Известное Перебургское Православное издательство «Сатисъ» издало книгу героя Кавказской войны офицера-пластуна Аполлона Шпаковского «Записки старого казака. Пластуны на Лабинской линии». Автор этой написанной колоритным языком книги – участник множества боёв и стычек с горцами, штурмов аулов и разведывательных рейдов в глубину вражеских земель.
Помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров беседует с издателем Андреем Виловичем Блинским.
Павел Тихомиров: Андрей Вилович, большое спасибо, что продолжаете радовать нас прекрасными книгами о славном прошлом Отечества. Да, книга написана живо, я сразу же делаю выписки кое-какие.
Вообще, странно, что у нас так и не сложился жанр «истерн». Кроме «Кавказского пленника» да «Белого солнца пустыни» ничего серьёзного и не вспоминается. Видимо, щадили гордость новых подданных, позже ставших согражданами.
Андрей Блинский: Дело не в том, что щадили. Просто включенные в состав империи народы, вчера ещё воевавшие с нею, воспринимались, как свои.
Например, из числа черкесов, дагестанцев (не говоря про грузин и армян) в русской армии служило немало, дослуживаясь до генеральских званий, про чеченцев не помню.
А что касается жанра «истернов», так ещё во время Кавказской войны, её участник полковник Новоселов, герой обороны укрепления Ахты, начал в 1857 или 1858-м году своих «Кавказцев» года за три вышло порядка сорока номеров. Мы их, кстати, сейчас готовим.
Кроме того, сразу после окончания Кавказской войны, наместник на Кавказе В.К. Михаил Александрович обратился к войскам с просьбой писать, собирать и присылать воспоминания и заметки в альманах «Кавказский сборник». Кое-что печаталось а «Военном сборнике» и в «Историческом вестнике». Выходили и исторические работы по Кавказской войне.
Правда, мало было художественной литературы на эту тему.
В общем, вопросы политкорректности наших предков не сильно волновали, если вообще волновали. Мы напечатали еще одну замечательную книжку - «Из воспоминаний старого эриванца» Она печаталась частями в «Историческом вестнике», я лет тридцать не мог найти отсутствующий у меня номер. Потом отыскал его в интернете, правда там не было тех, что имелись у меня. История о том, как юный дурак-шляхтич ввязался в восстание 1830 года, был взят с оружием в руках, должен был быть казнен, пощадили и сослали на Кавказ в Эриванский полк. Чесно служил, воевал. Дослужился до генерал-лейтенанта. Тюрьма народов! В Германии или в Австрии был бы однозначно расстрелян, там ведь порядок и цивилизация...
П.Т.: Вопросы политкорректности мало интересовали наших предков. Зато сейчас интересуют более чем. Заставили интересоваться. Я не хочу сейчас поднимать горькую и скользкую тему этнокриминала, но есть вещи, о которых молчать нельзя.
Политическая нация Российской Федерации фабрикуется на основе неких многонациональных правд. И чаще всего «правды» многонационалов являются тем орудием, которым доканываются остатки фундамента той культуры, которая и создала Российское Государство. На руинах которого существовало и Советское Государство, существуем и мы сегодня.
Остаётся уповать на влиятельность и авторитет тех представителей многонационального народа, которые считают себя по отношению к русским "своими". Мы же считаем их "своими". Хорошо, чтобы так оно и было.
2. Ответ на 1, Андрей Карпов:
1.