9-летняя Алиса Теплякова поставила на уши факультет психологии и ректорат МГУ им. Ломоносова, Министерство просвещения России, Российскую Академию образования и другие государственные и общественные организации. Интернет заполнен комментариями о необычных способностях Алисы, телевизионщики берут у неё интервью. Что же так восхищает не специалистов в проблеме вундеркиндов?
Алиса в 8 лет сдала ЕГЭ за среднюю школу и в 9 лет стала студенткой факультета психологии. Ей бы ещё с куклами играть, а она стала членом коллектива взрослых людей с иной психологией и интересами. У неё даже нет тех физических сил, чтобы писать конспект. Это делает за неё рядом сидящий отец. Естественно, пришлось перейти на удалёнку.
Но восхитители не замечают трагедии Алисы и ещё шести её братьев и сестёр. Когда у Алисы берут интервью, она ведёт себя как обычный девятилетний ребёнок с истощенной нервной системой. Это хорошо видно, когда показывают всю семью, едущую в микроавтобусе, в котором ещё едет не отец, а надзиратель. У всех детей выражение лиц, какие бывают у взрослых на похоронах или у детей в фашистских концлагерях – застывшие лица, на которых не видно ни одной живой мышцы, с потухшими глазами.
Алиса стала игрушкой в руках отца, который на примере своей дочери и других детей жаждет достичь славы и научного признания. Он убеждён, что совершает переворот в педагогике, что у него материалов на несколько докторских диссертаций, что его указания должны выполнять руководство факультета и преподаватели. Отвергает все предложения по наблюдению Алисы, чтобы коллегиально наметить программу обучения нестандартного ребёнка.
Справедливы комментарии после просмотра роликов в Интернете, что Тепляковы изначально пошли на ускоренное обучение не с целью сделать своего ребёнка счастливым, а желая что-то доказать всему миру. Алиса лишь заложник амбиций своих родителей, и когда она вырастет, то «спасибо» им не скажет. Как написал один зритель в комментариях, что папа Алисы готов пожертвовать ребёнком только для того, чтобы доказать всем свою гениальность.
Недавно умер педагог, который настаивал, что он нашёл, в отличие от Архимеда, точку опоры, с помощью которой можно решить за несколько недель проблему неуспевающих учеников. Он хоть своими действиями не калечил детей, но также жаждал заполучить высокое научное звание, рассчитывая на покровителей в Политбюро ЦК КПСС, и категорически отвергал все предложения Академии педнаук СССР – организовать независимую экспериментальную проверку. Интернет переполнен рекламой продолжателей его дела, которые обещают пройти школьный курс по любому предмету за 3 месяца.
Теплякова не остановило, что первую сессию Алиса провалила, что её ждёт трагическая судьба, как всех вундеркиндов, за редким–редким исключением, которых с колыбели за уши тянули во взрослую жизнь.
Напомним кратко об одной из них.
Имя юной поэтессы Ники Турбиной знали во всем мире. Ее первые стихи появились, когда девочке было всего 4 года. Не умея ещё писать и читать, она наговаривала стихи, которые записывала и редактировала мать. Причем их содержание было отнюдь не детским.
В 9 лет Ника написала первый сборник своих стихов, которые были переведены на разные языки мира. Евгению Евтушенко оказалось уже мало тускнеющей своей славы, и он стал творческим опекуном Ники. Они вместе выступали на многотысячных стадионных площадках. Возил он юную поэтессу выступать в Италию и Америку. В свои 12 лет Ника была удостоена награды «Золотой лев» в Венеции. Было отчего потерять голову ей, а особенно родителям. До неё эту премию получила единственная советская поэтесса – Анна Ахматова только в 60 лет.
Но что было экзотикой в 10 лет, стало обычным явлением в восемнадцать, когда жажда славы, денег, рукоплесканий, богемная жизнь стала уже второй натурой. Да и творческая, как и научная, особенно гуманитарная, среда агрессивна. Там погоду определяет серость, которой большинство, но каждый считает себя Пушкиным, Чайковским, Шишкиным, Эйнштейном и желает учить гениев, как надо жить. Талант — легко ранимая личность, он без кожи и от террора среды впадает в депрессию, которую заглушает наркотиками, алкоголем, замыкаясь в себя.
Ника Турбина не стала исключением. Повзрослев, она не смогла найти способ заработка в России, начала пить. Опекун слинял, ни разу не позвонил, не помог.
В свои 29 лет девушка выбросилась из окна.
Не имея возможности изложить проблему вундеркиндов подробно, отметим, что она уже носит не локальный, а международный характер, а в СССР, как сейчас в Беларуси и России, являлась одним из элементов разрушения государства. В СССР тему вундеркиндов подняли остро СМИ в 70-ые годы прошлого столетия, чтобы доказать отсталость советской системы образования. Но трагический исход прославленных с пелёнок вундеркиндов, разрушение Советского Союза, казалось, поставил точку в этом вопросе: необходимость педалирования темы вундеркиндов отпала.
В 1994 году МГУ им. Ломоносова году спокойно вздохнул, отчислив из университета по неуспеваемости последнего вундеркинда–акселерата, вспоминая об них с неохотой. Интеллектуальное развитие, которое необходимо для учебы в университете, по-настоящему начинает формироваться только с 12 лет. Прискорбно, что в начале 21 века вновь шарлатаны от педагогики за родительские деньги обещают растить вундеркиндов. Подключилось к данной авантюре телевидение со своими передачами «Лучше всех», «Умнее всех» и т.д. Каким огнём радости горят глаза родителей на этих передачах, когда их дети демонстрируют свои необычные способности.
И у других родителей, насмотревшись таких передач, возникает соблазн - чем мой ребёнок хуже. Но коль есть родительский спрос, то есть и предложения по его удовлетворению. Интернет и газеты забиты рекламой сделать всех детей с пеленок гениями, а чтобы скорее поставить детей на ноги, в прямом и переносном смысле, предлагаются различные игрушки и приспособления. Одно из них, которое рекомендуется применять уже с полугодовалого возраста – детские ходунки. В Советском Союзе производство и продажа детских ходунков была запрещена. Кстати, в Канаде производство, продажа и импорт ходунков запрещена с 2004 года. Это приспособления не для детей, а для больных взрослых, у которых проблемы с ходьбой.
Но родителей трудно переубедить отказаться от кажущегося удобства – усадить ребёнка в ходунки, а самой заниматься хозяйственными делами. Да они убеждены, поверив рекламе, что ходунки помогают детям освоить быстрее навык ходьбы, однако это не так. Наоборот, доказано, что этот навык у детей, активно пользовавшихся ходунками, появляется позже, потому что в его развитии активно участвует вестибулярный аппарат.
У ребёнка должно формироваться чувство равновесия через многократные осторожные падения и вставания. Недопустимо сокращать период перемещения ребёнка на четвереньках. Если ребёнок не прополз от Сталинграда до Берлина, он не сможет победно войти в следующий этап своего развития, приобретая кучу проблем и с позвоночником, и со зрением, неизбежны травмы от опрокидывания ходунков.
Телевидение захлестнула штормовая волна о драматически сложившихся взаимоотношениях между постаревшими родителями и взрослыми детьми. Взрослое население обвиняет в этом «неблагодарных детей». В молодости и я склонялся к такому мнению, но, углубившись в проблему, склонился к мнению И.Крылова, выраженное им в 1817 году в басне «Кукушка и горлинка»:
Отцы и матери! Вам басни сей урок.
Я рассказал её не детям в извиненье…
Но если выросли они в разлуке с вами
И вы их вверили наёмничьим рукам,
Не вы ли виноваты сами,
Что в старости от них утехи мало вам.
Недолго задержалась в своём кресле лучший, по моему мнению, министр просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильева. Она чётко определила суть-основу трагедии системы образования: «Мы вырастили недолюбленное поколение детей».
К огорчению, продолжаем растить такую молодёжь и в России, и Беларуси.
В настоящее время к проблеме вундеркиндов подключились и законодатели России и Беларуси. В Беларуси разрешено (как разъяснили – по просьбе родителей) начинать обучения детей с пяти лет, создавать частные сады и школы, и многое чего ещё разрешено. И попробуйте теперь «Тепляковым» отказать в приёме в школу с пяти лет.
Что происходит в частных детских садах, хорошо видно на примере семьи Тепляковых.
Как именно училась Алиса, до сих пор понятно далеко не всем. Известно только, что ее отец Евгений Тепляков отказался отдавать своих семерых детей в обыкновенную школу, и ему разрешили оформить «семейный детский сад». Он и сам устроился туда преподавателем. В кружки и секции малыши тоже не ходят, их единственное общение со сверстниками проходит на детской площадке во дворе дома под присмотром отца.
Частные сады и школы, в отличие от общенародных, не могут создать условия для формирования гармонической личности. Там специфическая среда и условия, в которых происходит социализация личности.
Об этом предупреждал А.С.Макаренко, когда в почёте была, как и сейчас, педология со своей идеализацией тестирования личности. Ушинский, Макаренко, Сухомлинский не допускали разделение детей по какому-либо признаку. На вопрос иностранных делегаций, посещавших детскую колонию: «Как вы допускаете, что нормальные хорошие дети воспитываются вместе с бывшими воришками и маленькими бродягами?» Макаренко отвечал: «А в жизни как – хорошие люди живут рядом с плохими?.. Готовить детей, чтобы они могли жить только в обществе идеальных людей, мы не можем. Такого мальчика воспитаете, что он скиснет, как только попадет в общество. Ваш мальчик должен приучиться к обществу самых различных людей».
Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург в беседе с журналистом сказал, что завидует жене, которая занималась в нормальной русской школе, когда большое внимание уделялось арифметическим операциям. Так случилось, что он до четвертого класса не посещал школу – обучался на дому. Сейчас с высоты прожитых лет считает это большой ошибкой. Он убеждён, что отсутствие хорошей нормальной школы самым отрицательным образом сказывается на нём: считает медленно, с натугой, нет автоматизма в счёте, всегда боялся расчётов, не любил их, у него боязнь перед написанием документов, он ччитает, что писал мало сочинений.
Хорошая тренировка и тренинг могут, по-видимому, сделать достойного профессионала и из человека со средними способностями, который при других условиях будет лишь тянуть лямку, станет неудачником, полагает В.Гинзбург («В нобелевские лауреаты – без аттестата и диплома», УГ, №45, 2003).
Нет точных методик, по которым можно определить будущность ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Гениального автора теории относительности Альберта Эйнштейна считали тупым ребёнком. Он очень поздно заговорил, был букой, чурался сверстников. «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», – сказал ему учитель гимназиума в Мюнхене. Профессор физики(!) в федеральном высшем политехническом училище в Цюрихе говорил, что у него достаточно усердия и доброй воли, но не хватает способностей.
Один из самых талантливых конструкторов в мире Сергей Павлович Королёв, в детстве не подавал родителям никаких надежд. Мальчик еле вытягивал на тройки основные предметы, а двойки красовались и жили в каждой тетрадке и, конечно, в дневнике.
В третьем и пятом классах гимназии Антона Павловича Чехова оставляли на второй год обучения.
То, что сейчас Алиса обладает лучшими способностями по сравнению со своими сверстниками, вовсе не означает, что такое соотношение сохранится и в дальнейшем. По мере взросления она может сравняться по уровню с ровесниками. Подобных случаев немало.
Или ещё одна картинка прозы жизни детей, которую можно наблюдать на улице. Большинство мам, бабушек одной рукой везут коляску, а в другой держат телефон-смартфон: чадо глазеет по сторонам, и родитель интересно проводит время, а если надо ответить на лепет малыша — отвечает, не отрывая глаз от экрана, а нередко и губ от папиросы. И вот тут-то кроется корень проблемы: чтобы развивалась речь у ребенка, ему недостаточно слышать ее, он должен видеть мимику и артикуляцию матери, чтобы за счет работы «зеркальных» нейронов активизировалась его собственная артикуляция. Никакие аудио-игрушки, «игрушки-повторюшки», никакие интернет-программы не научат ребенка говорить, если он не видит лицо разговаривающего человека. Да как дитя может увидеть лицо взрослого, когда детские прогулочные коляски специально сконструированы так, что дети видят глаза взрослых спиной. Как они изощряются извиваться, чтобы глазами встретиться. Глаза ребёнка наполняются ужасом, когда такая коляска катится с горы, а ещё хуже, когда следует преодолеть подземный переход или скатиться по пандусу.
Такая же картина наблюдается и в пригородных поездах, когда каждый член семьи занят игрушкой-смартфоном. У родителей может возникнуть естественный вопрос: о чём можно говорить с ребёнком когда он не понимает и не умеет говорить? Да, ребёнок не понимает, но отлично запоминает не только слова, но и мимику говорящего.
Не вдаваясь в подробности, приведём легко осуществимый совет. Говорить ребёнку следует о том, что вас окружает. Я недавно был приятно удивлён на улице Королёва в Могилёве. Бабушка с двухлетним внуком в такой коляске прогуливались вдоль магазинов. Она рассказывала ему о товарах, которые она покупает в этих магазинах.
А еще можно рассказывать о всех домашних делах, которые вы выполняете. Можно рассказывать о деревьях и кустарниках, о птицах, за которыми дети любят наблюдать. Мне пришлось неоднократно видеть с каким энтузиазмом и радостью грудные дети стремились дотянуться до кормушек в Подниколье, чтобы подкормить птичек. Не знаете сами как различать птичек, деревья – найдите информацию в Интернете.
Умение различать, подмечать – важнейшее свойства личности. Большое внимание этому уделяется в Японии. У них есть специальные уроки любования, которые проводятся в галереях. Уже в средних классах каждый школьник может различать до 240 оттенков цветов.
Снижение возрастного ценза начала обучения – тонкая педагогическая диверсия, последствия которой я испытал на себе.
***
В местной школе до комплекта не хватало одного ученика и отца уговорили отдать меня в школу на год раньше срока. Да, я и сам хотел учиться, подражая старшей сестре. Ряд недостатков и упущений, которые приобрел в результате этого, мне казалось последствием концлагерной жизни.
Наблюдая последствия коренной перестройки системы образования, начало которым положил Хрущёв, стал задумываться о судьбе своих детей. Что предпринять, чтобы для детей учёба не была трудной, безрадостной? Она таковой является и в настоящее время. Разработал собственную оригинальную систему дидактических материалов, которая со временем прошла экспериментальную проверку в экспериментальных школах Академии педнаук СССР, но до учителей она не дошли по прихоти руководства Министерства образования и даже родного университета. Чтобы подтвердить данное утверждение, приведу примеры.
Трижды снимались с производства печатание моего пособия для родителей и учебников по математике с моими дополнениями (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства народнай адукацыі БССР, № 6-7, 1991г., с. 55 – 56). Я был лучшим куратором республики, но не был лучшим куратором даже факультета. Итоги подводились комсомольскими организациями, а не партийными. Секретарю комитета комсомола университета пришлось искать работу. Банковская система приобрела отличного работника.
Старался свою дочь развивать всесторонне. Она опережала своих сверстников и детском саду её способности начали применять неправильно. Пришлось её отправить в школу, но для этого в ту пору требовалось разрешение Облоно. Мне разрешили, можно сказать, по знакомству.
Мне не хотелось бы более подробно описывать личные вопросы. Дочь сейчас кандидат педагогических наук. Но главный вывод, к которому я пришел, изучая проблемы школьного образования в течение полувека.
Дети должны взрослеть вместе с ровесниками. В детсадовском возрасте разница даже в полгода уже играет существенную роль. Форсировать события не следует. Другого детства не бывает.
К введению обучения детей с 6-и лет, сокращение сроков подготовки педагогов в вузах, строительство школ-гигантов способствовали не психолого-педагогические соображения, а экономические – расходы на ребёнка в детском саду большие, чем в школе. В последнее время очень много говорится об различных методиках ускоренного развития детей. Ссылаются на научно-технические достижения конца 20 и начала 21 веков, на появления в речи детей многих научных терминов, которыми бессознательно правильно оперируют дети. Но от того, что в репертуаре попугая нашего времени появились слова «интернет», «компьютер» и другие, нельзя сделать вывод, — он стал умнее своих предков.
Естественно, что на примитивном уровне мышления до семилетнего возраста общность явлений осознается ребёнком лишь по отношению к самому себе. Вещь отождествляется с ее отдельным, субъективно значимым для него на данный момент свойством, поэтому сломанный перочинный ножичек для ребенка бывает (к огорчению родителей) важнее любых, даже золотых вещей.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже описывает опыты, которые он проводил с детьми 5-6 лет в тридцатые годы 20-го столетия. Приведём один из них. Имелись две кучки идентичных бусинок. Дети непосредственным подсчетом убеждались, что в обеих кучках количество бусинок одинаковое. Затем на глазах у детей одну кучу бусинок пересыпали в цилиндрический сосуд, а вторую - в конический. Детей просили сравнить количество бусинок в двух сосудах, и они дружно отвечали, что в коническом сосуде бусинок больше.
Опыты Ж. Пиаже, повторённые через 50 лет Л. Ф. Обуховой по инициативе известных советских психологов А. В. Запорожца и П. Я. Гальперина, показали, что временного сдвига в сторону уменьшения в формировании первой ступени мышления не произошло. По-прежнему у детей до 7—8-летнего возраста трудно отличить выдумку от мысли, принимаемой за правду. Маленький ребенок считает вещи и явления такими, какими их видит. (Ж. Пиаже. Избранные психологические труды, М., 1994 г., с. 187—190).
Изменить возрастные рамки формирования стадий мышления (а их пять) никакое обучение не в состоянии. Никакой технический прогресс не позволяет психике ребёнка обогнать его возраст.
На каждом шагу приходится сталкиваться с картиной, когда поступки детей, как описал их Пиаже, а родители оценивают их со своей колокольни – как бы они поступили. Печально, что этот недостаток присущ всем школьным учебникам и в Беларуси, и в России. До 12 лет не мозги у детей следует развивать, а сердце, душу.
Как утверждал замечательный педагог и психолог А.В.Запорожец, не знания, а эмоции составляют ядро человеческой личности.
Психолого-педагогические подготовка педагогов такова, что они сейчас все дисциплины проходят ускоренно. Например, В.А.Сухомлинский на психолого-педагогический цикл в своей родительской школе отводил 250 аудиторных часов. Это в разы больше, чем для подготовки педагогов в вузах. Поэтому не приходится удивляться, что они, как и авторы школьных учебников, не знают об опытах Пиаже и естественное правильное для детского возраста выводы принимают за отклонение.
В детской психологии доказано, что благополучное развитие высших форм мышления во многом определяется уровнем совершенствованности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, которое, в основном, формируется до школы.
Недавно прочитал в российском педагогическом журнале статью учителей о своём педагогическом опыте работы с первоклассниками. Там тоже обучение начинается с 6-и лет.
Детям предложили построить ломаную линию из нескольких звеньев, количество которых не называлось. Затем им надо было начертить отрезок, равный сумме длин звеньев ломанной. С этим заданием дети справились. Отвечая на вопрос: «Что можно сказать о длине ломаной и длине получившегося отрезка?», ученики говорили, что, длина отрезка больше, чем длина ломанной.
Причину допущенных ошибок учительницы объясняет недостаточно развитым умением дифференцировать признаки предметов. Результат изменения одного свойства принимается за изменение другого (форма-длина, форма-площадь). Преодолеть этот, по их мнению, недостаток можно увеличением количества упражнений такого типа. Вместе с тем они сами же правильно описывает динамику изменения мышления у детей: «Со временем логические ошибки такого рода исчезают».
* * *
Система образования Беларуси и России находятся в столь глубоком системном кризисе, что его периодической заменой министров и локальными реформами не решить. Сейчас Министерство образования Беларуси возглавляет образованный, обаятельный, молодой перспективный учёный. Но его первые интервью показывают, что он не осознаёт всех трудностей на пути расчистки «авгиевых конюшен» в образовании. Одному министру, будь он Геракл, не под силу разрубить тугой узел проблем, накапливавшихся десятилетиями. Нужен коллектив единомышленников не только в министерстве, но и на местах.
Как известно, за первые шесть лет жизни ребёнок осваивает больший объём информации, чем за все последующие годы жизни. Но сейчас молодые родители со своим кишечно-желудочным мышлением не готовы выполнять родительские обязанности и надежды возлагают на репетиторов и на всевозможные приспособления, начиная с памперсов, ходунков, всевозможных самокатов, облегчающие родительский труд, но усложняющий и без того трудный процесс взросления детей. А мы тем временем неуклонно превращаемся в страну с детьми со всевозможными отклонениями как физическими, так и духовно-нравственными.
Мартынов Иван, доцент, заместитель председателя Думы городского «Русского общества»