Из книги «Путешествие за звёздами»
Пишу эти заметки, после очередного разговора (да что там – жаркого спора) с представителями так называемого «русского дворянства». Стало невозможно слушать высокомерные высказывания, что существовала ранее и существует сейчас, как продолжение той, высококультурная и талантливая дворянская литература, и есть литература «быдла», представителями которой стали выходцы из народа в послереволюционный период.
Вторые полностью разрушили русскую культуру.
Утверждалось это не в полемическом задоре, а спокойно, осознанно, с глубокой верой в непоколебимую справедливость своих высказываний.
Попробую тоже спокойно ответить своим оппонентам, приведя, как обычно, примеры из мемуарной литературы.
Начну несколько издалека.
Благодаря чему идеи марксизма появились в России. Кто стал их популяризатором, «проводником в жизнь»?
Но сначала несколько штрихов к портрету самого Маркса.
Из воспоминаний Вильгельма Либкнехта о Карле Марксе (читаю первый том из двухкнижья, выпущенного в 1983 г. в Москве – «Издательство политическая литература»): «Лишённый всякого тщеславия, Маркс не придавал значения мнению толпы. Она была для него не умеющей самостоятельно мыслить…».
«Он не годился быть в дипломаты, хотя и был им, скорее, потому, что был великим политиком. Крупнейшее сообщество в мире – Северо-Американские Соединённые Штаты не имеет дипломатов, а варварская Россия располагает лучшими дипломатами».
«Он работал всегда, когда только представлялась малейшая возможность. Даже на прогулки он брал с собой свою записную книжку и поминутно делал в ней пометки».
«Несколько квадратных метров гравия и травы, покрытых таким густым слоем лондонского "чёрного снега", то есть хлопьями копоти, что невозможно отличить, где начинается гравий и кончается трава, – вот что такое Лондонский сад».
Воспоминания Фридриха Лесснера (из того же тома): «В начале октября 1868 г. Маркс с большой радостью сообщил мне, что первый том «Капитала» переведён на русский язык и уже печатается в Петербурге. Он придавал огромное значение тогдашнему движению в России и с большим уважением говорил о людях, которые приносят там такие большие жертвы ради изучения и распространения теоретических сочинений… Когда готовый экземпляр "Капитала" на русском языке дошёл до него из Петербурга, то это событие как важное знамение времени превратилось для Маркса, его семьи и его друзей в настоящее торжество».
Обращаю внимание тех, кто не очень в ладах с историческими датами: первое издание «Капитала» в переводе Лопатина в России вышло в 1868 год! Факт этот широко известен, но для нынешних «представителей дворянства», возможно, прозвучит, как новинка.
О распространении учения Маркса в России упоминает в своих воспоминаниях о Н.К. Михайловском В.В. Вересаев.
Но и тут я особенно обращу внимание вот на какой «бытовой» эпизод, свидетелем которого стал писатель в 1885 году на праздновании дня рождения Николая Константиновича.
Много лет редактором (как объясняется в тексте – лишь названным, а не работающим) в журнале «Русское богатство» числился некто доктор С.И. Попов. Главными редакторами, действительно возглавляющими издание, являлись Михайловский и Короленко.
Попов жил где-то на юге, и в столице показывался лишь изредка. В этот раз его визит совпал с днём рождения Николая Константиновича. Гости собрались в квартире писателя. И вот этот «редактор» тоже надумал произнести речь, полную патриотического пафоса. А закончил её предложением осушить бокалы «за державного руководителя Государя Императора» и спеть «Боже, Царя храни!».
Далее цитирую Викентия Викентьевича Вересаева: «Как будто бомба разорвалась в комнате. Все шарахнулись в стороны».
Напомню, в квартире собрался «весь левый литературный и общественный Петербург». Михайловский отвёл свой бокал от «редакторского» и произнёс своё слово – обличающее самодержавие. От доктора Попова все с презрением отвернулись.
Напомню – журнал «Русское богатство» был популярным в России многие годы и выступил таким либеральным прологом будущего самого либерального в СССР журнала «Новый мир».
Уж, кажется, сколько примеров подобного рода я выписывал в свой книге «Путешествие за звёздами». И всё лишь для того, чтобы в споре с частью современных патриотов доказывать – крушение исконной России началось не с приходом к власти большевиков, а намного раньше. Основы её идеологически (и финансово) подтачивало самое образованное «дворянское» общество великой державы.
Появление на политической сцене партии Ленина – закономерный итог происходивших в стране социально-политических процессов, двигателем которого были выходцы из аристократии.
То, что нынешние самоназванные представители этого класса всё сваливают на не весть откуда взявшихся большевиков – откровенное лукавство.
Тут два момента: либо они сознательно отводят ответственность от того бывшего класса, к которому сейчас себя причисляют; либо это происходит от их малой образованности и начитанности.
Не понимать этого, по крайней мере, недальновидно для нашего будущего. Вновь наступим на те же грабли.
И вновь будем кого-то в этом недоразумении винить с полным убеждением, что обличительный пафос – единственно правильный и справедливый.
Ничего из учения Маркса русский мужик не знал.
К бунту его вела одна воля – захватить землю. Как же жестоко за это пришлось потом расплачиваться! Всем!
Бывшие «образованные» пошли в швейцары, таксисты, циркачи… Да кем они только не работали ради пропитания. Либеральная Европа не очень-то им помогала.
Русские крестьяне заплатили за то, что поддались искушению, страшной кровью, разорением, полной потерей земли, которую полили своим потом многие поколения их предков.
Но вернусь к личности Карла Маркса. Как сложилась его жизнь?
Марксизм – материалистическое учение. Однако в воспоминаниях о материализме упоминается только вскользь (в противном случае я бы и читать их не смог), зато несколько раз акцентируется внимание, как много своих детей похоронил Карл Маркс – и младенцев, и повзрослевших, и любимого внука, и взрослую дочь (оставившую наследников) и любимую жену…
«Несколько детей умерло; оба сына, которые были у Маркса, умерли: один, родившийся в Лондоне, умер очень рано, другой, родившийся в Брюсселе, – после долгого хронического заболевания. Смерть его страшно потрясла Маркса».
«Сестрёнка Франциска, родившаяся в 1851 г., умерла ещё младенцем, не достигнув и года».
При этом автор воспоминаний утверждает: «…Маркс чрезвычайно любил детей. Он был не только нежнейшим отцом, который мог часами играть со своими детьми, как ребёнок, – его притягивали, как магнит, и чужие дети, встречавшиеся на его пути, в особенности беспомощные и страдающие от нищеты».
И мне подумалось вот о чём.
Неужели после всех потерь (любимых, родных, близких) сердце старого еврея осталось холодным к вере?
Трудно в это поверить. Потому что душа, кроме как в Боге, не может найти утешения.
Мне почему-то кажется – Маркс отошёл в мир иной с верой в душе.
А коммунистические его идеи большой кровью аукнулись в России.
И те самые русские мужики, что мечтали о лучшей земельной доле, принесли богатую дань жизнями многих своих детей.
Валерий Викторович Сдобняков, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», председатель Нижегородского отделения Союза писателей Росси
3. Валерий Сдобняков
2. Идеи Маркса и большая кровь в России
1. Валерий Сдобняков