105 лет тому назад, 30 декабря 1916 года в столице империи, в старинном дворце на Мойке был убит чудотворец Григорий Распутин.
…В Киеве ещё многое дышит общей русской историей; всё ещё многое.
«Когда я шёл странничать в Киев, то уходил утром без обеда, это был мой устав», – вспоминал Григорий Ефимович годы своих паломничеств по святым местам. Отправляясь в Киев, он накладывал на себя особый пост – незримые вериги: уходил натощак и нищим.
Компьютер даёт расчёт для легкового автомобиля: «Тобольск – Киев 3155 км». За 37 часов можно доехать. А если пешком и босиком?..
«Я шёл по 40–50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя…».
Сочен его язык – не спрашивал у бури – идти ли. Шёл и шёл. «…Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по полугоду и не налагал руки до тела – это вериги тайные, то есть это делал для опыта и испытания. Нередко шёл по три дня, вкушал только самую малость. В жаркие дни налагал на себя пост, не пил квасу, а работал с поденщиками (для заработка), как и они; работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда коней пас – молился. Это отрада мне послужила за всё и про всё».
Побывал он и в Почаевской лавре.
Заметил ли кто, что секретарь, записывавший рассказ Распутина, ошибся, отнеся слова об Иове к Киеву (речь, несомненно, об Иове Почаевском): «И увидел Иова в пещерах Печерских, где его конурочка тесная-претесная и несёт ароматом благоухания». Тесная пещерка Иова, конечно, на Почаевской горе. Лаз в неё узок, но – дивное дело – в неё и очень тучный человек может проникнуть за исцелением по молитве, даже и страдающий клаустрофобией. И вода стекает из скалы, из следочка Богородицы. Он всё это видел и прочувствовал.
«Дивная Почаевская лавра. Что меня удивило? Во-первых, увидел я людей Божиих и возрадовался богомольцам очень… И вот я вступил в собор и обуял меня страх и трепет. И помянул суету земную. Дивные чудеса. Где Сама Матерь Божья ступила своим следом, там истекает источник сквозь каменную скалу вниз пещеры и там все берут воду с верой, и нельзя, чтоб не поверить. О, какие мы счастливые русские люди, и не ценим, и не знаем цены чудесам».
Убийство Распутина, что ясно теперь со всей очевидностью, сняло с предохранителя и запустило часовой механизм в бомбе революции. Двинулись стрелки, тик-так, тик-так, неотвратимо. Рвануло, как Распутин не раз и предрекал, вскоре после его убийства.
Если прибегнуть к шахматной терминологии, люди, которым внушили ненависть к Распутину, не в силах оказались решить простой шахматной задачки: «Мат России в три хода». Не умели просчитать, что вслед за февралём выстрелит октябрь 1917-го. А вслед за 17 июля 1918 вскроются как вены в ванне самоубийцы кровавые реки, и придёт конец многим из них лично.
Среди множества сведений о жизни Григория Ефимовича Распутина несомненными фактами являются: Распутин много раз молитвой спасал Цесаревича Алексея, когда профессора медицины оказывались бессильны; против Распутина системно велась клеветническая кампания, в которую был втянуто ближайшее окружение Царя; сектантом-раскольником он не был, он не был «хлыстом»; в заговоре убийц главным револьвером был револьвер британской разведслужбы Ми-6.
Изначально неочевидным фактом, но как теперь ясно, уже несомненным, является то, что люди, готовившие и убившие Распутина (покушений на его жизнь было несколько), как и другие, жаждавшие его смерти, мечтавшие о его удалении от престола, ликовавшие, получив известие о его смерти, не чтили Царя как Помазанника Божия, не чтили Наследника Алексея как будущего Помазанника. Если б чтили – с высоким уважением отнеслись бы к сибирскому страннику-чудотворцу, которого Царская Семья назвала своим Другом. Помазанник Божий, святорусский царь, водимый Промыслом Божиим, вправе выбирать себе в друзья кого угодно, это исключительно личное его право.
Мнение императора, высказанное в частной беседе по поводу Распутина, было таково. Николай Александрович говорил, по свидетельству мемуариста, совершенно спокойно и просто: «Действительно, слишком уж много и, по обыкновению, много лишнего говорят, как и о всяком, кто не из обычной среды принимается изредка нами. Это только простой русский человек, очень религиозный и верующий… Императрице он нравится своей искренностью; Она верит в его преданность и в силу его молитв за нашу Семью и Алексея… но ведь это наше совершенно частное дело… удивительно, как люди любят вмешиваться во все то, что их совсем не касается… кому он мешает?».
Действительно!
Диапазон на шкале «ненавистники Распутина» в религиозной среде был очень широк.
Сестра императрицы, вел. кн. Елизавета Фёдоровна (лично, кажется, вовсе не знавшая Распутина), отправила матери убийцы, княгине Юсуповой, телеграмму: «Все мои глубокие и горячие молитвы окружают вас всех за патриотический акт вашего дорогого сына. Да хранит вас Бог. Вернулась из Сарова и Дивеева, где провела в молитвах десять дней. Елизавета». Прпмц. Елизавета Фёдоровна приняла мученическую смерть через день, вслед за Царской Семьёй.
Епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) в марте 1917-го нёс в массы: «В то время как наши герои проливали свою драгоценную кровь за отчизну, в то время как все мы страдали и работали во благо нашей родины, Ирод упивался вином, а Иродиада бесновалась со своими Распутиными…». Вскоре он добровольно снимет с себя монашество, а через год в Киеве, при гетмане Скоропадском, будет пописывать статейки, подписываясь «бывший епископ Никон – Микола Бессонов».
Ликование слышалось и в монархической прессе. Газета известного В.В. Шульгина «Киевлянин», которую читал Николай II, несла Юго-западному краю новости о жизни убийц Распутина: «МОСКВА, 23 декабря (/5 января). «Раннему утру» сообщают из Петрограда: У банкира Гензеля состоялся раут, на котором присутствовали многие представители высшей аристократии, а также и кн. Юсупов. По просьбе гостей, он исполнил несколько цыганских романсов. Публика наградила певца шумными овациями. (Соб. кор.)». В тот же день: «Русское слово» получило сведения, что сообщение, будто В.М. Пуришкевич исключен из «Русского собрания» за агитацию против Александро-Невской лавры и духовенства – ложно. (Соб. кор.)
Не все ликовали. Задокументировано. Солдаты в госпитале, узнав новость от светской дамы, угрюмо молчали. Один произнёс: «Да, только один мужик и дошёл до царя и того господа убили».
Царица Александра Фёдоровна, получив известие, «плакала горько и безутешно». Государь произнёс несколько раз: «Мне стыдно перед Россией, что руки моих родственников обагрены кровью этого мужика». Велико было горе царских детей. Когда в предсказанный Распутиным день после его смерти заболел царевич, а был до этого совершенно здоров, его «дядька» матрос Деревенько поднёс ему просфору: «Я в церкви молился за вас; и вы помолитесь святым, чтобы они помогли вам скорее выздороветь!» Наследник ответил: «Нет теперь больше святых!.. Был святой – Григорий Ефимович, но его убили. Теперь и лечат меня, и молятся, а пользы нет. А он, бывало, принесет мне яблоко, погладит меня по больному месту, и мне сразу становится легче».
Некоторые высказывания исторических лиц, приведённые выше, цитируются по замечательной книге Алексея Варламова «Григорий Распутин-Новый», выходившей в свет в серии ЖЗЛ. К сожалению, общий вывод, который делает автор, подводя итог своему огромному труду, представляется неточным, ошибочным. Автор, приводя слова Спасителя «…невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17: 1), относит их «в известной мере» к Григорию Распутину-Новому. То есть, возлагая на него вину за события, которые привели к революции. И, мол, «не приведи Бог, чтобы на каком-нибудь витке русской истории повторилось то, что завязалось в России столетие назад, и натянутый как тетива странник приблизился к царствующему граду».
Представляется, что более точным было бы вспомнить иные евангельские слова: «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» (Деян. 7: 52). Из всего огромного массива сведений о жизни Г.Е. Распутина, порой противоречивых и даже взаимоисключающих, вытекает именно то, что России в самый острый момент истории Богом был послан проницательный человек – с пророческим даром и даром целительства, и его убили, как случалось, убивали своих пророков древние евреи. И не дано было дожить Наследнику до своего полного исцеления. А Верхотурский Николаевский монастырь, в котором для грядущих царских торжеств был выстроен грандиозный Собор Воздвижения Креста Господня, (уступающий в размерах только Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору) так и остался в полной мере невостребованным, на территории которого в год 20-летия Наследника была организована колония для несовершеннолетних.
В тот же год Киево-Печерская Лавра была передана во владение раскольникам-обновленцам. Историческая Россия пропала, как и было предсказано юродивым старцем. Святая Русь ушла в невидимое, возможно, как многие верят, до часа своего неизбежного воскресения.
Михаил Андрушко, публицист, Киев
3. Михаил Андрушко
2. На 1.
Биет же всякого сына, егоже приемлет!
1. «О, какие мы счастливые русские люди!..«