Сафита – история русско-сирийской дружбы

Сирийские зарисовки

Мария Мономенова 
Война в Сирии и Ираке 
0
08.12.2021 766
Фото: Предоставлены автором

В этот раз пребывание в Сирии увенчалось очень интересной поездкой. По просьбе моего старшего друга – уважаемого арабиста, востоковеда-историка и общественного деятеля Олега Ивановича Фомина, накрепко связавшего свою жизнь с Ближним Востоком, мне впервые предстояло посетить одно удивительное место Сирии, пожалуй, более других исторически связанное с русским присутствием.

По приглашению председателя сирийского отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО) д-ра Мтаниуса Башшура, я впервые побывала в городе Сафите (Сирия, провинция Тартус). Три года назад моё опасное путешествие по военной Аккарской митрополии в сопровождении отца Ильи, настоятеля храма Георгия Победоносца в Изра, предполагало посещение этого местечка, но из-за неблагоприятных событий на фронте было отложено до лучших времён. И вот теперь, открытые военные действия в этом регионе прекратились, но добраться сюда из Дамаска всё равно оказалось проблематично. Из-за экономического кризиса в стране нет бензина, а это означало, что мы отправились в Сафиту на общественном транспорте. Еще пару лет назад это было невозможно, а теперь аккуратные и чистые автобусы с лёгкостью курсируют по стратегическому направлению и, что важно, несмотря на кризис, за вполне умеренную плату.

Три часа в дороге, стремительно меняется пейзаж за окном – пустыню сменяет тропическая растительность приморской части Сирии и вот, в тёплых лучах солнца, на горизонте уже искрится Средиземное море.

В Тартусе нас встретил доктор Мтаниус со своей очаровательной помощницей по имени Рана, девушкой моего возраста, с которой мы быстро нашли общий язык. На груди у Раны знак ИППО, большой крест с надписью «Не умолкну ради Сиона…» на голубой ленте, она является действующим членом организации, самоотверженно трудится во славу русско-сирийской дружбы, искренне любит русских и мечтает когда-нибудь побывать в России. Рана оказалась местной «аборигенкой», её предки, христианские семьи из родов Бейт-Джибрин и Махул, были родом из Палестины, откуда эмигрировали в Сирию ещё во времена Крестовых походов. От Раны я услышала много интересного о жизни в военной Сирии, с её же слов записала историю её родного края. У нас было достаточно времени пообщаться, поскольку ввиду финансовых трудностей, доктор Мтаниус предложил мне остановиться на ночь не в гостинице, как обычно, а в доме семьи Раны, которые живут в одной из близлежащих горных деревень, чему я, признаться, была очень рада. Для писателя всякая встреча с живыми людьми в живых обстоятельствах всегда ценнее бездушных апартаментов. Я с удовольствием согласилась и не ошиблась – в деревне Наба Каркар, а именно так называлось местечко, где находился крестьянский дом семейства Махул, меня ждали интересные встречи. А, кроме того, в день празднования Успения Божией Матери по благословению местного владыки мы посетили гору Пресвятой Богородицы (Джабаль аль-Сайида), где в этом году силами ИППО и международной организации «РУССАР» был открыт сад русско-сирийской дружбы – масштабное и важное для региона событие. Мы побывали в храме Михаила Архангела, бывшей крепости тамплиеров. Умылись в неиссякающем даже в палящий зной святом источнике. Нас тепло встретили местные жители Сафиты и открыли двери старинного дома, где когда-то располагалась резиденция ИППО и русская школа, выстроенная и финансируемая Россией при царствовании Романовых. Несколько дней мы жили на природе, гуляли по старинным дорогам долины Балаа, выложенным силами Римской империи, звонили в колокола приходского храма святого Иоанна Крестителя, восстановленного в 1887 году Россией на средства ИППО. Словом, всё в Аккарской митрополии напоминало мне о Родине – о прекрасной дружбе двух великих и двух самобытных народов.

Но обо всём по порядку. По сложившейся традиции для начала мы должны были встретиться с местным владыкой, чтобы взять у него благословение на культурную программу. Так, мне выпала честь побеседовать с епископом Сафитским Димитрием (Шарбак), архипастырем Антиохийской православной церкви, викарием Аккарской митрополии, преданным другом России и Русской православной церкви.

С владыкой Димитрием мы познакомились ещё в России. Это случилось год назад на празднестве Дня Иерусалима (День Аль-Кудс), устроенным в Москве фондом «РУССАР». Тогда батюшка произвёл на меня неизгладимое впечатление своим живым выступлением. Подумать только, и вот теперь, я нахожусь у него в гостях, дарю ему икону «Собора преподобных старцев Оптинских», мы тепло беседуем и мир неизменно тесен.

Приветливый и гостеприимный пастырь начал свой рассказ издалека, он размышлял о природе гонений на христиан на Ближнем Востоке, назвав их особенно драматичными.

Регион в течение двух тысяч лет был носителем христианского присутствия, колыбелью христианства. В исторической ретроспективе местную христианскую общину сотряс ряд ударов – расколы по вероучительному признаку на православных и нехалкидонитов, затем Крестовые походы и католическая миссия в регионе. Далее христиане оказались под властью Османской империи, перед крушением которой на национальные общины христиан обрушился небывалый по масштабам геноцид. В XX веке, после перипетий мандатного периода, христиане, наконец, нашли свое место в движениях арабского социализма. Однако в начале XXI века ряд влиятельных государств мира выбрал Ближний Восток в качестве военной арены для достижения своих интересов. И интересы христиан здесь оказались забыты, а их существование поставлено под угрозу, поскольку политические игроки не гнушались использовать в своих целях экстремистские группировки, враждебные христианам.

Затем владыка Димитрий поведал нам о современном положении христианских общин в Приморской Сирии, в частности, в его епархии, в округе Сафита, где православные христиане традиционно составляют значительную часть жителей.

Как мы помним, Аккарская метрополия, эту местность здесь ещё называю «Долина христиан», представляет собой комплекс поселений в губернаторстве Хомс, где проживают преимущественно христиане. С 2011 года именно сюда стали стекаться большинство православных, лишившихся крова или бежавших от наступления террористов. В условиях военных действий и широкомасштабных гонений со стороны экстремистов «Долина христиан» стала относительно безопасным прибежищем для многих верующих Сирии. По официальным данным по состоянию на 2016 год тут проживало порядка 200-250 тысяч христиан (в зависимости от сезона), а это практически половина паствы Антиохийского Патриархата. В 2013-2014 годах сообщалось, что население «Долины христиан» имело ресурсы обеспечивать нужды вновь прибывших за счет развитой инфраструктуры. Однако уже в 2016 году появились данные о критическом ухудшении гуманитарной обстановки в этой местности. В связи с тяжелой обстановкой среди православных активизировалась католическая прозелитическая миссия. Стали поговаривать о планах строительства храма Сиро-католической Церковью в этой традиционно православной местности. Однако Антиохийский Патриархат отвергает предложения о сотрудничестве с католическими гуманитарными организациями.

Владыка Димитрий вспоминал, что до войны жизнь православных христиан в данном районе нисколько не заботила и не мешала местным жителям. Но все это было до войны. В самый разгар нестабильности в Сирии в данном регионе появился некий Валид Бустани из Ливии, который объявил об образовании в «Долине христиан» исламского эмирата и при поддержке трехсот ливанских салафитов принялся устанавливать тут свои законы, прибегая при этом к постоянным грабежам, похищениям и убийствам. Когда все мирные жители объявили войну террористам и создали собственные отряды самообороны, в рядах террористов уже находилось примерно две с половиной тысяч человек. В числе прочих в рядах террористов было около тысячи наёмников из многих мусульманских стран, посланных экстремистской организацией «Аль-Каида» (Запрещена в России. – РНЛ).

Получив сильный вооруженный отпор, террористы всё-таки захватили знаменитый замок Крак де Шевалье – сохранившуюся по сей день крепость крестоносцев. Замок, построенный еще в двенадцатом веке, окружен со всех сторон деревнями. Игиловцы (ИГИЛ – запрещена в России. – РНЛ) принялись терроризировать местных жителей, совершая практически каждую ночь вооруженные вылазки для убийств и похищения людей. Христиане в сирийском конфликте оказались самой уязвимой стороной, поскольку являются численным меньшинством и не имеют значительного влияния в государственной власти.

До 2011 года в Сирии проживало около 500 тысяч православных верующих Антиохийской Православной Церкви. Их доля составляет порядка 25-30% от общего числа христиан в Сирии. А по состоянию на конец 2016 года, число христиан в Сирии сократилось, по данным российского МИДа, с 2,2 млн. до 1,2 млн. человек. Отечественный востоковед П.В. Густерин приводит схожие данные о количестве сирийских христиан в предвоенное время. Католический епископ Алеппо Антуан Аудо в 2011 году сообщал о 1,5 млн христиан в Сирии. Британское отделение «Помощи Церкви в нужде» заявило в 2015 году о снижении численности сирийских христиан за два года с 1,25 млн до 500 тыс. человек. Глава Мелькитской Церкви Патриарх Григорий III в 2013 году сообщал, что из Сирии бежало 450 тыс. христиан. Пять лет назад сиро-католический Патриарх Игнатий Иосиф III отметил, что христиан в Сирии осталось менее 5%.

Конечно же, людям в военное время приходится очень тяжело и тех, кто решил остаться на родине совсем немного. Хоть это и больно для пастыря, но владыка Димитрий благословляет вынужденную миграцию христиан, поскольку он прекрасно понимает, как трудно жить в постоянном страхе за себя и ближних. На настроения христиан в Сирии повлияли многие факторы – разрушенная инфраструктура, уничтоженные храмы, отсутствие гарантий безопасности и перспективы длительного и сложного восстановления экономики и рабочих мест. Однако сирийские христиане сохранили надежду вернуться в родные места, благодаря кропотливой работе Антиохийской церкви и удержавшемуся у власти режиму Асада, хотя с пришедшим на смену войны экономическим кризисом, настроения в отношении действующего президента и правительства стали стремительно меняться и, увы, не в лучшую сторону. Хотя сейчас в «Долине христиан» и открыты многочисленные кафе и магазины, в самых больших деревнях (которых тут именуют не иначе как городами) даже работают кинотеатры и торговые центры, открыты два университета, где учатся не только дети христиан, но и приверженцы других конфессий, но та бедность и отчаяние, с которой столкнулись люди, вынуждают задумываться о том, что перемены не за горами.

Поблагодарив владыку Димитрия за тёплый приём, мы отправились на встречу с Сафитой и её жителями…

Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России




Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Мария. Большое спасибо. Всегда с интересом читаю Ваши статьи и узнаю много нового. Храни Вас Господь Иисус Христос.
Виктор / 08.12.2021 12:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Мария Мономенова
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Об ограничениях на крещенские купания
18.01.2022
Нилус – вечная ненависть русофоба
О последнем годе жизни писателя ко дню его памяти
14.01.2022
Еврейский ответ на коронавирус?
Берл Лазар заявил, что машиах лучше «вакцины»
31.12.2021
Сафита – история русско-сирийской дружбы
Сирийские зарисовки. 2-я часть
27.12.2021
Нотр-Дам-де-экюменик
Папа Римский превращает знаменитый парижский собор в экуменический Диснейленд
16.12.2021
Все статьи Мария Мономенова
Война в Сирии и Ираке
Сафита – история русско-сирийской дружбы
Сирийские зарисовки. 2-я часть
27.12.2021
«Наши страны – жертвы как духовной агрессии, так и военного давления»
Депутат Госдумы Сергей Гаврилов рассказал о визите большой российской делегации в Сирийскую Арабскую Республику с гуманитарной миссией
25.12.2021
Протодиакону Кураеву всё неймётся
Скандально известный блогер ополчился на конференцию по защите христианских святынь в Армении и Нагорном Карабахе
24.12.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Человек
22.01.2022 10:41
Догматическое единство и раскол Церкви
Новый комментарий от р.Б.Алексий
22.01.2022 10:33
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Сант
22.01.2022 10:07
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 09:39
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 09:24
Удар в спину на Востоке
Новый комментарий от Лапшин С.С.
22.01.2022 08:13
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от р.Б.Алексий
22.01.2022 06:03