Очень часто, слушая мнения православных людей о событиях в нашей стране, создаётся впечатление, что мы утратили полноту понимания происходящих событий. Называясь верными, мы умудряемся безрассудно оказывать противление Богу и Его Промыслу. А после удивляемся и ищем виновных, за тысячи бед сваливающихся на нашу голову. Почему же такое происходит? Попробуем разобраться.
Для того чтобы определять виновных в любых событиях, надо помнить – люди все разные, и у каждой группы, имеющей свое мнение, будет и свой список виноватых. Поэтому, надо смотреть не на человеческие мнения, а на то, кого виноватым считает Бог. А для этого как раз и необходимо, в каждом разбираемом случае, понимать Промысл Божий. И тогда вдруг откроется такое что нередко бывает и так: творивший по-видимому злое – делал сие защищая Промысл, а выглядевший добреньким и говоривший будто бы правильные слова – оказался противником Промысла и явился причиною постигших за этим бедствий. Потому-то Господь (Ин. 7: 24) и учит нас судить не по наружности, глядя на дела телесные, а судом праведным, ища, насколько содеянное согласуется с угодным Богу.
Но беда в том, что с каких-то пор мы утратили единство в понимании Промысла Божия и стали рассматривать окружающие нас события исключительно из множества разнонаправленных человеческих мнений. При этом успокаивая себя словами: «Наше мнение имеет благословение великих духовников и многочисленные группы высокообразованных последователей. Следовательно, мы правы и исполняем Волю Божию».
Но давно известно: хождение в церковь, участие в таинствах и даже состояние в клире абсолютно не даёт гарантии рассудительного понимания причинно-следственной связи окружающих нас событий. А уж о мнении большинства, которое в сложных вопросах почти всегда ошибочно, и говорить не приходится.
Но и с пониманием Промысла Божия – о котором казалось бы всем и всё известно – у нас тоже проблемы. Разные человеческие мнения и Промысл Божий, оказывается, видят по-разному, а кто-то о нём даже и не вспоминает. Посему вполне естественно, что люди спорят и не могут договориться.
Необходимо признать, если уж мы называем себя православными, то в нашем рассуждении должна быть чётко выстроена взаимосвязь Промысла Божия и всех исторических событий. И связь эта должна быть ясно понимаемой от самого начала и до сегодняшнего дня, без всяких противоречий и белых пятен. Потому что только тогда мы сможем увидеть главенство именно Промысла, а не чьё-то самодурство будто бы меняющее весь ход истории. А это ведь совсем другой расклад и смысл, в которых, к тому же, всё ясно и прекрасно видно: и кто виноват, и что делать.
Примером бедственной утраты понимания Промысла Божия является, например, мнение восставших на Христа иудеев о разорении Иерусалима войсками Тита и Веспасиана. Не понимая Промысла, иудеи, естественно считают это событие вопиющей несправедливостью и бедствием для своего народа. Ещё бы: трупы, кровь, голод, рабство, уничтожение страны… Мы тоже считаем это горем, и по-человечески нам их жалко, но мы знаем истинную причину происшедшего – это восстание на Промысл и попрание Его. Как видим, непонимание Промысла делает из Тита и Васпасиана величайших злодеев и преступников, а понимание – отмщение за грех Богоубийства.
Или, к примеру, возьмём что поближе – понимание Промысла в России 20-го века. Все православные книжные магазины полны книг с описанием: кто, когда, что, как и сколько нам сделал плохого. А правильно ли мы понимаем деяния Промысла того времени? Дабы не оказаться нам вдруг хоть в чём-либо уподобившимся распявшим Христа иудеям, видящим причину своих бедствий только лишь в чьём-то злом умысле, а не в своём безумном восстании на Бога и на Христа Его. Или мы думаем: с нами такого произойти не может? А почему? Потому что мы молимся? Так и те молились.
Вроде бы все православные знают, что такое Промысл Божий. И мы нередко слышим: «Во всём надо искать Промысл Божий». Или: «На все события надо смотреть через Промысл Божий». Ну хорошо, народ чай не дурак, и кто же против? Но, к примеру, наблюдая творящееся в богословской мысли о Промысле в России 20-го века, становится весьма грустно.
Сначала, арест Помазанника был назван Волей Божией, и была благословлена новая «законная» власть будто бы исполнившая Божий Промысл. После Октября, осознав, что творится что-то непонятное, было заявлено, что Воля Божия, теперь уже, в сопротивлении новой власти. Ну а затем пошло-поехало, начали благословлять, кто на что: восстанавливать монархию, призывать еретиков для наведения порядка, уходить в катакомбы, продолжать сопротивление уже из-за границы. И – апофеоз безрассудства – нашлись даже благословляющие нападение Гитлера для «спасения» России, и много чего ещё можно перечислить. И это всё делали те, кто, по их мнению, очень хорошо знал и учил пониманию Промысла и Воли Божией.
Утрата ясного понимания Промысла Божия порождает ошибочное понимание причин и смысла происходящих событий. А это уже неадекватное восприятие реальности. Беда в том, что многими это даже не осознаётся. Мы по умолчанию думаем: раз мы молимся, участвуем в таинствах, или пусть даже имеем богословское образование – значит мы правы, а это далеко не так.
Цель этой жизни – спасение души. Промысл же – устрояемый Богом порядок для совершения этого спасения. Это как план эвакуации при пожаре, в котором всё предусмотрено. Так и в Церкви, спасение мы должны совершать не прокладывая, кажущийся нам правильным, свой путь, а идя путём предуготованным Сверху, где права только у слабых, а у сильных – обязанности.
Пожалуй, необходимо признать, все споры – кто хороший или плохой – должны быть заменены на определение: кто исполнял Промысл или помогал исполняющим, а кто противился или безрассудно изволял противляющимся. Судить же наших правителей по делам – простительно безбожникам, у которых всё решает случайность и человеческий фактор. Нам же разумно ли уподобляться их безумию?
Монах Кириак (Тишков), публицист
25.
24. Ответ на 19, Валерий:
Сначала, арест Помазанника был назван Волей Божией, и была благословлена новая «законная» власть будто бы исполнившая Божий Промысл. После Октября, осознав, что творится что-то непонятное, было заявлено, что Воля Божия, теперь уже, в сопротивлении новой власти. Ну а затем пошло-поехало, начали благословлять, кто на что: восстанавливать монархию, призывать еретиков для наведения порядка, уходить в катакомбы, продолжать сопротивление уже из-за границы. И – апофеоз безрассудства – нашлись даже благословляющие нападение Гитлера для «спасения» России, и много чего ещё можно перечислить. И это всё делали те, кто, по их мнению, очень хорошо знал и учил пониманию Промысла и Воли Божией - сам автор не дает ответов и ключей к пониманию Промысла Божия, по крайней мере не высказывая прямо свои собственные оценки событий и исторических личностей в истории России 20 века с точки зрения Промысла Божия. Т.е. абсолютно не понятно, а в чем конкретно должно заключаться понимание и принятие Промысла Божия в России по мысли автора, тем более не выделяя в Промысле Божием собственно Воли Божией и попущения Божия, как правильно заметил в своем комментарии Владислав. А так получается недоговоренности и двухсмысленности. Я понимаю, о Промысле Божием говорить сложно - это по сути духовный, мистический личный опыт трудновыразимый в словах. Как трудно выразить в словах, что такое добро и зло с точки зрения Промысла Божия в конкретных исторических событиях и обстоятельствах, что отвергать, что принимать и исходя из каких соображений и мотивов. А нн просто общие призввы к следованию Промыслу Божию, которые не добавляют ясности. Поэтому - да, наверное только страдания и боль на ка не православной веры, как ни страшно это слышать, могут человека научить пониманию Промысла Божия. Я так понимаю автор сталинист, только не знает как об этом сказать. Я не против, только пусть он об этом прямо скажет и как относится к этому периоду в истории Росси и роли в нем Сталина свете Промысла Божия - т.е. восполнит пробел в богословской мысли о Промысле Божием в России в 20 веке. Тема хорошая,с продолжением в веке 21-ом.
23. "И – апофеоз безрассудства – нашлись даже благословляющие нападение Гитлера для «спасения» России, и много чего ещё можно перечислить".
А статья серьёзная и посиановка вопроса в целом верная.
22. Ответ на 18, rusivan:
Ну, я бы уж не стал так категорично…
21. Ответ на 17, Советский недобиток:
20. Ответ на 16, Советский недобиток:
19. Ответ на 12, Человек:
18. Ответ на 9, Владимир+:
Значит, выводы в статье неправильные.
17. Ответ на 7, Владимир+:
16. Ответ на 7, Владимир+:
**************************************************************
Бывают, если не точно следуешь. Шаг влево, шаг вправо, как известно, наказуемы…Но это уже на обратном пути. В пункт вакцинации добропорядочный и законопослушный гражданин явился не шатаясь.