14 октября православные отмечают один из самых почитаемых праздников – Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В народе его зовут просто и с любовью – День Покрова. По народному признанию этот праздник стоит в одном ряду с двунадесятыми праздниками. Сколько посвящено этому событию легенд, художественных фильмов, произведений живописи, музыки, литературы! В нашем привычном ежедневном обиходе день Покрова настолько прочно вошёл в жизнь, что стал настоящей метафорой человеческой надежды на лучшее будущее: достаточно вспомнить фильм «Покровские ворота», поэму Дмитрия Кедрина «Зодчие», увертюру «Всенощное бдение» П.И. Чайковского. Работая над этим произведением, Пётр Ильич часто бывал в Киево-Печерской Лавре и так отзывался о пении монахов: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, — но зато это самобытное, оригинальное и величественно прекрасное богослужебное пение. Потому имею большую потребность сочинять духовно-церковную музыку».
О популярности Дня Покрова Пресвятой Богородицы говорит такой факт: согласно базе данных «Храмы России», на территории России Покрову Пресвятой Богородицы посвящено 1384 храма и других культовых объектов (7,51 % от общего числа объектов ), что ставит праздник Покрова на второе место в общей статистике, на первом же месте — храмы и другие культовые объекты, посвящённые Николаю Чудотворцу (23 %). В основе праздника – предание о явлении Богородицы в Константинополе. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились святыни – риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. По легенде, в то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, в других — что Ее видели только Андрей и его ученик Епифаний. Богородица начала молиться, затем подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал Ее голову, и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.
Событие явления Богородицы описаны в житии Андрея Юродивого, годы жизни которого установлены лишь предположительно. До наших дней дошло более 110 греческих рукописей, где приводятся разные редакции жития, самая древняя из которых может относиться ко второй половине X века. Согласно житию, святой жил во времена императора Льва Великого (Мудрого). В версии, описанной в сборнике житий святых XVI века «Великие Четьи минеи», не указан ни день недели, ни число, сказано лишь, что видение произошло во время всенощного бдения во Влахернском храме. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал особо почитаем на Руси еще в домонгольский период. В русском церковном учительном сборнике «Пролог» XII века содержится упоминание об установлении его празднования, а юродивого Андрея традиция Русской церкви считает славянином, жившим в Константинополе. Празднику Покрова посвящены одни из самых известных русских храмов — церковь Покрова на Нерли, построенная в XII веке Великим князем Андреем Боголюбским, и собор Покрова на Рву, более известный как собор Василия Блаженного.
А какие трогательные и чистые в помыслах пронесли сквозь века наши предки ритуалы, обычаи и приметы в честь торжественного осеннего христианского праздника! Название Покров (плат) Пресвятой Богородицы у людей ассоциировалось с головным платком или фатой невесты. В народе говорили: «Придёт Покров, девке голову покроет». Таким образом, торжество стали считать «девичьим праздником» и благоприятной порой для проведения свадеб. Испокон веков на Руси с праздника Покрова Богородицы начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Чтобы молодожены жили в достатке, их укладывали спать на нечетном количестве ржаных снопов, желательно на двадцати одном. На Покров незамужние девушки чуть свет бежали в церковь зажечь свечку. По поверью, какая раньше всех поставит свечу, та раньше всех и выйдет замуж. Девушки могли ходить с непокрытой головой, а для замужних женщин это считалось грехом. Поэтому юные особы обращались к Богородице словами: «Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленной – идти на чужую сторону». Свадебные приметы в этот день определяли по погоде. Если на Покров ветрено, спрос на невест будет большим. Если выпадет снег, в деревне будет много свадеб, а молодых ждёт непременное счастье.
В преддверии праздника девушки начинали гадать. С наступлением холодов молодёжные гулянья переносились с улицы в избу. Девушки собирались вместе в большом доме, наряжались в лучшие одежды и веселились до упаду. Они верили: «Если Покров весело проведёшь, дружка милого найдёшь». На первых осенних посиделках девушки выставляли в «отводное» окно хлебную лопату, становились вдоль нее и пели «долгие» лирические песни. Во время пения покачивали лопатой, чтобы «далёко было слышно» – в соседних деревнях. На совместной трапезе угощались кашей и блинами. Вечером к девушкам присоединялись молодые люди, которые приносили угощения: пряники, леденцы, орехи. В знак внимания парень одаривал приглянувшуюся девицу небольшим подарочком. На таких вечёрках-смотринах молодежь присматривала себе подходящую пару.
На Покров спешат оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сулимых наступившими уже сырыми и холодными днями, починить заплатами, подомшить избу или, как говорят, «ухитить» ее, «захватить тепла до Покрова» по той причине, что если «не ухитить до Покрова – не будет такова», и придётся тогда просить: «батюшка Покров, натопи нашу хату без дров», т.е. чтобы послал Бог тёплую погоду и время осмотреться и сладиться с долотом и топором. С Покрова волей-неволей приходится начинать зимние работы, служащие подспорьем земледелию и производимые в хатах и после них; здесь пойдёт теперь неустанная работа с пряжей, с тканьем и шитьем всякого рода, с изготовлением всего, что необходимо в домашнем быту или что можно сбыть более или менее выгодно на зимних базарах.
Словом, приходит пора зазимовать, почему и весь период времени около Покрова носит название «зазимок», как начало подспорных земледелию ремесел и промыслов. Не первая пороша – пушистый снежок с лёгким заморозцем называется этим именем – это вернее – «подзимок», и не первые морозы до устоя зимы, а именно эти самые разнообразные работы, сказывающиеся и в домашнем быту, и на сельских базарах. Старики в Покров замечают погоду: «Нехорошо, – сказывают, – если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студёная; «если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».
До нынешнего времени в некоторых сёлах России сохранился обычай в День Покрова «закармливать» на зиму скот. Этот ритуал обставляется обычно довольно торжественно, так как скотине скармливают особый сноп овса, называемый «пожинальником». Пожинальник, или последний сноп с последней полосы, обыкновенно вяжется из тех колосьев, которые оставляются «Илье на бороду». (Делается это с целью умилостивить грозного пророка: «Вот тебе, Илья, борода, а нам хлеба вороха».) Эту «бороду Ильи» крестьяне дожинают непременно всей семьей, храня во время работы гробовое молчание. «Из бороды» вяжется отдельный сноп, который ставится на лавку в переднем углу, где и стоит до Покрова. На Покров же его торжественно выносят на двор и дают скотине с целью предохранить ее от зимней бескормицы и от всех бед и напастей, связанных с самым суровым и тяжелым временем года.
Что касается примет, то по Покрову дню – зиму «читают». Ждут наступления суровых холодов на сороковой день после первого снега. Так что «снежный» Покров обещает раннюю зиму. Дождь и даже гром 14 октября сулят зиму мягкую и бесснежную, а если даже слегка не завьюжило, то до Екатерининого дня – 7 декабря – о санках и не помышляй. Коли снег пока не выпал, то в старину говорили – «на воле будет долго гулять медведь». Раннюю и холодную зиму предвещает отлет на Покров журавлей. Если берёза и клен к середине октября листву не сбросили – к суровым морозам. Сухая погода – к бесснежной зиме, а иней обещает снегопады в январе. Хорошее подспорье в зимних предсказаниях – флюгер. Подует ветер с севера – зима будет холодной, с юга – принесёт зимой тепло. Особым романтическим ореолом наделяют на Покров иней. По преданиям, он укрывает землю, точно Покров Пресвятой Богородицы.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных поверьях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале XX века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни – «от Покрова до Казанской» – ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счёту времени Покров и Казанская – это и сезонные вехи: Покров – зазимки, Казанская – это уже первозимье, начало санного пути. По народным поверьям, с Покрова переставали «бродить и колобродить по лесам лешие. При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу – из боязни. «Леший – не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!».
А уж поговорок и народных прибауток в честь праздника – просто не счесть! Вот лишь некоторые из них: «Между Покрова и Родительской субботы зима не становится»; «Покров – не лето, а Благовещенье – не зима»; «Пришла Покровка – не дала молока коровка»; «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком».
14 октября практически во всех приходах Тверской епархии, как и повсюду в России, состоятся торжественные богослужения в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Для девяти храмов Тверской области этот праздник будет престольным. Вот какие замечательные слова, по поводу приближающегося праздника, сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Праздник Покрова мы почти приравниваем к двунадесятым праздникам. Как много Покровских храмов и монастырей по всему лицу Русской земли! Почему всё это было воспринято так близко сердцем нашего благочестивого народа? Почему этот рассказ о видении лег в основу великого праздника Русской Церкви? Совсем не случайно мы называем страну нашу уделом Пресвятой Богородицы. Она с нами, Она над нами, и этот образ Покрова является в каком-то смысле частью нашего национального самосознания. Но Покров Пречистой Царицы Небесной там, во Влахернском храме не был простерт просто так. Он был простерт в ответ на горячую молитву жителей Константинополя. Мы бывали разными, и Русь была не только святая, но и безбожная, и порой являла пример не духовной, нравственной красоты и интеллектуальной силы, но греха, разврата и слабости. И мы должны помнить, что Покров простирается над нами в ответ на нашу молитву, в ответ на нашу веру, в ответ на нашу способность жертвовать Богу то, что мы имеем, отдавать наш разум, нашу волю, наши чувства под силу действия Его Божественного закона».
Борис Алов, публицист, Тверская область