Праздник Сретения Господня — встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Старцу Симеону, человеку праведному и благочестивому, было обещано Духом Святым не увидеть смерти до тех пор, пока он не встретит Бога Живаго, Христа Господня. Нам открывается, для чего дается нам жизнь, что такое старость, и что такое смерть.
Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. «Не остави мене во время старости, внегда оскудевати духу моему» (Пс. 70, 9).
Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Бывает красота и величие старости, преображенной близостью к Богу. И вот чудо — чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу. И так он должен бы жить, так восходить в этой земной жизни к совершенной радости, преодолевая все, даже само время, как старец Симеон, которому было обещано Духом Святым увидеть прежде смерти своей Христа Бога. И который поэтому не умирал. Так велика была его вера в то слово, которое он прочитал в Священном Писании: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7, 14).
Это было за двести семьдесят лет до его встречи с Господом. Не удивляйтесь, что он достиг такого возраста. Адам жил девятьсот тридцать лет. Раньше люди жили долго, они вообще были призваны не умирать. Но после того как человек отпал от Бога, все изменилось. Хотя он не потерял еще связь с Богом настолько, насколько это произошло потом, когда Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6, 3). Бог положил предел физическому существованию рода человеческого в потопе. После потопа было дано новое благословение человеку, и новый его возраст — «семьдесят лет, если в силах восемьдесят» (Пс. 89, 10), с тем чтобы человек памятью о смерти, а значит, и об утрате Бога, мог скорее придти к покаянию.
Какое чудо произошло со старцем Симеоном? Господь, когда люди уже не жили так долго, как бы вернул его к прежним древним временам, продлив его возраст. Его ожидание было благословенным и блаженным. Его долголетие, его старость была осмысленной, исполненной высшего значения.
Однако старость может быть не благословением, а, наоборот, скорбным испытанием для человека. Вспомним из жития святителя Иоасафа Белгородского, когда он, объезжая свою епархию, встретил священника, которому было уже сто тридцать лет. Он никак не мог умереть, потому что совершил некое кощунство по отношению к святыне Божией. Господь не принимал его душу. Он дал ему почувствовать за особенный его грех, что такое жизнь человеческая без Бога, что такое старение, когда нет сил жить и когда Бог не дает смерти. После его покаяния святитель Иоасаф вывел ветхого священника в поле и тот прочитал молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей». Он увидел милосердие Божие, которое Господь явил ему, уже не надеявшемуся на помилование и спасение, и после этого в мире скончался.
Этот праздник — о том, что человеку, который встретил Бога, не страшно встретить смерть. Никто не имеет мужества встать перед лицом смерти, если он раньше не встретит в своей жизни Христа. Все боятся смерти. Закрывают нарочно глаза на нее, как будто бы ее нет. Самое страшное, что есть — смерть. Диавол терроризирует весь род человеческий страхом смерти и подчиняет своей воле. Никто не может избежать этого страха, особенно потому что он связан с нашими грехами. Святые отцы говорят, что когда мы умираем, когда душа наша разлучается с телом, мы испытываем страх, потому что у нас есть нераскаянные грехи. Это главная причина, почему человек боится смерти, сознает он это или не сознает. Потому что через эти грехи бесы имеют власть над человеком, имеют доступ к нему.
И вот, святой праведный Симеон не просто не боится смерти, не просто со смирением принимает смерть — он благословляет ее, для него это радостный час. Самый радостный час, какой только был у него когда-либо. Он видит свет, он видит радость той жизни, которая принадлежит Богу, и которую Бог уготовал для него и для всех людей. И он касается этой жизни, он хочет скорей в нее вступить. «Смерть для меня приобретение», — говорит апостол Павел (Флп. 1, 21), исповедуя веру всех, кто знает, что значит встретить Христа.
Но человек, однажды встретив Христа, может потерять не то что память об этой встрече, но оказаться неверным тому, что было дано ему Господом. Поэтому и говорит святой праведный Симеон о Богомладенце Христе: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». Миллионы людей злобой исполнятся против Христа. Невозможно, в конце концов, ни одному человеку остаться нейтральным по отношению ко Христу. Для одних, как говорит апостол Павел, Христос — запах живительный на жизнь, а для других — запах смертоносный на смерть (2 Кор. 2, 16). Потому такое разделение и противостояние в мире, потому и меч, который Христос принес на землю, разделяющий всех (Мф. 10, 34—35), как оружие, проходит пречистую душу Божией Матери.
И мы сегодня должны увидеть, как это происходит в Церкви Божией. Вот рассказ одного священника. Это было в 20-е годы, когда он был еще мирянином. В праздник на амвон вышел священник и сказал, обращаясь к народу: «Я двадцать лет обманывал вас. Это все ложь: то, ради чего мы собираемся здесь, и то, что мы здесь совершаем. Этого не существует». В народе началось смятение, кто-то закричал, кто-то заплакал. И тут вышел один молодой человек и сказал: «Чему вы удивляетесь? Разве было когда-нибудь по-другому в истории Церкви? Разве Иуда-предатель не был среди апостолов, которые участвовали в Тайной вечери Господней? Но разве его предательство омрачило великую радость святыни, которую преподал Христос Своим ученикам и через них доныне преподает всем, кто может встретить Господа?» Больше чем встретить, больше чем обнять Его — соединиться с Ним всем своим существом.
Действительно, вся история Церкви, нового Израиля, — история падения и восстания многих. Сколько было за все века предательства, крови, лжи, ересей, сколько отступничества! Но Церковь всегда свята и непорочна. Она всегда приобщается Богочеловеку Христу, всегда имеет Богочеловеческую сущность. И это есть та история Церкви, которую видит всякий, кто сподобляется встречи со Христом. И эта история Церкви продолжается и будет продолжаться до скончания века, до тех пор пока есть люди, которые в мире, лежащем во зле, одного только ищут — встречи со Христом.
Для восстания многих Господь пришел, для прощения людей, которые не знали Бога, погибали в грехах. И услышим в этих словах — «Сей лежит на падение и восстание многих» — и то, что относится лично к каждому из нас. Потому что путь наш ко встрече со Христом здесь, на земле, и в вечности проходит через многие падения и через многие восстания. Всякий грех есть падение. И всякий грех — это такое событие, когда открываются помышления наших сердец, когда сокрытое в глубине предпочтение греха Христу Богу раскрывается враждой по отношению к Нему. И мы становимся на сторону тех, кто отвергает и гонит Христа. Да будет даровано нам такое покаяние в сегодняшний праздник, чтобы мы сделались способными восстать для благословенной встречи с Ним!
Будем особенно дорожить Храмом Божиим. Кто любит Бога и кто ищет встречи с Ним, тот спешит в Храм, потому что здесь совершаются чудеса — самое великое чудо, какое может быть в жизни человеческой. И миллионы, миллиарды людей с тех пор, как явился Христос в мир, сподобились этого чуда в Храмах Божиих. Но Церковь Божия, говорит святой Иоанн Златоуст, это не стены, не потолок, не купола — это вера наша и жизнь. И, как кто-то из святых отцов добавил к этим словам, — это также жизнь в слезах. Потому что невозможно стоять у Креста Христова, о котором возвещает сегодняшний праздник, невозможно быть причастником жизни Божественной Троицы без слез.
«О Христе, всех Царю, даждь мне слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих». «О Девице Марие, просвети мою душу, омраченную люте житейскими сластьми».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
2. Небольшое пояснение...
Я просто хочу сказать, что сейчас у нас /возможно/ есть некоторый перекос или даже противопоставление между "классическими /кирпичными/ храмами" и "Вы есть храмы Божии"... Ошибаюсь?
Ну, что касается кирпичных храмов — тут практически в каждой статье /проповеди, лекции, передаче/ каждого священника по любой тематике обязательно вставляются убедительные аргументы, убеждающие верующих в их обязательном ежедневном присутствии в Храмах...
А вот насчёт призывов рассматривать себя и ближних в качестве храмов... Ну, нет у нас чёткой проработаной теории как входить в "храм самого себя", своей воли, души-сердца, как жить там, что и как там, внутри себя, вообще делать, что и как искать и находить с пользой для жизни... Как управлять мыслями, чувствами, желаниями... Как разглядеть свою трусость, подлость, измену, равращенность, эгоистичность... В динамике... Как от этого в том же храме своей души перейти к покаянию, смирению, доброте... Не только на словах...
Ну, и как вообще вести себя в храме своей души... И после выхода из этого храма... Да и относительно "храмов ближних"... — ?!
Безсистемно, в разных источниках, такие сведения есть...
"Себе внимай" — где такому ПРАКТИЧЕСКОМУ вниманию РЕАЛЬНО учат? Не в смысле толкований, призывов, проповедей, лозунгов типа: - "и мы должны по примеру...". "Надо, будем, должны... Все мы грешные...".
Просто, возможно, не помешало бы сделать хоть небольшой, но продуманный,
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ, может даже каким-то образом структурированный акцент И на человеке как на "храме Божием"? А не только исключительно на "кирпичных храмах"? Но это уровень священства... Нет? Ошибаюсь?
1. "ВЫ — ХРАМ БОЖИЙ".
"ПОМЯНУХ БОГА И ВОЗВЕСЕЛИХСЯ — ПРИХОДЯЩЕГО КО МНЕ НЕ ИЗГОНЮ ВОН".