Никогда не сравнивай Россию
ни с одной другой страной вовек!
В чем её вина, в чем боль её и сила,
знает только Бог и русский человек!
© Ольга Кормухина
Козельск – прославленный городок в Калужской области, на год старше Москвы. Исторически он известен героической обороной от войск хана Батыя: в 1238 году горожане семь недель успешно оказывали сопротивление монголам. Главная достопримечательность города – расположенный в двух километров знаменитый монастырь Оптина пустынь. В самом Козельске живет чуть больше 15 тысяч человек. Причем две трети козельчан так или иначе связаны с базирующейся в городе известной всему миру грозной 28-й гвардейской ракетной дивизией. Как справедливо замечают местные, духовное и земное воинства Козельской земли – несокрушимый щит России.
Как известно Оптина пустынь стала центром духовного возрождения России в 19 веке. Эту миссию знаменитый монастырь продолжает выполнять и в наши дни. Оптина принимает сотни тысяч паломников в год; не забывает и про творческую интеллигенцию. С благословения монастыря в мае месяце Козельск превращается в настоящую столицу славянской песни.
С 2010 года благодаря совместным усилиям Оптиной пустыни и 28-й гвардейской ракетной дивизии в городе проходит фестиваль-конкурс «Оптинская весна», привлекая в Козельск любителей фольклора из разных регионов России и славянских стран. Идея фестиваля – сохранение народной культуры, возрождение песенных традиций православных славянских народов, поиск молодых талантливых исполнителей и помощь им в их дальнейшем профессиональном становлении. Информационную поддержку мероприятию оказывает Гильдия межэтнической журналистики.
Правда, в 2020 году конкурс был отменен из-за «пандемии», а в 2021 году проходил в закрытом формате, все желающие могли посмотреть трансляцию в интернете.
27 февраля 2022 года в Московском молодежном театре под руководством Вячеслава Спесивцева прошел отборочный тур очередного конкурса. В концертной программе выступили 21 участник. Трансляцию концерта смотрели более 800 тыс. человек.
29 мая состоялся финал конкурса. Певцы соревновались в трех возрастных категориях: 14-17 лет, 18-23 года, старше 23-х лет. Их выступления оценивало профессиональное жюри, в которое вошли: заслуженная артистка России, певица Ольга Кормухина, народный артист России Дмитрий Певцов, руководитель группы «Парк Горького» Алексей Белов и руководитель Оптинского казачьего хора Сергей Матвеев.
Концерт, который вели актёры Екатерина Гусева и Павел Сборщиков, прошёл в Доме культуры города Козельска на Большой Советской улице при полном аншлаге. Каждый финалист исполнил две песни – народную и духовного содержания, а капелла или под аккомпанемент ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, под руководством заслуженного артиста России Дмитрия Дмитриенко.
Участники конкурса из Сербии, Беларуси, Боснии и Герцеговины соревновались за звание «Лучший славянский голос» года.
В этом году на фестивале были сильные конкурсанты. Особенно, старшая группа. Прекрасные голоса, великолепные коллективы. В итоге, в средней и старшей возрастной группе первых мест оказалось несколько.
В старшей возрастной группе победителями стали Екатерина Кузнецова из Екатеринбурга и Светлана Плетнева из Владимира.
После конкурсантов на радость публике выступали члены жюри, ведущие и народный ансамбль «Россия». Но вот что удивительно, хоть Ольга Кормухина в своём приветственном слове и призвала исполнителей осовременивать народные и хорошо всем известные песни, делая их более понятными современной публике, но неожиданно в реальности всё вышло наоборот. По шквалу овации, который обрушился на солиста ансамбля «Россия», который исполнил на самой обычной балалайке самую простую «Кадриль» - ему не было равных. Даже блестящее выступление самой Ольги не отозвалось в сердцах людей такой неудержимой, такой истомившейся и такой искренней тоской по безвременно скрывшемуся весёлому самому обычному русскому миру. Так что, слов из песни не выкинешь. «Теперь почти забытая, гитарами забитая, но, всё же непокорная, жива кадриль задорная». Так и есть!
Рассуждая о миссии русской культуры, певица Ольга Кормухина в частной беседе сказала замечательные слова:
Русская музыка хранит душу русского народа. В ней есть всё: и наша история, и наша вера, и наши надежды. Вера и надежда – высочайшая духовная планка. Именно поэтому весь думающий и понимающий истинную цену человеческой жизни мир смотрит на Россию, как на маяк. В русской музыке заключена слышимая русская душа. В чём секрет нашей музыки? Истоком она имеет хоровое церковное пение, выше которого нет ничего в мире. Уж поверьте мне, человеку перепевшему на всех возможных сценах всю возможную музыку: и классику, и фолк, и джаз, и рок… причём с лучшими коллективами не только нашей страны, так вот, именно в нашей исконной музыке, которая началом берёт знаменное церковное пение, заключается весь тот космос, недосягаемый, манящий – самый необходимый для души каждого человека. Это именно то, без чего жить нельзя. Есть вещи, без которых можно обойтись. Есть вещи, без которых обойтись трудно. А вот без того, чем питается вечная человеческая душа, вообще никак не обойтись. И самое удивительное, что эти фундаментальные вещи доступны абсолютно всем, стоит только захотеть и устремиться к ним. В этом секрет успеха русской культурной миссии. Вне зависимости от того, в какой культуре человек родился и вырос, душа его всегда стремится к небу. Каждая душа, как говорят, христианка. Дорог, по которым мы идём, может быть много, но небо – одно. И вот именно в русской хоровой музыке слышно это небо, в ней оно находится очень близко к человеку.
Для меня был знаковый момент, когда один из моих любимейших композиторов Сергей Рахманинов, тоже имевший возможность слышать и оценить знаменные стихиры русской православной церкви, сказал такие очень важные слова, благодаря которым я как музыкант поняла, что нахожусь на правильном пути. Он сказал, не делайте больших движений, дате простор для хора. В этом заключается соборная тайна русской гармонии. Но до этого нужно дорасти, переступить через своё эго, отречься, всецело посвятить себя служению.
Когда мы были в Ванкувере во время олимпийских игр, которые безнадежно продули наши спортсмены, в завершение игр мы выступали перед иностранцами в Русском доме. В зале царило такое упадническое настроение, что выходить на сцену было очень непросто. Но мы упёртые русские ребята, а поэтому решили, что будем зажигать в любом случае. Начали с известной композиции Queen «We Will Rock You». Кстати, любимым композитором Фредди Меркьюри был Рахманинов. На самом деле все величайшие музыканты мира учились у русских композиторов, возрастали на нах, часто цитировали в своих произведениях. Так вот, наш успех в тот день оказался потрясающим. Это был такой взрыв эмоций, такая жирная мощная точка, что о неудачах, которые потерпели наши спортсмены, все просто забыли. В чём же скрывался наш секрет? Вспомните наших казаков. Им приходилось ездить по миру и петь на русском. Но их прекрасно понимали и без перевода. Почему? Потому, что русская сердцевина – эта натянутая в небо тетива со стрелой. Как у достоевского, «судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает».
Мы все русские смотрим в небо: это есть и в музыке нашей, и в живописи, в литературе, в жизни, на войне. Нам не страшно умирать потому, что мы уходим прямо на небо, по заповеди кладём душу свою за други своя. Всему этому не нужно перевода, душе не требуется перевод. Казаки умели выразить через всеобъемлющую русскую музыку чаяния и мысли людей, говорящих на разных языках, а нам в Ванкувере удалось даже в иностранную музыку вложить русскую душу, вложить саму соль. Иностранцы по-новому услышали то, на чём они выросли. Недаром Христос говорил про соль миру, это именно то, что хранит от тления и порчи.
Подобные вещи можно назвать великим исходом русской культуры в мир. В истории два народа претерпели исход: еврейский народ и русский. Два народа Книги, два народа Богоносца. Почему мы на протяжении всей истории всё время жёстко пересекаемся с евреями? Где-то и искра бьёт. Два народа избранных идут по мировой истории рука об руку. Именно на стыке взаимодействия этих народов происходят мощные тектонические сдвиги в истории всего человечества.
Удивительная библейская символика в том, что Моисей так и не увидел Земли обетованной, но явил Свет своему народу, а через народ и всему миру. Прямая параллель – великий исход русского мира и русской православной культуры в 19 веке. В этом заключался промысел Божий ради исцеления утопающей в грехах Европы и всего мира.
Сейчас мы подошли к такой черте, когда подлинно русскую, духовную в своём основании культуру нужно буквально навязывать обществу, насаждать. Все прекрасные благородные растения требуют тщательного ухода, просто так растут лишь сорняки. А поэтому обществом нужно заниматься, расхристанному обществу необходимо навязывать самое лучшее из того, что мы в изобилии имеем в наших кладовых культуры. Вы себе даже представить не можете, какой силой наделена музыка. Она в один миг может проделать такую работу, явить такой результат к пользе души, какой иной раз самый хороший педагог не сможет достичь в течение долгих лет упорного труда.
Я очень верю в силу нашего великого искусства. Настала пора возвращать утраченные позиции. Поймите, мы никогда не потеряем Россию. Это невозможно, пока существует русская культура. Как говорил Н.В. Гоголь, «если у русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится». Пусть многое уничтожено, вытравлено, исковеркано, осквернено, но шлейф благоухания праведной русской культуры, как от хороших духов, идёт и будет идти. Причем, чем дальше, тем аромат будет сильнее.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России