«На реках Вавилонских»

Слово протоиерея Александра Шаргунова

Пастырская проповедь  Великий пост 
1 Сергей Житинский - вебмастер РНЛ 
2412
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из интернет-источников

Великий пост — время псалмопений. То, что написано в Духе Святом, мы должны благодатно воспринимать как относящееся лично к нам и сугубым образом к нашему времени. Потому что чем дальше идет история, чем более приближается она к концу, тем очевиднее становится истина и правда Священного Писания.

Существует множество псалмов о скорбных испытаниях богоизбранного народа, но ни один из них не раскрывает эти испытания с такой силой, как 136 псалом о пребывании народа Божия в вавилонском плену. Эта печальная песнь, которую мы услышим сейчас на утрени, — жалоба Богу. Скорбные плененные не находят себе утешения в псалмопении — они не могут увеселять этим пением гордых угнетателей. Они не могут забыть Иерусалим. Они не могут простить Едом и Вавилон. Мы знаем, что в нашей отечественной истории есть свой Иерусалим — единственно спасающая православная вера, и есть свой Вавилон — с небывалой еще враждой против Церкви Христовой и торжеством зла. Есть также вечный Иерусалим, о котором мы воспоем среди Пасхи, пройдя Великий пост: «Светися, светися, новый Иерусалиме». И есть вечный Вавилон, о котором Откровение, утешая нас, пророчески торжественно возвещает: «Пал, пал Вавилон, город великий» (Откр. 14, 8).

Народ Божий — в слезах, но «сеющие слезами радостию пожнут». Они оказались на реках вавилонских, в чуждой земле, далеко от родины, из которой они были вывезены как военнопленные. Земля Вавилона не была ни в коей мере благосклонной к этому народу, как египтяне в начале плена. Завоеватели поселили их в аду рабского труда. И там они сидели, изливая горе о своих несчастьях. Воспоминания о Сионе источали слезы из их глаз, но это были очистительные слезы: «тамо седохом и плакахом»; слезы воспоминания: «плакахом, егда помянути нам Сиона» — святую гору, на которой был построен их Храм.

Их любовь к Богу, устремленность к Храму была несравненно больше их заботы о собственном доме. Они отложили в сторону свои музыкальные орудия: «на вербиих посреде eго обесихом органы наша». Они не спрятали органы в кустах или в расщелинах скал, но повесили их на вербах, на виду, чтобы они напоминали им об их плачевных переменах. Но, может быть, кто-нибудь скажет, что они были неправы — ведь хвала Богу уместна во всякое время.

Мы видим поругание, которому враги подвергли их в этом скорбном состоянии. Они вывезли их плененными из родной земли и издевались над ними в их порабощенности. Они переполняли чашу их горя, оскорбляя их и требуя от них воспеть песнь радости. Дух, исполненный скорби, противится этому по естеству. Как могут изображать прежнюю радость те, кто абсолютно лишен ее! Никакая песнь не может быть для любящих Бога утешением, кроме песней Сионских, возносящих Ему хвалу.

Мы должны увидеть также терпение, с каким они принимают эти поношения. Они отложили в сторону свои органы, и ни за что не возьмут их. Профанирующим насмешникам не должно угождать. Их ответ исполнен разума и благочестия: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» Это песнь Господня, это то, что свято, то, что может звучать в храме за богослужением, и потому мы не дерзаем петь ее в земле чужой перед идолопоклонниками. Нам явлена их постоянная устремленность к Иерусалиму, к городу их праздника — даже сейчас, когда они в Вавилоне. Он всегда был в их сердцах, они хранили память о нем, хотя многие из них никогда не видели его. В своих каждодневных молитвах они обращали взор в сторону Иерусалима, и как они могли забыть его? «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» — это значит, что руки не могут прикоснуться к органу без этой памяти. «Прильпни язык мой гортани моему» — это значит, я не могу сказать ни одного истинного и доброго слова, утратив эту память.

Благочестивые верующие в Вавилоне всегда видели перед собой развалины Иерусалима и утешали себя будущей гибелью его нераскаянных жестоких врагов. Но это исходило не из духа мести, а из святой ревности о славе Божией и величии Его Царства. Это было далеко не местью за себя — даже если бы эта месть была в их власти, — но преданием всего в руки Того, Кто сказал: «Мне отмщение и Аз воздам». Разрушители будут разрушены. Им будет воздано в полной мере. Мы знаем таинственные слова Писания: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел». Разве может быть к кому-то ненависть у Бога, Который — только любовь? Но ад, как говорят святые отцы, — это и есть «любовь Божия, которую грешники воспринимают как боль и страдание, именно потому, что они нераскаянные грешники. Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!» (преп. Исаак Сирин). В том-то и дело, что любовь Бога к каждому человеку без исключения есть Его ненависть к тому, что лишает нас истинной благодатной жизни. И в нас «должны быть те же чувствования» (Фил. 2, 5). Как говорит псалом: «Полною ненавистью ненавижу их» (Пс. 138, 22). Глубина нашего покаяния определяется мерой нашей любви к Богу. А значит, и ненавистью ко греху, войной против диавола. Каких бездн достигает в веках холодная вражда Исава против Иакова за то, что тот взял у него право первородства и благословения! Это наше право первородства и благословения не дает никогда нам забыть, что жизнь человека, как говорит Писание, — воинское сражение. В нем даже младенцы — греховные помыслы — должны быть разбиты о камень веры. «Помяни, Господи, сыны Едомския», — взывает псалом к праведному воздаянию. «Дщи Вавилоня окаянная», гордая и самонадеянная, мы знаем это хорошо, предается гибели или тому, кто в Писании именуется губителем, — диаволу. Пусть не надеются на милость те, кто имея всю власть, не оказал милости. «Суд без милости не оказавшему милости». Никто из них не избегнет гибели.

Те, кто принадлежат к другому поколению, и речь здесь идет в том числе о тех, через кого в наши последние времена раскрывается «тайна беззакония», будут лишены жизни с Богом. Гибель их будет не только полной, как у Иерусалима, но окончательной. Как полным и окончательным будет спасение всех, кто покаянием совершил переход от «тайны беззакония» к «тайне благочестия». Ибо «нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного, и всякий нераскаянный грех — к смерти, и к смерти вечной». Поистине, наша краткая земная жизнь страшна не ужасами и потрясениями, которые человечеству дано было пережить от времени Вавилона до нашего двадцатого и двадцать первого века, но тем, что от нее зависит наша вечная участь.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Дщи Вавилоня окаянная

"Лице блудницы бысть тебе, непостыдевшейся ко всем" -так сказал пророк Иеремия безбожным иудеям и всем, противящимся истине, которая есть Христос и "церковь Христова, которая есть столп и утверждение истины"
Vladislav / 19.02.2022, 19:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Слово Божие — всегда крестное
Слово в среду 4-й седмицы Великого поста
10.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Что значит следовать за Господом издали
Слово на Пассии. Евангелие от Марка
07.04.2024
Пока человек не увидит крест
Слово в Неделю Крестопоклонную
07.04.2024
Кто может сказать, что он свободен от страха крестных испытаний?
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк, 37 зач., 8, 34—9, 1)
06.04.2024
Благовещение Пресвятой Богородицы в Крестопоклонную неделю
Человек исповедует: «Я прах и пепел», а Христос говорит ему: «Я сказал: вы — боги», и «вы друзья Мои»
06.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
«Пост – необходимое делание нашей христианской жизни»
Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника
14.04.2024
Великий пост
Мысли святых подвижников; переложение
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 18:26
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
13.04.2024 18:17
Заказ на разврат выполняется успешно
Новый комментарий от АБС
13.04.2024 16:32
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 16:05
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 15:21
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 13:39