«Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Лк. 21:9).
27 февраля неделя о Страшном Суде, и мы в очередной раз читаем Евангелие о втором пришествии Господа Нашего Иисуса Христа и последнем Страшном Суде, на котором будет окончательно и бесповоротно определена вечная участь всех людей. И на нём, как следует из Евангельской притчи, не будет спрашивать о нашем мировоззрении или занимаемой должности, а будет спрашивать, были ли мы человеколюбивы? Проявили ли милосердие к страждущим, утешили ли человека в горе, проявили ли сочувствие и т.д. Ведь того, кто искренно научился проявлять сочувствие и милосердие, любить ближнего, Господь не будет спрашивать, потому что любить ближнего – значит открыть сердце к тому, чтобы вместить Любовь Божественную.
И не достаточно просто помнить о заповедях и принуждением себя заставлять их исполнять (для новоначальных, в перво-первые годы, конечно, нужно принуждать), но необходимо, чтобы они вошли в нашу плоть и кровь, чтобы исполнение заповедей Божиих было потребностью души человека. И удивительный ответ дают те, кто не творил дела любви: «Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44). Потому что они просто не замечают нуждающихся в их любви людей. Они прожили жизнь только для себя: расчётливо, разумно, по известной поговорке моя хата с краю…
Некоторые могут возразить, что достаточно просто любить Бога, а ближнего не обязательно, но апостол Иоанн в своём послании указывает, что это ложная мысль: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Поэтому никто не может любить невидимого Бога, если не научился любить ближнего. Если наше сердце закрыто, холодно и боится только одной мысли, что другому человеку от нас что-то нужно, то, где уж тут говорить о близости Бога...
Всё, что мы делаем в храме, есть только средство для изменения нашего сердца. В первую очередь прекратить совершать какие-то грехи и изгладить последствия греха… Но этого не достаточно, необходимо еще сотворить благо, для которого нам Господь дал таланты, возможности и ситуации (события). Ведь если не принесём плода, то засохнем как та смоковница из Евангелия. Дерево, не приносящее плода, срубают и сжигают.
Пост, молитва, чтение Евангелия – это не самоцель, а средство для стяжания плода – любви. Ведь тот, кто только собирает деньги для себя, собирает средства для этой жизни, которые останутся здесь на земле, которые с собой не возьмём в гроб. А кто их использует на благо, тот уже живёт реальной, полноценной жизнью для Бога и для вечности.
Но бывает, что мы делаем что-то благое в расчёте на то, что люди заметят. А если быть немного «духовнее», то нам и не нужно, чтобы люди заметили, важно, чтобы Бог заметил Своим всевидящим оком и дал награду за доброе дело. Поэтому даже в добром деле может присутствовать корысть…
А если чувства любви, милосердия и сострадания еще нет, то нужно вымаливать их у Бога, прося у него изменить сердце, и при этом использовать любую малейшую возможность сделать что-то для ближних, даже поначалу через силу, через себя.
Если в нашем сердце будет преобладать противное Богу – блуд, злоба, сквернословие, зависть, эгоизм, сребролюбие, ненависть, страх, уныние, то и за гробом это всё усилится, будет огнём геенны, который будет жечь вечно… И если человек на земле не жил Богом, то и в вечности откуда-нибудь вдруг это не возьмётся. А если в земной жизни жил духовной жизнью, молитвой, общением с Богом и его святыми, тогда это всё умножится там. И нам нужно это помнить и не забывать пока время не убежало. Помни свой смертный час и вовек не согрешишь.
А 25 февраля совершали службу мясопустной субботы, когда в Евангелии вспоминаются события, которые будут предшествовать Страшному суду… «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Лк. 21:9).
Любая война – трагедия. Всегда лучше худой мир, чем добрая война, но, к сожалению, даже худой мир не всегда возможен… Необходимо нам особенно усилить молитвы за нашего президента Владимира Путина, чтобы Господь направлял его действия на благо Церкви и русского народа.
Иерей Евгений Хованский, магистр богословия, программист, Русское Собрание, г. Йошкар-Ола