От редакции: Учебно-методический комплект «Приходская школа "под ключ"», составленный коллективом авторов во главе с диаконом Ильёй Кокиным и получивший гриф Издательского совета Русской Православной Церкви стал предметом бурной полемики в православных СМИ.
Популярный сайт «Православие.Ру» опубликовал критическую оценку методического пособия, подготовленную настоятелем храма свт. Николая в Пыжах, доцентом МДАиС, протоиереем Александром Шаргуновым; православным писателем Сергеем Дмитриевичем Марновым; искусствоведом Ольгой Константиновной Шикаловой и директором воскресной школы Воскресенского Кафедрального собора г. Твери Олегом Анатольевичем Штейнером (см.: «УМК "Приходская Школа "под ключ"" или Ключ от ящика Пандоры?»).
Одновременно на «Русской народной линии» было опубликовано «Комплексное заключение на материалы Учебно-методического комплекта «Приходская школа “под ключ”» (авторы – диакон Илья Кокин и др.)», подготовленное авторитетными учёными доктором юридических наук, профессором Игорем Владиславовичем Понкиным, доктором психологических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Виктором Ивановичем Слободчиковым и доктором юридических наук, профессором Михаилом Николаевичем Кузнецовым.
Свою негативную оценку материалам дал и иеромонах Паисий (Новожёнов), и.о. игумена Вологодской Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни, автор учебных пособий и дидактических материалов по преподаванию православной культуры в воскресных школах, автор книг, сборников рассказов и жизнеописаний святых для детей серии «Добрая книга России» в своём Отзыве на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК «Приходская школа "под ключ"» диакона Ильи Кокина.
Сам диакон Илья Кокин попытался оправдаться в статье на сайте «Православие.Ру» «Суд любви или суд линча?».
На эту полемику откликнулся живой классик русской литературы, лауреат Первой патриаршей премии в области литературы Владимир Николаевич Крупин:
Светскому человеку вроде бы даже неприлично вступать в прения со священнослужителями. Для меня они неприкосновенны, ибо именно они стоят на крайней передовой борьбы за присутствие Божие на земле.
Но всё-таки решился подать реплику в спор между диаконом Илией Кокиным и священниками Александром Шаргуновым и Владимиром Переслегиным.
Ведь есть же такое понятие как братская укоризна. Право на неё есть и у меня.
А решился от того, что меня в прямом смысле покоробила какая-то развинченность, расхлябанность и безцеремонность диакона Илии. Даже и наглая уверенность в своей правоте. В какой? В открывании дверей воскресной школы для мерзостей?!
Диакон оскорблён тем, что его, такого известного, такого разрешённого Издательским советом, осмеливаются порицать. Как посмели?!
«Я открыт для благожелательной критики», – во как! Но его тексты не «благожелательной» критики заслуживают, а выброса на помойку.
Невозможно без страха за судьбу его души читать их. И это написано для детей! И это одобрено!
Нет, что-то сдвинулось в сторону пропасти в нашем образовании, и светском и духовном…
«Молиться надо», – повторю я слова святого праведного Иоанна Кронштадского, сказанные перед потрясениями 20-го века.
И если сам отец диакон утратил способность к молитве, тогда помолимся мы за него…
Раб Божий Владимир Крупин