Охранять и нести Свет Христов всему миру

В чём актуальность идеи «Москва – Третий Рим» в ХХI веке

Бывший СССР 
3 Алексей Ощепков   Владимир  Евгений Х. 
4650
Время на чтение 11 минут
Фото: wikipedia.org

«Бедное отечество! Когдато ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и отечеству и чистоты нравов» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Как известно, концепция Москвы, России, как Третьего Рима, христианской империи, возникла вследствие развития мысли, изложенной иноком Филофеем в письме к Великому князю Василию III Ивановичу, которого тот уже именовал Царем. Конец XV – начало XVI веков стали для нашей страны периодом становления в качестве державы мирового значения. Формула «яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» стала ядром государственной идеологии и внутреннего мироощущения русского человека на века вперед.

Сама Россия за прошлый век пережила крушение двух своих империй, прошла через период глубокого падения, унижения и зависимости от западного гегемона. Вопрос применимости имперской идеологии для современной России остаётся открытым. В рейтинге мировых экономик постсоветская Россия сумела занять достойное пятое место, но по-прежнему невероятно зависима от зарубежных технологий. Да и уровень жизни оставляет серьёзно желать лучшего! Какая империя?!, – спросят многие. Так же многие с большим скепсисом и насмешками смотрят на масштабные российские проекты, вроде нового космодрома «Восточный» или моста через Керченский пролив. Многие сетуют на идейную и культурную зависимость России от стран Запада.

Многие остаются недовольными униженным положением национального большинства – русского народа, государствообразующая роль которого юридически почти никак не закреплена, за исключением упоминания в конституции РФ.

Всё это пытаются представить в качестве аргумента о недопустимости или фантомности для современной России имперской идеи.

Так ли это в действительности? Давайте вернёмся к «программному документу»: письму инока Филофея Великому князю. Нам важно понять, каков основной посыл его письма. «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, – все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования, а как последний оплот Православия, последний рубеж обороны.

Если посмотреть на состояние нашей страны рубежа XV-XVI веков, то ничего имперского мы там не увидим тоже. Страна ещё не преодолела междоусобицу, только сбросила татарское иго, но татарские набеги, угоны в полон, торговля русскими рабами, будут продолжаться вплоть до XVII века. В религиозном плане Россия переживала серьёзный кризис, связанный с апокалиптическими ожиданиями 1492 года и распространения движения, так называемых, жидовствующих. Апокалиптические ожидания породили в обществе большой интерес к занятиям астрологией. О чем пишет тот же инок Филофей уже в другом письме: «А что касается веры в семь планет, и в двенадцать звезд зодиака, и в прочие звезды, и в плохие часы, и в рождение человека под какой-то звездой, или в час злой, или добрый, определяющий участь, богатство или нищету, порождающий добродетели или пороки, многолетнюю жизнь или быструю смерть, – все то кощунство и басни».

Цитируя молитвы на бездождие из Сборника XV века Кириллова монастыря, видный русский историк и археолог Иван Забелин пишет: «Иные выражения таких молитв напоминают гимны из Ригведы, обращенные именно к богу Парьянья, нашему Перуну» [Забелин И. Русское язычество и его закат. М., 2015, с. 242]», что говорит о том, что на Руси того периода еще сохраняются элементы дохристианской веры.

Отец Иоанн Кронштадтский пишет в начале XX века о кризисе в стране «Россия мятётся, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всём дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Новые грозные слова, произнесенные в 1906 и 1907 годах «О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся». СПБ., 2000, с. 58]. А в проповеди на Новый Год предупреждает о Страшном Суде: «всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Бесконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мире вооружение и угрозы войною; во многих местностях России и других странах острый голод… повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности… огульное пьянство, разврат, неуважение брачных союзов… повсюду потеря стремлений к высоким духовным интересам… Наступили последния времена...» [там же, с. 6].

О. Иоанн называет важный фактор для жизни нашего Отечества – существование в России праведников, святых людей, то есть тех, кто посвятил жизнь не улучшению жизненных условий, своих и своих близких, но, сознательно отказываясь от материального преуспевания, определил целью жизни духовно-нравственное совершенствование, хождение в Боге. Эти люди, по мнению Кронштадтского пастыря, несмотря на некую отрешённость от жизни и не включённость в исторический процесс, как раз во многом и определяют его течение. «Ещё есть верные и избранные в России праведники, как некогда были в царствующем граде святом Андрей с Епифанием и другие» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник 1908, май – ноябрь. M., 2006, с. 64]. Фундаментом возрождения личности, общества и государства Российского, по мнению святого пастыря, является не мировоззренческие концепции, не рассудочная вера, но живая, деятельная, определяющая поведение человека [журнал «Дамаскин». №1(38) 2017, март, с. 36].

И этот момент можно проследить на примере XV века, в котором произошёл расцвет монашеской жизни, к середине века было больше 200 обителей, и большинство из них основаны были учениками прп. Сергия Радонежского в 1-м и 2-м поколении. Именно в этот период творит иконописец Андрей Рублев. Он «своей знаменитой иконе «Звенигородский Спас» воплощает образ духовного идеала русского человека своего времени.

Во Христе Андрея миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством» [Лисовой Н.Н. Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви]. И ведь на протяжении веков эти качества в истории не раз проявлялись. И конечно знаменитая икона «Троица», которая стала образцом для последующих поколений…

На фоне этого Государем Иваном III Великим проводятся проекты, которые можно назвать имиджевыми. В частности, Московский Кремль отстраивается самыми передовыми на то время архитекторами итальянского Возрождения. Заключён династический брак с Софией Палеолог. Утверждён имперский Двуглавый Орел в качестве государственного герба.

Помести в то время современных сетевых троллей, они бы точно так же высмеивали Государя за «понты», как сейчас смеются над, например, космодромом «Восточный» или парадами Победы.

Но на примере нашей истории мы видим, что имиджевые проекты Ивана Великого сыграли на столетия вперед! И продолжают выполнять свою консолидирующую роль в современной России.

Как отмечает историк В. Манягин: «До конца XV века Россия находилась в положении золотоордынского протектората. На Западе с ней могли не считаться. НО в 1480 г. Русь поднялась с колен, а при Грозном расправила плечи от Балтики до Сибири. В 1547 году Иоанн венчался на царство и принял титул Царя, равнозначный императорскому…» [Манягин В. Апология Грозного Царя. М., 2015, с. 37].

Идея Третьего Рима была дана в качестве грядущего цивилизационного проекта, а не в качестве констатации факта русской империи. Был задан вектор, который позже обрел свое воплощение.

Слава Богу, но современное состояние России, её положение и влияние в мире, несоизмеримо лучше тех, что были в конце XV века. Подобный драматический надлом по принципу «быть или не быть» мы прошли, пожалуй, в 1999 году, когда вторжение чеченских террористов в Дагестан поставило под вопрос само существование России.

Крах царской России и Союза ССР во многом обусловлены постепенным отказом тех от мессианской роли. Российская Империя утонула в своей мимикрии западу, признав негласно свою вечную вторичность и полную зависимость от западных идей, включая идею революции. СССР рухнул, когда окончательно развеялся миф о построении собственными силами коммунизма «рая на Земле», формировавшаяся элита СССР уже в 70 гг. прошлого столетия уже осознала это, но вернуться к фундаменту (Богу) построения жизни не смогла…

Потеря целей обернулась двумя страшными надломами для страны и народа.

Какую же общемировую, мессианскую, роль может сыграть Россия современная?

Последние годы Западный мир проходит серьезную трансформацию. Традиционный западный либерализм сменяется деструктивной диктатурой транснационального капитала, которая использует в качестве тарана агрессивные движения сексуальных меньшинств и чёрный неорасизм. Христианский фундамент Западного мира стремительно разрушается.

Процессы, проходящие на современном Западе, весьма напоминают то, что происходило с языческим Римом в период его упадка. Империя прославляет богов всех покорённых ею народов, огромное количество философских течений говорит о том, что истина преподносится как дело вкуса, происходит ползучее нашествие варваров, которые все больше диктуют свою волю теряющим свою власть патрициям. Не то же ли самое мы видим в господстве на современном Западе течения постмодерна, который аннулирует онтологическое понимание истины, как таковое? Засилье мигрантов и мультикультурализм – это и есть новое нашествие варваров.

Несомненно, эти процессы затронули и Россию, но в силу традиционного для нашей страны «отставания» проходят медленнее, что даёт нам возможность «спрыгнуть с поезда» и одуматься, что уже частично происходит. У России есть все шансы стать спасительным ковчегом для подвергшегося гонениям западного христианства. Уже есть примеры, как священники Фома Дитц из Германии и Иосиф Глисон из США переехали с семьями в Россию и продолжают служение в Русской Православной Церкви.

И зачастую мессианскую идею Третьего Рима понимают, как некую внешнюю форму, форму мощного государства Империи. Но как было сказано выше, Россия сродни Евангельскому винограднику который был дан русскому народу (в религиозном понимании, а не в национальном) для обрабатывания и принесения благих плодов. А плоды этого – исполнение заповедей Божии, духовное искание Бога, стремление к соединению с Богом. А искание Бога начинается, прежде всего, со смирения и покаяния, отрицания своей значимости и превозношения.

Мы скорее признаем себя ничтожными и безнадёжными, чем избранными. Именно поэтому у нас провалились американские протестантские проповедники, наводнившие нашу страну в 90-е годы прошлого века. Ведь у них, как раз, всё стоит на идее исключительности. А мы привыкли посыпать голову пеплом. Это наша черта. Но ею же и побеждаем. Великая Отечественная война – тому хороший пример. Когда нищий народ, который силой отрывают от своих духовных корней, спасает человечество. Ошибка наших имперцев в том, что они ждут превращения России в град на холме. Этого не будет. Но сыграть спасительную роль для мира мы можем, что уже не раз демонстрировали. И наша праведность не в утверждении своей исключительности, а в отрицании. Мы утверждаемся, в том числе, через отрицание себя (своей самости), но это утверждение имеет смысл, если происходит в Боге. Во Христе.

Поэтому у нас не совсем классические империи получаются, прирастают территориями не сколько завоеваниями с целью завоевать, а сколько мирным или вынужденным присоединением.

И миссия русского народа, заложенная в идее Третьего Рима, необходимо трактовать не столько катафатически, но и апофатически. Об этом смысле указано во фразе «а четвертому не бытии», что вполне может указывать на Страшный Суд.

«Русь Святая, храни Веру православную, в ней же тебе утверждение», «Москва – Третий Рим», «Новый Иерусалим», «Народ богоносец», «Православие Самодержавие Народность», «Удерживающий», «Народ победитель», – это всё идейные проявления одной сути, то есть чего-то неизменного и сущностного что наполняет Россию. Это – данный ей смысл, вневременной. Чтобы понять эту суть России надо выделить общее во всех этих проявлениях, какой-то внутренний закон и направленность. И, видимо, общим являются два назначения России или две её сущности: 1) охранять, быть проводником Евангелия и его заповедей, 2) одна из наиболее близких русскому народу заповедей «нет большей той любви как если кто положит душу свою за други своя» [Ин. 15: 13].

Охранять – значит защищать, то есть разделять что-то на две области и устанавливать между ними предел, но в то же время этот предел есть и граница, которая соединяет эти две области, то есть является проводником между ними, что-то пропускает, а что-то и нет. Мы можем предположить, что Россия это граница между добром и злом в материальном политическом мире, но так как добро и зло это понятия идейные, то есть духовные, то это, и идейная граница тоже. Тут надо понять, что речь не только о географии границ России, а о смысловом наполнении, об идейных границах. Чего хочет остальная часть мира и ее властители? Они стремятся к тому, чтобы стать не частью, а целым. И главное в этом для них не политическое и экономическое, а идейное единство. А их идеология нам уже видна – она антихристианская везде и во всем, то есть это зло.

Соответственно, теперь, как и раньше задача России – это не только охранять предел до тех пор, пока это возможно (это задача минимум), но и нести Свет Христов всему миру (задача максимум). Это и есть основная идея, то есть идеология. И эта идеология не может быть направлена только на одну личность, на какой-то класс или на один этнос, это идеология для всех людей, потому что теперь мы противостоим человеконенавистникам, которые стремятся к деконструкции и порабощению человеческого рода.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих словах призывает всех русских людей: «Восстань же, русский человек, воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России / Сост., предисл., примеч., им. словарь А.Д. Каплина. М., 2012, с. 546], – для того, чтобы реализовать в жизни задачу, указанную промыслом Божиим русскому народу, имеющему истинную спасительную православную веру: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своею верой во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету Великого князя Владимира, – как единая Церковь... Перестали Русские понимать, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он Русский» [Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2014, с. 944].

Алексей Николаевич Ощепков, Русское Собрание, Пермь, священник Евгений Хованский, магистр богословия, программист, Йошкар-Ола

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 6

Хорошо жить в мире иллюзий и носить розовые очки. Только все равно прийдется проснутся.
учитель / 24.10.2021, 11:18

6. На тему Новгородского погрома

Уничтожить 60 000 новгородцев никто не мог в принципе. Даже при огромном желании. Население Новгорода было 30 000 человек. Это был второй по численности населения город России после стотысячной Москвы. Иностранцы, которые описывают новгородский погром, очень путаются в деталях. И в количестве жертв, и даже вместо Волхова пишут о Волге. Вероятно, путают Великий Новгород с Нижним. Уничтожено во время новгородского погрома было 1500 человек. Для города в 30 000 это немало. Но, вообще говоря, новгородская знать, включая архиепископа, сама дала повод. В голодную зиму зажала хлеб для простолюдинов, вместе с готовностью присягнуть Литве. Кстати, многих новгородских дворян просто сослали в другие земли. С предоставлением надела и сохранением достоинства. Есть еще такая деталь: была эпидемия чумы. И запустение отдельных районов могло быть вызвано чумой. Просто Курбский и немцы, про которых неясно, служили ли они, вообще, в опричном войске, заведомо очерняют Государя. Это нельзя как документальный источник рассматривать. Смотрите книгу В. Манягина "Апология Грозного Царя". И проводите сравнительный анализ с другими странами тогдашней Европы.

5.

Второй Рим был Константинополь (был Столицей при императоре Константине до разделение Империи на две части, и потом в Рим захватили варвары), а не старый Рим (который стал Католическим после отпадения католиков от Вселенского православия)...
Евгений Х. / 23.10.2021, 17:42

4. Ответ на 3 вот такой " свет".

"Страшную картину рисуют писцовые описания новгородских пятин 1570-х — начала 1580-х годов.

Уже к 1570 году в Шелонской пятине запустело около двух третей пашни, а в Деревской «в пусте» лежало 90% земель. К началу 80-х годов разорение еще более возросло.

К этому времени в двух указанных пятинах население составляло 9–10% от того количества, которое проживало здесь в начале XVI столетия.»

учитель / 21.10.2021, 19:25

3. Ответ на 3.

Советую почитать статью " Монумент претковения" на РНЛ, по поземельной переписи после смерти Грозного только по Московскому уезду погибло 70 % населения за время опричнины, некоторые деревни вырезаны полностью, в других у мужиков отрублены руки. Псковская летопись сообщает, что во время опричного разгрома Великого Новгорода погибло 60 000 новгородцев. Немецкие опричники служившие у Грозного сообщают о 700 000 погибших за время царствования этого царя. Только в 1571 году во время нападения крымских татар на Москву и начавшегося огненного шторма в городе погибло 80 000 человек, 120 тыс. татары угнали в плен. Вам следует более внимательно изучать исторические документы, а не пользоваться рекламными проспектами.
учитель / 21.10.2021, 18:50

2.

Ивана Грозного на западе знают по памфлетам Андрея Курбского, который уехал из страны, естественно мало ли что хорошего напишет.
И Иоанн Грозный был не случайно прозван Грозным, потому что он был грозен для врагов Отечества, и не был ужасным... Он жил в тоже время, когда во Франции за неделю Варфоломеевской ночи было казнено без суда и следствия 15 тыс человек, а наш Царь казнил 5 тыс человек за 30 лет...
И западе об этом знают может только историки, народу не скажут, потому что история давно уже пишется не с целью правды, а с другими целями.
Теперь о православии. Почитайте Евангелия, где Христос говорит о малом стаде верных... Количество человек в конфессии далеко не ключевой критерий истинности.
Запад нас никогда не признавал, и надо ли нам их признание, когда наши правители начинают стремиться к признанию на Западе (чтобы он принял нас), то обычно это заканчивалось плохо для нас: 1917, 1991 год... Запад признает только силу... И Российскую Империю он признавал и боялся... Реальный исторический факт про рыбалку Императора Александра III и послов западных...
И так вы не доказали, что утверждение в статье неверное.
Евгений Х. / 21.10.2021, 18:25

1. 1

Изначально не верное утверждение. Пал Древний языческий Рим , Христианский католический Рим здравствует. Число католиков в мире за два года возросло на 15 млн и составило 1 млрд 196 млн человек. А Москву как третий Рим в мире никто не признает. Так и Ивана Грозного на Запале называют Иван Ужасный , что никак не способствует имиджу России.
Учитель Праведности.
учитель / 21.10.2021, 06:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Россия и англосаксы
Перспективы мира и конфронтации между Россией и англосаксонским Западом
18.10.2024
Крестопад, или Добро должно быть с кулаками
О пределах толерантности в вопросах веры
16.10.2024
Популярная музыка в эпоху массового Интернета и Искусственного интеллекта
В продолжение статьи  Александра Г. Рубио «Упадок Рок-музыки» в издании Chronicles Magazine.
14.10.2024
Национальная и цивилизационная идентичность
О межцивилизационной сути украинского конфликта
09.10.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Евгений Звездинский
«Необходимо собрать средства на оплату работ по установке церковной ограды»
Требуется помощь на восстановление храма прпп. Зосимы и Савватия с. Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл
15.05.2024
О революции, интеллигенции и власти в России
Дискуссия в Макарие-Калязинском клубе на тему осмысления русской истории патриотами-консерваторами
16.12.2023
«Сельский приход не в состоянии самостоятельно покрыть расходы»
Требуется помощь на восстановление храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких села Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл
10.04.2023
«Чебурашка» – недетская сказка
В фильме нет положительных героев – людей. К чему бы это?
31.01.2023
Все статьи Евгений Звездинский
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07