Особенность всех стратегических планов состоит в том, что они всегда исполняются не так, как было задумано изначально.
Такая закономерность не знает исключений, хотя если бы исключения и были, то лишь подтверждали бы такое правило сбоя…
Причина же сбоя видится в свойственном человеку неверном представлении о времени.
Ведь время понимается и ощущается как независимая линейная физическая последовательность, существующая как бы сама по себе. При этом есть понятие пространства (двух, трех, четврехмерного и т.д.). А время, почему-то, одномерно. В итоге, оно принимается как величина условно постоянная, как мера ощущаемых перемен материального мира.
При этом же время не одномерно, так как несёт в себе потенциал перемены сознания. И это может быть его главная функция.
В человеческом мире, способном существовать лишь во взаимодействии между людьми, неизбежно возникает культура, как общепринятый порядок взаимодействия.
В культуре есть свои законы, ценности и антиценности. Процедуры общественного одобрения или осуждения, изоляции и изгнания, признания прав или их лишения.
Есть методы решения конфликтов спорами, силой или переговорами. Можно сказать, что фундаментально культура формируется и развивается из реакций людей друг на друга, при их взаимодействии.
Все древние исторические культы и культуры основаны на взаимодействии ограниченного числа людей. Население Ойкумены три тысячелетия тому назад едва достигало двух-трех миллионов человек. Сейчас там же сосредоточено около трех миллиардов людей. Условно математически контакты каждого жителя Ойкумены в сравнении с контактами тех, кто населял эти земли в прошлом, участились, примерно, в тысячу раз.
В далёком прошлом каждый мирный контакт требовал ритуала: приветствия, поклонов, рукопожатий, беседы, чаепития, винопития, совместного приёма пищи, обмена знаками внимания или чего еще в том же духе. С тысячекратным увеличением числа контактов многие ритуалы взаимодействия прошлого стали неприемлемы. Так как в среднем жизнь человека по длительности неизменно колеблется в диапазоне 70-80 лет, а контактов стало больше условно в 1000 раз!
Неизбежно утрачивая навыки общения прошлого, люди руководствуются нормами общения настоящего, которые зачастую формируются стихийно, вне связи с культурным контекстом.
Восточная традиция формировала все культы и культуры, базируясь преимущественно на ценностях межличностного обмена.
Западная традиция в большей мере опиралась на договорные, имущественные отношения, нормы писаного или обычного права.
В результате Восточная традиция воспринимает, к примеру, брак как таинство, а западная, как договор. И то и другое – ценности. Но разные.
Ценности создаются в муках и крови. И их потенциал сохранения во времени определяется потенциалом изначального посыла.
При увеличении межчеловеческих контактов западные ценности легко вытесняются нормативами, которые проще установить, так как никакой обычай не поспеет за изменением культурного контекста. В этом проявление потенциала западной традиции.
В тоже время потенциал восточной традиции позволяет сохраняться старым ценностям межличностного общения, хотя они и подвергаются девальвации.
Натиск технологий на образ жизни имеет много позитивного в плане коммуникаций и стирания различий между людьми. Тех различий, что влекут непреодолимые противоречия.
Но тот же натиск технологий разрушает культурный контекст и исходные культы бытия, возникшие в эпоху неспешного взаимодействия людей.
При этом новых культов и традиций настоящий ритм жизни не предлагает, да и не может предложить, кроме клипового, мгновенно возникающего и так же мгновенно угасающего интереса к быстро сменяющимся событиям, или кумирам на час.
Базовые основания человеческих культур не могут сами по себе удержаться в рамках традиции. Ведь традиция не успевает усваиваться новыми поколениями, попавшими в информационный поток событий, явлений, технологий. В поток информации, которая не может быть воспринята в силу разнообразия и физических объемов.
Запад, расставаясь с корнями традиции, все еще эффективно опирается на традиционный правовой механизм Римского права. Нормативно определяет ценности в новых условиях, включая нетрадиционные. Силой закона внедряет их в повседневную жизнь.
В мире, под натиском новых технологий и роста населения сложилась ситуация, когда традиционные основы бытия в виде культов и культуры уступают место хаосу ценностей и целей. Такая уступка, в силу вышесказанного, происходит быстрее на Западе и медленнее на Востоке.
Правовой механизм управления изменениями свойственный Западу оказался весьма спорным. Там нормальным стало признать любую ненормальность.
Традиции на Западе легко испаряются. Восток сдаёт традиции медленнее, но ищет опору в заимствовании западного способа нормирования ценностей.
Что, в частности, продемонстрировала Россия, приняв изменения в Конституцию 1993 г., в которой внесла правовой запрет на легализацию однополых браков, признав семьей союз мужчины и женщины в целях деторождения.
Правовой, то есть западный, механизм формирования ценностей вынужденно становится вспомогательным и для восточных традиций.
При этом все общества с разной скоростью неумолимо дрейфуют в сторону хаоса.
Эффективность правовых механизмов всегда условна. Особенно в России, где смена конституций происходит каждые пятнадцать – двадцать лет. Это препятствие преодолимо через указанный срок, если не укрепить сами традиции, не наладить механизмы воспитания. Не ограничить свободу самовыражения всего противоречащего традициям.
Конкретно, это несколько тысяч хороших фильмов религиозной и нравственной тематики, рецензирование интернет-пространства и культурного контента, упор на рост рождаемости. Потому что только при деторождении у людей возникает потребность в воспроизводстве традиций.
И конечно, осмысление вопросов занятости людей.
Занятости не только в модном программировании, но и в возрождении традиционных ремёсел. Что предполагает свертывание крупных фабричных производств предметов быта, одежды, обуви, мебели и пр.
Услуги, ремесленное производство продуктов и бытовых изделий могут обеспечить занятость любого числа людей. С этим ослабнет и олигархия, живущая за счет крупных предприятий. Вероятно, что олигархии «умереть», фигурально выражаясь, можно помочь вполне законодательно.
Хотя ни с чем не стоит спешить.
Еще неизвестно какая часть населения может вернуться к интеллектуальным услугам и ручному ремесленному труду.
Какие-то сферы экономики не смогут развиваться без вложений крупного частного капитала. Ведь государство однозначно не всегда эффективно в качестве инвестора.
В сфере бытового производства ручные изделия должны быть дороже и престижнее. Но насколько они закроют потребности рынка? Так что у олигархов, возможно, еще есть шансы и в будущем…
Речь идёт об исполнении первых библейских заповедей, в которых людям заповедано в качестве условий выживания, чтобы они плодились и размножались, добывали хлеб свой насущный в поте лица своего.
Это вновь предлагается к осознанию для выживания человеческого рода.
Через осознание этих заповедей последует изменение материального мира.
Сознание людей, это не только фиксация изменений материального мира, но и создающие материальные последствия изменения самого сознания.
Деградация традиций тоже изменения вполне материальные, так как изменяют людей. Но на эти изменения можно повлиять! Они притормаживаются или вообще прекращаются в результате человеческих усилий. Социум может сохранять прошедшее время, сохраняя традиции, культ и культуру.
Ведущим средством сохранения прошлого, конечно, являются культы.
Богослужение всегда есть обращение к событиям и смыслам прошлого, сформировавшего настоящее. Метод воспроизводства прошлого в настоящем.
Так время становиться вполне себе управляемой функцией. Но, через сознание людей, которое, таким образом, становиться источником формирования материального мира.
В обществе человек может изменять смыслы и тем самым влиять на изменения культуры и традиций. Замедлять их, останавливать, или перенаправлять энергию общества не в сторону хаоса целей и ценностей, а в сторону их гармонизации.
В том же СССР коммунистическая идеология умерла, а в Китае она процветает, создавая, соответствующее всем новациям и технологиям, материальное и смысловое наполнение.
Смыслы перемен смогли быть осознаны управленцами и внедрены в социум Китая и не смогли быть осознаны управленцами СССР.
Хотя обе страны и цивилизации имманентно принадлежат к традиционному Востоку.
Капитализм, является детищем договорного, регламентированного, просчитываемого, экономически целесообразного управляемого Запада. Социум Запада на старте капитализма был сопряжен с потенциалом европейских ресурсов, рационально и беспощадно накопленных для рывка технического прогресса.
Но в своём опережающем всех развитии Запад первым перестал учитывать именно эти две заповеди:
- о труде в поте лица своего, выделив слой людей нефизического труда, и слой ничем не занятых владельцев состояний;
- плодиться и размножаться, так как культура сибаритства несовместима с плодоношением и ращением детей.
Мир имеет под десяток миллиардов населения, которое, постепенно отвыкает от «в поте лица своего» физического и интеллектуального труда. В то же время заниматься развитием современных технологий может неосновная часть людей. Остальных же активно вытесняют роботы. Вытесняют из всех сфер экономики во имя все той же «светлой» капиталистической цели неуемной прибыли.
Несмотря на эти, по сути, гибельные перспективы, мир стремится объединиться под влиянием социальных, правовых и технологических новаций, используя повсеместное снижение сопротивляемости традиций.
Это очевидный тренд к всевластию хаоса. Но этот тренд теряет потенциал напора и перспективу победы.
Традиции, старые культуры и, прежде всего, культы постепенно переходят к системному противостоянию.
В сущности, это можно рассматривать как признак возможного конца истории экстенсивного изменения человечества.
Экстенсивное изменение состояло и состоит в наращивании технологической мощи экономических процессов.
Из этого вытекает и наращивание мощи вооружений и систем силового подавления друг друга в вероятных конфликтах и войнах. Все это сопровождается интеллектуальным, гуманитарным напором на исходные культурные и культовые сегменты общественного сознания.
Осознание традиций мотивационными и материальными факторами бытия дает мерам их сознательной поддержки вполне материальную энергию влияния на общество.
Предстоит широкое осознание, что материальны не только интеллектуальные процессы, связанные с развитием технологий в технике, гуманитарной сфере и обществе.
Материальны также культовые, культурные процессы, позволяющие гармонично устраивать сознание человека и мир людей.
Людям нужно не отрицание технологий, а их дозированное, осторожное и целесообразное внедрение в ткань жизни. А это уже противоречит интересам прибыли.
Миру, в целях выживания, предстоит выйти из экономики накопления прибыли и перейти в экономику накопления культуры.
Что, собственно, даже не совсем экономика. А бытие!
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист