Выставка проходила на территории музея-заповедника «Коломенское» в Хоромах младших и средних Царевен великолепного Дворца Царя Алексея Михайловича.
«Коломенское» - поистине изюминка Москвы. Три церкви, десятки исторических строений, разнообразные роды деревьев и кустарников расположились на берегу Москвы-реки на территории площадью 390 га (более 40 наших берсеневок). Обычно начинаю посещение Коломенского (мимо него я часто проезжаю в находящийся рядом Медицинский центр) с посещения Казанской церкви, где прикладываюсь к святыням. Приехал заранее, чтобы еще и прогуляться по этому уникальному оазису. Мои помощники не учли, что от Царского дворца до Казанской церкви несколько километров – преодолеть их с моими больными ногами весьма проблематично (до церкви, правда, подвез сотрудник заповедника). Перед входом на экспозицию довольно большой список столичных и провинциальных музеев, которые готовили выставку. Старообрядческая митрополия в лице о. Алексия Лопатина также приняла участие в ее подготовке. К сожалению, не было экскурсовода – как я понял, здесь они не часто бывают. Более 400 предметов XVI – начала XX в. рассказывают об истории старообрядчества в России. Перечислю, что особенно запомнилось в нескольких залах, где расположилась выставка.
Иконы. Самое раннее из известных изображение протопопа Аввакума – икона, написанная на Керженце в конце XVII – начале XVIII в., три огромных иконы Спасителя. Иконы из Соловецкого монастыря: Тихвинская, Успение, пророка Илии (кон. 16 века). Камень чёрного цвета с надписью – «Возглавие митрополита Филиппа» (16 век). Икона св. Жен мироносиц (Каргополь, кон. 16 века). Редкая икона «Преполовение» (кон. 16 века). Образ Всех святых российских чудотворцев (1-я четверть 19 века). Необычная икона «На реках Вавилонских» (кон. 18 века). До выхода Указа о веротерпимости в 1905 году в Коломенском было две крупных моленных. После его выхода построена церковь во имя св. вмч. Георгия Победоносца. На экспозиция были представлены несколько старообрядческих икон из Коломенского. В частности, икона Богородицы «Всем скорбящим Радость» (1803 г.). Нужно ещё упомянуть несколько крестов-голубцов с Севера (кон. 19 века), Голгофские резные кресты. И, наконец, икона «Откровение Иоанна Богослова» (1830-е годы).
Перечислю, что запомнилось из письменных источников. Это, прежде всего, письмо протопопа Аввакума протопопу Иоанну Неронову о начавшейся церковной смуте в связи с реформами Патриарха Никона. Письмо боярыни Морозовой Аввакуму в Пустоозерский острог (1668-1669 гг.). Несколько писем самого протопопа Аввакума, которые, однако, не дошли до адресата, т.к. были перехвачены. Благодаря этому обстоятельству они, собственно, и дошли до нас. Челобитные братии Соловецкого монастыря с прошениями Царю («не переменять» в обители предания преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковный чин и устав). Тут же Дело о противозаконных поступках воеводы Ивана Мещеринова после взятия им Соловецкого монастыря (в этом деле содержится 21 документ). Собрание сочинений прп. Максима Грека.
Картины. Это, прежде всего, «Путешествие Аввакума по Сибири» художника Милорадовича (1898 г.). Настенный лист «Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания» (1668-1676 гг.). Этюды Василия Сурикова для знаменитой картины «Боярыня Морозова» (1887 г.).
Особый раздел экспозиции посвящён Выго-Лексинскому поморскому общежительству. В этом разделе можно увидеть книгу С. Денисова «Виноград Российский». История об отцах и страдальцах Соловецких. Знаменитые «Поморские ответы» (подлинный экземпляр, переданный синодальному миссионеру иеромонаху Неофиту, 1723 год). Полтора десятка настенных листов выговских подвижников.
В следующих залах можно было увидеть портреты старообрядческих меценатов: Ковылина, Гучкова, Морозова, Солдатенкова, Кузнецова, Милованова, Рябушинского и др. Портреты наших современников – митрополита Корнилия, протодиакона Виктора Савельева, Агафьи Лыковой и др. Обратили на себя внимание также: «Сказание о лестовке» на фаянсе, лестовка из рыбьих позвонков, подаренная Агафьей митрополиту с поздравительным письмом владыке в связи с 400-летием со дня рождения протопопа Аввакума. Письма довоенного времени в Старообрядческую архиепископию о преследованиях и арестах. И тут же неподалеку донесение в Московскую духовную консисторию одного благочинного и священника о крестьянах, совершающих службу по старопечатным книгам (1860-е годы). Апокалипсис с толкованием Андрея Кессарийского (1799 г.).
Весьма символично, что выставка, посвященная ревнителям древнего благочестия, проходила во Дворце одного из главных устроителей церковной реформы.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России