«Бедное отечество! Когда‑то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и отечеству и чистоты нравов» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Как известно, концепция Москвы, России, как Третьего Рима, христианской империи, возникла вследствие развития мысли, изложенной иноком Филофеем в письме к Великому князю Василию III Ивановичу, которого тот уже именовал Царем. Конец XV – начало XVI веков стали для нашей страны периодом становления в качестве державы мирового значения. Формула «яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» стала ядром государственной идеологии и внутреннего мироощущения русского человека на века вперед.
Сама Россия за прошлый век пережила крушение двух своих империй, прошла через период глубокого падения, унижения и зависимости от западного гегемона. Вопрос применимости имперской идеологии для современной России остаётся открытым. В рейтинге мировых экономик постсоветская Россия сумела занять достойное пятое место, но по-прежнему невероятно зависима от зарубежных технологий. Да и уровень жизни оставляет серьёзно желать лучшего! Какая империя?!, – спросят многие. Так же многие с большим скепсисом и насмешками смотрят на масштабные российские проекты, вроде нового космодрома «Восточный» или моста через Керченский пролив. Многие сетуют на идейную и культурную зависимость России от стран Запада.
Многие остаются недовольными униженным положением национального большинства – русского народа, государствообразующая роль которого юридически почти никак не закреплена, за исключением упоминания в конституции РФ.
Всё это пытаются представить в качестве аргумента о недопустимости или фантомности для современной России имперской идеи.
Так ли это в действительности? Давайте вернёмся к «программному документу»: письму инока Филофея Великому князю. Нам важно понять, каков основной посыл его письма. «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, – все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования, а как последний оплот Православия, последний рубеж обороны.
Если посмотреть на состояние нашей страны рубежа XV-XVI веков, то ничего имперского мы там не увидим тоже. Страна ещё не преодолела междоусобицу, только сбросила татарское иго, но татарские набеги, угоны в полон, торговля русскими рабами, будут продолжаться вплоть до XVII века. В религиозном плане Россия переживала серьёзный кризис, связанный с апокалиптическими ожиданиями 1492 года и распространения движения, так называемых, жидовствующих. Апокалиптические ожидания породили в обществе большой интерес к занятиям астрологией. О чем пишет тот же инок Филофей уже в другом письме: «А что касается веры в семь планет, и в двенадцать звезд зодиака, и в прочие звезды, и в плохие часы, и в рождение человека под какой-то звездой, или в час злой, или добрый, определяющий участь, богатство или нищету, порождающий добродетели или пороки, многолетнюю жизнь или быструю смерть, – все то кощунство и басни».
Цитируя молитвы на бездождие из Сборника XV века Кириллова монастыря, видный русский историк и археолог Иван Забелин пишет: «Иные выражения таких молитв напоминают гимны из Ригведы, обращенные именно к богу Парьянья, нашему Перуну» [Забелин И. Русское язычество и его закат. М., 2015, с. 242]», что говорит о том, что на Руси того периода еще сохраняются элементы дохристианской веры.
Отец Иоанн Кронштадтский пишет в начале XX века о кризисе в стране «Россия мятётся, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всём дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Новые грозные слова, произнесенные в 1906 и 1907 годах «О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся». СПБ., 2000, с. 58]. А в проповеди на Новый Год предупреждает о Страшном Суде: «всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Бесконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мире вооружение и угрозы войною; во многих местностях России и других странах острый голод… повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности… огульное пьянство, разврат, неуважение брачных союзов… повсюду потеря стремлений к высоким духовным интересам… Наступили последния времена...» [там же, с. 6].
О. Иоанн называет важный фактор для жизни нашего Отечества – существование в России праведников, святых людей, то есть тех, кто посвятил жизнь не улучшению жизненных условий, своих и своих близких, но, сознательно отказываясь от материального преуспевания, определил целью жизни духовно-нравственное совершенствование, хождение в Боге. Эти люди, по мнению Кронштадтского пастыря, несмотря на некую отрешённость от жизни и не включённость в исторический процесс, как раз во многом и определяют его течение. «Ещё есть верные и избранные в России праведники, как некогда были в царствующем граде святом Андрей с Епифанием и другие» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник 1908, май – ноябрь. M., 2006, с. 64]. Фундаментом возрождения личности, общества и государства Российского, по мнению святого пастыря, является не мировоззренческие концепции, не рассудочная вера, но живая, деятельная, определяющая поведение человека [журнал «Дамаскин». №1(38) 2017, март, с. 36].
И этот момент можно проследить на примере XV века, в котором произошёл расцвет монашеской жизни, к середине века было больше 200 обителей, и большинство из них основаны были учениками прп. Сергия Радонежского в 1-м и 2-м поколении. Именно в этот период творит иконописец Андрей Рублев. Он «своей знаменитой иконе «Звенигородский Спас» воплощает образ духовного идеала русского человека своего времени.
Во Христе Андрея миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством» [Лисовой Н.Н. Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви]. И ведь на протяжении веков эти качества в истории не раз проявлялись. И конечно знаменитая икона «Троица», которая стала образцом для последующих поколений…
На фоне этого Государем Иваном III Великим проводятся проекты, которые можно назвать имиджевыми. В частности, Московский Кремль отстраивается самыми передовыми на то время архитекторами итальянского Возрождения. Заключён династический брак с Софией Палеолог. Утверждён имперский Двуглавый Орел в качестве государственного герба.
Помести в то время современных сетевых троллей, они бы точно так же высмеивали Государя за «понты», как сейчас смеются над, например, космодромом «Восточный» или парадами Победы.
Но на примере нашей истории мы видим, что имиджевые проекты Ивана Великого сыграли на столетия вперед! И продолжают выполнять свою консолидирующую роль в современной России.
Как отмечает историк В. Манягин: «До конца XV века Россия находилась в положении золотоордынского протектората. На Западе с ней могли не считаться. НО в 1480 г. Русь поднялась с колен, а при Грозном расправила плечи от Балтики до Сибири. В 1547 году Иоанн венчался на царство и принял титул Царя, равнозначный императорскому…» [Манягин В. Апология Грозного Царя. М., 2015, с. 37].
Идея Третьего Рима была дана в качестве грядущего цивилизационного проекта, а не в качестве констатации факта русской империи. Был задан вектор, который позже обрел свое воплощение.
Слава Богу, но современное состояние России, её положение и влияние в мире, несоизмеримо лучше тех, что были в конце XV века. Подобный драматический надлом по принципу «быть или не быть» мы прошли, пожалуй, в 1999 году, когда вторжение чеченских террористов в Дагестан поставило под вопрос само существование России.
Крах царской России и Союза ССР во многом обусловлены постепенным отказом тех от мессианской роли. Российская Империя утонула в своей мимикрии западу, признав негласно свою вечную вторичность и полную зависимость от западных идей, включая идею революции. СССР рухнул, когда окончательно развеялся миф о построении собственными силами коммунизма «рая на Земле», формировавшаяся элита СССР уже в 70 гг. прошлого столетия уже осознала это, но вернуться к фундаменту (Богу) построения жизни не смогла…
Потеря целей обернулась двумя страшными надломами для страны и народа.
Какую же общемировую, мессианскую, роль может сыграть Россия современная?
Последние годы Западный мир проходит серьезную трансформацию. Традиционный западный либерализм сменяется деструктивной диктатурой транснационального капитала, которая использует в качестве тарана агрессивные движения сексуальных меньшинств и чёрный неорасизм. Христианский фундамент Западного мира стремительно разрушается.
Процессы, проходящие на современном Западе, весьма напоминают то, что происходило с языческим Римом в период его упадка. Империя прославляет богов всех покорённых ею народов, огромное количество философских течений говорит о том, что истина преподносится как дело вкуса, происходит ползучее нашествие варваров, которые все больше диктуют свою волю теряющим свою власть патрициям. Не то же ли самое мы видим в господстве на современном Западе течения постмодерна, который аннулирует онтологическое понимание истины, как таковое? Засилье мигрантов и мультикультурализм – это и есть новое нашествие варваров.
Несомненно, эти процессы затронули и Россию, но в силу традиционного для нашей страны «отставания» проходят медленнее, что даёт нам возможность «спрыгнуть с поезда» и одуматься, что уже частично происходит. У России есть все шансы стать спасительным ковчегом для подвергшегося гонениям западного христианства. Уже есть примеры, как священники Фома Дитц из Германии и Иосиф Глисон из США переехали с семьями в Россию и продолжают служение в Русской Православной Церкви.
И зачастую мессианскую идею Третьего Рима понимают, как некую внешнюю форму, форму мощного государства Империи. Но как было сказано выше, Россия сродни Евангельскому винограднику который был дан русскому народу (в религиозном понимании, а не в национальном) для обрабатывания и принесения благих плодов. А плоды этого – исполнение заповедей Божии, духовное искание Бога, стремление к соединению с Богом. А искание Бога начинается, прежде всего, со смирения и покаяния, отрицания своей значимости и превозношения.
Мы скорее признаем себя ничтожными и безнадёжными, чем избранными. Именно поэтому у нас провалились американские протестантские проповедники, наводнившие нашу страну в 90-е годы прошлого века. Ведь у них, как раз, всё стоит на идее исключительности. А мы привыкли посыпать голову пеплом. Это наша черта. Но ею же и побеждаем. Великая Отечественная война – тому хороший пример. Когда нищий народ, который силой отрывают от своих духовных корней, спасает человечество. Ошибка наших имперцев в том, что они ждут превращения России в град на холме. Этого не будет. Но сыграть спасительную роль для мира мы можем, что уже не раз демонстрировали. И наша праведность не в утверждении своей исключительности, а в отрицании. Мы утверждаемся, в том числе, через отрицание себя (своей самости), но это утверждение имеет смысл, если происходит в Боге. Во Христе.
Поэтому у нас не совсем классические империи получаются, прирастают территориями не сколько завоеваниями с целью завоевать, а сколько мирным или вынужденным присоединением.
И миссия русского народа, заложенная в идее Третьего Рима, необходимо трактовать не столько катафатически, но и апофатически. Об этом смысле указано во фразе «а четвертому не бытии», что вполне может указывать на Страшный Суд.
«Русь Святая, храни Веру православную, в ней же тебе утверждение», «Москва – Третий Рим», «Новый Иерусалим», «Народ богоносец», «Православие Самодержавие Народность», «Удерживающий», «Народ победитель», – это всё идейные проявления одной сути, то есть чего-то неизменного и сущностного что наполняет Россию. Это – данный ей смысл, вневременной. Чтобы понять эту суть России надо выделить общее во всех этих проявлениях, какой-то внутренний закон и направленность. И, видимо, общим являются два назначения России или две её сущности: 1) охранять, быть проводником Евангелия и его заповедей, 2) одна из наиболее близких русскому народу заповедей «нет большей той любви как если кто положит душу свою за други своя» [Ин. 15: 13].
Охранять – значит защищать, то есть разделять что-то на две области и устанавливать между ними предел, но в то же время этот предел есть и граница, которая соединяет эти две области, то есть является проводником между ними, что-то пропускает, а что-то и нет. Мы можем предположить, что Россия – это граница между добром и злом в материальном политическом мире, но так как добро и зло это понятия идейные, то есть духовные, то это, и идейная граница тоже. Тут надо понять, что речь не только о географии границ России, а о смысловом наполнении, об идейных границах. Чего хочет остальная часть мира и ее властители? Они стремятся к тому, чтобы стать не частью, а целым. И главное в этом для них не политическое и экономическое, а идейное единство. А их идеология нам уже видна – она антихристианская везде и во всем, то есть это зло.
Соответственно, теперь, как и раньше задача России – это не только охранять предел до тех пор, пока это возможно (это задача минимум), но и нести Свет Христов всему миру (задача максимум). Это и есть основная идея, то есть идеология. И эта идеология не может быть направлена только на одну личность, на какой-то класс или на один этнос, это идеология для всех людей, потому что теперь мы противостоим человеконенавистникам, которые стремятся к деконструкции и порабощению человеческого рода.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих словах призывает всех русских людей: «Восстань же, русский человек, воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» [св.прав. Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России / Сост., предисл., примеч., им. словарь А.Д. Каплина. М., 2012, с. 546], – для того, чтобы реализовать в жизни задачу, указанную промыслом Божиим русскому народу, имеющему истинную спасительную православную веру: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своею верой во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету Великого князя Владимира, – как единая Церковь... Перестали Русские понимать, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он Русский» [Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2014, с. 944].
Алексей Николаевич Ощепков, Русское Собрание, Пермь, священник Евгений Хованский, магистр богословия, программист, Йошкар-Ола
7. Ответ на 6
6. На тему Новгородского погрома
5.
4. Ответ на 3 вот такой " свет".
Уже к 1570 году в Шелонской пятине запустело около двух третей пашни, а в Деревской «в пусте» лежало 90% земель. К началу 80-х годов разорение еще более возросло.
К этому времени в двух указанных пятинах население составляло 9–10% от того количества, которое проживало здесь в начале XVI столетия.»
3. Ответ на 3.
2.
И Иоанн Грозный был не случайно прозван Грозным, потому что он был грозен для врагов Отечества, и не был ужасным... Он жил в тоже время, когда во Франции за неделю Варфоломеевской ночи было казнено без суда и следствия 15 тыс человек, а наш Царь казнил 5 тыс человек за 30 лет...
И западе об этом знают может только историки, народу не скажут, потому что история давно уже пишется не с целью правды, а с другими целями.
Теперь о православии. Почитайте Евангелия, где Христос говорит о малом стаде верных... Количество человек в конфессии далеко не ключевой критерий истинности.
Запад нас никогда не признавал, и надо ли нам их признание, когда наши правители начинают стремиться к признанию на Западе (чтобы он принял нас), то обычно это заканчивалось плохо для нас: 1917, 1991 год... Запад признает только силу... И Российскую Империю он признавал и боялся... Реальный исторический факт про рыбалку Императора Александра III и послов западных...
И так вы не доказали, что утверждение в статье неверное.
1. 1
Учитель Праведности.