На одну важную проблему церковной жизни обратил внимание редакции «Русской народной линии» наш автор Павел Панов. Он прислал нам свою переписку с Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата. Суть проблемы излагается в его обращении на имя исполняющего обязанности председателя ФХУ иеромонаха Ермогена (Бурыгина).
«Ваше Преподобие, глубокоуважаемый отец Ермоген! – говорится в обращении. – Обращаюсь к Вам с просьбой о принятии срочных мер в отношении вопиющей ситуации, связанной с Православной колокольней по адресу г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр.9 (колокольня при храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором и одновременно при храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских).
Недавно мне, как и другим москвичам, стало известно об открытии кофейни под названием "Звон" в хорошо известном до этого здании указанной колокольни. Ознакомившись с интернет-порталом данного "заведения", я сначала не поверил своим глазам – речь идет не о вынужденной организации питания прихожан и паломников на территории храма в стесненных условиях приходской жизни, а о модном, подчеркнуто секулярном кафе не просто внутри церковной ограды, а в церковном здании – объекте культурного наследия 1758 года.
Адрес интернет-портала кафе, некоторые фотографии, в том числе с этого портала сгруппированы в приложение № 1 к настоящему обращению. Музыкальное сопровождение – различные чисто секулярные композиции, например, "I remember when i lost my mind". Картина напомнила мне и друзьям печальные кадры из Западной Европы, где на фоне повальной апостасии мы все чаще видим "мерзость запустения" в местах, предназначенных для святыни: храмы, часовни, колокольни, в которых размещаются предприятия общественного питания, развлекательной индустрии и даже хуже. "Неужели мы будем двигаться в том же направлении?" – мелькнула мысль.
Являясь православным христианином и стараясь избежать поспешных эмоциональных выводов, я прежде направления настоящего обращения решил разобраться.
Во-первых, проверить, а есть ли вообще у Церкви возможность повлиять на ситуацию имущественно-правовыми рычагами? Полученная выписка из ЕГРН показала, что собственником колокольни является Религиозная организация "Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских г. Москвы Русской Православной Церкви" (Московский Патриархат) ИНН 7705032460.
Во-вторых, воочию убедиться в том, что Интернет не врет. В первый день Великого поста 7.03.2022 я совершил визит в часовню и, к глубокому разочарованию, удостоверился, что действительно в великолепном церковном здании колокольни размещается обычная забегаловка для веселого времяпрепровождения (стоит ли говорить о таких мелочах как работа заведения в указанный день, отсутствие головного убора у женщины-бариста, ироничное отношение персонала к моему недоумению и т.д.).
Не являясь квалифицированным канонистом, я, тем не менее, не мог не вспомнить 76 правила Шестого Вселенского Собора: "Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Ин. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен".
«Глубокоуважаемый отец Ермоген, – обращается к главе Синодального отдела Павел Панов, – я прекрасно отдаю себе отчет в том, на каких условиях нашей Матери-Церкви сегодня приходится существовать. И что ригоризм в ряде таких вопросов оказывается совершенно неуместен, ведь когда речь идёт про добронамеренных людей, которые пытаются организовать приходскую жизнь (встречи после богослужения и трапезы, пункт питания для работников храма и т.д.), как-то сверстать бюджет общины, побудить "внешних" хоть полшага ступить в сторону Христа, то препятствовать им – это значит идти против совести».
«Однако я совершенно убеждён, – продолжает он, – что ни при каких обстоятельствах недопустимо сознательное смешение священного с профанным. В данном же случае, увы, картина такова, что налицо признаки именно сознательного втаптывания священного в повседневное».
Автор обращения выразил надежду, что, возможно, «имеет место какое-то недоразумение со стороны священноначалия и иных лиц, ответственных за принятие решения – возможно, недосмотр, дезинформация или за короткий срок, прошедший с открытия кофейни, печальная весть не успела достаточно распространиться (хотя в известной мере уже распространилась и вызвала смущение в среде православных христиан). Однако в том, что ситуация является совершенно неприемлемой, что она не может быть оправдана и замаскирована предлогами типа "организации трапезной" и т.п., что она, в конечном счете, серьезно вредит делу Церковного благовестия, может лично убедиться любой член Церкви, покуда кафе "Звон" в его текущем формате открыто для посещения в колокольне».
Павел Панов в своём обращении попросил церковного чиновника «принять к сведению предоставленную информацию и предпринять необходимые меры, направленные на охранение святыни».
Как сообщает наш автор, он получил ответ от исполняющего обязанности заместителя главы ФХУ иеромонаха Никандра (Пилишина).
Отец иеромонах поблагодарил «уважаемого Павла Александровича за «проявленное участие и внимание к жизни Русской Православной Церкви». И сообщил, что, оказывается размещение в здании колокольни Патриаршего Черниговского подворья кофейни «Звон» «является миссионерским проектом, направленным на привлечение людей разного возраста к Церкви». А еще, что «кофейня находится вне храмового помещения под колокольней, где исторически располагался въезд на территорию Подворья и раньше проезжали повозки с лошадьми». И в оправдание своей позиции о.Никанда написал, что, мол, «заведения подобного рода, направленные на приобщение посетителей к церковной и приходской жизни, также существуют при других храмах Москвы».
Странные представления о миссионерстве у иеромонаха Никандра. В чём же, по его мнению, заключается миссия Русской Православной Церкви? В том, чтобы люди ходили в кофейню, размещённую в колокольне (неважно, что там был исторически проезд для повозок, в восприятии современного человека – это здание церковной колокольни) и таким образом автоматически воцерковлялись?
Может быть, в кофейне проводятся катехизаторские беседы, говорится о православии, через видео и аудио носители рассказывают об истории Русской Церкви и подворья, проводятся тематические встречи? Павел Панов и его друзья ничего подобного не обнаружили. Да и иеромонах Никандр утаивает об этом. Стало быть ничего такого нет и в помине.
В чём же тогда заключается миссионерство? В том, что кофейня расположилась в культовом сооружении? Ну тогда и вся Европа, продавая христианские храмы предпринимателям активно занимается миссионерством.
Может лучше не приплетать сюда миссионерство, а честно сказать, что храму нужны средства для существования, поэтому вынуждены сдавать помещение в аренду. Честнее было бы. А так, по содержанию ответа отца Никандра, видно, что он зачем-то «наводит тень на плетень», выдаёт за миссионерский проект обыкновенную коммерцию. К чему такое лукавство?
Редакция «Русской народной линии»
8.
7.
6. Ответ на 5
5.
4. Ответ на 3, Panov Pavel:
Учитель Праведности.
3.
2. 1
Учитель Праведности.
1.
Конечно, скажут иные: хорошо, что хоть так. Хорошо ведь, что хотя бы нет в продаже пирожков с мясом или с ливером, печенкой, сердцем и прочей требухой, что не продаётся кровяная колбаса. Да, соглашусь, хорошо что этого нет. А всё остальное, мной упомянутое - есть. Как с этим быть?