В «Протуберанцах», вышедших в сентябрьском номере «Молодой гвардии» (№ 9), были опубликованы мои горестные размышления о теракте с массовым убийством детей, совершенном Ильназом Галявиевым в казанской школе 11 мая этого года. (Предлагаю их перечитать). Те размышления слово в слово можно повторить теперь, через четыре месяца, когда точно такой же молодой отвязанный стрелок Тимур Бекмансуров 20 сентября пришел в пермский университет и устроил стрельбу по студентам из законно приобретённого дробовика. В результате 6 убитых и более 20 раненых, причем 7 из них — тяжело.
И теперь нельзя не задать вопроса нашим самым большим властям: а не кажется ли вам, господа, что керченский, казанский и пермский стрелки, кстати, примерно одинакового возраста, вышли из одной пробирки? И пробирка эта чисто информационная, ментальная.
Власти, как обычно, вновь пообещали нам расследовать новую трагедию и выделить определённые суммы семьям погибших и пострадавших. После радостных баталий на Летних олимпийских играх и футбольных полях казанского стрелка уже успели забыть, тем более что его быстренько определили психически ненормальным и отправили на лечение.
На этот раз массовое убийство детей совпало с подведением итогов парламентских выборов — для власти опять же радостных итогов, если не сказать восторженных. И весь вечер 20 сентября в ящике все штатные говорящие головы обсуждали не тему расстрела детей, ставшую для нас уже чуть ли не обыденной, а эйфорически, крайне оптимистически, взахлёб и до тошноты лизоблюдски выражали довольство по поводу «победы» на выборах партии власти. Эта телевизорная эйфория «победы» просто-напросто затмила, заглушила горе пермских матерей и отцов. Ну не могли же наши штатные говорящие головы и партийные бонзы лишить себя удовольствия победной болтовни из-за теракта, про который после очередных футбольных баталий снова скоро забудут…
Но не могу не повторить фрагмента из «Протуберанцев» №9 «МГ»:
«Говорящие головы в телеящике весь день 11 мая разглагольствовали о случившемся, но никто так и не заикнулся об истинных причинах подобных трагедий, связанных с убийством самых незащищенных — детей, как и с детской преступностью. Видимо, корпоративные интересы не позволяют говорящим головам заикаться об этом: а то ведь больше не пригласят в телеэфир. Но спросим сами себя: что вот уже 30 лет круглосуточно тот же телеящик выливает на наши головы на большинстве каналов? Сплошной многосерийный криминал. Убийства, убийства, убийства, кровь, кровь, кровь, жестокость, избиения, месть и опять убийства — уже в ответ на совершённые. Убивают походя, не моргнув глазом, легко, с усмешкой, не задумываясь — убил и пошел дальше, как ни в чём не бывало. И как тут не встать перед вопросом: разве все прошедшие 30 лет это делалось не сознательно?..
Все 30 либеральных лет наша молодежь росла на этих телевизионных криминальных эпопеях. Так кого же российское общество и российская власть, запрещающая любую идеологию, могли вырастить за эти годы? Кто все эти годы был главным телегероем у подрастающего поколения? Только человек с оружием, только супермачо, с легкостью отправляющий в небытие любого на своем пути. Вот мы их и вырастили. Вот они и делают то, что видят в телеящике. Не говоря уже про интернет. Фильмы "Брат" и "Брат-2" стали поистине культовыми в молодежной среде, их до сих пор крутят по ящику. Но посчитайте, сколько людей убил главный герой фильма?.. И почему бы молодым созерцателям этих культовых "героев" ("В чём сила, брат?..") не делать то же самое, если на государственном канале — можно? По сути, художественные телеубийства стали уже идеологией государственной культуры, хотим мы этого или нет. Ведь если государству, власти — плевать на то, что день и ночь крутят телеканалы, значит, государство тем самым поощряет такую "культурную" политику в стране».
С утра 21 сентября — вновь все теле- и радионовости начинались с многословной эйфории в связи с «победой» партии власти на выборах. И рассуждать провластным комментаторам и гостям эфира об очередном стрелке с дробовиком, омрачившем эту «победу», было как-то не с руки, как-то некстати… А уж тем более рассуждать о глубоких, о подлинных причинах подобных трагедий в нашей действительности…
Куда проще отделаться отговорками о работе следователей, о материальной поддержке семьям пострадавших, о проблемах с психикой стрелка и его болезненной невменяемости… И через день забыть об этом «происшествии» до следующего стрелка или следующего 18-летнего подрывника хоть с русской, хоть с нерусской фамилией…
Валерий Васильевич Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия», поэт, публицист