Вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил и ответил на вопросы в ходе совместной пресс-конференции с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Польши З.Рау по итогам переговоров, сообщает пресс-служба МИД РФ.
«Провели полезные, содержательные переговоры с Министром иностранных дел Польши господином З.Рау, который прибыл в Россию в качестве Действующего председателя ОБСЕ», - заявил Сергей Лавров.
«Мы были согласны в том, что на пространстве ОБСЕ накопилось немало проблем, которые требуют срочных и обязательно коллективных решений. Доверие между государствами-участниками находится на рекордно низком уровне. Конфронтационные подходы, агрессивная риторика сейчас заполонили наше общее пространство. К сожалению, они очевидно доминируют над духом сотрудничества, над культурой взаимоуважительного диалога, который был всегда присущ ОБСЕ после ее создания. Мы все хотим его восстановить», - отметил российский представитель.
«Со своей стороны подчеркнул, что в нынешних непростых условиях выполнение председательских функций имеет особое значение. Это большая ответственность. Г-н Министр представлял 13 января с.г. на заседании Постоянного совета ОБСЕ приоритеты Польши и говорил о важности проактивного, позитивного подхода, поиска развязок, отказа от взаимных обвинений. Приветствую такой настрой. Мы это сегодня подтвердили. Уверен, что председательство должно способствовать формированию объединительной повестки дня, достижению компромиссов. Для этого важно оставаться в рамках мандата Председателя, придерживаться статусно-нейтральных подходов, как принято говорить, избегать неконсенсусных формулировок – то, что называется выполнением роли «честного брокера». Г-н Председатель сегодня подтвердил такой настрой», - сказал Сергей Лавров.
«Исходим из того, - продолжил он,- что один из главных вызовов, который стоит перед ОБСЕ, – это достижение единого понимания фундаментального для всей архитектуры европейской безопасности принципа неделимости этой самой безопасности. Он требует избегать каких-либо действий, которые будут укреплять чью-то безопасность в ущерб безопасности любой другой страны. Всё это закреплено во многих документах ОБСЕ, начиная с 1994 г., когда был принят Кодекс поведения в военно-политической сфере. Затем на высшем уровне была одобрена Хартия европейской безопасности в Стамбуле в 1999 г. В декабре 2010 г. на саммите ОБСЕ в Астане этот принцип был в развернутой форме, недвусмысленно подтвержден. Сейчас речь идет о том, чтобы мы его выполняли. Это ведь не так, как наши западные коллеги пытаются представить, что каждая страна имеет право выбирать себе союзы, а про то, что нельзя этого делать в ущерб безопасности других они стараются не вспоминать».
«Для того, чтобы прояснить подходы наших коллег, чьи лидеры подписались под этими документами, направил министрам иностранных дел соответствующих стран в Европе послание с просьбой уточнить, как они сами понимают набор этих обязательств, которые называются принципом неделимости безопасности. Рассчитываю, что такие ответы по существу обязательно поступят. По крайней мере просил З.Рау не забыть это сделать», - добавил он.
«В контексте поиска путей, - продолжил министр, - преодоления растущей напряженности в Евроатлантике обсудили инициативу польского председательства, которое предложило начать в ОБСЕ неформальный "Возобновленный диалог по евробезопасности". Считаем это предложение интересным, потому что оно показывает понимание существующих проблем и желание что-то сделать для того, чтобы эти проблемы снимались с повестки дня. Напомнил, что главное на данном этапе – это наш диалог с Соединенными Штатами и с Североатлантическим альянсом, где мы обсуждаем долгосрочные правовые гарантии безопасности, как они сформулированы в проектах известных соглашений, переданных нами в Вашингтон и в Брюссель. В отсутствие прогресса на американском и натовском треке, разговор в Вене будет заведомо безрезультатным. Это все понимают. Тем более, что это будет еще один дискуссионный формат в дополнение к Форуму ОБСЕ по вопросам безопасности, а также к "структурированному диалогу", который был создан пять лет назад (декабрь 2016 г.). Мы рискуем (я поделился своими сомнениями с г-м Министром и его делегацией) получить ситуацию, когда весь этот диалог растечется на "маленькие ручейки", будем только имитировать активность, а суть проблемы останется нерешенной. Еще одно соображение, которое также необходимо учитывать: в отличие от НАТО и от Соединенных Штатов, ОБСЕ не имеет международной правосубъектности, несмотря на многолетние инициативы, которые Россия вместе со своими союзниками выдвигала, включая проект устава ОБСЕ. Западные коллеги категорически не хотят делать ОБСЕ понятной и структурированной Организацией. Им важно иметь ее в такой гибкой, расплывчатой, невнятной форме, потому что такой структурой легче манипулировать».
«Тем не менее, - продолжил он, - у ОБСЕ сохраняется значительный объединительный потенциал. Предметом широкого диалога должна стать тема повышения эффективности ОБСЕ в целом: выправление географических и тематических перекосов, нахождение правильного устойчивого баланса между тремя "корзинами" (военно-политической; экономической и экологической; гуманитарной). Ожидаем, что в период польского председательства сможем честно поговорить на эти темы со всеми странами-участницами».
«Готовы к самому тесному сотрудничеству с Председательством, в том числе и в других сферах, - заверил Сергей Лавров. - Имею в виду борьбу с транснациональными угрозами, преодоление социально-экономических последствий коронавирусной инфекции, защиту традиционных ценностей и прав национальных меньшинств, борьбу с попытками фальсификации истории и героизации нацизма. Все эти темы находятся на столе переговоров. Считаем принципиально важным не ослаблять внимание к дискуссиям о том, как не допускать негативных проявлений в нашем общем регионе».
«Говорили о роли ОБСЕ в урегулировании различных конфликтов на европейском пространстве, - заметил он. - По понятным причинам особое внимание уделили украинскому кризису. Мы подтвердили безальтернативность полного и последовательного выполнения Минского "Комплекса мер". Рассчитываем, что Действующее председательство, в т.ч. через своего Специального представителя на Украине и в Контактной группе, будет содействовать движению в этом направлении, как можно более скорому и как можно более ответственному, потому что главное здесь обеспечить прямой диалог Киева, Донецка и Луганска. Необходимо обеспечивать и непредвзятость наблюдения за ситуацией силами Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Ожидаем от ее руководства конструктивного рабочего взаимодействия с властями Донецка и Луганска, как того требует мандат этой Миссии, одобренный Постоянным советом ОБСЕ. Согласно этому мандату, Миссия не должна оставлять без внимания нарушения прав человека и свободы СМИ на всей территории Украины, чего, к сожалению, мы не часто наблюдаем в тех докладах, которые Миссия распространяет. Необходимо также не пропускать мимо своего внимания "кричащие" факты, которые говорят о разгуле агрессивного национализма, неонацизма и многочисленные факты дискриминации русскоязычного населения».
Также министр ответил на вопрос журналиста о возможной войне на Украине.
«Всё уже было сказано много раз, - напомнил Сергей Лавров. - Я уже комментировал раньше спекуляции по поводу того, что российско-белорусские учения затеяны, чтобы напасть с севера на Украину, захватить Киев. Все эти "параноидальные сценарии" публиковались многократно, причём, к сожалению, солидными СМИ. Видимо, ажиотаж и та потребность, которую испытывают дирижёры и сценаристы всех этих действий, довлела и над СМИ».
«Запад ведь какую сейчас занимает позицию? Требует, чтобы Россия прекратила свои учения, отвела войска. Россия, как планировала, так и выполняет свои планы, - заверил он. - Пришла пора частично завершать эти учения, войска начинают возвращаться в места постоянного базирования. Уверяю Вас, Запад если ещё не сказал, то обязательно скажет: вот видите, мы как нажали на них, как Дж.Байден"цыкнул" – они сразу испугались и выполнили наши требования. Это "торговля воздухом". Наши западные коллеги весьма в этом преуспели. Нам "учиться" надо таким фортелям, которые они выкидывают».
Сергей Лавров ещё раз подчеркнул, что«мы на своей территории будем делать то, что нам надо, что считаем необходимым для своей безопасности. Отвергаем попытку наших западных коллег трактовать принципы обязательств ОБСЕ по неделимости безопасности таким образом, что, якобы, они лучше знают, как обеспечивать безопасность России. Надо с этим высокомерием и русофобией заканчивать».
«Когда НАТО расширялась в очередной раз, - напомнил министр, - туда вступали прибалтийские республики, спрашивали у наших западных коллег, зачем это делается, если уже никаких угроз нет. Провозгласили публично, что мы больше не противники, что строим там какое-то "общее будущее"транспарентно, вместе боремся с терроризмом и многое другое. Они нам ответили: понимаете, остались фобии после советского периода, эти фобии нужно успокоить, мы их примем в НАТО и они сразу успокоятся и будут вашими добрыми соседями. Нам про Польшу так же говорили, когда Польша вступала в НАТО. Но произошло всё ровно наоборот. Способности западных кукловодов нам хорошо известны. К огромному сожалению, они прямо противоречат тому, что записано в основополагающих документах ОБСЕ».
Далее был еще один вопрос к Сергею Лаврову:«Вас не беспокоит, что Запад и Россия говорят на совсем других языках? Нам не судьба договориться, даже когда происходит идеальная транзакция?»
Чувствую, - ответил министр иностранных дел России, - что Вы поклонник Р.Киплинга, – "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись никогда". ОБСЕ исповедует другую философию. Надеюсь, что эта философия обретёт практические очертания».