Торжество первоучителей словенских Кирилла и Мефодия

От Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье

Новости Москвы  Новости РПЦ 
0
1315
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из личного архива автора

День славянской письменности по обыкновению начинается Божественной литургией в главном соборе Москвы – Храме Христа Спасителя. Продолжается праздник большим концертом хорового пения «Поющая Россия» на Красной площади... «Стало замечательной традицией в этот день собираться на Красной площади, чтобы немного подумать об истоках нашей культуры, об истоках того замечательного, огромного, я бы сказал, драматического и одновременно победного пути, которым прошли славянские народы, наш русский народ – от истоков письменности до вершин современных знаний. Но если бы не было начала, то не было бы и пути. И вот очень важно всегда помнить о начале», –  сказал Патриарх.

Обращаясь со сцены к собравшимся, прежде всего к молодежи, Первосвятитель отметил, что особенно важно знать историю своей страны и культуры, которая «определяет нашу самоидентификацию». «Мы сознаем себя народом, единым целым тогда, когда мы скреплены, в первую очередь, общностью языка, культуры и общими нравственными и духовными ценностями, все остальное вторично. Это и есть базис, фундамент, на котором развивается и строится здание человеческой жизни. И наука, и искусство – все происходит от этого фундамента», – отметил Предстоятель.

На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Евфимий вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской письменности. После молебна представители славянских государств, Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России, Союза православных женщин России, Славянского фонда возложили цветы к подножию памятника святым равноапостольным солунским братьям Кириллу и Мефодию, первоучителям словенским.

Эта традиция в Москве существует с 1992 года, когда славянские страны, независимо от политических и экономических разногласий, вместе возлагают цветы к подножию памятника, звучат гимны всех славянских стран. Эта акция имеет огромный международный резонанс, т.к. проводится только в России, в Москве.

Начинает Болгария, а за ней идут Белоруссия, Сербия, Босния и Герцеговина, Республика Сербская, Греция…

На Славянской площади у Памятника Кириллу и Мефодию происходили удивительные события: играла музыка, произносились торжественные речи, и, главное, рядом останавливались заинтересованные прохожие, часть которых пыталась запечатлеть увиденное с помощью мобильных телефонов…

Но шли к этой традиции долго.

В дореволюционной России Праздник славянской письменности проводился один раз в 1863 году. Побудителем тогда стал 1862-й год, когда отмечались две великих даты: 1000-летие России и 1000-летие славянского перевода Библии. Известный историк И.В. Платонов в том же 1862 году в журнале «Духовный вестник» писал: «Мы, по-видимому, хорошо бы поступили, если бы с народным торжеством по поводу тысячелетия России придумали как-нибудь соединить и празднование благословенной памяти первоучителей славян...» Ему вторил другой историк И. Беляев: «В наших современных святцах, печатающихся кириллицею, тою самою азбукою, которую изобрел Кирилл, нету и помину о Кирилле и Мефодии, просветителях славянских...

Неужели воспоминание о постройке константинопольских стен и дворцов для нас дороже, чем память о начале нашего просвещения и о первых просветителях?» Славянские комитеты тоже ставили вопрос о торжественном праздновании юбилея славянской письменности.

Праздник славянской письменности в Новгороде органично вписался в программу торжеств, посвященных 1000-летию России, но в Москве празднование ограничилось лишь службой в университетском храме.

«Как ни скромно было торжество 11 мая, – писал тогда Иван Аксаков, – оно все же было выражением не одной пробудившейся поздней признательности к творцам Славянской письменности, но и возникшей в нашем общественном сознании идеи Славянства. Это празднество служит залогом будущего духовного воссоединения всех Славян, звеном, связующим разрозненных братьев».

А в издаваемой Аксаковым газете «День» было высказано и пожелание, чтобы в будущем празднование «установилось по всей России, от Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье».

В 1863 году праздник отмечался уже сам по себе, и достаточно широко. Божественная литургия была совершена в Успенском соборе и еще в сорока храмах Москвы. А кроме Москвы торжества прошли также в Петербурге и Киеве, Харькове и Полтаве, Белгороде и Петрозаводске. Постепенно границы праздника расширялись…

Но после 1863 года в России больше это День славянской письменности не праздновался. Лишь в 1963 году у нас было отмечено столетие первого Праздника письменности научной конференцией, посвященной 1100-летию создания славянской азбуки…

Праздник славянской письменности вернулся без малого тридцать лет назад. Начало ежегодных торжеств пошло из Мурманска – май 1986 года, но если учесть, что год ушел на его подготовку, то истоком все же следует считать 1985 год. Идея «учреждения» праздника, подготовка к проведению принадлежит писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, а написал в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» книгу «Кирилл и Мефодий» о святых солунских братьях, их житиях Юрий Лощиц.

Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, гл. редактор книжной серии «Славянский мир»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Иванович Котькало
Воинам-защитникам, в земле Русской просиявшим
Репортаж с места событий
23.06.2025
Русский язык – язык Победы!
По материалам фронтовых писем. Детская историко-литературная встреча
20.06.2025
«Культура Северной Фиваиды. От Рюрика до наших дней»
О состоявшемся в Белозерске круглом столе, посвященном Русскому Северу
16.06.2025
Письма Победы на Красной площади в Москве
На главной площади столицы открылся XI Книжный фестиваль «Красная площадь»
05.06.2025
У Победы родное лицо
ХIХ Международный фестиваль славянской духовной поэзии и музыки «Колокольный звон пасхальный» – 2025
19.05.2025
Все статьи Сергей Иванович Котькало
Новости Москвы
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Последние комментарии
Церемониал не исключает оккультного отношения
Новый комментарий от Константин В.
09.07.2025 18:19
Кто же Прилепин?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
09.07.2025 17:29
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Туляк
09.07.2025 16:37
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Бузина Олесь
09.07.2025 16:07
Газеты вымирают как мамонты
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:26
Раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе – удар по Церкви
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:22
Квазирелигия против религии Бога
Новый комментарий от учитель
09.07.2025 15:20