«Он пребывает в пленении страстью»

По словам митрополита Винницкого и Барского Варсонофия, патриарх Варфоломей духовно зависим от гордыни

Автокефалия на Украине 
0
922
Время на чтение 9 минут
Фото: СПЖ

«Патриарх Варфоломей сказал, что ему "плевать" на отсутствие общения с РПЦ. Почему один из самых уважаемых архиереев Церкви так выразился, и о чем это говорит? Выступая перед уважаемыми представителями греческой диаспоры в США, патриарх Варфоломей заявил, что ему "плевать" на то, что его имя было исключено из диптихов Русской Православной Церкви. Словосочетание, которое употребил при этом патриарх Великой Константинопольской Церкви, достаточно грязно. По свидетельствам русскоязычных греков, которые одинаково хорошо владеют обоими языками, слова патриарха Варфоломея "σκασίλα μου" близки к хамству, и их перевод на русский как "мне плевать" еще достаточно мягок. Очень показательна и театральная пауза главы Фанара в этот момент и смех греческой аудитории», - пишет в статье «Патриарх Варфоломей и три признака его гордыни» митрополит Винницкий и Барский Варсонофий. Статья опубликована на сайте СПЖ.

«Впечатление, что глава Фанара остановился буквально в одном шаге от нецензурной брани, пока остановился. Вполне возможно, что дальше будет "больше". Почему мы так считаем? Потому что с сожалением приходится констатировать, что некогда один из самых авторитетных патриархов мира, архиерей Церкви Христовой постепенно превращается в человека, все больше отдаляющегося от Евангелия и учения Христа. Свидетельствовать об этом может не только его "наплевательский" ответ на вопрос о единстве Церкви, но и многие другие примеры, о которых мы поговорим ниже. Почему же так происходит и что стало причиной такой откровенной духовной деградации?» - вопрошает владыка.

Он отметил, что кто-то из отцов Церкви сказал, что «ересь – это не заблуждение ума, а упорство воли». «Действительно, многие еретики были людьми прекрасно образованными и не могли не понимать, что их учение идет вразрез с учением Христа и Церкви, однако все равно держались своих ересей. Почему? Из-за упорства воли, то есть, из-за гордыни. Другими словами, признание своей ошибки требует отказа от гордыни, а это для еретиков, как показывает нам история Церкви, всегда было проблемным решением. Ведь они считали, что лучше других, умнее, образованнее и поэтому никто не смеет их учить или поправлять. В итоге, и Арий, и Несторий, и Македоний обесславили свои имена и вошли в историю Церкви в качестве ересиархов. Похоже, та же проблема наблюдается и у патриарха Варфоломея», - пишет митрополит.

По его словам, предоставив Томос т.н. ПЦУ, патриарх Варфоломей совершил сознательное каноническое преступление. «Свой поступок глава Фанара объяснил "нуждой" и "пользой" для Церкви. То есть, по его словам, "автокефалия" ПЦУ должна была преодолеть раскол в Украине, объединить "три ветки украинского Православия" и присоединить к Церкви Христовой миллионы украинцев (о личных интересах Константинопольского патриархата мы умолчим). Но, ничего из этого не произошло. И этого не видеть невозможно. Нет даже элементарного – реального объединения украинских раскольников между собой», - отметил владыка Варсонофий.

«Как известно, один из главных принципов существования Церкви как институции – принцип "один город – один епископ", сформулированный еще на Первом Вселенском Соборе. До образования ПЦУ в каждом крупном украинском городе был "епископ" от УПЦ КП и "епископ" от УАПЦ. По логике канонического права, с образованием новой "объединенной церкви" епархии прежних структур на одной территории должны были объединиться в одну. Так же и кто-то из "правящих архиереев" должен был уступить и подчиниться другому. Но ничего подобного не произошло. В каждом областном центре по-прежнему существуют по две епархии и два "епископа". А в Виннице, где после ухода в раскол митрополита Симеона (Шостацкого), бывшего правящим архиереем Винницкой епархии УПЦ, в структуре ПЦУ целых три епархии: Винницко-Барская, Винницко-Брацлавская и Винницко-Тульчинская. Несмотря на разницу в названиях, все три структуры имеют свои кафедральные храмы в Виннице, там же живут и "правящие архиереи"», - говорится в статье.

«Другими словами, механическая "автокефалия" ПЦУ не выполнила ту миссию, ради которой ее выписали на Фанаре. Более того, она расколола Православный мир, так как одни Церкви и архиереи признают ее законность, другие – нет. Видит это патриарх Варфоломей? Да. Понимает он, что происходит? Конечно. Тогда почему не аннулирует свое решение о Томосе ПЦУ, как, например, отменил автономию Архиепископии Западных приходов? Смотрим выше – "не заблуждение ума, а упорство воли". То есть именно гордыня не дает главе Фанара принять единственно правильное решение в данной ситуации. Что дает нам право утверждать подобное? Сравнение поступков патриарха Варфоломея с тем, что говорят о гордости святые отцы», - пишет автор публикации.

Он напомнил, что гордыня – это смертный грех и страсть, которая, как и всякая страсть, имеет прогрессирующий характер и обязательно влияет на все стороны духовной жизни человека. Святитель Иоанн Златоуст писал, что «гордость – это начало греха», потому что «с нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору».

Авва Иоанн Кассиан Римлянин, отмечается в статье, говорит о гордости так: «Эта страсть, хотя по времени борьбы с пороками и по порядку исчисления ставится последней, но по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных на верху добродетели, и жестоким угрызением губит их. Гордость – столь великое зло, что заслуживает иметь противником ни Ангела, ни другие противящиеся ей силы, но Самого Бога…». Ему вторит преподобный Антоний Великий: «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех – гордость сердца».

Но как узнать гордеца, какие признаки указывают на то, что человек подвержен этой страсти? Владыка Варсонофий предлагает послушать святителя Василия Великого: «Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других – одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».

«А теперь давайте сравним слова великого святителя с некоторыми высказываниями патриарха Варфоломея. Например, комментируя несогласие Русской Церкви с признанием ПЦУ, глава Фанара сказал, что это – "клеветническая кампания против исторической ответственности Константинопольского патриархата, который принес им христианство и сделал их цивилизованными людьми"», - пишет автор статьи.

В этих словах, по его словам, как раз и сквозит то превозношение, на которое указывал святитель Василий. Подтверждается оно не только патриархом Варфоломеем, но и его ближайшими сподвижниками. Например, один из старейших епископов Константинопольского патриархата митрополит Деркийский Апостол (Даннилидис) сказал буквально следующее:

«С отвращением читаю в СМИ антицерковные и антигреческие высказывания представителей российского присутствия в Украине и в состоянии праведного гнева отвечаю: закройте рот и уберите руки от Преемника тех, кто сделал вас христианами! Вы всем обязаны тому, что так пренебрежительно называете Стамбулом! Для нас это единственный Город, который стоит здесь веками и дарит только благо всем вам, кто празднует 1033-ю годовщину принятия Христианства, но при этом не упоминает нигде, кто вас крестил и дал вам то, чем вы сейчас хвастаетесь. Мы дали вам свет – вы возвращаете его нам окутанным тьмой! Мы дали вам благодать – вы отвечаете неблагодарностью! Мы принесли вам культуру – вы нас оскорбляете!».

«Можно привести и другие высказывания как патриарха Варфоломея, так и других представителей Фанара, которые постоянно апеллируют к своей роли в истории Русской и других Церквей. Фанариоты считают, что сам факт получения веры Христовой из рук греков – уже достаточное основание для того, чтобы занимать особое положение в Церкви. Но в Церкви главное не этническое происхождение, главное быть не наследниками того или иного народа или той или иной цивилизации, а главное – наследовать святым, быть по происхождению Христовыми. В конце концов, разве иудеи не говорили Христу, что "мы дети Авраама"? И что им отвечал Христос, помните?» - задается вопросом митрополит.

«Святитель Василий Великий указывает на еще один признак гордеца: "Как узнается гордый? Узнается по тому, что домогается предпочтения". То есть, - отмечается в статье, - кроме превозношения, вторым признаком гордыни является желание почестей и предпочтения. Далее автор статьи приводит слова патриарха Варфоломея: "Мы обязаны руководить Поместными Автокефальными Церквями как старший брат одной семьи". Или: "Те, кто ставят под сомнение права и обязанности Вселенского патриархата, по сути, ставят под сомнение само их существование и идентичность, саму структуру Православия"».

В другом месте глава Фанара говорит о месте, которое по его мнению он должен занимать в Церкви: «Хочу спросить: разве не в каждой епархии есть первый? Разве не в каждой церкви есть Первый? Тогда почему его (Первого, – РНЛ) нет в Поместных Церквях? Поскольку от самой маленькой структуры, которая является приходом, до Поместной Церкви как единого целого у них есть Первый, то как же возможно, что у Поместных Церквей нет своего Первого?».

Далее в статье приводятся слова митрополита Адрианупольского Амфилохия: «Бытует мнение, что Церковь возглавляет Христос. Но на самом деле Церковь возглавляет Вселенский патриарх».

«Как узнается гордый? Узнается по тому, что домогается предпочтения», - сказал Святитель Василий Великий.

«Но в Церкви Первым, то есть Ее Главой, всегда был, есть и будет Господь Иисус Христос. И несогласие Фанара с этой прописной истиной только указывает на болезнь, поразившую эту, некогда Великую, Церковь», - пишет автор статьи.

По словам владыки Варсонофия, к превозношению и желанию почестей святитель Иоанн Златоустый добавляет третий признак гордости – обидчивость: «Гордый человек расположен мстить за обиды. Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить несчастье».

И опять же, отмечается в статье, в интервью греческому изданию «Политис» патриарх Варфоломей заявил буквально следующее: «Мы определенно расстроились инициативой проведения "братской встречи" в Аммане». «Казалось бы, почему православный патриарх расстраивается из-за встречи Предстоятелей Поместных Церквей? Потому что они не согласны с его решением признать ПЦУ, потому что не он их собрал, потому что некоторые из них отказались принять участие в Критском соборе, который был организован Фанаром», - говорится в публикации.

Митрополит также напомнил, что патриарх Варфоломей не один раз намекал, что к решению признать т.н. ПЦУ его подтолкнул отказ Русской Церкви от участия в Критском соборе. Вот только одно из подобных высказываний: «Сейчас они просят Собора (для того, чтобы рассмотреть решение о признании т.н. ПЦУ, – РНЛ)! Они должны были признать Всеправославный Собор Крита, и они тоже должны были приехать туда. Но они этого не сделали».

Далее автор статьи приводит рассуждения о гордости преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Гордость отличается следующими признаками: сперва бывает в разговоре ее крикливость, в молчании – досада, в веселии громкий разливающийся смех, в печальном случае – неразумная скорбь, в ответе – строптивость, в речи – легкомыслие, слова выражаются без всякого участия сердца, безрассудно. Она не имеет терпения, чужда любви, дерзко наносит оскорбления, а терпеть их не может. Она не склонна к повиновению, если что не совпадает с ее желанием и волей. К принятию увещания она непреклонна; к отречению от своей воли – слаба, для подчинения другим – весьма упорна, всегда пытается настоять на своем мнении, а уступить другому никак не хочет; и таким образом, сделавшись неспособной принимать спасительный совет, во всем доверяет больше своему мнению, чем суждению старцев или духовных отцов».

«Православные уже начинают привыкать, что каждый месяц-два появляется какое-нибудь шокирующее заявление от патриарха Варфоломея. Наверное, не стоит цитировать все те слова, когда патриарх Варфоломей дерзко наносил оскорбления, был непреклонен к принятию увещания, пытался настоять на своем мнении, и больше доверял самому себе, чем суждению старцев или духовных отцов. Все эти заявления широко обсуждались в православной среде», - сказано в статье.

«Очевидно, что то духовное состояние, в котором находится предстоятель Константинопольской церкви, очень похоже на описанное преподобным Иоанном Кассианом Римлянином. Да и могло ли быть иначе? Ведь сначала принимая решение о предоставлении Томоса нераскаявшимся украинским раскольникам, а потом и пребывая с ними в общении, патриарх просто не мог избежать заражения той духовной болезнью, которой страдают эти люди – гордыней. Именно эта страсть не дает человеку сказать одно простое слово "прости", не позволяет ему признать свои ошибки, мешает стать на путь исправления», - пишет автор публикации.

И, отмечается в статье, если это справедливо, когда мы говорим об обычном христианине, то в отношении патриарха Варфоломея проблема духовной зависимости от гордыни только многократно усиливается. Преподобный Иоанн Кассиан писал, что «высокие стены святости гордыня сравнивает с землей пороков и не оставляет покоренной душе никакой свободы. И чем более богатую захватит в плен, тем более тяжкому игу рабства подвергает и, с жестокостью ограбив все имущество добродетелей, совсем обнажает».

«Дерзнем утверждать: патриарх Варфоломей – это человек, который пребывает в пленении страстью, и по слову святителя Василия Великого, он "не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности". Тем более, что он монах, а монаху и христианину всегда полезно бороться против превозношения и гордости. Потому что, как говорил святитель Иоанн Златоуст, "нет зла, равного гордости", так как "она превращает человека в демона – наглого, богохульствующего клятвопреступника". Добавим: и в того, кому "наплевать" на единство Церкви Христовой», - заключил митрополит Винницкий и Барский Варсонофий.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Эти слова страшны

Как мирской человек должен отметить, что это сильная и убедительная статья. Как христианин печалюсь: страшные слова, что Вселенский патриарх пленен страстью. Если на Фанаре считают, что мы "возвращаем им свет веры окутаным тьмою", то это, конечно, удручающее безразличие к нашему русскому светильнику православия. Видимо, им хотелось видеть этот свет, усыпанным русскими золотыми блестящими червонцами .
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Винницкий и Барский Варсонофий (Столяр)
Все статьи Митрополит Винницкий и Барский Варсонофий (Столяр)
Автокефалия на Украине
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Развлекательное шоу там, где с икон и фресок со скорбью взирают на происходящее Киево-Печерские святые
18.12.2024
Признание Ватиканом «ПЦУ» не может не радовать
Папа Римский нанёс сокрушительный удар по филокатоликам внутри Русской Церкви
17.12.2024
Римский Папа доказал необходимость освобождения русского Киева
Все лжемиротворческие инициативы, в первую очередь трамповские, направлены на уничтожение Православия в Колыбели Крещения Руси и сохранение вечной угрозы России в лице антиправославного проекта Украина
14.12.2024
Идиотизм зашкаливает
Сатанинский киевский режим посягнул на четырёх архиереев Русской Православной Церкви
11.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36