Смотрит с автопортрета – спокоен и печален, сложился уже сад живописи его, и каштановые волосы Брюллова великолепно переливаются волнистою красотою…
Пока шумит и неистовствует «Последний день Помпеи»…
Тихо мы жили в городе: плоские крыши украшали вазы, статуи глядели на нас, в низвержение всего рушится живое на не живое, и первое становится вторым.
Беги, не беги…
Брюллов страшно передаёт страх и страсть последнего движения: всё разорвано, цепь жизни брызнула звеньями, сейчас и их зальёт равнодушная огненная лава.
Боги, за что прогневались на нас?
Брюллов в Италии: в солнце перекипает Рим, позади – годы учёбы, впереди – ясное совершенствование в кристаллическом мастерстве.
Он пишет автопортреты.
Они по-разному смотрят на мир.
Демидов заказывает большую картину исторического содержание: начинает кристаллизоваться «Последний день Помпеи».
Италия, растворённая в крови: «Итальянский полдень» нежен и мил: гроздья винограда, просвеченные солнечным светом, как нежность девушки, тянущейся к сладким ягодам.
Италия опьяняла без вина.
«Итальянское утро» играло прелестью женской наготы, кажущейся невинной, и тонкой струйкой прозрачной воды.
Слышно, как шумит она, вытекая из крана.
Можно прикоснуться.
…он вернётся в Россию, где будет встречен триумфально, познакомится с Пушкиным, продолжит труды.
Исаакиевский собор ждёт росписей: Брюллов принимается с энтузиазмом и интересом работать над эскизами: растут фигуры апостолов.
Недостроенное помещение храма сыро, истовость работы и слабое здоровье наслаиваются друг на друга.
Не закончив работ, Брюллов вынужденно уезжает в Италию, надеясь, что чудо её исцелит.
Было бы чудом.
Прекрасна «Всадница» - краски словно сверкают: и конь, застывший навсегда, исполнен движения, туго перекипают грудные мышцы, а девочка, любующаяся наездницей, и впрямь – чудо: так нежна…
Нежности много в картинах Брюллова, даже, кажется – парадоксально! – наполняет она и последний, залитой лавой день…
Каков был последний день Брюллова?
Вспоминал ли, мысленно представлял галерею собственных работ?
Портрет Крылова колоритен: схвачен, как будто, фокус судьбы великого поэта.
Великая княжна гордо и нежно смотрит на мир.
…мир, который никогда не забудет пламень сияющих, драгоценных холстов.
1. 1