115 лет назад, 25 апреля 1907 года, родился Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907–1979) – композитор, удостоенный многих высоких званий и правительственных наград, и самой главной награды – всенародного признания. Его песни любили, знали и пели все, да и сейчас ещё многие поют. Поют потому, что современные песни не поются, а то и вообще «не слушаются».
Он был типичным «гением-самоучкой». Кто мог предположить, что сын дворника и горничной станет «королём песни», как его называли советские музыковеды. Правда, сыном он был не обычного, а старшего дворника, да ещё на Невском проспекте Петербурга. В ту пору дворники следили не только за чистотой дворов, но и за порядком и за техническим состоянием домов, а старший дворник был над ними начальник.
И мать его бы не обычной горничной, а горничной у самой Анастасии Вяльцевой, знаменитой, самой популярной в России певицы начала ХХ века. За добросовестную службу певица подарила горничной граммофон с пластинками, что и привело к первому приобщению Василия к музыке. В раннем детстве он освоил балалайку, а потом организовал дворовое трио, в котором на гитаре играл самый близкий до конца дней его друг, будущий Народный артист СССР Александр Борисов.
С 16-ти лет начал самостоятельно осваивать фортепиано и через два года уже работал тапёром в кинотеатрах (тогда было немое кино), аккомпаниатором в студии художественной гимнастики и даже пианистом-импровизатором на Ленинградском радио. Как импровизатор он не столько обрабатывал чужие произведения, сколько по ходу игры сочинял свои. Композиторский талант заметили старшие товарищи и посоветовали получить, наконец-то, музыкальное образование. В годы учёбы в консерватории работал композитором в Кукольном театре, то есть сочинял музыку к спектаклям.
Хотя Василий Соловьёв (прозвище «Седой» он приобрёл в детстве за выгоравшие летом волосы, а потом оно стало приставкой к фамилии) сочинял балеты, оперетты, произведения для симфонического оркестра, однако прославили его песни. Настоящий «взрыв» его таланта пришёлся на начало Великой Отечественной войны
Царившая в 1930-е годы музыка братьев Дан. и Дм. Покрасс и И.О. Дунаевского, которая прославляла Красную Армию и вождей, воспевала романтику революционных перемен, Гражданской войны и первых пятилеток, которая вселяла веру в преодоление всех преград – на море и на суше, с началом войны оказалась невостребованной, и эти композиторы надолго замолчали. Нет, они, конечно, сочиняли и новые песни, но всё же тему войны ярко раскрыть им не удалось. На авансцену вышла новая плеяда композиторов, и первым среди них был Соловьёв-Седой.
Казалось бы, суровое военное время требовало героико-патриотическую музыку, но солдат не передовой никак не меньше нуждался в задушевных лирических или задорных с юмором песнях. Их и сочинял Василий Павлович, благо что его соавторы-поэты писали замечательные стихи. Всего за годы войны композитором написано более 70 песен. Вот лишь некоторые из них:
– «Вечер на рейде» («Прощай, любимый город, уходим завтра в море…»), стихи А.Чуркина, 1941 год,
– «Играй, мой баян, (и скажи всем врагам, что жарко им будет в бою, что, как подругу, мы Родину любим свою)», стихи Л.Давидович, 1941 год,
– «Вася Крючкин» («Вдоль квартала, вдоль квартала взвод шагал…»), стихи В.Гусева, 1942 год,
– «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк, (гармонь твоя стонет и плачет…)», стихи В.Лебедева-Кумача, 1942 год,
– «На солнечной поляночке, (дугою выгнув бровь, парнишка на тальяночке играет про любовь…)», стихи А.Фатьянова, 1943 год,
– «Как за Камой за рекой (я оставил свой покой; возле города Тагил я Марусю полюбил...)», стихи В.Гусева, 1943 год,
– «Соловьи» («Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят…»), стихи А.Фатьянова, 1944 год, одна из самых любимых военных песен Маршала Жукова,
– «Ничего не говорила (только рядом до речки дошла. Посмотрела – как будто рублём одарила. Посмотрела – как будто огнём обожгла…)», стихи А.Фатьянова, 1944 год,
– «Давно мы дома не были» («Горит свечи огарочек, гремит недавний бой. Налей, дружок, по чарочке, по нашей фронтовой…»), стихи А.Фатьянова, 1945 год,
– «Услышь меня, хорошая, (услышь меня, любимая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая…)», стихи М.Исаковского, 1945 год,
– «Мы, друзья, перелётные птицы», стихи А.Фатьянова и «Пора в путь-дорогу», стихи С.Фогельсона, из кинофильма «Небесный тихоход», 1945 год,
– «Наш город» («Над Россиею небо синее, небо синее над Невой. В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего.»), стихи А.Фатьянова, 1945 год.
Бои окончились, Берлин взят, но война ещё долго оставалась в народной душе:
– «Где же вы теперь, друзья-однополчане» («Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои. Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои?...»), стихи А.Фатьянова, 1947 год,
– «Комсомольская прощальная» («…Прощай, края родные, звезда Победы нам свети. До свиданья, мама, не горюй, не грусти, пожелай нам доброго пути…»), стихи А.Галича, 1947 год,
– «Где ж ты, мой сад, (вешняя заря, где же ты, подружка, яблонька, моя. Я знаю, родная, ты ждёшь меня, хорошая моя…)», стихи А.Фатьянова; они были написаны в 1943 году, а музыка в1948-м.
Торжество Победы и горечь утрат постепенно уступают место мирной созидательной жизни, с любовью и расставанием, радостью и грустью:
– «На лодке» («… Милый друг, наконец-то мы вместе. Ты плыви, наша лодка плыви, сердцу хочется ласковой песни и горячей, большой любви»), стихи В.Лебедева-Кумача, 1946 год, из кинофильма «Первая перчатка»,
– «Моя родная сторона (осенним золотом полна…)», стихи С.Фогельсона, 1947 год,
– «Золотые огоньки» («В тумане скрылась милая Одесса, золотые огоньки. Не горюйте, ненаглядные невесты, в сине море вышли моряки…»), стихи А.Фатьянова, 1947 год,
– «Марш нахимовцев» («Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная! Юные нахимовцы тебе шлют привет; в мире нет другой родины такой…)», стихи Н.Глейзерова, 1949 год,
– «С добрым утром, дорогая, (расстаёмся мы с тобой. Ты, любовь моя большая, остаёшься за кормой)», стихи самогò композитора, из кинофильма «Доброе утро», 1955 год
– «В путь, (в путь, в путь! А для тебя, родная, есть почта полевая…)», стихи М.Дудина, из кинофильма «Максим Перепелица», 1955 год, самая любимая строевая песня в Советской Армии,
– «Дорога-дорога (нас в дальние дали зовёт…)», стихи С.Фогельсона, 1957 год,
– «Вечерняя песня» («Город над вольной Невой, город нашей славы трудовой, слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню мою»), стихи А.Чуркина, 1957 год. Эта элегическая песня стала неофициальным гимном Ленинграда, её мелодия звучала в позывных Ленинградского, затем Петербургского радио и на Московском вокзале перед прибытием и отправлением поездов. Сам композитор позднее говорил: «В ней нежная грусть и невысказанные чувства».
Но, конечно, самой знаменитой в послевоенное время стала его песня «Подмосковные вечера» на стихи М.Матусовского (1956 год), которая была переведена на многие языки и завоевала весь мир. Начало её мелодии с 1964 года стало позывным радио «Маяк».
Скоро очередная годовщина Великой Победы. Отдадим дань светлой памяти нашим мужественным солдатам и самоотверженным труженикам тыла, а заодно вспомним и замечательные песни Василия Павловича Соловьёва-Седого, которые равно любили на фронте и в тылу!
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
5. Оригинально, своеобразно, с местной спецификой... )) Великолепно!
4. !!!
3.
2. Мои воспоминания.
1. Спасибо!