Капитализм как мирсистема: внутренняя сущность

Капитализм зашел в тупик и перестал быть способным к перестройке в новую общественно-экономическую формацию

3 учитель  Данила Григорьев  Алексей Ощепков  
3580
Время на чтение 10 минут
Фото: предоставлено автором

На текущий момент в мире сменились, по меньшей мере, четыре стадии социально-экономического развития. От первобытно-общинного строя, через рабовладение и феодализм, человечество пришло к капитализму. Первой системе, имеющей сложную и многоступенчатую структуру, общемировой характер и свойство постоянного расширения.

В настоящее время известны три ступени его развития – доиндустриальный этап (он же генезис), индустриальный капитализм и постиндустриальная капиталистическая система, на смену которой должна прийти его конечная ипостась, природу которой предстоит узнать в дальнейших исследованиях.

Но в исторических масштабах можно рассматривать их как начало, апогей, искусственное продление жизни и агонию.

Капиталистическая модель социально-экономического взаимодействия имеет следующие отличительные черты:

1. Глобальный характер. То, что сейчас подразумевается под словом «глобализм»,всего лишь открыто заявляет о том, к чему  капитал стремился на протяжении всей своей истории, затрагивая при этом систему политических и идеологических манипуляций.

Генезис этой системы продлился до тех пор, пока все государства, ныне известные нам как «передовые», не перешли в транснациональное взаимодействие.

Если феодальный или рабовладельческий режимы, хоть им и приходилось существовать в одной временной плоскости, могли позволить себе обходиться без всемирных фондов и торговых альянсов, то капитализм поставил в своих условиях невозможность изоляции.

2. Колониализм и неоколониализм.По закону равновесия на каждое явление должна приходиться его противоположность. Так сверхбогатство капиталистических гегемонов покоится на сверхэксплуатации государств, не вступивших по тем или иным причинам в фазу генезиса наравне со странами центра. Их принято называть «странами третьего мира», или «перефирийными государствами».  А использовать как рынки сбыта  произведенных излишков и центры содержания ресурсов.

При прошлых формах собственности завоеванные земли грабили набегами, уводя одну часть населения в плен, а другую просто вырезая. Капитал же изобрел систему намного хитрее. А в наше время даже научился делать это косвенными путями. Без прямого военного конфликта или объявления этим государствам их зависимого положения.

3. Многоукладность.Способность создать качественно отличающиеся от него формы организации, например элементы прошлых ОЭФ, и полностью подчинять себе происходящие в них процессы.

1 тип – квазифеодальные или рабовладельческие формы собственности, такие как плантации  латифундии. Их использование характерно для первых двух стадий развития и при колонизации.

2 тип – капитализм с «национальной спецификой».  Совокупность политических, идеологических и экономических мер по преобразованию местного капиталистического управления в подконтрольную гегемону (передовому государству, или даже цивилизации, как сейчас происходит с «Западом») систему.

Это бархатный неоколониализм. Схемы деликатного выкачивания ресурсов из развивающихся стран.

4. Постоянное расширение.  Капитализм – это ОЭФ с колоссальными имперскими амбициями. Без расширения границ своего влияния системные кризисы и инфляция поглотят как государство-гегемон, так и других его носителей. А так же он не сможет обеспечивать прежние огромные темпы промышленного роста и наращивать нормы прибыли.

Проще говоря, некуда будет сливать финансовые пузыри, неоткуда брать ресурсы для модернизации и новые рынки (что подробнее описано во втором пункте), а на одном пятачке земли долго не протянуть.

Это свойство обобщает всё сказанное раннее и придаёт колониализму характер органичной внутрисистемной необходимости, а не просто одного из путей развития, на который по ошибке забрела человеческая цивилизация.

5. Капитализм создал войны нового типа. То, что раньше решалось столкновениями нескольких профессиональных армий между отдельными феодалами внутри страны или разными государствами, в капитализме, благодаря его неутолимым амбициям расширения и глобальному характеру, обходится в миллионы жертв на площади в четверть планеты, в том числе и среди мирных граждан.

Задачи войн состоят уже не в разграблении соседской казны и не в освобождении Иерусалимского храма, а в переделе мира между капиталистами.  И ради осуществления этой цели ими будут оправданы любые средства.

6. Капитализм создал идеологии, взамен которым на предыдущих стадиях существовали только религиозные нормы и моральные кодексы. Идеология – это не только совокупность устойчивых догм, отличающихся от религии разнообразием своих ориентиров и отсутствием упоминаний божественных лиц, но еще и  способ заверить общество в правильности его социально-экономической повестки.

Такой тип идеологий был открыт еще теоретиками марксизма. Мы называем его «утилитарной», то есть применяемой с определенной выгодой, идеологией.

Её отличает возможность не только приумножать имеющиеся теории и дробить их на отдельные пункты, но еще и встраивать в существующую парадигму уже имеющиеся и даже естественно возникшие мирсистемы.

Одним из первых тому подтверждений является использование религии  как инструмента управления для полуграмотных народов и оправдание феодализма и начального капитализма, особенно в своих негативных чертах.

Вопрос этичности оставим в стороне. Исследование не терпит эмоциональных оценок.

Однако сама религия безусловно возникла естественным путём еще задолго до капитализма. Но на сегодняшний день, в связи с отсутствием у большинства людей религиозного сознания, методы манипуляций изменились.

Идейные мутации либерализма, марксизма, консерватизма, фашизма и т.д. – результат перевода этих идей из поля оппозиции системы в её апологетику.

Либерализм – в цензуру неугодных под лозунгами свободы личности, марксизм – в инструмент продвижения более мелких утилитарных концепций и т.д.

7. Капитализм существует в условиях необходимости транснационального контроля.

При отсутствии закрытых мировых сообществ, контролирующих процессы внутри ОЭФ в рамках границ каждого государства, владеющего крупным капиталом, эта система падёт, не выдержав внутренних противоречий и внешних конфликтов между интересами отдельных стран.

Драки за влияние и гегемонию, либо заметные только со стороны изъяны в схемах и противодействия политической и экономической власти, при первой возможности превратили бы земной шар в руины.

Потому надзор при капитализме осуществляется в трех ступенях иерархии. Транснациональные корпорации – местная власть – народ.

8. Капитализм крайне динамичен. В отличии от предыдущих систем он терпит преобразования в режиме реального времени. Научно-технический прогресс становится всё менее подконтрольным, тем самым умножая внутренние противоречия, а утилитарные идеологии вынуждены меняться ускоренными темпами, стараясь успеть за изменениями в системе и её новыми задачами.

Эта динамика может работать как на позитивные изменения, приводящие к новой стадии развития, так и на регрессивные, используемые для разворачивания и корректирования системы, зашедшей в тупик, с целью её сохранения.

Идеологические и политические системы так же будут подчинены основному вектору движения.

9. Капитализм работает медленно, но убойно. Научно-технический прогресс с его новинками, как говорилось в предшествующем пункте, всего лишь мотивирует систему перестраиваться, чтобы не допустить новых отставаний в своём структурном развитии и новых слабых мест. Это – дополнительный фактор, а не сущность капитализма. Не случись когда-то перехода к постмодернизации (в конце индустриальной эпохи) – и капитализм остался бы в своём прежнем облике, с темпами развития длинною в жизнь одного поколения (25-30 лет).

То есть в отличие от системного антикапитализма (госплана) прогресс шел вразрез с экономической системой, а не благодаря ей.

Естественный капитализм, без принуждений и костылей, начинал свой путь с уничтожения цивилизаций и продолжал мировыми войнами. Крови при всех этих процессах пролилось в разы больше, чем в периоды феодализма и рабовладения, вместе взятых.

Но феномен её незаметности объясняется, (кроме идеологических манипуляций, которые в этом исследовании не рассматриваются детально), постепенностью процессов.

Если при построении социализма все жертвы были помещены в один вполне осязаемый промежуток времени, откуда и появился весь ажиотаж по поводу репрессий, то при капитализме – разбросаны и во времени, и в географическом пространстве.

Ни одна мирсистема еще не смогла использовать столь же хитроумные прикрытия.

 

* * *

Еще в начале перечисления основных черт системы было обозначено важнейшее противоречие капиталистической модели социума как с природой человека, так и с ней самой.

Это тяга к глобализации, для полного завершения, и главное принятия которой инстинкт частной собственности (владения небольшим капиталом, а не обладания личными вещами) у людей должен быть сведён до минимума. Да-да, той самой частной собственности, которая поставлена в позицию экономического субъекта. Но заменить её планируется не национализацией или коллективизацией, а уничтожением, либо трансформированием в подконтрольную.

Пойти на структурные насильственные действия органичная человеку система по определению не может.

А соответствие инстинкту конкуренции в таком случае скорее представляет игру на этом инстинкте, поддерживая полезный для расширения влияния инструмент стравливания людей между собой.

Уничтожить это противоречие на столь глубинном фундаментальном уровне возможно только уничтожив саму капиталистическую формацию.

До тех пор, пока этого не произойдет, система только продолжит свои мутации от постиндустраильного общества к информократии, глобализму, или любым другим формам проявления власти крупного капитала.

Ни один из прошлых социально-экономических укладов не обладал такой гибкостью и изощренностью. Система капитализма вкалывает адреналин в свое сердце и искусственно продлевает жизнь, смещая приоритеты между более выгодными формами получения прибыли. Такими, как скачок от предпочтений использования плодов материального производства до производства нематериальных услуг.

Во времена процессов индустриализации еще новая и неизведанная экономическая схема обеспечивала естественное развитие жизненного уклада. Без необходимости наращивать планы разворачивания действий в прямо противоположную сторону.

Однако вскоре после её окончания негативные ощущения и огромные убытки от крайнего проявления системных кризисов дали мотивацию вместе с сопутствующими политическими и идеологическими процессами запустить проект по искусственной смене парадигм.

Если для человека путь от ценностей создания чего-то нового до ценностей потребления созданного естественен, то для экономической системы – наоборот.

Там, где для продвижения своих товаров требуется применять политическое и идеологическое оружие, мы имеем дело с чем-то навязанным.

И ради успеха навязывания услуг приходится жертвовать сокращением рабочего времени человека. Для продажи нематериальной услуги необходимо наличие у клиента свободного времени для её потребления.

Постепенно необходимость сворачивать промышленность в своей стране (а значит активнее пользоваться промышленным трудом колоний, обостряя противоречия между двумя полюсами капиталистического общества) меняет направления развития от ожидаемого «гипериндустриального общества» с еще большими скачками в развитии, чем при социализме во времена пятилеток, к совершенно иному образцу отношений буржуа и пролетария.

Неомарксисты изобретают новые понятия о «работниках умственного труда», вытесняющих заводских работяг. Система, в корне оставшаяся при своих несовершенствах, пытается преобразиться, но вместо этого обнажает всё больше своих слабых мест. Человеческий ресурс умнеет на глазах, благодаря всё так же остающемуся без тщательного контроля, (хоть и попытки его внедрения разворачиваются вовсю) научно-техническому прогрессу.

Идеологические оправдания, начиная от концепций «общества потребления» и трансформации либерализма, с каждым разом обрастают все большими обновлениями и все большими побочными эффектами – начиная от демографии и заканчивая экологией.

Даже привычное средство перезагрузки – война, в связи с новыми смертоносными формами вооружения и политическими трендами к пацифизму и демократизации, уже не может полноценно выполнять свою функцию.

Войны за ресурсы были заменены информационными и гибридными войнами, что в очередной раз подсказывает, в какую сторону будет направлена следующая мутация капитализма.

Попытка развязать горячий военный конфликт без задействования хитростей и провокаций, без прикрытий марионеточными государствами или благородными целями, спровоцирует крайне бурную реакцию, рассыпающую в пепел весь годами прорабатываемый имидж капитализма. Для системы эта война станет последней.

Для прогнозирования дальнейшей судьбы капитализма нужно заметить закономерность в его внешних изменениях. После завершения постиндустриального этапа в попытках сохранения власти капитал идет на уступки человеку, интересы и существо которого, как выяснилось, полностью противоречит программе. Основной ресурс, который получает буржуа от своих действий – это деньги. Такой уклад был закреплен на ранних стадиях и с этой механической точки зрения изучали ОЭФ теоретики марксизма.

Но если развить эту мысль, можно дойти до вывода, что деньги – это далеко не самоцель. Ведь деньги как вещь в себе – это всего лишь разукрашенные куски бумаги. Важно то, ради чего они используются. Что можно приобрести за эти единицы. Какие-то эмоции и наслаждения, влияние, или просто азарт.

В этом плане современный капитализм заставляет серьезно усомниться в том, что его хозяевам нужны лишь примитивные наслаждения. Либо похоронить надежду на то, что эта система оставила себе хоть какие-то шансы просуществовать до конца xx1 века.

Итак. Если бы смысл существования крупного капиталиста ограничивался простым набором потребительских инстинктов, то наверняка его выбор в действиях пал бы в сторону попыток фундаментального изменения, а не поддержки едва стоящей на ногах системы. В противном случае этого выбора у него просто нет. А значит, капитализм зашел в тупик и перестал быть способным к естественной и относительно бескровной перестройке в новую общественно-экономическую формацию.

Что любопытно, само направление постиндустриального перехода указывает на движение в сторону приоритета контроля и влияния, а не банального гедонизма.

Значит, антиутопические сценарии общества тотального информационного и поведенческого контроля нельзя целиком списывать со счетов.

Я не предполагаю вероятность реализовать их в ближайшем будущем, но и не отрицаю их присутствие в мечтах представителей крупного капитала.

А присутствие что утопических, что антиутопических парадигм в сознании элит – это признак наивности и инфантильности самой системы, создавший возможность помыслить таким образом в её рамках.

Капитализм одержал свою победу над всеми. И над оплотом коммунистических идей, и над его союзниками. И над устрашающими и амбициозными защитниками арийской расы, и над своими конкурентами из стран бывших гегемонов.

Оставшись на поле в одиночестве победителя, по естественным законам любая система начинает пожирать саму себя. Она не умирает мгновенно, подобно тому, как дряхлый старик при помощи медицинского вмешательства может прожить с относительным качеством еще какое-то время.

Она всего лишь тихо начинает свою агонию. И под видом внешнего благополучия, особенно заметного со стороны зарубежных завидующих соседей, понемногу распадается на части.

Зотова Марфа Григорьевна, школьница, Липецкая область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

131. Ответ на 130, Русский Иван:

Так вот оно что, деревенские родственники твою семью содержали? А сам-то как? С сохой для окучки картошки знаком?

130. Советский недобиток

Глупый ты,и притом здорово,глуп.Маргарин,растительное масло надо было покупать.Где взять деньги?Поэтому пользовались тем,что привозили осенью от родственников.Картошки мешков пятнадцать,сало,мясо,квашеные капуста,огурцы и помидоры(всё безплатно).Другие советские люди близко и этого добра не видели.Рыбу,выловленную в горных речках,жарили в сметане.Не от жиру,а потому что сметана была непокупной,своей.Ни сметану,ни молоко городского производства не только кушать,но и видеть это "добро" не хочу.Привык с детства кушать только нормальные продукты,а в городах коммунисты травили народ чем угодно,только не естественными,натуральными продуктами.Ты,вырос на таком "бутере",потому и злой,как собака.Отравлен с детства агитацией и баландой изображающую натурпродукт.Вообщем,дикий городской зверь-хищник.Надрессированный свей роднёй для доминирования над послушными советскими баранами.
Русский Иван / 28.06.2022, 16:34

129. Ответ на 123, Русский Иван: просто нытик?

Иван, ты же говоришь, что до революции народ хорошо жил... но ведь тогда ни будильников, ни холодильников, ни памперсов не было. Форточки и то не у всех были. Может проблема все-таки не в них, а в тебе?
Наблюдатель / 28.06.2022, 16:10

128. Ответ на 127, Русский Иван:

А почему ты написал, что картошку жарили на сале? Надо бы "на маргарине, комбинжире, на постном масле", так вернее.
Так часы на холодильнике - это как таймер? Вовремя вкл-выкл?

127. Холодильники при Брежневе стояли только на наших арбатских кухнях

Интересный вопрос.Холодильник приобрели по великому блату.С переплатой.Какой то мужик поехал в какой то город покупать себе через родственников(я не участвовал в переговорах).Предложил,и наша семья залезла в долги,что бы "купить" малюсенький сантиметров в семьдесят высотой.Мало того,что холодильник был дорогим,так ещё и отдали сверху.За перевозку и за то,что из под прилавка.Жратву привозили из деревни,пока живы были дедушка и бабушка.Без холодильника,мясо хранили на балконе,тогда климат был суровый и зима наступала гораздо раньше.Регулярно,вешали зимой,жратву просунув через форточку.В деревне у родственников до самого конца не было ни у кого холодильника.Кушали всё продукты свеженькими,и единственный способ был консервированным-сало.За продукты из магазина,в очередях надо было биться,как на Куликовом поле.Основная еда русских в то "прекрасное идеальное время"-это жареная картошка с салом.Утром,днём и вечером.Какой холодильник?Это на Арбате,пошел и купил крутой холодильник типа "ЗИЛ" или "Rosenlew".Которые нормальным людям,только в кино демонстрировались.Вживую,почти не встречал.С жиру у тебя такое...
Русский Иван / 28.06.2022, 11:38

126.

Бедненький Смеагорл!
С. Югов / 28.06.2022, 08:37

125. Ответ на 123, Русский Иван:

PS. Пластмассовый-то на чем работал - батарейки, или пружина?

124. Ответ на 123, Русский Иван:

Ну, у нас на Арбате все будильники тикали в корпусах из природных материалов - металл, дерево. Еще помню красавцев в корпусах стеклянных, тяжеленные такие...
У нас на Арбате есть знакомый часовщик, из тех еще, из настоящих. Как-нибудь поинтересуюсь.
А к чему холодильник-то взгромоздили в жилище? Жрать-то при совке было нечего! Или это мода такая была, как при том же совке на книги - и книги не читаны, и холодильник неоткрываем? Откуда, он, кстати сказать, взялся? Холодильники при Брежневе стояли только на наших арбатских кухнях.

123. В пластмассовых корпусах когда будильники у нас в государстве появились?

Был у нас один такой долгожитель в пластмассовом корпусе.Запомнился,одним интересным случаем.Где то в 1979 году навестила нас тётка,по отцу сестра его матери,(сестра моей бабушки),которая(моя бабушка) очень рано скончалась(от непосильного труда в колхозе).Тётка,надо заметить,была очень вредной женщиной.Смотрит,стоят на холодильнике два будильника,старый пластмассовый и новенький красавец металлический.Пластмассовый сначала работал нормально,потом только на боку,затем лёжа на циферблате,потом стоял просто так без дела,руки не доходили его выбросить.Обратилась с просьбой,что бы отдали старый пластмассовый,тогда с этим туго было,с этими будильниками.Она его нерабочего собиралась отремонтировать.Мама,решила-надо отдавать новый металлический.И следовательно,подарила его,новенького "с иголочки",по русски посчитала,что неприлично дарить старую рухлядь.Когда тётка забрала новенький будильник и когда уже потом,мы собрались выбрасывать старый пластмассовый,а он-глядь,стал ходить!Заработал,значит.Как он бедненький перепугался нашей тётки,видимо страшно,перебираться не захотел к этой вредной тётке.И отблагодарил за этот поступок тем,что ещё исправно проработал несколько лет без всякого ремонта.Вот,и посчитай-милок,когда именно,стали выпускать будильники,в пластмассовых корпусах.Но,на Арбате,у вас в стразах выпускали,и ничего!
Русский Иван / 27.06.2022, 14:49

122. Туляк

Умственное развитие на уровне десятиклассника,кроме Ильфа с Петровым и цитировать не можешь.Красноперый-человек продавшийся за хорошую пайку от государства.Зона-это Крест на всю жизнь,оттуда не выходят политически подкованными,только озлобленными.Есть знакомые зэка и менты.Человек по сорок с каждой стороны.Многие,те кто остался в живых здороваются.К моему удивлению.Это относится к ментам.Главное."От тюрьмы и от сумы не зарекайся".Несмотря на то,что служишь сатане.
Русский Иван / 27.06.2022, 11:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марфа Григорьевна Зотова
После краха идеологий
Нынешние идеологи должны развеять все смысловые нагромождения, разделяющие и без того не самых сплоченных россиян
30.04.2024
«Идёт война за место в новом мировом порядке»
Только при помощи победы мы добьёмся намеченных целей в политическом и идеологическом аспекте, ведь оба этих понятия относятся к внутреннему устройству страны
06.12.2023
Итоги оперативного затишья
Главная проблема кроется в фундаменте современной российской политической системы
19.07.2023
Ультрапатриотизм как фактор внутренней дестабилизации
Ради успокоения вольного нрава ультрапатриотов руководство не намерено жертвовать качеством исполнения планов
16.03.2023
Идеология пишется кровью
Набирает силу противостояние России мировому злу
18.01.2023
Все статьи Марфа Григорьевна Зотова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Советский недобиток
03.11.2024 06:43
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 04:55
«Опыт Петербурга, мягко говоря, впечатляет»
Новый комментарий от Александр Уфаев
03.11.2024 04:36
Мироточивый Образ Государя Императора
Новый комментарий от Константин В.
02.11.2024 23:07
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Константин В.
02.11.2024 22:43