Если вы часто пользуетесь интернетом, то вам, наверное, уже встречались странные рисунки. Эти картинки плоские «до ужаса». В них нет даже намёка на перспективу, цвета в палитре однотонные, а тени отсутствуют. Изображённые на них люди практически всегда счастливы. Их схематично нарисованные лица смотрят с экрана монитора своими глазами-бусинками и улыбаются галочкой губ. Иногда у них вообще нет лиц. Их кожа окрашена в неестественные и нерепрезентативные пастельные тона. Пропорции же тел их обычно весьма противоестественны: головы малы, плечи огромны, а руки и ноги чрезвычайно длинны. Человечки при этом всегда находятся в движении, а их конечности гнутся совершенно невозможным образом.
Если вы каким-то образом до сих пор не встретились с этими мутантами, знакомьтесь — стиль Corporate Memphis. (Название является отсылкой к Memphis — группе итальянских дизайнеров-постмодернистов, создававших цветастую, похожую на игрушки мебель)
Хотя правильнее назвать это группой похожих стилей. Первым был стиль Alegria (в переводе с испанского — «радость»), созданный в 2017 году для Facebook. Стиль Alegria изначально разрабатывался с упором на простоту воспроизведения, и другие IT-компании скопировали его с различными небольшими изменениями. Отсюда происходит другое название этих стилей — Big Tech style, то есть стиль корпораций — технологических гигантов. В конце концов, стиль сей стал прочно ассоциироваться с глобализмом.
Согласно известному тезису, идеология прямо связана с искусством. И если фашисты были футуристами, а социализм породил соцреализм, то либеральный глобализм явил миру лишь бесконечное уродство. Corporate Memphis изображает людей без индивидуальности, будто бы отштампованных на одном заводе. А что у инвалидов-микроцефалов кожа фиолетовая и зелёная — так они же самые настоящие people of color. Жутковато на этом фоне смотрится их непреходящая, преувеличенная жизнерадостность. Подобный рисунок будто бы воплощает фантазии К. Шваба: «Вы не будете ничего иметь, но вы будете счастливы».
За последние четыре года Corporate Memphis распространился настолько широко, что кажется вездесущим. А что же в России?
Чтобы это узнать, возьмём самую известную российскую, продвинутую в «цифровой экономике», компанию, мнящую себя Big Tech и обожающую планы глобалистов, — Сбербанк. И сразу же попадём в цель.
В ролике о кредите на образование все герои нарисованы в знакомом стиле: маленькая голова, широкие плечи, длинные руки… Выражения их лиц просто срисованы с альбома Alegria. И, естественно, даже попав в кабалу к Грефу, они все «счастливы».
Иллюстрация с сайта «Сбера» (слева) даже по композиции напоминает рисунок с сайта Avocode (справа)
На страницах сайта «Сбера» можно найти также рисунки, выполненные в немного другом стиле. Но разница небольшая. Люди всё равно плоские и непропорциональные, к тому же они где-то потеряли свои носы. Однако, они хотя бы имеют похожий на естественный цвет кожи.
Но Сбербанк — всё-таки частная компания. А, что хуже, — Corporate Memphis успел-таки поразить российское государство.
К примеру, недавно закончилась перепись населения — важное событие в жизни страны. Сообщалось, что в этом году она была более технологична: использовались отечественные планшеты. Но открыв сайт переписи, мы увидим всё тот же Corporate Memphis, к которому просто пририсовали матрёшку. Рисунки на сайте выполнены в двух минималистских стилях, которые можно условно назвать «придурки» и «упыри».
Стиль «придурки»: пропорции как у растолстевшего дяди Стёпы, но человечки всё так же «счастливы» и непременно и неустанно улыбаются.
Стиль «упыри»: россияне не имеют лиц, зато обрели синеватые оттенки кожи.
Влияние Corporate Memphis можно обнаружить и в других местах. Например, в материалах Международной Премии «МЫВМЕСТЕ».
Волонтёры на картинках тоже не имеют лиц, а бизнесмен чрезвычайно широк.
Или в материалах прививочной кампании.
Минцифры предлагает вакцинироваться у человека с синими волосами, но при этом без глаз. Куда, интересно, врач без глаз может уколоть? Кто доверится такому врачу?!
Подобная ситуация сложилась и с агитками Роспотребнадзора.
«Не сомневайся! Прививайся!» — говорят гигант без лица и его помощница с огромным шприцем, напоминающим гигантские кисти с маоистских плакатов. Может в этом есть что-то фрейдистское? Или это постер ужастика? Рисунок будто бы говорит: «Привейся в лабиринте Фавна или ближайшем Сайлент-Хилл!». А потом авторы этого креатива удивляются: «Почему же люди не хотят прививаться?!».
А мне хочется задать другие вопросы: Почему это уродство распространяется в России? Почему нужно бездумно копировать с Запада всё худшее? Или у нас не могут придумать свой русский стиль?
Фёдор Александрович Шиманский, публицист, исследователь современной истории
1. Почему мы копируем всё худшее?