29 сентября мы опубликовали редакционный комментарий «Пора православным самим разрешить конфликт в мировом Православии». Текст был посвящён попытке католиков и униатов предложить свои услуги в качестве посредников и миротворцев в конфликте Москвы и Константинополя. Пересказывать содержание редакционной заметки не имеет смысла, желающие могут по ссылке ее прочитать.
Неожиданно довольно резко отреагировал на наш комментарий член Синодальной Библейско-Богословской комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, политический беженец с Украины (в прошлом секретарь Одесской епархии) протоиерей Андрей Новиков. Даже название своей статье на страничке в Фейсбуке отец Андрей дал провокационное «Русская народная линия вонзает нож в спину Русской Православной Церкви?». Хотя и снабдил это утверждение знаком вопроса, мол, он пока сомневается – то ли мы вонзаем нож в спину Матери-Церкви, то ли не вонзаем. Кстати, как заправский политтехнолог, священник не дал гиперссылки на нашу публикацию. Так делают обычно спецы в информационных войнах, чтобы люди не могли прочитать публикацию, которую они разоблачают.
В нашем комментарии мы выражаем беспокойство, что конфликт Москвы и Константинополя приводит к тому, что в роли миротворцев пытаются выступить Ватикан и даже униаты, то есть силы, находящиеся за пределами Церкви, строго говоря. Хотя, как утверждают некоторые филокатолики, Католическую церковь соборно никто не объявил еретической, поэтому формально нельзя говорить, что католичество – ересь. А некоторые даже доходят до того, что называют Католическую церковь – «Церковью-Сестрой».
Протоиерей Андрей Новиков не является филокатоликом, больше того он выступает с консервативных позиций и в своей статье даже обличает Ватикан. То есть вроде бы мы с ним должны быть единомышленниками. Так в чём же дело? Почему такая жёсткая реакция на нашу публикацию? Откуда попытка выставить редакцию РНЛ чуть ли не врагом Церкви?!
Трудно предположить, что такой известный церковный ученый и маститый протоиерей не понимает всей сложности и даже тупиковости раскола в мировом Православии. Поэтому я могу воспринимать его публикацию только как попытку дискредитировать именно позицию РНЛ, подвергнуть нас критике именно справа, и, таким образом, выставить себя настоящим консерватором, а нас консерваторами мнимыми и даже антицерковной силой, которая «вонзает нож в спину Русской Православной Церкви». Иными словами, речь не об идейном споре, а о попытке дискредитировать «Русскую народную линию» по причинам, не имеющим отношения к данному вопросу.
Для этого отец Андрей представляет дело так, будто мы, говоря о конфликте между Москвой и Константинополем, пытаемся оправдать действия патриарха Варфоломея. Это, разумеется, откровенная ложь, сознательное искажение наших взглядов! Либо, хочется надеяться, просто незнание позиции «Русской народной линии». Мы неоднократно в редакционных комментариях и публикациях других авторов подвергали критике позицию Константинопольского патриархата по вопросу признания украинских раскольников, изобличали ложь патриарха Варфоломея, который и организовал раскол в мировом Православии.
Однако, похоже, протоиерей Новиков предлагает на этом и остановиться и не искать путей преодоления раскола в мировом Православии. Но раскол-то существует, и это – трагический факт современной ситуации. К сожалению, патриарха Варфоломея поддержало Священноначалие уже трёх Поместных Православных Церквей: Александрийского Патриархата, Элладской и Кипрской Православных Церквей. Словом, проблема носит очень серьёзный характер. И это, очевидно, ослабляет позиции и влияние Православия в мире, в том числе позиции Русской Православной Церкви. Поэтому мы как раз и предлагаем поговорить о том, как преодолеть этот раскол в мировом Православии. Мы с тревогой отмечаем, что раскол только усугубляется и углубляется. В том числе и решениями нашего священноначалия по Африке, а ранее по Юго-Восточной Азии...
Мы можем критиковать позицию патриарха Варфоломея, обличать его неправомерные действия, но мы должны понимать, что Константинопольский патриархат никуда не денется, на Луну не улетит. Это одна из древнейших и влиятельнейших Православных Церквей. А значит, нам либо нужно думать, как восстановить наши отношения. Либо, если мы говорим, что патриарх Варфоломей ушёл в раскол и впал в ересь, мы должны добиваться созыва Всеправославного собора или совещания, где бы патриарх Варфоломей был бы обличён в расколе и ересях, а наша позиция была бы признана православной. Ведь не может только одна Церковь, пусть и такая большая как Русская, объявить предстоятеля другой Поместной Церкви раскольником, тут нужна позиция всего мирового Православия.
Но можем ли мы сегодня собрать такое Всеправославное совещание? И главное – пытаемся ли мы это сделать? Пока этого не заметно. Пока не сильно заметна активность соответствующих церковных структур «на православном направлении». К сожалению, и мы отмечали это в своих прежних публикациях, для нашего внешнеполитического церковного ведомства, для Отдела внешних церковных связей, упрочение православного единства как не было, так и не является до сих пор приоритетным. У нас хорошие отношения с мусульманскими общинами, мы активно (даже чрезмерно активно) развиваем контакты и связи с Ватиканом, но как-то незаметно, чтобы мы сильно укрепляли отношения с Православными Церквами.
Иначе не случилось бы того, что произошло, и Московский Патриархат смог бы предотвратить поддержку позиции патриарха Варфоломея, обидевшегося на священноначалие Русской Православной Церкви за отказ ехать на Критский собор, и решившего отомстить патриарху Кириллу легализацией украинских раскольников.
Ведь дело дошло до того, что даже Кипрская Церковь поддержала патриарха Варфоломея. А ведь на Кипре очень сильно экономическое влияние наших отечественных олигархов, туда вложены немалые средства, в том числе и в поддержку Кипрской Церкви. Но мы и там проиграли. На грани поддержки украинских раскольников балансирует Болгарская Православная Церковь. Постоянно звучат угрозы признать украинских раскольников из Грузии и Румынии. Так что ситуация тревожная и очень-очень опасная.
Но как же мы отвечаем на раскольнические действия патриарха Варфоломея и его сторонников? Отвечаем пока только симметрично. То есть организуем епархии на канонической территории Александрийского Патриархата, создаём епархии и экзархат в Юго-Восточной Азии, считавшейся по умолчанию канонической территорией Константинопольского патриархата. Но ведь это только углубляет раскол в мировом Православии?! Так конфликт не преодолеть, так можно его только усугубить…
Отец Андрей изображает невинность, восклицая: мол, нельзя говорить о Юго-Восточной Азии как «по умолчанию канонической территории Константинополя», что до революции у нас были свои приходы в Южной Корее... Ну и что? До революции ситуация была совсем другая. Но вплоть до последнего времени мы ведь не создавали свои приходы там, считая, что те чада Русской Церкви, которые живут в этих странах, могут посещать храмы Константинопольского патриархата. И это было нормой, которая считалась естественной. Сегодня мы создаем свои приходы и епархии, и это, разумеется, не может не восприниматься Константинопольским патриархатом, как недружественный акт в его отношении. Такая логика «зуб за зуб» не приведёт к преодолению раскола в мировом Православии. Больше того, такие действия, наверняка, не поддержат и другие братские Православные Церкви. Если так можно действовать в отношении Константинополя и Александрии, с которыми у других Православных Церквей сохраняется евхаристическое общение, то почему так не могут поступить в отношении нас? Разве такие мысли не могут приходить в голову иерархам других Церквей?
А главное – мы не видим действий, направленных на преодоление раскола в мировом Православии. В феврале 2020 года прошло совещание в Аммане, созванное благодаря усилиям Иерусалимского патриарха Феофила. К сожалению, большинство Православных Церквей, которые не признали раскольников из ПЦУ, не приехали на это совещание. И сей факт – тоже большое упущение нашей церковной дипломатии, которая, очевидно, плохо поработала. После совещания пошли разговоры о создании постоянно действующего «Аммманского формата», как механизма преодоления раскола в мировом Православии. Но пока этот формат не действует, нет никаких сообщений о подготовке новых встреч с более широким участием.
И всё это факты, от которых не отмахнуться разглагольствованиями о «вонзании ножа в спину Русской Православной Церкви», воспоминаниями о временах Московской Руси и Императорской России. Есть серьёзная реальная проблема – раскол в мировом Православии. И эту проблему необходимо решать!
И вот в результате нашего бездействия, отсутствия у нас какого-то проекта начинают активничать на этом направлении католики и даже униаты. А это очень опасно. К чему это может привести? Вполне вероятно, к тому, что мы вместе с патриархом Варфоломеем начнём бороться за расположение папы Римского, который, в конце концов, согласится выступить в роли миротворца в противостоянии Москвы и Константинополя. А что это значит? Это значит, что мы де-факто признаем статус Римско-католической церкви как равной Православным Церквам или даже первой среди равных. Разумеется, игнорируя те догматические и канонические нарушения, которые были совершены Римом со времен так называемой «Великой схизмы 1054 года».
Таким образом, раскол в мировом Православии может привести к куда большей опасности – к легализации неканоническим путём Римо-католической церкви. Вот о чём мы призываем задуматься, прежде всего, а не радоваться тому, что мы создаём свои приходы в Африке, епархии в Юго-Восточной Азии, расширяя присутствие Русской Церкви в мире. При этом, кстати, число прихожан в коренной России не только не растёт, но и даже уменьшается. Как бы успех проповеди среди негров и малайцев не привёл к нашему поражению на главных направлениях…
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор портала «Русская народная линия», член Союза писателей России
13. Ответ на 10, Кирилл Д.:
И, пока есть огромный, очень сильный и очень богатый "коллективный Запад", наши возможности склонить на свою сторону в украинском вопросе большую часть мирового православия невелики, мягко говоря.Конечно, возможностей у нас мало, но они есть. Поддержку греками раскольничьих действий п.Варфоломея открыто лоббировали американские дипломаты, а об активности нашей дипломатии в этом не слышно. А это серьезный ресурс. Но у нас Церковь отделена от Государства, и дипломатам никто такой задачи - защиты интересов Церкви - не ставит.
И почему нам не радоваться, что мы создаём свои приходы в Африке и в Азии? Православный негр или православный китаец разве чем-то хуже православного русского? Значит, эти чёрные и жёлтые люди просто более русские, чем русские атеисты.Радоваться приходу в Православие негра или китайца нужно, но есть канонические территории. Вон Антиохия с Иерусалимом разорвали каноническое общение из-за одного прихода. Надо миссионерствовать в Африке и в Азии, но можно согласовывать свои действия с другими Церквами, а не сепаратно.
А то, что число православных прихожан в коренной России падает - это уже наша внутренняя проблема. Это вопрос исключительно к нам, русским людям, и к силе (или слабости) нашей веры. Ни проповедь среди негров и азиатов, ни конфликт со Стамбулом вообще никак на численность русских православных не влияет.Просто надо приоритеты расставлять правильно, ставить задачу миссии внутри России во главу угла, а то как бы не увлечься проповедью папуасам и малайцам. Это напоминает ситуацию с мигрантами, когда мы не рождаемость русских повышаем, а мигрантов завозим. Как бы и тут не наступить на те же грабли.
12. Ответ на 9, Кирилл Д.:
11. Ответ на 8, Константин В.:
"Как стало известно, в результате сильного землетрясения силой 5,8 балла по шкале Рихтера на Крите погиб человек. Он оказался в ловушке в обрушившейся церкви. <...> Церковь... была первым в районе центром вакцинации" (https://oimos-athina.blogspot.com/2021/09/blog-post_702.html)
Ну, и как спасение души связано с вакцинацией? Это событие даёт ответ на этот вопрос? Откуда Вы знаете, что случилось с душой этого погибшего человека?
10.
Анатолий Дмитриевич, но эта неканоническая легализация РКЦ не произойдёт, если мы сами не будем искать расположения Ватикана и призывать его в посредники. Нас же никто не заставляет это делать.
При этом, наверно, и Варфоломей, и любая другая "нерусская" православная церковь может и признать РКЦ, и мы тут ничего сделать не сможем. Наверно, надо быть и к этому готовым, поскольку всё или почти всё мировое православие, кроме русского, является "евроатлантическим" и находится под прямым давлением (а может, и управлением) Запада. И, пока есть огромный, очень сильный и очень богатый "коллективный Запад", наши возможности склонить на свою сторону в украинском вопросе большую часть мирового православия невелики, мягко говоря.
Но что нам теперь, вешаться, что ли? Надо просто стоять на своём. Мне так кажется. И, в конце концов, русское православие больше, чем всё остальное "вселенское", вместе взятое. Так что, это надо ещё посмотреть, какое православие вселенское на самом деле. Просто стоять, не дёргаться. И посмотрим, что будет через 5, 10 или 20 лет.
И почему нам не радоваться, что мы создаём свои приходы в Африке и в Азии? Православный негр или православный китаец разве чем-то хуже православного русского? Значит, эти чёрные и жёлтые люди просто более русские, чем русские атеисты.
А то, что число православных прихожан в коренной России падает - это уже наша внутренняя проблема. Это вопрос исключительно к нам, русским людям, и к силе (или слабости) нашей веры. Ни проповедь среди негров и азиатов, ни конфликт со Стамбулом вообще никак на численность русских православных не влияет.
9. Ответ на 6, Андрей Карпов:
Эпоха, конечно, непростая. С другой стороны, бывало и покруче, на самом деле.
Начнём с того, что была эпоха дохристианская, когда Христос не пришёл ещё. Наверно, тогда было, в любом случае, ещё хуже. Сейчас Христос с нами, это главное.
Далее. Как только наступила христианская эра, начались расколы и ереси. Арианство и прочее. Сейчас это под толстым слоем исторических отложений, но на тот момент это же воспринималось как полный армагеддон. Плюс, собственно, гонения на христиан.
Далее, в 1054 году был великий раскол, который до сих пор сохраняется. При этом, православные остались в меньшинстве и сейчас в меньшинстве остаются.
Про европейский раскол в 16 веке я даже не говорю, это пусть будет их внутреннее дело.
Но у нас был Раскол в 17 веке. А ведь ситуация перекликается с нынешней. Было русское православие. И было "вселенское православие". Хотя (как и сейчас!): 1) Русское православие было больше, чем всё остальное, вместе взятое - хотя бы по числу прихожан; 2) Русское православие было в независимой стране, а остальное - под турками и частично под поляками; и сейчас то же самое - почти всё "нерусское" православие - в евроатлантическом блоке либо, по меньшей мере, под его влиянием.
Но тогда мы решили "вернуться на столбовую дорогу мировой цивилизации" и привести наше православие к "мировому" обряду. Может быть, тот обряд (в смысле, он уже наш нынешний) и правда правильнее, но то, как это было сделано, обернулось страшным расколом и огромной травмой для нас. Вполне возможно, не было бы и революции 1917, не будь раскола тогда.
Ну и, ещё было время гос. атеизма и преследования религии после 1917. Тоже время довольно страшное.
Так что, думаю, сейчас ещё ничего. Конечно, боюсь, не приходится рассчитывать на то, что гипотетический Всеправославный собор что-то даст. Это же геополитика. И Варфоломей просто сыграл в геополитическую игру на стороне Запада. Другие православные церкви - под прямым западным влиянием и давлением. Пока есть "коллективный Запад", мы никак не переубедим большинство православных церквей. Ну, будем просто жить, стоять на своём и держаться. Мне так кажется.
А "переменит Бог Орду", как сказал, кажется, Сергий Радонежский, посмотрим, что будет.
8. Не связана, говорите?
7. Ответ на 4, Анатолий Степанов: начнём с себя
6.
5. Ответ на 4, Анатолий Степанов:
4. Ответ на 3, Георгий Н.: