собрания» Михаила Юрьевича Щеглова.

Во-первых, вообще не понятно, при чём тут Улу Мухамед, считающийся основателем Казанского ханства? Эта соборная мечеть строится в рамках юбилея тысяча столетия принятия ислама Волжской Булгарией, но Улу Мухамед вообще не имеет никакого отношения ни к Волжской Булгарии, ни, тем более, к тысяча столетию принятия ею ислама. Если уж пытаться рассуждать со здравых адекватных логичных позиций, то вроде бы раз эта мечеть строится в рамках юбилея тысяча столетия принятия ислама Волжской Булгарией, то правильно было бы ее назвать не в честь Улу Мухамеда, а в честь правителя Волжской Булгарии, при котором ислам был принят как государственная религия, а это был Хан Алмуш, или Алмас-Хан. А так – нет тут разумной логики.

Во-вторых, изначально высказывалась идея назвать мечеть в честь Марьям, т.е. Девы Марии, матери Иисуса Христа, в исламе он почитается как пророк Исса. И это преподносилось так, что коль есть православный собор Казанской иконы Божьей Матери, то пусть будет соборная мечеть, которая названа в честь Марьям. Хорошая и здравая логика, да и сама идея – объединительная. Вообще, имя Мария упоминается в Коране, по-моему, 33 раза. Персонаж канонический для православия и ислама и исторический.

Но, очевидно, победила идея «давайте каким-то образом увековечим память о ханском периоде», это с одной стороны, определённая соревновательность с установкой памятника Сююмбике в Касимове Рязанской области. Ведь Касимов – вотчина Равиля Гайнутдина, его каноническая территория. И, вот, здесь в республике решили назвать эту мечеть в честь основателя Казанского ханства. Идею вроде бы выдвинул совет аксакалов духовного управления мусульман. Обращаю внимание, не муфтият Татарстана, не духовное управление мусульман, а, в какой-то степени, пожилые имамы. Видимо, расчёт на то, что в случае чего, духовное управление мусульман дистанцируется…

Как историческая фигура Улу Мухамед, можно сказать, разрушил ставки Золотой Орды, его очень сильно почитают, так сказать, в татарской национальной историографии. Он получается фактически отделил татар от Золотой Орды, которая к тому времени уже было слабым государством. И эти отдельные области, территории провозгласил как независимое государство. Некий такой сепаратист по отношению к Золотой Орде, можно так интерпретировать. И он воевал с Русью, с московским княжеством, и одерживал победы. Может в этом всём и кроется главная суть идеи – символически назвать мечеть его именем, в пику Москве и за отдельное татарское государство? Ведь именно так татарские националисты (включая многих представителей нынешней региональной власти) позиционируют Казанское ханство.

Там же ещё надо иметь в виду, что в Золотой Орде в середине  XV в. была борьба за власть, и Улу Мухамед видел себя определённым образом. Орда была построена так, что Московия воспринималась как улус Орды, как данник. А ставшее самостоятельным Казанское ханство стремилось подчинить себе Московию. Мол, престол Чингизидов перенесли из Сарая в Казань, пусть сюда и платит дань Москва. Тем паче, что Улу Мухамед одержал победу над московским князем Василием Вторым.

Вот такая фигура этот Улу Мухамед, тут главное – политика и деньги, но никак не Волжская Булгария и не ислам.

Кстати, политика не очень умелая и дальновидная, ведь Касимовское ханство, появилось косвенно из-за Улу Мухамеда, когда часть татарской элиты и народа бежали к Московскому князю на его территории. Потом они сыграли ведущую роль в победе войск Иоанна Грозного при взятии Казани.

В целом Улу Мухамеда очень сложно привязать к исламу, ведь он – не религиозный деятель. Поэтому и ввозникает недоумение, зачем взяли эту фигуру, которая к Волжской Булгарии и к принятию ею ислама  не имеет ровно никакого отношения. Хана Алмуша, по-моему, даже не рассматривали, Марьям – не хватило мужества, стремления к российскому единству. В результате победила идея назвать мечеть «в пику Москве и москалям», доминирующая в регионе в последние десятилетия. Против Марьям, скорее всего, развыступалась бы кучка отъявленных националистов, как они и по всей России «отменяют» памятники русским царям и первопроходцам: Ермаку в Сибири, Иоанну Грозному и даже Екатерине II, которая разрешила татарам строить каменные мечети и без ограничения высоты минаретов.

Но проигнорировать Хана Алмуша, который для татар мусульман, как для нас русских Владимир Креститель. Недаром первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, изображённый одним казанским художником в образе Алмуш-Хана, выглядит таким грустным.

Не исключаю, что, в конце концов, вообще никакого названия не будет, просто будет «Соборная мечеть в честь тысяча столетней годовщины принятия ислама Волжской Булгарией», и всё.

За что, а главное, против кого боролись, господа?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. спасибо

спасибо за взвешенность и аргументацию. Мне -жителю РТ это важно. В наше время говорливых бездельников, развитых сми, фейков, безстыдства - надеюсь на долгосрочность дружбы русских и татар...
дед / 07.07.2022 16:45

1. Оскорбение, которое некоторые православные считают почитанием

Во-вторых, изначально высказывалась идея назвать мечеть в честь Марьям, т.е. Девы Марии, матери Иисуса Христа, в исламе он почитается как пророк Исса.

Это же надо, богочеловека считать простым пророком. И некоторые православные этому радуются!
Насчёт же принятия ислама в 922 году, по моему это сказка. О чём я уже писал.
Бармалей / 07.07.2022 09:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Михаил Щеглов
Беспредел татарских силовиков
У председателя Общества русской культуры Республики Татарстан Михаила Щеглова прошли обыски
29.07.2022
Путевые заметки паломника
Казань-Муром-Дивеево-Арзамас-Казань
05.07.2022
Как казанский татарин «подложил свинью» татарам касимовским
Об установке памятника этнической ногайке принцессе Сююмбике на Рязанщине
07.06.2022
НЕрусский национализм
О признаках «модели укронацизма» в регионах России (на примере Татарстана)
18.05.2022
Все статьи Михаил Щеглов
Последние комментарии
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от наталья чистякова
07.08.2022 17:41
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Денис Никонов
07.08.2022 14:47
Хуснуллин снова рекламирует миграцию
Новый комментарий от Калужанин
06.08.2022 08:22
«Одноэтажная Россия. Азов»
Новый комментарий от Адриан Послушник
06.08.2022 01:42
Русский мир Николая Ефимова
Новый комментарий от Мирянин
06.08.2022 01:30
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от учитель
06.08.2022 01:12