В 1909 году в Императорском Московском Техническом Училище (ИМТУ) под руководством профессора Николая Егоровича Жуковского возник Воздухоплавательный кружок, колыбель русской авиации.
Выдающемуся русскому ученому удалось сплотить вокруг себя поборников летного дела. Среди его верных учеников и сподвижников были Андрей Туполев, Иван Сидорин, Александр Архангельский, Владимир Ветчинкин, Борис Юрьев, Григорий Сабинин, Алексей Черемухин, Гурген Мусиянц, Борис Стечкин.
Императорское Московское Техническое училище
На первый порах студенты летали на крыльях Отто Лилиенталя, которые известный немецкий планерист-смельчак подарил при случае русскому ученому-энтузиасту воздухоплаванья из загадочной России. Николай Егорович Жуковский сразу заприметил, что они похожи на крылья сконструированные еще Леонардо да Винчи, который первым попытался оторваться от земли.
Чтобы ощутить себя в полете студенты члены Воздухоплавательного кружка выпрыгивали из окон ИМТУ и парили в воздухе. А потом Андрей Туполев построил свой первый планер, который испытали в Лефортовском парке. Удалось сконструировать и первую аэродинамическую трубу.
В начале ХХ века интерес к авиации был всеобщим. Многие авиаторы в Европе и Америки уже летали на небольших деревянных самолетах. А Россия потрясла весь мир гигантскими по тем временам бипланами конструкции Игоря Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец». По ним можно было ходить, как по палубе корабля. Во время полета Игорь Сикорский выходил на нижнее крыло и проверял работу двигателей.
Еще одним приоритетом России стала фигура высшего пилотажа «мертвая петля», которую летчик Петр Нестеров после консультаций и расчетов в Воздухоплавательном кружке Жуковского осуществил над Киевом, матерью городов русских. Поэтому Николай Егорович Жуковский считал делом чести отстоять первенство русского авиатора перед французским летчиком Адольфом Пегу, который гастролируя с авиационным шоу по Европе, заявлял о своих амбициях.
Наконец, он достиг Москвы и стал выступать на Ходынском аэродроме. Профессор Жуковский с ним познакомился и пригласил его в Политехнический музей на встречу с энтузиастами воздухоплавания. После личного знакомства с Петром Нестеровым Адольф Пегу признал приоритет русского авиатора в осуществлении «мертвой петли».
В русской армии эта фигура высшего пилотажа была запрещена, поскольку она считалась очень опасной. Тем не менее, Петр Нестеров, по воспоминаниям члена Воздухоплавательного кружка Ивана Сидорина, ее повторил на Акуловском летном поле в Пушкино.
Легендарный летчик Петр Нестеров
Однако вскоре разразилась Первая мировая война, которая всех разбросала. Выпускник ИМТУ по металлургической специальности Иван Сидорин вместо того, чтобы начать преподавание в родном Училище, оказался в пехоте в чине прапорщика и в должности заместителя командира полка. Только Андрей Туполев продолжил учебу в ИМТУ, вернувшись в Училище после отчисления на три года за помощь революционно настроенным друзьям из Питера.
В это время на Вознесенской улице (ныне ул. Радио) Николай Егорович Жуковский вел теоретические курсы для военных летчиков в здании, которое ИМТУ арендовало для аэродинамической лаборатории. Постоянно общаясь, Жуковский и Туполев продолжали вынашивать планы по развитию авиастроения.
В сентябре 1917 года к ним присоединился инженер-металлург Сидорин, которого вызвали в Москву с фронтов войны для работы в Главном артиллерийском управлении. Занимаясь вопросами оснащения армии снарядами и ведя преподавание в Московском Высшем Техническом Училище, он внимательно следил за работой Расчетно-испытательного бюро, созданного профессором Жуковским, который ставил перед своими учениками большие задачи.
В России всегда было много мечтателей. Но что самое удивительное, когда, казалось бы, все стало рушиться и произошел Октябрьский переворот, мечта о небесном причастии не умерла.
1 декабря 1918 года Владимир Ильич Ленин подписал приказ об основании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) на основе аэродинамической лаборатории МВТУ и Расчетно-испытательного бюро. Первым зданием ЦАГИ стал уже давно занятый поборниками летного дела тот самый особняк на Вознесенской улице, где теперь размещается музей Николая Егоровича Жуковского ( ул. Радио, 17). В первый год основания ЦАГИ работа сразу закипела, но было очень трудно. Для отопления кабинета Жуковского и рабочих помещений сотрудники своими руками сложили печь и разобрали в соседнем переулке дом на дрова.
Николай Егорович Жуковский. Марка
Николай Егорович скончался в марте 1921 года от тифа. Отпевал его в домовой церкви Московского технического училища священник и великий ученый Павел Флоренский, которого уже в те годы называли русским Леонардо да Винчи за энциклопедические знания. На заседания в советские учреждения, оставаясь самим собой, он приходил в церковной рясе. Борьба идей еще продолжалась. Отказаться от Бога смогли не все. По этой причине ни Сидорин, ни Туполев в партию так и не вступили, хотя находились на самом переднем крае науки и техники Советского государства. И в этом отношении они оказались верными учениками Николая Егоровича Жуковского, который был глубоко верующим человеком.
Наталья Кирилловна Сидорина, публицист, член Союза писателей России, автор книги «Крылатый металл. Русский прорыв»
4. Путь в Небесную Россию
небо не подчиняется никаким авторитетам, а только тем, кто уважает его законы. Великий ученый, будучи православным, открыл путь в Небесную Россию. Не случайно, воздухоплавание оказалось понятием глубоко духовным в понимании Жуковского и его учеников. Думается, Наталья Сидорина нашла точное слово "колыбель русской авиации". Весьма знаменательно, что домовый храм ИМТУ всецело поддержал Жуковского и его Воздухоплавательный кружок.
3. Сбой в работе системы
2. Не удается отправить статью
1. Ленин и Жуковский