Почему не видно действий по преодолению раскола в мировом Православии?

Ответ на статью протоиерея Андрея Новикова

Анатолий Степанов 
Автокефалия на Украине 
0
01.10.2021 2470

29 сентября мы опубликовали редакционный комментарий «Пора православным самим разрешить конфликт в мировом Православии». Текст был посвящён попытке католиков и униатов предложить свои услуги в качестве посредников и миротворцев в конфликте Москвы и Константинополя. Пересказывать содержание редакционной заметки не имеет смысла, желающие могут по ссылке ее прочитать.

Неожиданно довольно резко отреагировал на наш комментарий член Синодальной Библейско-Богословской комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, политический беженец с Украины (в прошлом секретарь Одесской епархии) протоиерей Андрей Новиков. Даже название своей статье на страничке в Фейсбуке отец Андрей дал провокационное «Русская народная линия вонзает нож в спину Русской Православной Церкви?». Хотя и снабдил это утверждение знаком вопроса, мол, он пока сомневается – то ли мы вонзаем нож в спину Матери-Церкви, то ли не вонзаем. Кстати, как заправский политтехнолог, священник не дал гиперссылки на нашу публикацию. Так делают обычно спецы в информационных войнах, чтобы люди не могли прочитать публикацию, которую они разоблачают.

В нашем комментарии мы выражаем беспокойство, что конфликт Москвы и Константинополя приводит к тому, что в роли миротворцев пытаются выступить Ватикан и даже униаты, то есть силы, находящиеся за пределами Церкви, строго говоря. Хотя, как утверждают некоторые филокатолики, Католическую церковь соборно никто не объявил еретической, поэтому формально нельзя говорить, что католичество – ересь. А некоторые даже доходят до того, что называют Католическую церковь – «Церковью-Сестрой».

Протоиерей Андрей Новиков не является филокатоликом, больше того он выступает с консервативных позиций и в своей статье даже обличает Ватикан. То есть вроде бы мы с ним должны быть единомышленниками. Так в чём же дело? Почему такая жёсткая реакция на нашу публикацию? Откуда попытка выставить редакцию РНЛ чуть ли не врагом Церкви?!

Трудно предположить, что такой известный церковный ученый и маститый протоиерей не понимает всей сложности и даже тупиковости раскола в мировом Православии. Поэтому я могу воспринимать его публикацию только как попытку дискредитировать именно позицию РНЛ, подвергнуть нас критике именно справа, и, таким образом, выставить себя настоящим консерватором, а нас консерваторами мнимыми и даже антицерковной силой, которая «вонзает нож в спину Русской Православной Церкви». Иными словами, речь не об идейном споре, а о попытке дискредитировать «Русскую народную линию» по причинам, не имеющим отношения к данному вопросу.

Для этого отец Андрей представляет дело так, будто мы, говоря о конфликте между Москвой и Константинополем, пытаемся оправдать действия патриарха Варфоломея. Это, разумеется, откровенная ложь, сознательное искажение наших взглядов! Либо, хочется надеяться, просто незнание позиции «Русской народной линии». Мы неоднократно в редакционных комментариях и публикациях других авторов подвергали критике позицию Константинопольского патриархата по вопросу признания украинских раскольников, изобличали ложь патриарха Варфоломея, который и организовал раскол в мировом Православии.

Однако, похоже, протоиерей Новиков предлагает на этом и остановиться и не искать путей преодоления раскола в мировом Православии. Но раскол-то существует, и это – трагический факт современной ситуации. К сожалению, патриарха Варфоломея поддержало Священноначалие уже трёх Поместных Православных Церквей: Александрийского Патриархата, Элладской и Кипрской Православных Церквей. Словом, проблема носит очень серьёзный характер. И это, очевидно, ослабляет позиции и влияние Православия в мире, в том числе позиции Русской Православной Церкви. Поэтому мы как раз и предлагаем поговорить о том, как преодолеть этот раскол в мировом Православии. Мы с тревогой отмечаем, что раскол только усугубляется и углубляется. В том числе и решениями нашего священноначалия по Африке, а ранее по Юго-Восточной Азии...

Мы можем критиковать позицию патриарха Варфоломея, обличать его неправомерные действия, но мы должны понимать, что Константинопольский патриархат никуда не денется, на Луну не улетит. Это одна из древнейших и влиятельнейших Православных Церквей. А значит, нам либо нужно думать, как восстановить наши отношения. Либо, если мы говорим, что патриарх Варфоломей ушёл в раскол и впал в ересь, мы должны добиваться созыва Всеправославного собора или совещания, где бы патриарх Варфоломей был бы обличён в расколе и ересях, а наша позиция была бы признана православной. Ведь не может только одна Церковь, пусть и такая большая как Русская, объявить предстоятеля другой Поместной Церкви раскольником, тут нужна позиция всего мирового Православия.

Но можем ли мы сегодня собрать такое Всеправославное совещание? И главное – пытаемся ли мы это сделать? Пока этого не заметно. Пока не сильно заметна активность соответствующих церковных структур «на православном направлении». К сожалению, и мы отмечали это в своих прежних публикациях, для нашего внешнеполитического церковного ведомства, для Отдела внешних церковных связей, упрочение православного единства как не было, так и не является до сих пор приоритетным. У нас хорошие отношения с мусульманскими общинами, мы активно (даже чрезмерно активно) развиваем контакты и связи с Ватиканом, но как-то незаметно, чтобы мы сильно укрепляли отношения с Православными Церквами.

Иначе не случилось бы того, что произошло, и Московский Патриархат смог бы предотвратить поддержку позиции патриарха Варфоломея, обидевшегося на священноначалие Русской Православной Церкви за отказ ехать на Критский собор, и решившего отомстить патриарху Кириллу легализацией украинских раскольников.

Ведь дело дошло до того, что даже Кипрская Церковь поддержала патриарха Варфоломея. А ведь на Кипре очень сильно экономическое влияние наших отечественных олигархов, туда вложены немалые средства, в том числе и в поддержку Кипрской Церкви. Но мы и там проиграли. На грани поддержки украинских раскольников балансирует Болгарская Православная Церковь. Постоянно звучат угрозы признать украинских раскольников из Грузии и Румынии. Так что ситуация тревожная и очень-очень опасная.

Но как же мы отвечаем на раскольнические действия патриарха Варфоломея и его сторонников? Отвечаем пока только симметрично. То есть организуем епархии на канонической территории Александрийского Патриархата, создаём епархии и экзархат в Юго-Восточной Азии, считавшейся по умолчанию канонической территорией Константинопольского патриархата. Но ведь это только углубляет раскол в мировом Православии?! Так конфликт не преодолеть, так можно его только усугубить…

Отец Андрей изображает невинность, восклицая: мол, нельзя говорить о Юго-Восточной Азии как «по умолчанию канонической территории Константинополя», что до революции у нас были свои приходы в Южной Корее... Ну и что? До революции ситуация была совсем другая. Но вплоть до последнего времени мы ведь не создавали свои приходы там, считая, что те чада Русской Церкви, которые живут в этих странах, могут посещать храмы Константинопольского патриархата. И это было нормой, которая считалась естественной. Сегодня мы создаем свои приходы и епархии, и это, разумеется, не может не восприниматься Константинопольским патриархатом, как недружественный акт в его отношении. Такая логика «зуб за зуб» не приведёт к преодолению раскола в мировом Православии. Больше того, такие действия, наверняка, не поддержат и другие братские Православные Церкви. Если так можно действовать в отношении Константинополя и Александрии, с которыми у других Православных Церквей сохраняется евхаристическое общение, то почему так не могут поступить в отношении нас? Разве такие мысли не могут приходить в голову иерархам других Церквей?

А главное – мы не видим действий, направленных на преодоление раскола в мировом Православии. В феврале 2020 года прошло совещание в Аммане, созванное благодаря усилиям Иерусалимского патриарха Феофила. К сожалению, большинство Православных Церквей, которые не признали раскольников из ПЦУ, не приехали на это совещание. И сей факт – тоже большое упущение нашей церковной дипломатии, которая, очевидно, плохо поработала. После совещания пошли разговоры о создании постоянно действующего «Аммманского формата», как механизма преодоления раскола в мировом Православии. Но пока этот формат не действует, нет никаких сообщений о подготовке новых встреч с более широким участием.

И всё это факты, от которых не отмахнуться разглагольствованиями о «вонзании ножа в спину Русской Православной Церкви», воспоминаниями о временах Московской Руси и Императорской России. Есть серьёзная реальная проблема – раскол в мировом Православии. И эту проблему необходимо решать!

И вот в результате нашего бездействия, отсутствия у нас какого-то проекта начинают активничать на этом направлении католики и даже униаты. А это очень опасно. К чему это может привести? Вполне вероятно, к тому, что мы вместе с патриархом Варфоломеем начнём бороться за расположение папы Римского, который, в конце концов, согласится выступить в роли миротворца в противостоянии Москвы и Константинополя. А что это значит? Это значит, что мы де-факто признаем статус Римско-католической церкви как равной Православным Церквам или даже первой среди равных. Разумеется, игнорируя те догматические и канонические нарушения, которые были совершены Римом со времен так называемой «Великой схизмы 1054 года».

Таким образом, раскол в мировом Православии может привести к куда большей опасности – к легализации неканоническим путём Римо-католической церкви. Вот о чём мы призываем задуматься, прежде всего, а не радоваться тому, что мы создаём свои приходы в Африке, епархии в Юго-Восточной Азии, расширяя присутствие Русской Церкви в мире. При этом, кстати, число прихожан в коренной России не только не растёт, но и даже уменьшается. Как бы успех проповеди среди негров и малайцев не привёл к нашему поражению на главных направлениях…

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор портала «Русская народная линия», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 10, Кирилл Д.:

Анатолий Дмитриевич, но эта неканоническая легализация РКЦ не произойдёт, если мы сами не будем искать расположения Ватикана и призывать его в посредники. Нас же никто не заставляет это делать.


Конечно, не заставляет. Но активизировались наши филокатолики, теперь п. Варфоломея кроют почем зря, а Ватикан вроде как партнёр. Ситуацию использую. Я об этом.

И, пока есть огромный, очень сильный и очень богатый "коллективный Запад", наши возможности склонить на свою сторону в украинском вопросе большую часть мирового православия невелики, мягко говоря.


Конечно, возможностей у нас мало, но они есть. Поддержку греками раскольничьих действий п.Варфоломея открыто лоббировали американские дипломаты, а об активности нашей дипломатии в этом не слышно. А это серьезный ресурс. Но у нас Церковь отделена от Государства, и дипломатам никто такой задачи - защиты интересов Церкви - не ставит.

И почему нам не радоваться, что мы создаём свои приходы в Африке и в Азии? Православный негр или православный китаец разве чем-то хуже православного русского? Значит, эти чёрные и жёлтые люди просто более русские, чем русские атеисты.


Радоваться приходу в Православие негра или китайца нужно, но есть канонические территории. Вон Антиохия с Иерусалимом разорвали каноническое общение из-за одного прихода. Надо миссионерствовать в Африке и в Азии, но можно согласовывать свои действия с другими Церквами, а не сепаратно.

А то, что число православных прихожан в коренной России падает - это уже наша внутренняя проблема. Это вопрос исключительно к нам, русским людям, и к силе (или слабости) нашей веры. Ни проповедь среди негров и азиатов, ни конфликт со Стамбулом вообще никак на численность русских православных не влияет.


Просто надо приоритеты расставлять правильно, ставить задачу миссии внутри России во главу угла, а то как бы не увлечься проповедью папуасам и малайцам. Это напоминает ситуацию с мигрантами, когда мы не рождаемость русских повышаем, а мигрантов завозим. Как бы и тут не наступить на те же грабли.

12. Ответ на 9, Кирилл Д.:

Эпоха, конечно, непростая. С другой стороны, бывало и покруче, на самом деле.

Мы не жили тогда. Поэтому все наши сравнения - "от литературы". По факту мы наблюдаем сегодня кризис вселенского Православия. И он наслаивается на общий кризис веры. Расколы прошлых времён во многом строились на "рвении не по разуму", сильном импульсе веры с неправильным приложением. Мы же живём во время апостасии, охлаждения и отступления от ревности. Наши расколы мотивированы не "от веры", не из глубины верующего сердца, а снаружи, от обстоятельств... Лёд начинает ломаться, где тонок... Дай Бог, чтобы осталась льдинка и мы на ней в этом ревущем потоке современности.
Андрей Карпов / 04.10.2021 08:03

11. Ответ на 8, Константин В.:


"Как стало известно, в результате сильного землетрясения силой 5,8 балла по шкале Рихтера на Крите погиб человек. Он оказался в ловушке в обрушившейся церкви. <...> Церковь... была первым в районе центром вакцинации" (https://oimos-athina.blogspot.com/2021/09/blog-post_702.html)



Ну, и как спасение души связано с вакцинацией? Это событие даёт ответ на этот вопрос? Откуда Вы знаете, что случилось с душой этого погибшего человека?
Кирилл Д. / 03.10.2021 20:21

10.

"Таким образом, раскол в мировом Православии может привести к куда большей опасности – к легализации неканоническим путём Римо-католической церкви. Вот о чём мы призываем задуматься, прежде всего, а не радоваться тому, что мы создаём свои приходы в Африке, епархии в Юго-Восточной Азии, расширяя присутствие Русской Церкви в мире. При этом, кстати, число прихожан в коренной России не только не растёт, но и даже уменьшается. Как бы успех проповеди среди негров и малайцев не привёл к нашему поражению на главных направлениях…"

Анатолий Дмитриевич, но эта неканоническая легализация РКЦ не произойдёт, если мы сами не будем искать расположения Ватикана и призывать его в посредники. Нас же никто не заставляет это делать.
При этом, наверно, и Варфоломей, и любая другая "нерусская" православная церковь может и признать РКЦ, и мы тут ничего сделать не сможем. Наверно, надо быть и к этому готовым, поскольку всё или почти всё мировое православие, кроме русского, является "евроатлантическим" и находится под прямым давлением (а может, и управлением) Запада. И, пока есть огромный, очень сильный и очень богатый "коллективный Запад", наши возможности склонить на свою сторону в украинском вопросе большую часть мирового православия невелики, мягко говоря.
Но что нам теперь, вешаться, что ли? Надо просто стоять на своём. Мне так кажется. И, в конце концов, русское православие больше, чем всё остальное "вселенское", вместе взятое. Так что, это надо ещё посмотреть, какое православие вселенское на самом деле. Просто стоять, не дёргаться. И посмотрим, что будет через 5, 10 или 20 лет.
И почему нам не радоваться, что мы создаём свои приходы в Африке и в Азии? Православный негр или православный китаец разве чем-то хуже православного русского? Значит, эти чёрные и жёлтые люди просто более русские, чем русские атеисты.
А то, что число православных прихожан в коренной России падает - это уже наша внутренняя проблема. Это вопрос исключительно к нам, русским людям, и к силе (или слабости) нашей веры. Ни проповедь среди негров и азиатов, ни конфликт со Стамбулом вообще никак на численность русских православных не влияет.
Кирилл Д. / 03.10.2021 20:17

9. Ответ на 6, Андрей Карпов:

Время разделения…Какая страшная эпоха наступила.



Эпоха, конечно, непростая. С другой стороны, бывало и покруче, на самом деле.
Начнём с того, что была эпоха дохристианская, когда Христос не пришёл ещё. Наверно, тогда было, в любом случае, ещё хуже. Сейчас Христос с нами, это главное.
Далее. Как только наступила христианская эра, начались расколы и ереси. Арианство и прочее. Сейчас это под толстым слоем исторических отложений, но на тот момент это же воспринималось как полный армагеддон. Плюс, собственно, гонения на христиан.
Далее, в 1054 году был великий раскол, который до сих пор сохраняется. При этом, православные остались в меньшинстве и сейчас в меньшинстве остаются.
Про европейский раскол в 16 веке я даже не говорю, это пусть будет их внутреннее дело.
Но у нас был Раскол в 17 веке. А ведь ситуация перекликается с нынешней. Было русское православие. И было "вселенское православие". Хотя (как и сейчас!): 1) Русское православие было больше, чем всё остальное, вместе взятое - хотя бы по числу прихожан; 2) Русское православие было в независимой стране, а остальное - под турками и частично под поляками; и сейчас то же самое - почти всё "нерусское" православие - в евроатлантическом блоке либо, по меньшей мере, под его влиянием.
Но тогда мы решили "вернуться на столбовую дорогу мировой цивилизации" и привести наше православие к "мировому" обряду. Может быть, тот обряд (в смысле, он уже наш нынешний) и правда правильнее, но то, как это было сделано, обернулось страшным расколом и огромной травмой для нас. Вполне возможно, не было бы и революции 1917, не будь раскола тогда.
Ну и, ещё было время гос. атеизма и преследования религии после 1917. Тоже время довольно страшное.
Так что, думаю, сейчас ещё ничего. Конечно, боюсь, не приходится рассчитывать на то, что гипотетический Всеправославный собор что-то даст. Это же геополитика. И Варфоломей просто сыграл в геополитическую игру на стороне Запада. Другие православные церкви - под прямым западным влиянием и давлением. Пока есть "коллективный Запад", мы никак не переубедим большинство православных церквей. Ну, будем просто жить, стоять на своём и держаться. Мне так кажется.
А "переменит Бог Орду", как сказал, кажется, Сергий Радонежский, посмотрим, что будет.
Кирилл Д. / 03.10.2021 20:00

8. Не связана, говорите?

"Как стало известно, в результате сильного землетрясения силой 5,8 балла по шкале Рихтера на Крите погиб человек. Он оказался в ловушке в обрушившейся церкви. <...> Церковь... была первым в районе центром вакцинации" (https://oimos-athina.blogspot.com/2021/09/blog-post_702.html)
Константин В. / 02.10.2021 16:58

7. Ответ на 4, Анатолий Степанов: начнём с себя

Похоже у Вас, Георгий, одной вакцинацией голова забита. Это плохо. Вакцинация не связана со спасением, а наше главное дело - спасение души.

Раскол в мировом православии как и акция поголовной вакцинации происходит от давления безбожных мирских властей, чуждых христианству, в дела церковные и на свободу церкви. Вспомните нашу историю советского периода -легко ли нам было соблюдать чистоту православия? Поэтому 1) не будем обвинять их, 2)будем просто молиться за них так, как нам предписывают каноны церковныя, традиция церкви и соборныя решения и 3)начнём с себя, с нашей русской православной церкви и провозгласим анафему и Ульянову Ленину и прочим гонителям Церкви Христовой, ереси марксизма и безбожного гуманизма -вот тогда мы ясно поймём как надо спасать Православную Церковь от раскола
Vladislav / 02.10.2021 15:53

6.

Время разделения…Какая страшная эпоха наступила.

Андрей Карпов / 02.10.2021 14:17

5. Ответ на 4, Анатолий Степанов:

Похоже у Вас, Георгий, одной вакцинацией голова забита. Это плохо. Вакцинация не связана со спасением, а наше главное дело - спасение души.


У меня не забита, можете не беспокоиться. А вот РНЛ применяет те же информационные методы в дискуссии, поэтому и мораль читать не имеет права.
Георгий Н. / 02.10.2021 11:56

4. Ответ на 3, Георгий Н.:

Похоже у Вас, Георгий, одной вакцинацией голова забита. Это плохо. Вакцинация не связана со спасением, а наше главное дело - спасение души.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Степанов
Пора реабилитировать Императора Петра Великого
Он был православным русским государем, преемником царской Руси и Византийской имперской традиции
12.11.2021
Международная научная конференция
«От Империи к Содружеству: пути России»
12.11.2021
Закрыть тему «царских останков»
Часто приходится сталкиваться с плохим знанием фактов
11.11.2021
Памяти Валерия Новоскольцева
Отошёл ко Господу поэт, публицист и общественный деятель
05.11.2021
Хорошая компания: Петровский, Кураев, Ахилла (Плужников)
Но они никто против столпов духа старца Наума, Патриарха Алексия, митрополита Илии
01.11.2021
Все статьи Анатолий Степанов
Автокефалия на Украине
«Назначение Епифания было сделано вопреки святым канонам»
Митрополит Лимасольский Афанасий заявил, что его участие в совместном богослужении с Архиепископом Кипрским Хризостомом не означает, что он признает т.н. ПЦУ
23.11.2021
Духовный хаос уже достигнут
В рамках «Дискуссионного клуба» РНЛ состоялась яркая дискуссия польского эксперта Павла Земиньского, Дмитрия Куницкого и Павла Тихомирова
16.11.2021
«Нам не нужен "старший брат", которому наплевать на православные каноны и единство»
Митрополит Иларион о заявлении патриарха Варфоломея, что ему «плевать» на то, что РПЦ исключила его имя из диптихов
15.11.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Я смерти не боюсь и делать прививку не буду
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2021 16:44
«Гегелем и Гёделем» по имперской России
Новый комментарий от Александр Волков
24.11.2021 16:18
О культурном наследии старообрядчества
Новый комментарий от учитель
24.11.2021 15:48
«Что сейчас происходит с COVID-19 на самом деле?»
Новый комментарий от Родион Николаевич Юрьев
24.11.2021 15:45
Оболганный академик
Новый комментарий от учитель
24.11.2021 15:32