Глубоко верующий православный христианин и православный государь

О Петре Великом, 350-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни

Российская Империя  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
1 Русский Сталинист 
1329
Время на чтение 3 минуты
Фото: Из личного архива автора

Юбилей Петра Великого праздновался у нас 9 июня. Однако Император жил по старому Юлианскому стилю, а сейчас при переходе на Григорианский стиль его юбилей приходится на 12 июня. Весь этот разнобой, когда Бородинская битва празднуется 7 сентября, а по церковному календарю 8 сентября на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, в день великого избавления и спасения Москвы от орд Тимура — всё это нехорошо. Теряется смысл и память. Ведь Пётр Великий неслучайно так любил преподобного Исаакия Далматского и одну из первых церквей в Санкт-Петербурге посвятил ему, потому что он родился в его день.

Скажем несколько слов о личности Петра Великого. Пётр — личность масштабная. Такие, может быть, рождаются один раз в столетие. Это воистину великий правитель российской державы, который её трижды спас.

Первый раз он её спас в смутные бунташные 80-е годы 17 века, когда Россия в результате боярских интриг, стрелецких и старообрядческих мятежей готова была расползтись как детский кулич в песочнице. Неслучайно А.С.Пушкин сказал:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Действительно, над самой бездной Пётр спас Россию, по сути дела, от революции, в том числе и от старообрядческой революции, и не столько казнями, сколько глубинным общественным переворотом, когда «служивый» принцип был выдвинут в ущерб «родовому» принципу: «Не род, а ум поставлю в воеводы». Когда основным критерием знатности стала государева служба.

Пётр Великий создал свой знаменитый Табель о рангах и тем самым дал возможность свежим силам прийти наверх и влиться в государственной организм, преобразовать Россию.

Второе спасение — это преобразование армии, создание флота, устроение медицинской системы России, создание научной системы. Всё это, конечно, его огромное достижение.

И, наконец, в третий раз Пётр спас Россию, когда разгромил шведов на полях Полтавы. Как говорил А.С.Пушкин:

Годовщину ли Полтавы

Торжествует государь,

День, как жизнь своей державы

Спас от Карла русский царь?

Война со Швецией была неизбежна. И это была не просто война двух держав, а была борьба воинствующего протестантизма и Православия, а также война за выход к Балтийскому морю. Это не только «окно в Европу», но и средство могущественного духовного влияния России на западноевропейский мир и весь мир в целом.

Скажу, что и первоначально Европа на нас влияла, а потом последовало обратное влияние. «Россия и Европа» — это огромная тема, которую гениально осветил Данилевский, но лишь отчасти. Это и вечный спор, это и духовная борьба, и, конечно же, спасение страны в научно-техническом смысле.

Это огромные духовные проблемы, возникшие от соприкосновения с Европой. Но, в любом случае, это было неизбежно.

Эта неизбежность осуществилась для России самым, как это ни покажется странным, щадящим образом. Приводя Россию в тесное соприкосновение с Голландией и Германией, Пётр спасал её от ополячивания и окатоличевания. Этой опасности, которая была во времена правления Фёдора Алексеевича и Софьи, удалось избежать.

Пётр родился великим преобразователем Русской Православной Церкви. Он смог привить ей навык деятельного служения, проповеди, учёного богословствования и частично залечить старообрядческий раскол, давая возможность старообрядцам легального существования, пусть и за счёт двойных податей. По сути дела, тем самым он отчасти остановил старообрядческую революцию.

При желании можно найти в деятельности Петра много тёмных сторон. Одна из самых тяжёлых сторон его жизни состояла в том, что он, будучи сам гениальным деятельным человеком, горящим идеями служения, не смог воспитать достойного приёмника в лице сына, Алексея Петровича, который его предал. Пётр не смог поставить предела вожделения своим птенцам — своим воспитанникам, которые передрались и истребили друг друга после смерти великого преобразователя России. Пока он был жив — он их держал в кулаке, как только он умер, образовался вакуум власти и начался хаос дворцовых переворотов во время женского правления. Но это не столько его вина, сколько беда, как и беда русского общества. И через это тоже надлежало пройти.

Можно много говорить о творениях Петра. В их числе, конечно, вся Россия и наш замечательный город, который воспел Пушкин: «Люблю тебя, Петра творенье», но это, конечно, и вся новая Россия.

Пётр Великий при всех своих грехах и недостатках — это глубоко верующий православный христианин и православный государь.

Знаменательны его слова перед Полтавской битвой: «Воины! … И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 9, Русский Сталинист:

Отец Александр, простите, однако же как Вы прокомментируете в целом положительное отоношение к Петру Первому со стороны одинаково уважаемого нами обоими Иосифа Виссарионовича Сталина? Не секрет, что наряду с Иоанном Васильевичем Грозным товарищ Сталин наиболее высоко из всех русских царей и правителей ценил именно Петра Алексеевича. Неужели он тоже подпал под тёмные чары троцкистов-сионистов?


Пётр I, безусловно, хотел процветание России, но на космополитических рельсах. Русь должна идти своим, уникальным, путём. Низкопоклонство перед Западом привело Россию к нынешнему позорному состоянию. Да, Пётр I - великий преобразователь. Но зачем на русских мужиков напяливать колготки, брить им бороды, заставлять их курить табак? Слова Сталина об императоре приведены мною в п. 3.

10. Дополнение

Вот только вчера в очередной раз посмотрел замечательный двухсерийный фильм "Пётр Первый" 1937-1938гг., входящий в золотой фонд отечественного кинематографа и являющийся одним из киношедевров сталинской эпохи. Спрашивается, при чём здесь пресловутые сионисты-троцкисты?

9. о. Александру Васькину

Отец Александр, простите, однако же как Вы прокомментируете в целом положительное отоношение к Петру Первому со стороны одинаково уважаемого нами обоими Иосифа Виссарионовича Сталина? Не секрет, что наряду с Иоанном Васильевичем Грозным товарищ Сталин наиболее высоко из всех русских царей и правителей ценил именно Петра Алексеевича. Неужели он тоже подпал под тёмные чары троцкистов-сионистов?

8. доп. п. 7

Cторонникам Петра I я бы посоветовал, образно говоря, напялить на себя колготки, парик, вставить в зубы курительную трубку и веселиться-веселиться, паразитируя на трудовом народе. Что сейчас и происходит.
Только ждите продолжение 1917-го...

7. богоданная власть сопровождается увеличением численности населения

При Петре I численность Российской империи уменьшилась с почти 16 до более 13 млн. чел.
Да, Россия вела войны. Но тогда не было оружия массового поражения. Население России уменьшилось вследствие нещадной его эксплуатации, утраты смысла жизни Русским народом, заключающемся в космополитическом поклонении Западу, продолжавшимися кровавыми гонениями на истинную Русскую Древлеправославную веру, замены национального Русского Царства, предназначенного Богу, на интернациональную империю.
Кстати, сионисты-троцкисты постараются повторить этот опыт, но гений Ленина-Сталина сорвёт эти зловещие планы.

6.

После века интеллектуальных и религиозных шатаний, задуманная архиепископом Феофаном (Прокоповичем) и Петром I синодальная систе-ма окончательно оформилась в эпоху Николая I как деспотическая дикта-тура гражданского чиновника – обер-прокурора над Синодом и духовен-ством. Оба обер-прокурора этой эпохи – масон С. Д. Нечаев (1833-1836) и граф Н. А. Протасов (1836-1855) – к духовенству и иерархам относились презрительно. «В явочном порядке обер-прокурор сосредотачивает в сво-их руках все синодальные дела и сношения, не останавливается решать иные дела самовластно, не спрашивая Синод, или даже переменяя синод-ские решения, и закрывая путь отступления Высочайшей конфирмацией своих докладов». Появились жандармские доносы на архиереев. В Нико-лаевское время свободомыслие не прощалось даже высшим иерархам. Так, под надзором оказался митрополит Филарет Московский, который удивительно неделикатно напоминал о внутренней независимости Церкви. У владыки была своя государственная теория священного царства. Но она совершенно не совпадала с официозной доктриной государственного су-веренитета. Государь, по мнению митрополита, всю законность получает от церковного помазания. И помазуется только Самодержец, но не госу-дарство. Потому органы государственной власти не имеют никакой юрис-дикции в делах церковных. «Протасов был верным проводником Никола-евских начал или режима в церковной политике. Именно при нем заверша-ется государственная организация церковного управления, как особого «ведомства», в ряду других, – «ведомством православного исповедания» именуется Церковь с тех пор. Клир и иерархия состоят в этом ведомстве. Из органа государственного наблюдения и надзора при «синодальной ко-манде» обер-прокуратура становится теперь органом власти. Это вполне отвечало духу Петровской реформы, для чего в те именно годы Сперан-ский вычеканил отчетливые определения. «Император яко христианский государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия всякого в Церкви Святой благочиния. В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви. В управлении церковном Самодержавная власть действу-ет посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежден-наго» (Основные Законы, ст. 42 и 43, в изд. 1832 г.). «Мы живем в век же-стокаго гонения на веру и Церковь под видом коварнаго об них попече-ния», так писал митр. Арсений еще в 1862 году» .

5.

Святитель Серафим (Чичагов) обличал власть Романовых и просве-щённое общество в отношении Православной веры: «Уже при Петре I бы-ла объявлена в России свобода совести. Католики и иезуиты всегда сво-бодно действовали у нас, и при Петре II дозволен был беспрепятственный переход в католичество. В Петербурге издавна имеется римско-католическая академия, именуемая «Императорская», каковой чести не удостоена ни одна русская академия. Если когда и преследовали у нас раскол, то исключительно за политику и кощунства. Хлысты, молокане, скопцы, язычники, магометане, евреи пользовались всегда добрым отно-шением правительства. О протестантизме и упоминать не стоит, настолько известно, что эта вера процвела в России. Зато мы, православные, у себя дома всегда терпели гонение за правду Божию. Много имеется историче-ских фактов вроде того, как два священника Изюмского уезда Харьков-ской губернии, имевшие неосторожность назвать лютеранскую веру «лже-учением», были биты плетьми в духовном правлении. Книгу митрополита Стефана Яворского «Камень веры» о протестантском учении было дозво-лено напечатать только спустя 20 лет после его смерти… Получив теперь кроме дарованной раньше свободы еще большую свободу в 1905 году, инославие, раскол и сектантство, естественно, должны были принять ее за возможность беспрепятственного совращения православных. Целая боевая рать католиков, протестантов и сектантов бросилась в Россию праздновать нашу безпредельную веротерпимость! А известно, что у них более 22 ты-сяч миссионеров и миллионные капиталы. Католики открыто обещают сделать Россию католическою в двадцатилетний срок. Но этого мало для врагов Православия. Нашлись целые корпорации, общественные учре-ждения и просвещенные общества, собственные предатели, которые вос-стали на церковный суд, не соответствующий, по их понятиям, свободе и неприкосновенной человеческой совести. Из этих гордящихся своим про-свещением никто не стал на защиту свободы и неприкосновенности исти-ны!» .

4.

А. И. Герцен именовал российскую монархию не русской, а насквозь немецкой, византизированно-немецкой . Он же провидчески предсказал социально-политические потрясения, постигнувшие Российскую Империю в начале XX столетия, толчок которым дал Петр I, помещики и дворяне: «Подобно тому как Петр I представлял собою и царизм, и революцию, помещик стал олицетворением несправедливой власти и, одновременно, подлинной революционной закваской. Петр I привел государство в движе-ние, а помещик прямо или косвенно приведет бездеятельную, тяжелую на подъем общину к революции. Вне всякого сомнения, это бродильное веще-ство разложится в конце концов, но не раньше, чем завершится гибель аб-солютизма. Община – это детище земли – усыпляет человека, присваивает его независимость, но она не в силах ни защитить себя от произвола, ни освободить своих людей; чтобы уцелеть, она должна пройти через рево-люцию. Все общинные вольности фактически погибали в столкновении с четко выявленной индивидуальностью московских царей, но, к счастью, потомство их дало Петра – подлинное воплощение революционного нача-ла, скрытого в русском народе. Петр I, как выразился один молодой исто-рик, был первой русской личностью, дерзнувшей поставить себя в незави-симое положение. Подобную же роль играет теперь русское дворянство: по отношению к общине оно представляет собой личное начало, а следо-вательно, и оппозицию абсолютизму. Дворянство не сломит общину, оно будет угнетать ее, пока она не восстанет против него. Община, продер-жавшаяся в течение веков, несокрушима. Тем, что Петр I окончательно оторвал дворянство от народа и пожаловал ему страшную власть над кре-стьянами, он поселил в народе глубокий антагонизм, которого раньше не было, а если он и был, то лишь в слабой степени. Этот антагонизм приве-дет к социальной революции, и не найдется в Зимнем дворце такого бога, который отвел бы сию чашу судьбы от России» . Философ признавал, что Петр I новую Россию «осуществил сурово и грозно против воли наро-да, опертой на самодержавную власть и личную силу» . «Петр I едва скрывал свое равнодушие или презрение к греческой церкви, которая по необходимости должна была впасть в опалу вместе со старым порядком. Он запретил открывать новые мощи и творить чудеса. Он заменил патри-арха синодом, назначаемым правительством, и определил туда обер-прокурором кавалерийского офицера. Патриарх никогда не обладал вер-ховными правами и не был полностью независим от царя, но он сообщал известное единство церкви. Потому-то Петр I и свалил его трон, обычно занимавший место рядом с царским. Однако Петр I менее всего являлся главою церкви, власть его была совершенно светской. Этим объяснялись и те отличительные черты, которые он придал петербургскому империализ-му; цель Петра, его средства были практические, жизненные, мирские, он не выходил за пределы действительности и, сведя на нет влияние церкви, больше не думал ни о церкви, ни о религии» .

3.

Старообрядческий писатель и полемист Ф. Е. Мельников отметил: «Царь Петр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, про-тестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только одни старо-обрядцы не имели свободы в родном отечестве, ими же созданном» .
И. В. Сталин высказался так: «Петр I – тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы» .

2. Глуоко верующий православный христианин и православный государь


...нам суждено В Европу прорубить окно.

А. Пушкин

Будило эхо мрак и топи,
Скользили весла по волнам.
И было то окно Европе
Необходимее, чем нам.

И был Европе неподвластен
Мятежный дух грядущих лет.
В окно, распахнутое настежь,
Как взрыв, ударил резкий свет.

Не византийски благолепный,
А предвещающий простор,
Тот, от которого ослепнув
Европа ходит до сих пор.

Валентин Сидоров.1967г.
Туляк / 12.06.2022, 04:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Святитель Сергий остался со своим народом
80 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)
15.05.2024
Почему не была обеспечена безопасность петербуржцев?
О неприятном инциденте после торжественного салюта в День Победы
14.05.2024
С осторожным оптимизмом…
О назначении Андрея Белоусова на пост министра обороны
13.05.2024
День Победы на Светлой Седмице – добрый знак
Вся фашистская нечисть будет смыта очистительными волнами Специальной военной операции
09.05.2024
Обыкновенный эстонский фашизм
Парламент Эстонии объявил Московский Патриархат «институтом, поддерживающим российскую агрессию»
08.05.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Российская Империя
День памяти преподобного Феодосия Печерского
Сегодня мы также вспоминаем А.П.Ганнибала, В.А.Тропинина, К.Д.Кавелина, Д.Н.Хорвата, Н.Н.Блохина и П.Г.Громушкина
16.05.2024
Сохранить нашу общую историческую память
Российская журналистка Алена Рыбакова прибыла в Беларусь для работы в Полоцке и Клястицах и посетила памятники Отечественной войны 1812 года
15.05.2024
День памяти Патриарха Сергия (Страгородского)
Сегодня мы также вспоминаем военачальника А.С.Милорадовича, педагога С.А.Рачинского, героя Цусимского сражения В.Н.Миклуху, инженера-генерала К.Н. Величко, первую русскую женщину-пилота Л.В.Звереву, Героя Советского Союза М.Я.Орлова и расстрелянных большевиками членов Киевского клуба русских националистов
15.05.2024
«Народ, не потеряй веры!»
Святейший Патриарх Кирилл призвал осознать свою подлинную ответственность за духовную жизнь народа и его исторический путь
14.05.2024
День памяти преподобного Пафнутия Боровского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Г.Григорьева, астронома Ф.А.Бредихина, героя Цусимского сражения Н.М.Бухвостова и членов экипажа броненосца «Император Александр III», геолога И.Ф.Григорьева, писателя Ф.А.Абрамова, конструктора оружия Н.Ф.Макарова, известного русского историка, искусствоведа В.В.Антонова
14.05.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин и Пасха
О светлых пасхальных днях в жизни великого русского поэта рассказывает фонд Президентской библиотеки
05.05.2024
День памяти Дениса Давыдова
Сегодня мы также вспоминаем художницу А.П.Остроумову-Лебедеву, а также героев Великой Отечественной войны С.Е.Артеменко и Е.Н.Завалий, православного публициста В.Л.Махнача
05.05.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29