Сафита – история русско-сирийской дружбы

Сирийские зарисовки. 2-я часть

Война в Сирии и Ираке 
0
1015
Время на чтение 11 минут
Фото: из личного архива автора

Начало

Сирия – страна богатых и разнообразных традиций, красивых обычаев и обрядов, которые складывались многими поколениями населявших её народов. Большую роль в формировании нравственного облика сирийцев всегда играла религия. Удивительно, но многие христианские праздники в Сирии являются общенациональными, а сами христиане всегда считались здесь полноправными членами многоконфессионального общества.

Гора Пресвятой Богородицы в Сафите, как, впрочем, и многие другие христианские культовые места в Сирии, являются объектом паломничества для представителей всех конфессий без исключения. Так, например, жители целого ряда деревень 14-15 августа широко отмечают здесь Праздник Девы (Ид-ас-Сеида), или Успение Пресвятой Богородицы. Звоном колоколов церкви созывают верующих на торжественное богослужение во имя Богородицы - в празднике принимают участие не только местные христиане, но все жители вне зависимости от вероисповедания.

Такое религиозное «смешение» - явление для Сирии типичное. Заметьте, но оно нисколько не связано с экуменизмом и каким-то подобием «единой Церкви». Сирийский многоконфессиональный социум с его гармоничным «сожительством непохожих» – это ни в коем случае не стирание границ самобытности, но именно уважение к традициям и верованиям соседа, будь он христианин, мусульманин, или коммунист. «Я прихожу в твою Церковь, - словно говорят мусульмане христианам Сирии, - оттого, что не гнушаюсь твоим Богом и не считаю тебя своим врагом по вере, но остаюсь при этом мусульманином». Это очень важно понимать при сегодняшних тенденциях, когда мир словно ставят на растяжку между двумя крайностями – «всерелигией» экуменизма и фашизмом – заставляя забыть о той, поистине богоугодной форме взаимодействия, которая ещё совсем недавно была естественной, востребованной и единственно возможной.     

…Ну а пока мы едем их Хомса в Сафиту. По дороге доктор Мтаниус успевает сделать тысячу дел, в том числе купить курицу, заплатить по счетам и помыть машину. Он много шутит и без остановки рассказывает местные анекдоты. Вообще, сирийцы – весёлый народ, кроме того, они полны самоиронии.

Вот старый сирийский анекдот, который сегодня, очевидно, мог бы подойти современной оппозиции. Так, яркий представитель «демократических сил» заявляет:

- Я такой демократ, что даже когда проверяю, не горячая ли вода, то опуская в неё не один, а два пальца, чтобы иметь два мнения.

Или другой, совсем наивный:

- Вы знаете, почему «аль-Хомсий» (житель Хомса) идёт по улице с одним открытым и одним закрытым глазом?

- Почему?

- Потому что он выпил только половину таблетки снотворного.

Или ещё:

- Почему «аль-Хомсий» идет по улице с банкой на голове?

- Почему?

- Потому что он хочет узнать, сколько он пройдет с банкой на голове.

Если же в Хомсе вы попросите рассказать последний анекдот, вам ответят:

- Последнего еще не придумали, хотите, расскажу, который до него.

И вот, за окном уже прекрасный горный пейзаж, богатая и разнообразная природа средиземноморского побережья - мы подъезжаем к Сафите. В хорошую погоду издалека здесь видна огромная башня - все, что осталось от мощного замка тамплиеров, носившего название «Кастель Бланш» - Белая крепость.

Ранна прекрасно ориентируется в истории родного края, она рассказывает о Византии, Османской империи и крестоносцах, а после любезно присылает на мою почту ссылки на исторические книги, чтобы картина моего пребывания на её Родине была полной.

Так, в 1096 году из Европы пришло известие о том, что в Святую землю и Сирию собираются рыцари-христиане. Дело в том, что в 1095 году византийский император Алексей I Комнин попросил папу Урбана II о помощи в борьбе против турок-сельджуков, нависших над Византией и захвативших в 1078 году Иерусалим. Осенью 1095 года Урбан II на церковном соборе во французском городе Клермоне призвал христиан помочь византийцам и отвоевать у Сельджуков Святую землю и Гроб Господний. Откликнувшиеся на его призыв христиане, в знак принятого обета, нашили на свои одежды кресты из красной ткани, поэтому их назвали «крестоносцами», а их походы «крестовыми». В 1096 году в Константинополе собралось, по некоторым данным, порядка 300 тысяч воинов, которые в апреле 1097 года переправились через Босфор и вскоре захватили Никею, а затем Эдессу и двинулись на Сирию. Эти походы сделали Сирию театром непрерывных военных действий в течение более двухсот лет.

Следует отметить, что значительную поддержку Иерусалимскому королевству оказывали образовавшиеся вскоре религиозно-военные ордена госпитальеров (иоаннитов) и тамплиеров (храмовников). Постепенно они превратились в основную военную силу крестоносцев и заняли такие важнейшие крепости на побережье, как Крак, Тартоза, Маркаб и Сафита. С коварными тамплиерами потом расправился национальный герой Сирии Салах ад-Дин, который  объявил крестоносцам «священную войну», двинув против них восьмидесятитысячную армию. Именно он превратил арабский мир в единую силу, способную противостоять внешним врагам, за что и любим сирийцами по сей день.

Об истории самой крепости известно немного. Первое, не очень сильное, укрепление было построено здесь рыцарями-храмовниками на месте византийской крепости Аргирокастрон, возможно, в 1112 году.

После переноса 1183 году штаб-квартиры ордена тамплиеров в находящийся неподалеку Тартус, Кастель Бланш значительно укрепился, однако землетрясение 1202 года сокрушило стены крепости, которые были частично восстановлены. Нынешние руины относятся к ХIII в., кроме донжона, построенного в ХV в., и уцелевшей от землетрясения часовни.

Мы начали осмотр города от небольшого базарчика, откуда узкая улочка ведет наверх, к вершине холма, увенчанного руинами замка. Оказавшись в исторической части городка, можно было заметить, что он построен, словно из рассыпавшихся детских кубиков, из остатков крепости, имевшей некогда двойной пояс стен. Поразила каменная громада уцелевшей замковой башни - лаконичного и вместе с тем величественного сооружения высотой аж 27 метров. Глядя на хорошо подогнанные друг к другу каменные блоки, можно было понять, почему именно оно уцелело после сильнейшего землетрясения.

Башня изначально представляла собой не что иное, как укрепленную церковь. Эту функцию она продолжает выполнять и сегодня, являясь главным православным храмом города. В 1652 году патриарх Макарий V освятил церковь, присвоив ей имя Святого Архангела Михаила. Кстати, под церковь местным православным христианам замковый донжон отдали как раз победители-мусульмане – вот такая чисто сирийская замечательная история. Внутри помещение поражает монументальностью, простотой и высотой сводчатого потолка. Свет сюда проникает через немногочисленные окна-бойницы, показывающие толщину стен, которая составляет почти 3 метра. Справа от входа находится дверь, за которой видна крутая лестница на второй этаж в большое помещение, использовавшееся в рыцарское время в качестве традиционного большого зала, где проходили собрания, пиры, военные советы. В стенах проделаны бойницы. В юго-западном углу - лестница, ведущая ещё выше - на верхнюю площадку-крышу. По её периметру когда-то шёл зубчатый каменный парапет с амбразурами. Отсюда осуществлялась световая связь с соседним замком тамплиеров Крак де Шевалье. Как уверяла Ранна, под церковным залом находится подземное помещение, в котором было обустроено хранилище для воды с источником на случай осады, а также многочисленные подземные ходы и лабиринты.  

Ранна рассказала, что до сих пор жители Сафиты помнят визит двух российских ученых, самых влиятельных деятелей советской историографии, в сирийский замок тамплиеров: Бориса Рыбакова (1908 – 2001), академика РАН, советского и российского археолога, исследователя славянской культуры и истории Древней Руси и Бориса Пиотровского (1908-2000) историка, востоковеда и археолога. Известно, что в конце 1940-х - начале 1950-х годов Борис Александрович Рыбаков участвовал в кампании против «безродных космополитов», опубликовав по этому случаю в научных журналах ряд статей о роли евреев и иудаизма в истории Хазарского каганата. Интерес ученого к истории и древностям Сирии во многом был обусловлен именно этой темой. Борис Пиотровский  в свою очередь опубликовал историческое исследование замка, сопроводив его собственными чертежами и иллюстрациями. Это исследование считается наиболее полным и исторически ценным. В наши дни сирийцы с теплотой вспоминают визит русских ученых, надеясь на дальнейшее сотрудничество, поскольку тайны Замка тамплиеров всё ещё не раскрыты. В частности, как считают учёные, именно в его недрах сокрыта часть Древа, на котором был распят Спаситель мира.

Когда мы зашли в церковь, то Ранна с гордостью показала мне очень красивую мозаичную икону Святого Архангела Михаила, которую два месяца назад подарил сирийской православной общине Сафиты глава ИППО в Сирии доктор Мтаниус Башур в честь визита его Превосходительства Чрезвычайного Посла Российской Федерации Александра Ефимова.

Корни отношений между Россией, Русской Православной Церковью, с одной стороны, и провинцией Сафита, с другой, имеют почти тысячелетнюю историю. Это сотрудничество в основном проявилось в заинтересованности России в распространении светской культуры и образования путем открытия Императорским Православным Палестинским Обществом и Русской Православной Миссией 114 школ в районах, которые сейчас известны как Сирия, Ливан, Палестина и Израиль. Но почему-то именно в Аккарской митрополии Антиохийской православной церкви оказалось открыто набольшее количество школ, среди которых русская школа в Машта аль-Хельвуа в здании, известном как Аль-Кантара, школа в местечке Кафрун Бадре. В 1890 году была открыта школа в районном центре в Бурдж-Сафите, а другая - в монастыре Мар Элиас Аль-Рих в Бададе, а также школа в Бейт-Шабате.

Удивительные обстоятельства, но моя милая сафитская спутница Ранна Махуль в детстве училась в одной из «русских» школ Сафиты. И вот теперь, она сама - помощница директора Сирийского отделения ИППО, а в этом году стала ещё и членом организации, нагрудный знак на голубой ленте ей вручал почётный член ИППО уважаемый Олег Иванович Фомин. Рана решила показать мне свою любимую «русскую» школу. Были каникулы и, к сожалению, школа оказалась на замке. Мы прогуливались вокруг здания, а с балконов малоэтажек на нас смотрели любопытные люди. После того, как Ранна объяснила им, что к ней в гости приехала подруга из России - звали в гости на чашку кофе.    

Вторая школа, правда уже не действующая, находится совсем недалеко - в местечке Машта аль-Хельвуа. Туда мы тоже успели съездить. У старинных дверей исторического о очень красивого дома нас встретил хозяин, господин Файад Эль-Хури - эмоциональный и прорусски настроенный мужчина средних лет. Он проводил нас в свой маленький и прекрасный садик, в котором чего только не росло, а посередине - роскошное персиковое дерево, изнемогающее от обилия наливающихся плодов. Его участок как раз граничил с территорией русской школы ИППО. Он рассказал, что соседний участок, размером около 2000 квадратных метров, на котором и располагается школа ИППО, изначально принадлежал его предку – местному приходскому священнику по имени Юсеф эль-Хури, который подарил его Российской империи для строительства школы в городе Машта аль-Хельвуа. Строительство школы было завершено примерно в 1850 году. Он рассказал, что даже во времена Османской Империи в реестре недвижимости школа была зарегистрирована, как собственность царской России.  

Щедро угощая нас плодами из своего сада, господин Файад рассказывал о своей родословной и о любви к России, которая стала их семейной традицией: «Любивший Россию священник Юсеф эль-Хури – был отцом господина Паула, а господин Паул - отцом господина Юсефа, а господин Юсеф - отцом господина Файяда, а господин Файяд – это я, который от имени своего рода говорит Вам, добро пожаловать в Сирию».  

Мужчина буквально умолял «русских» вернуться в его город, просил возобновить просветительскую деятельность, говорил, что земля под школой принадлежит России, и что такова святая воля его боголюбивых предков, а под конец, когда уже прощались, со слезами на глазах просил освободить Сирию от влияния Запада и Америки.

Тепло попрощавшись с господином Файядом, мы, наконец, выдвинулись на Гору Пресвятой Богородицы (Джабаль аль-Сайида) – живописное место, где во второй четверти первого века останавливалась для молитвы Сама Пречистая Дева Мария, шествующая морем в Эфес. Именно здесь должны были начаться национальные празднества по случаю Успения Пресвятой Богородицы. 

Рассказы моих новых друзей о том, как Успение праздновалось в Сафите до войны, конечно, сильно рознилось с тем, что пришлось увидеть в реальности. Но, при наличии хорошего воображения, было совсем несложно представить, как тут всё проходило раньше. А гремел Праздник на всю округу!

Накануне Успения, вечером ближайшего к середине августа воскресенья проводился забой животных для праздничного стола. Это особенно актуально, поскольку празднику предшествует строгий пост. В больших котлах или чанах готовили особое блюдо «камхия» («пшеничная»), или «гариса» («толчёная»). Его название и пошло от главного компонента – пшеницы («камах») или от того, что её тщательно толкут («гараса») каменными толкушками, перемешивая с мясом. Эту толкушку мне довелось подержать в своих руках в доме Махуль. Она оказалась настолько тяжёлой, что её было сложно даже поднять, не то, что толочь ею что-то. Поистине богатырские женщины населяли сирийские деревни!

И вот наступал день самих торжеств. Из окрестных селений по приглашению хозяев в Сафиту приезжали многочисленные гости. После Божественной Литургии в древнейшем храме на Горе Пресвятой Богородицы жители деревни и их гости собирались все вместе, и до рассвета танцевали и пели под барабаны «дрбакке» и дудки. На праздник приезжали целые фольклорные ансамбли, или известные певцы. На центральных площадях и у храмов всю ночь на огне стояли котлы с «камхией», чтобы едой могли угоститься все присутствующие на празднике. Здесь же устраивали конкурсы на лучшее исполнение танца «Дабке». В эти дни члены семей навещали друг друга, обменивались подарками. Мужчины и юноши одной деревни шли на праздник в другую, поздравлять друг друга и посмотреть на возможных невест.

…Минуя пропасти и отвесные склоны, мы медленно поднимались по извилистой горной дороге всё выше и выше над Сафитой. Ранна показывала мне южные склоны гор, окрашенные в черный цвет – это следы страшных пожаров, которые два года назад охватили здесь обширные территории сразу нескольких провинций. Местные винят во всём израильские беспилотники, утверждая, что именно они явились причиной единовременных возгораний сразу в нескольких точках и что диверсия налицо. Ранна рассказывала, что огонь подошел вплотную к её дому, и как им всем было страшно... А потом начался голод, ведь многие угодья и плодовые деревья частных хозяйств оказались сожжены огнем дотла.

И вновь Россия не осталась в стороне – решающий вклад в ликвидацию тех возгораний внесли наши Воздушно-космические силы. А вот теперь, совсем недавно, «русские» открыли еще и сад русско-сирийской дружбы, насадив на Горе Пресвятой Богородицы, взамен сгоревшим, множество прекрасных деревьев.   

Активным вдохновителем проекта создания Сада мира стал епископ Димитрий, у которого мы только что были в гостях и который несколькими часами ранее рассказывал нам, что во время пожаров вся гора была охвачена огнем, и выражал искреннюю благодарность ИППО и Фонду «РУССАР» за восстановление зеленого покрова святого места посадкой более 800 деревьев хвойных пород на выгоревшей территории площадью 4,5 гектара и десятков фруктовых деревьев в саду, созданном у подножия церкви.

И вот, наконец, мы на месте! Перед нами церковь Богоматери в районе Кафрун-Сафита. Её облик современен, но камни её основания относят к первому веку нашей эры, а поэтому она считается одной из старейших на сирийском арабском побережье…

Продолжение следует

Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России








Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мономенова
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Ледяные джунгли Тобольска
По следам путешествия в Сибирь
29.02.2024
Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью?
Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире
31.01.2024
Все статьи Мария Мономенова
Война в Сирии и Ираке
Бриллиант Ближнего Востока!
О значении Сирии для России в День празднования независимости
17.04.2024
«Всё, что можно сделать, кроме ядерной войны, они постараются сделать»
Иран будут пытаться расшатывать изнутри, обкладывать санкциями, наносить удары по иранским прокси
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Сможет ли Иран победить?
После израильского нападения на дипломатическое представительство Ирана в Сирии мир стремительно катится к прямой войне между Ираном и Израилем
06.04.2024
«Наступили удивительные времена»
Монополия американского доллара на мировых рынках чёрного золота стала реально слабеть
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33