Сегодня среди православных русских людей много тех, кто помнит и стремится достойно отметить Столетие великого события в Русской истории – Приамурского Земского Собора. Собор, возглавляемый Царским генералом Михаилом Константиновичем Дитерихсом, проходил на восточных рубежах России, во Владивостоке в июле-августе 1922 года. Вся Россия к тому времени уже была под властью антихристианских сил, совершивших вероломное и зверское убийство Помазанника Божия, Российского Императора Николая Александровича и его Семьи. Представители Белого движения, сопротивлявшиеся большевикам, в большинстве своем вели борьбу не под знаменем Православной монархии, а под самостийными флагами, с узкими идеями и интересами. Лишь знаменитый генерал Дитерихс, возглавивший Приамурский Земский Собор во Владивостоке, проявил преданность духовным идеалам тысячелетнего Русского Царства и Самодержавной Монархии. В своем докладе на Соборе он заявил: «Русский народ не мыслил и не мыслит себе иной государственности, как основанной на Царе – Помазаннике Божием, на Вере и Земле».
Знаменитый Приамурский Собор, явившийся на восточной окраине Святой Руси, на последнем свободном от антихристианских сил клочке Русской земли, единодушно провозгласил, что России быть Самодержавным государством во главе с Православным Царем Помазанником Божиим.
В связи со Столетием Приамурского Земского Собора во Владивостоке мы обратились с вопросами к митрополиту Вениамину (Пушкарю), известному архиерею Русской Церкви, который в 1992 году, в год 70-летия Собора, был рукоположен во епископа и возглавил Владивостокскую кафедру, а впоследствии стал митрополитом Владивостокским и Приморским. Владыка Вениамин немало сделал ради прославления Церковью Святых Царственных Мучеников, духовного возрождения монархического движения в России и укрепления памяти о Приамурском Земском Соборе.
- Дорогой Владыка, поздравляем Вас со столетием Приамурского Земского Собора, который проходил во Владивостоке в июле-августе 1922 года! Столетие Приамурского Собора – это очень важная дата для русского народа, для Православной Церкви и России. Это событие стало ключевой темой нового выпуска нашего журнала «Берег России».
Какое же духовное значение, на Ваш взгляд, имел этот Собор во Владивостоке, на окраине Руси? Что в нем было особенного? Почему православные люди, монархисты, истинные патриоты Святой Руси называют это событие великим и выдающимся, говорят о каком-то сакральном значении Приамурского Собора?
- Собор состоялся в то время, когда уже вся Россия оказалась под властью большевиков, которые стремились уничтожить Православие и всякое напоминание о Православной Руси и Самодержавии. В 1918 году богоборцами убит Русский Царь Николай Александрович со своей Семьей. И это произошло при безразличном молчании немалой части русского народа, русской аристократии. Многие из близкого окружения Царя, генералы отвернулись от него, предали его. И даже потом, когда революция открыла путь кровавой стихии Гражданской войны, бывшие царские генералы сражались не за восстановление царской власти, не за Самодержавие, а за то, чтобы освободить Россию от большевиков и вернуть свое положение в обществе, имущество, власть. Очень многие генералы показали свое лицо после революции. Хоть они и стремились Россию освободить от большевиков, но сами часто шли не туда, куда нужно. Они уже не приветствовали монархию, на которой держалась Россия, не поднимали монархическое знамя. Белогвардейские полки, возглавляемые Деникиным и Колчаком, почему-то забыли о монархии, о Царе.
Катком железным шла по Руси новая безбожная власть. В этих условиях нашелся один генерал – Михаил Константинович Дитерихс, который сказал на все века, что Русский народ хочет видеть Россию с Помазанником Божиим во главе. Генерал Дитерихс возглавил Приамурский Земский Собор. И на этом Соборе было сказано на весь мир, что России быть православной самодержавной монархией во главе с Помазанником Божиим.
В этом было глубокое осознание произошедшей в России катастрофы. Собор своим решением восстановил на российском престоле царскую Династию Романовых, которой Русский народ приносил клятву верности еще в 1613 году. И этот шаг Приамурского Собора стал памятью Ивана не помнящего родства и явился началом народного покаяния в цареубийстве.
Во Владивостоке, на восточной окраине земли Русской было принесено покаяние в страшном грехе – убийстве Государя. И прозвучало призвание к покаянию всего русского народа. В этом главное сакральное значение Приамурского Собора.
- Владыка, Вы были назначены правящим архиереем в Приморье в 1992 году. Это был год 70-летия Приамурского Земского Собора. Когда Вы прибыли во Владивосток, было заметно здесь какое-то внимание к юбилею Приамурского Собора? Говорили об этом во Владивостоке?
- Говорили тогда о чем угодно, только не об этом. Пожалуй, можно вспомнить труды писателя и журналиста Андрея Хвалина, который в те годы помогал нашей епархии и писал о монархии, царской власти и о Приамурском Земском Соборе. Он – молодец, вел работу по исследованию документов Приамурского Собора, издал на этих материалах книгу. Но в Приморье широкого внимания к теме не было. Советская власть подавила попытки обратиться к памяти Приамурского Собора.
Позднее в Приморье стали больше писать и рассуждать о монархии, появились люди, которые стали выразителями монархической идеи.
В Москве в те годы говорил о Земском Соборе и монархии известный скульптор, православный патриот Вячеслав Клыков. Он даже намеревался приехать во Владивосток, чтобы проводить здесь Земский собор.
- А что сейчас, Владыка? Как сегодня в Приморье относятся к памяти Приамурского Собора?
- В последнее время, погружаясь в суету сует земного бытия и падения духовности, стали забывать о предназначении России, о котором вдохновенно говорил генерал Дитерихс на Приамурском Земском Соборе. Сейчас в СМИ, среди политиков забывают, зачем пришла Русь на берега Тихого океана, и кто так усердно направлял ее сюда. Но в народе живет историческая память. Люди, как бы им порой не навязывали какие-то западные идеи, всё-таки понимают, что Россия шла с христианской идеей и тысячу лет была православным государством во главе с Царем.
Россия веками расширялась, росла, становилась могущественной. И она веками была под монархическим правлением. Почему же мы это потеряли, охаяли? Россию после революции новые власти долго не называли Россией. Хотя те, кто захватил власть в 1917 году, питались тем, что было сделано при Государе. До сих пор мы этим пользуемся.
Сто лет прошло после того, как Приамурский Земский Собор провозгласил, что России быть Россией Христа, Россией Помазанника Божьего. Что же мы хотим сегодня? Какую форму правления? Что мы еще хотим для России? Отказываясь от нашего тысячелетнего исторического наследия, самодержавного опыта, мы отказываемся от самой России. Но тогда здесь будет территория, будут на ней человеки жить, а России-то не будет.
Тогда в 1922 году большевики вытеснили Русь. Но она уходила с надеждой, что вернется сама к себе, русский народ вернется к Святой Руси. Россия вернется к России Христа, России Помазанника Божьего. Верим, что это живет в сердцах сегодняшних людей, хоть и прошло сто лет. И как выразился философ Бердяев, последнее слово России – Бог.
- Владыка, куда сегодня идти русскому народу?
- Куда дальше нам идти? Прислушаться к генералу Дитерихсу и к Приамурскому Земскому Собору. Нам нужно сделать свой духовный выбор. Хотелось бы сказать словами великого библейского пророка Илии, который, на вершине горы Кармил, обращаясь к Израилю, забывшего истинного Бога, пламенно произнес: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21).
Но, чтобы не идти нам за Ваалом, нужно покаяться, принять в сердце Христа истинного Бога и вернуться на евангельский путь, по которому Россия шла тысячу лет со Христом во Христе для Христа.
Беседовал Игорь Анатольевич Романов, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус»
20. Ответ на 19, Сергей иванович:
Еще раз простите.
Вы путаете два разных института: Поместный и Земский соборы. ???... отчего же тогда собор 1613 г. называют как то Поместный Земской, то Земской Поместный, то через дефис, то церковно-государственный..? Что такого собора , определяющего весь строй и ход жизни, не может быть когда совершенно разные по всем параметрам люди всех духовных чинов ( епископы, иереи, монахи, миряне) и мирских сословных чинов достигают единства, не разделяя свою духовную и мирскую жизнь? Мы вдвоем не можем договорится, Вы представляете что может творится на таком соборе всея земли, где будет не два человека? Достижение соборного единства возможно только через содействие Божией Благодати. Как сказал генерал Дитерихс мы пока еще такой милости от Бога не заслужили. Так что и Вы меня простите если не так что сказал.
19. Ответ на 18, р.Б.Алексий:
Еще раз простите.
18. Ответ на 16, Сергей иванович:
Вот Вы сами из этого можете увидеть и сделать вывод о перспективах и возможности проведения в нынешних "демократических" якобы условиях подлинного Поместного Земского Собора. Позволю себе высказаться - ныне проведение такого собора возможно только в мечтах и проектах. Я не говлрю , что он вообще не возможен, но В РЕАЛЬНОСТИ на выходе может получится не совсем то, что Вы ожидаете. Потому, что все человеческие идеальные проекты строятся без учета реальности по причине увлеченности некоей идеей. Как, прошу прощения, увлечен своей "идеей" тетерев на току , не замечая происходящего вокруг. Да же такие самые первые и очевидные вопросы проведения Собора - где проводится Собор? Где - в смысле окружающей обстановки - где, в каком государстве с какой властью и с какой идеологией, в каком обществе, с каким общим настроем этого общества, степенью его благочестия или развращенности и т.д. Потом - кто конкретно и с какими замыслами на какие конечные результаты инициирует, организовывает, модерирует Собор. Даже такие тривиальные вопросы - оплата проезда, содержание места проведения, питание, поготовка и распечатка документов и т.д. , что можно назвать финансированием - все это не может не влиять на Собор, что становиться ясно - одними человеческими усилиями такой Собор провести невозможно. Не стоит забывать - у Церкви есть враги. Вообще, такие Соборы единичны в истории, вызывались подлинными критическими ситуациями, которые способствовали единению в Истине. Хороший иллюстрирующий все это пример - нынешний прошедший собор в Киеве. Я скорее поверю в другое - чудесное воскресение преподобного Серафима Саровского и его указание на Царя избранника Божия и собравшийся по этому чудесному поводу Собор верных ( можно только догадываться на фоне каких мировых катаклизмов последних времен это будет происходить и доживем ли мы до этого), чем мечтать и верить в возможность проведения ныне Собора и выборов на нем выборного Царя - в нынешних условиях. Этот Собор - это вопрос о власти. Если говооить по сути - о власти на земном шаре, о том чья власть на планете Земля. Просто так, такой Собор не проведешь - наверное, нет встряски и мобилизующих к единению в Истине катаклизмов, мы смертным сном спим.
17. Ответ на 14, р.Б.Алексий:
16. Ответ на 12, р.Б.Алексий:
Второе. собрание священства, архиереев или даже целый Архиерейский Собор - это еще не Церковь. Действия патриарха от имени Церкви - это тоже только легитимные действия патриарха от имени Церкви, но это еще не действие Церкви. Чтобы они стали действием Церкви - Церковь должна их реципировать за СВОИ - прямо или по умолчанию .
Когда вы говорите: "разве Церковь не знала кого помазывать на царство", задумайтесь - Церковь ли помазывала на царство богоизбранного потомка РОДА Романовых или всё же священноначалие помазывало очередного победителя дворцового переворота? Ну или помазание на царство не Божьего избранника, а претендента на престол определенного казуистикой человеческого закона о престолонаследии. С Петра 1 и до 1917 года - голос Российской Церкви не звучал ни разу. Как нет его и теперь.
"Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.
Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь.
Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.
Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?
…
Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф"
15. Ответ на 13, Сергей иванович:
14. Ответ на 10, Сергей иванович:
13. Ответ на 11, С. Югов:
12. Ответ на 10, Сергей иванович:
11. Ответ на 9, р.Б.Алексий: