Пустынные тайны монаха Авеля

В издательстве «Царское Дело» вышла книга Елены Душеновой

0
2267
Время на чтение 12 минут
Фото: Предоставлено автором

Какую смерть напророчил в конце XVIII – начале XIX века монах Авель Государям Екатерине II, Павлу I, Александру I? Какие откровения были явлены ему в пустынных местах России? Каким он видел будущее нашей страны? На эти и многие другие вопросы помогут ответить архивные документы и рукописи самого Авеля.

В православно-патриотических кругах есть значительная группа людей, которые особенно почитают монаха Авеля, жившего в XVII–XVIII веках, как пророка-страстотерпца. Образ этот был в значительной степени создан благодаря художественной литературе, и прежде всего творчеству П.Н. Шабельского-Борка.

Кем же был в действительности этот монах? Обратимся к архивам и наследию самого Авеля.

У этого человека было четыре имени. В крещении он был назван Василием, в постриге — Авелем, затем некие духи нарекли его Дадамеем, а еще он именовал себя иеромонахом Адамом и, кроме того, почитал себя предтечею Гоговым.

Свою биографию-житие Авель изложил в нескольких вариантах — как Авеля и как Дадамея. В земном плане они практически идентичны. Из «Жития и страданий отца и монаха Авеля» следует, что родился он в деревне Акулово Тульской губернии в 1757 году и крещен 7 марта — в этот день Церковь празднует память в числе херсонских священномучеников епископа Василия. При этом жизнеописатель уверенно называет даты собственного зачатия, «основания» его, младенца, во чреве матери, там же, во чреве, его «изображения», день появления на свет — «в самое равноденствие» мартовское — и, наконец, продолжительность земной жизни: 83 года и 4 месяца.

С помощью несложных арифметических действий можно подсчитать, что Авель, по его собственному предсказанию, должен был умереть в июле 1840 года. Правда, тут провидец просчитался, но это пустяки, ведь, согласно данному «житию», «когда от Адама будет семь тысяч и триста и пятьдесят годов» (т.е. в 1850 году — Авель полагал, что Христос родился в мир в 5500, а не в 5508 году от сотворения мира), душа его «изобразится» в ангела и процарствует 1050 лет, после чего (в 2900-м году) «мертвые возстанут и живые обновятся; и будет всем решение и всем разделение» — следовательно, настанет Страшный суд.

Поделившись этими «откровениями», Авель продолжает повествование о своем земном бытии, сообщая, что в 19 лет он пустился странствовать и через девять лет, 1 октября 1785 года, оказался в Валаамском монастыре на Ладожском озере.

Каким образом он был принят в число послушников, теперь сказать трудно. Видимо, кое-какие факты своей биографии он скрыл. Дело в том, что согласно Царским указам, монастыри не имели права принимать мужа при живой жене, а от крепостных крестьян требовалось предъявить отпускное письмо от помещика. Между тем к моменту появления на Валааме крепостной крестьянин вотчины Льва Александровича Нарышкина Василий Васильев был вот уже 11 лет как женат и имел трех сыновей. Тем не менее, на острове он пробыл больше двух лет, и там, в одной из валаамских пустынь, получил от незримых сил дар «прорицания судеб будущего» и повеление покинуть обитель, дабы сообщить миру (а главное — Царице Екатерине) «тайное и претайное».

Какие же тайны должен был поведать Государыне Екатерине II?

На допросе в Тайной экспедиции 5 марта 1796 года Васильев сообщал, что в марте 1787 года ему был «из воздуха глас, яко боговидцу Моисею пророку», который повелел ему идти к Царице, чтобы возгласить: «1-е, скажи ей, егда воцарится сын ея Павел Петрович, тогда будет покорена под ноги его вся земля Турецкая, и сам султан, и все греки, и будут они ему данники; а 2-е, скажи ей, егда сия покорена будет и вера их лживая истребится, тогда будет единая вера и един пастырь по всей земле, тако бо есть писано в Священном Писании. И еще же рцы ей северной царице Екатерине: царствовать она будет 40 годов. Посем же иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам, Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля».

Как видим, ничего из предвозвещенного духами не сбылось.

Добавим, что те же духи нарекли его «древним отцом Дадамеем» и, судя по всему, «рукоположили» в «иеромонаха Адама» — во всяком случае именно в таком «сане» крестьянин Васильев спустя девять лет оказался в следующем — Николо-Бабаевском монастыре.

Размышляя о том, что просто так к Государыне дойти «никак неможно», Васильев, понуждаемый духами, решил сообщить ей свои «откровения» письменно, почему и написал в Бабаевском монастыре первые пять своих «зело престрашных» книг. В них было сказано, что Императрица Екатерина Алексеевна процарствует 40 лет, что смерть ей приключится скоропостижная, что Государь Петр III пал от ее руки и что Великий князь Павел Петрович замышляет заговор против Самодержавной матери.

Свои писания «иеромонах Адам» показал одному из братии монастыря, тот передал ее настоятелю иеромонаху Савве, а о. Савва препроводил книгу вместе с ее автором в Костромскую духовную консисторию, где опального крестьянина испытывал Костромской епископ Павел (Зернов), которому Васильев и открыл о себе, что он является «предтечею Гоговым». В конечном итоге за «дерзостные и вредные высказывания об особе Императрицы и о ее Царском роде» самозваный «иеромонах», с которого архиерей, конечно же, снял монашеское одеяние, был передан в ведение Тайной экспедиции, действующей при Правительствующем Сенате.

Дело крестьянина Васильева рассматривалось в начале марта 1796 года. О его ходе докладывали Императрице.

Принято считать, что Екатерина II отправила Авеля в Петропавловскую крепость именно за предсказание о ее смерти. Но это не совсем так. Как уже говорилось, Васильев утверждал, что Екатерина II процарствует 40 лет, причем ее скоропостижную смерть он связывал с заговором против нее сына — Наследника Престола. Вот как зафиксирован в протоколе его ответ:

«Признаюся чистосердечно, что сии слова написал потому, что он, т.е. сын, <…> великий наш князь Павел Петрович возжелает сего, когда ему приидет время; время же сие наступит тогда, как процарствует мати его Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог. И ежели кто скажет, что это неправда и я лгу, то потому и все Священное Писание несправедливо...»

Увы, это неправда, а Священное Писание истинно. Царицей Екатерина Алексеевна стала в конце 1761 года, а править самостоятельно смогла лишь после дворцового переворота 28 июня 1762 года. Следовательно, если бы Авель оказался прав, то ее кончина пришлась бы на 1802 год. Между тем, когда она услышала данное пророчество, жить ей оставалось несколько месяцев…

И даже не ложное предсказание о заговоре против нее сына вызвало гнев Императрицы. Сама она еще в 1794 году объявила Совету о своем решении устранить Павла Петровича от Престола и готовила для этого необходимые документы. Впрочем, она поручила следователям все же уточнить источник Авелева «откровения» о готовящемся заговоре, который пришелся бы ей как нельзя кстати для объявления Наследником Престола внука Александра.

Но более всего обеспокоило Государыню заявление крестьянина, что Петр III пал от ее руки. По ее приказанию следователи Тайной экспедиции неоднократно выпытывали у Васильева, кто научил его таким «глаголам» и показывал ли он кому-либо свои записи. Трагическое событие 1762 года являлось стержневым вопросом расследования. Вот что арестованный отвечал на него Макарову 5 марта 1796 года:

«Cиe я потому написал, что об оном есть в Апокалипсисе, и падеж разумею я свержение с престола, с которого он <Петр III> свержен за неправильные его дела, о коих слышал я еще в младенчестве в Туле от мужиков, и именно: 1-е) якобы он оставил свою законную жену Екатерину Алексеевну и 2-е) будто бы хотел искоренить православную веру и ввести другую, за что Бог и попустил на него таковое искушение. Что ж касается до сказанного мною о Павле Петровиче, то я и про него слышал, яко бы он таков же нравом, как и отец его…»

17 марта 1796 года было вынесено решение: «Поелику в Тайной Экспедиции по следствию оказалось, что крестьянин Василий Васильев неистовую книгу сочинял из самолюбия и мнимой похвалы от простых людей, что в непросвещенных могло бы произвести колеблимость и самое неустройство, а паче что осмелился он вместить тут дерзновеннейшие и самые оскорбительные слова, касающаяся до пресветлейшей особы Ея Императорского Величества и высочайшего Ея Величества дома, в чем и учинил собственноручное признание, а за сие дерзновение и буйственность, яко богохульник и оскорбитель высочайшей власти, по государственным законам, заслуживает смертную казнь; но Ее Императорское Величество, облегчая строгость законных предписаний, указать соизволила оного Василия Васильева, вместо заслуженного ему наказания, посадить в Шлиссельбургскую крепость…»

На первый раз заключение Василия-Адама продолжилось недолго. 6 ноября 1796 года Императрица Екатерина Алексеевна скончалась, а вступивший на Престол ее сын начал царствование с акта милосердия, даровав амнистию всем чинам, находившимся под судом и следствием, и освободив от наказания всех «содержавшихся по Тайной экспедиции». Не стал исключением и крестьянин Васильев.

В кругах православных людей, почитающих Царя-мученика Павла Петровича, сложилось убеждение, будто Авель особенно благоволил к этому Императору и предрекал ему посмертную славу и всенародное почитание. Но ничего подобного в архивных материалах мы не находим. Напротив, Авель считал, что нравом Павел Петрович такой же, «как и его отец», т.е. необузданный. Он оклеветал Наследника Престола перед Царицей, обвинив его в умышлении заговора против законной власти. Впрочем, предсказывал Васильев также и то, что в царствование Павла Петровича России будет покорена Турция, Греция да и «вся земля», но на поверку все это оказалось пустозвонством.

При этом Государь действительно единожды лично беседовал с крестьянином 13 декабря 1796 года. Царь спросил у помилованного, чего тот хочет. Согласно «житию», освобожденный узник отвечал: «“От юности мое желание быть монахом, и служить Богу и Божеству его”. Государь же Павел поговорил с ним еще, что нужно, и спросил у него по секрету: что ему случится; потом тому-ж князю Куракину приказал отвесть <Авеля> в Невской монастырь, в число братства. И по желанию его облечь в монашество, дать ему покой и вся потребная; приказано cиe дело выполнить митрополиту Гавриилу от самаго государя Павла, чрез князя Куракина».

Вряд ли в тот раз Авель напророчил Императору, «что ему случится» недолго царствовать, иначе в тот же день (за распространение слухов о готовящемся заговоре против Августейшей особы) не в Лавре бы оказался, а вернулся бы в крепость.

Также осталось неясным, сообщал ли Васильев Павлу I вообще что-либо «секретное», до него касающееся, разве только вновь «предсказывал» завоевание Турции и «всей земли». Достоверно известно лишь то, что по результатам той встречи 14 декабря последовал Высочайший рескрипт, адресованный генерал-прокурору А.Б. Куракину: «Князь Алексей Борисович! Всемилостивейше повелеваем содержащегося в Шлиссельбургской крепости крестьянина Васильева освободить и отослать, по желанию его, для пострижения в монахи. Павел».

Васильев был помещен в Александро-Невскую Лавру, где, впрочем, с постригом не слишком спешили, заметив, что тот еще не совсем «к трудам утвердился», и только после вмешательства Государя 31 декабря 1796 года игумен Феодосий постриг его с именем Авель.

Едва постригшись, Авель буквально на другой день начал помышлять о возведении его в сан иеромонаха и дерзнул просить Государя:

«1-е) Благоволите указом не в продолжительном времени посвятить меня в иеромонашеский чин <…> 2-е) Егда меня заключили на вечное житие в Шлиссельбургскую крепость, и дал я обещание Богу такое: егда отсюда освободят, и схожу в Иерусалим поклонитися Гробу Господню и облобызати стопы, место ног Его. 3-е) Чтобы я был допущен лично к Вашему Императорскому Величеству воздать вам достодолжную благодарность и облобызать вашу дражайшую десницу и буду почитать себя счастливым. 4-е) Благоволите вы мне изъяснить на бумаге, за что меня наибольше посадил Самойлов в крепость, в чем и остаюсь в ожидании благонадежным».

К этому письму А.Б. Куракин присовокупил, что Авель упрекал его за разглашение предсказания, что он-де будет архиереем. «Следовательно, — утверждал вице-канцлер, — нынешняя его поспешная просьба о посвящении во иеромонахи клонится к достижению архиерейского достоинства».

Разумеется, Государь не счел нужным объясняться с дерзким монахом. Его Августейшую волю изложил Куракин: «Его Императорское Величество повелеть соизволил: прошение Васильева оставить без уважения…»

Не добившись желанного сана, Авель самовольно покинул Лавру и направился в Москву, где принялся за свои пророчества собирать деньги. Там его отловили и направили в Валаамский монастырь. Указ об этом последовал 5 января 1798 года.

К тому времени Авель уже перестал считать возвещенные ему тайны действием злых духов, в чем четыре года назад каялся в Тайной экспедиции, и вновь принялся под их диктовку записывать «тайные и претайные» откровения.

Подробнее об этом и последующей жизни монаха Авеля можно узнать из книги Е. Душеновой «Пустынные тайны монаха Авеля», которая в октябре 2021 года вышла в издательстве «Царское Дело».

Здесь же мы хотим привести один из образцов «духовного» творчества монаха Авеля, закончившего жизнь 29 ноября 1831 года в стенах Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (ошибившись в расчетах своей собственной жизни на восемь с лишним лет). Впрочем, автор и сам признавал, что он не сам собой записывает «откровения», а находится под действием иной воли:

«Внимайте сему и разумейте все чтущии и все слышащии, сиа не аз пишу и слагаю, или он кто от человек, а слагает и пишет тот, который прежде всех век рожден мыслию и словом».

Вот как, например, описывает Авель сотворение мира в «Книге бытия» (точнее, в одном из ее вариантов):

«В начале сотворены тверди и тверди, миры и миры, державы и державы, царствы и государствы, а потом и протчая вся: и творяша тако и размышляша девять годов сущих и два-десять и един духовных. В сущих годах вся размысли и вся расположи, а в духовных вся сотвори и вся утверди, и всему положи меру и границу и всему исчисление. Потом сотвори человека и человека, и выша человека, и выша во всяком миpе человека; и число всех сотворенных человек, елико есть число всех миров: сотвори Богочеловека по образу своему и по подобию. Сотвори их мужа и жену, имя им положи: Гог и Магог, Адам и Ева; Гог и Адам муж есть: а Магог и Ева жена его; Гог и Магог прежде сотворены: а потом Адам и Ева сотворены. Гог и Магог и семя их до Адама жили на земли три тысящи и шесть сот годов; Гогова земля и всего рода его вся старая Америка и вся новая Америка. Адамова земля и всего рода его вся Азия и вся Европа и вся Африка — сие убо земля; три тысящи и шесть сот годов не было на ней человека, акроме скотов и зверей; и вся была зарастивши травами и лесами, и протчими вещами. Егда-ж сотворен Адам и жена его Ева, и родились от них сыны и дщери и от сынов сыны: жизни им всей положено осмь тысящ и четыре ста годов; а сам Адам и Ева жил на земли девять сот и тридесять и один год [хоть на год, да надобно Авелю поправить Священное Писание!]. Детей всех было у них сто и два десять и два сына; сто и двадесять и две дщери. И вси пришли в полное совершенство, сии суть адамовы дети и от детей дети, и жизни им от Бога положено, как выше сказано, осмь тысящ и четыреста годов [то есть, опять же Авель утверждает, что конец мира последует в 2900 году]; а Гогу и Магогу и всему роду их всей жизни положено двенадцать тысящ годов. Сам Гог и Магог жил на земли всех лет живота своего четыреста и два года и четыре месяца, потом умре и погребен бысть. Детей всех было у них сто и двадесять и два, пол мужеск и пол женск; и жили они на земли всей жизни, как выше сказано, двенадцать тысящ годов: житие их простое, на подобие скотов и зверей. Закон им дан естественный, вся творяху по совести: но токмо сей род просветятся при конце века верою и благочестием. Потом же весь род гогов и весь род адамов скончаются. А востанут другие веки и другие роды, и будут тако жить всегда и непрестанно, и тому не будет конца, ей тако. Аминь».

Что же касается «древнего отца Дадамея», в духе которого пребывал Авель, то «он находится во всех твердях и во всех небесах, во всех звездах и во всех высотах, в самом существе в них ликуя и царствуя, в них господствуя и владычествуя и проч.».

Что тут скажешь? В прежние времена таких людей, как Авель, считали одержимыми, или находящимися в прелести. Но если бы они жили сегодня, то обезверившийся мир непременно зачислил бы их в экстрасенсы, в контактеры. Недаром один из современных авторов, В.П. Бровко, упорно доказывает, что Авель общался не с кем иным, как с инопланетянами, а невежественным попам это было понять не дано, и потому они его злобно преследовали.

Что же касается некоторых сбывшихся предсказаний монаха Авеля, то об этом писали многие святые отцы. «Демоны не знают будущего, — вразумлял авва Дорофей, — однако предсказывают: иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только догадываясь, почему они часто и лгут. Не должно им верить, хотя они иногда говорят и правду. Кроме того, они знают и Писание».

Книгу можно приобрести в книжной лавке Культурно-выставочного центра «Возрождение», недавно открывшегося в ДК им. Газа по адресу: пр. Стачек, д.72, помещение 77, I этаж (вход с левой стороны здания). Тел. 8-911-932-54-93; 8-921-767-16-43.

Информация о реализации книги также размещена на сайте издательства.

Сергей Игоревич Астахов, директор издательства «Царское Дело»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Игоревич Астахов
«Передайте: я всех люблю…»
К сороковинам со дня гибели воина Василия Рахманова
10.07.2024
Посланники Божии
В издательстве «Царское Дело» по благословению о.Иоанна Миронова вышла новая книга Людмилы Шумиловой
19.06.2024
Плач сердца
Вышел из печати дневник Владыки Иоанна (Снычева)
30.06.2023
Ушел из жизни хранитель памяти о старце Григории Распутине
На кончину Дмитрия Николаевича Филатова
12.04.2023
Русский узел сегодня
В издательстве «Царское Дело» вышло новое издание книги митрополита Иоанна (Снычева) «Русский узел»
24.01.2023
Все статьи Сергей Игоревич Астахов
Последние комментарии
Президент России провёл совещание с военными
Новый комментарий от Агафон
23.11.2024 22:57
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Константин В.
23.11.2024 22:42
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31